gifts2017

Секретные технологии O-Planet (или автоматизация, на…) ЧАСТЬ 2

Опубликовал Олег Пономаренко (O-Planet) в раздел Сообщество - О жизни

Поздним вечером я неторопливо прогуливался по весенней улице. Пахло апрелем, растаявшим снегом, и еще чем-то из далекого детства. Я долго откладывал звонок по мобильному, сладостно предвкушая получение хорошего заказа. Наконец, разговор с новым клиентом состоялся. Я несколько был ошарашен тем, что подробности ТЗ необходимо было обсуждать прямо сейчас. В общем, заказ я тогда получил, потратив минут двадцать со счета. Предполагалось, что потом оно окупится…
ЧАСТЬ 2. Житейская

Помню 30 декабря 2003 года. Мы с моим другом и коллегой пришли за расчетом к директору фирмы, поставившей мне, среди прочего, описанную выше, в первой части, задачу. В офисе на столе лежал огромный букет гвоздик и дорогие конфеты. Как выяснилось, так какой-то местный авторитет выразил руководителю фирмы свое почтение. Нас угостили шампанским. В воздухе чувствовался приближающийся праздник. Мы шутили и не торопились уходить. В тот день хотелось вспоминать только о хорошем…

Поздним вечером я неторопливо прогуливался по весенней улице. Пахло апрелем, растаявшим снегом, и еще чем-то из далекого детства. Я долго откладывал звонок по мобильному, сладостно предвкушая получение хорошего заказа. Наконец, разговор с новым клиентом состоялся. Я несколько был ошарашен тем, что подробности ТЗ необходимо было обсуждать прямо сейчас. В общем, заказ я тогда получил, потратив минут двадцать со счета. Предполагалось, что потом оно окупится…

Клиент настаивал на быстром решении и за месяц позвонил мне раз пять. В общих чертах, фирма занималась оптовой торговлей фототоваров, имела несколько продуктовых магазинов, что-то сдавала в аренду, оказывала услуги фотопечати. Все это необходимо было автоматизировать на уровне управленческого учета. Как выяснилось, до меня тут работало несколько команд программистов, но больших результатов они не достигли.

В то время «1С» выпустила самую первую версию «Предпринимателя», в котором не было даже справочника мест хранения. Я рассудил, что в качестве шаблона эта программа мне вполне подойдет, и первое, что я в нее добавил, был справочник точек. Именно точек, где велась какая-то деятельность, а не просто мест хранения. Впрочем, углубиться серьезно в специфику деятельности мне не удалось: коллектив не особо шел на контакт, никакого письменного документа мне также не дали, а директор постоянно спрашивал «когда же». И, не имея в то время большого опыта автоматизации, я решил, что время пришло.

Надо несколько слов сказать о том директоре. Невысокого роста, кругленький, и очень энергичный. Когда-то в армии он был прапором, и, похоже, в этом скрывалась его сущность. Достаточно было маленькой искры, чтобы его взорвать. Когда в моей программе что-то не шло, то особое удовольствие ему составляло объяснить мне ясно, какая моя программа … <нехорошая>, и какой я программист … <нехороший>, и что я из его фирмы устроил полигон для своих упражнений в 1С. После этого он убегал к себе в кабинет, но выбегал оттуда через минуту, чтобы объяснить мне все это еще … яснее. Работать в подобных условиях было почти невозможно, но приходилось. Причем, поводы для таких вот объяснений, подчас, оказывались смехотворными, вплоть до того, что в отчете какая-либо колонка называлась не так, как ему бы хотелось. А уж если оказывалось, что в моей … <нехорошей> программе чего-то не было!.. «Мне надо от тебя, - орал он, - чтобы выводился простой отчет с тремя колонками: купили, продали и сп... <взяли без спроса>. Программа называется: пред-при-ни-ма-тель! Это что означает? Что она должна быть ясной, чтобы простые пацаны могли посмотреть то, что им нужно!»

Надо сказать, что общался так своеобразно этот директор не только со мной, но и со всеми, кто его в чем-то не устраивал: с бухгалтерами, строителями, клиентами и поставщиками. Но, к чести его будет сказано, дела он вел хорошо, и я не припомню случая, чтобы кто-то его упрекнул в обмане, или недоплате. Свое слово он держал, наорав на кого-то, мог тут же заплатить, что должен, поэтому, с ним все стремились работать.

Разумеется, первого июня я не знал, каким станет для меня лето 2003, и поэтому кинулся в работу, как говорится, очертя голову. Я не стану перечислять всех перипетий этой автоматизации. Программа была сырая на 90%. За лето и осень на базе «1С:Предприниматель 7.7» мне пришлось сделать раздельный валютный учет по контрагентам, добавить блок работы с авансовыми отчетами, организовать суммовой учет по продуктовым точкам, учет поступления арендной платы по сдаваемым площадям, расчет коммунальных затрат и даже автоматизировать учет погашения долга сотрудников фирмы по корпоративному тарифу сети «Мегафон», не говоря уже о почти сотне разных отчетов.



Особо стоит отметить блок фотопечати, где сама по себе предметная область имеет массу нюансов. Так, количество отпечатков необходимо переводить в рулоны бумаги и согласовывать со счетчиками тотала печатных аппаратов. Мало? Тогда как вам возможность принимать заказы не только в розницу или от контрагентов, но и от собственных сотрудников и даже собственных точек? Как вам учет расхода химикатов по количеству отпечатков, учет брака и обрезков, печать в долг и расчет зарплаты работников фотостудии по количеству отпечатков? Надо сказать, что этот блок получился практически идеальным: вся работа оператора сводилась к заполнению одного документа и паре развернутых отчетов, но это тема отдельного и большого рассказа.


Разумеется, в фирме, где руководитель занимает такую жизненную позицию, не могло идти речи о здоровом коллективе. Мне помогать решительно ни кто не хотел, быть может, из-за опыта общения с предыдущими программистами, которые, попав в ситуацию непонимания и незаслуженных обвинений, сами начинали кляузничать и винить всех и вся в своих неудачах. Несколько раз за лето я получал команду все прекратить и больше не появляться. В какой-то момент особого отчаяния, я оставил в глобальном модуле своей программы послание тому, кто будет после меня. Думаю, оно говорит само за себя:

// Три совета программисту от разработчика этой долбаной программы:
// 1. Не будь дураком: никогда не соглашайся на такую работу, на которую согласился я - перелопатить всю базу,
//    потратить уйму нервов, четыре месяца времени, получить копейки и узнать, что ты дурак и ничего не умеешь.
// 2. Не будь идиотом: если тебе предлагают работать в этой фирме - БЕГИ, пока ты еще не согласился и свободен 
// 3. Не будь осталопом: никогда не говори, что программист, работавший до тебя, делал все плохо даже если тебе
//    кажется, что на этом можно заработать. Ты ведь тоже программист!
//------------------------------------- Олег ---


Но все проходит. К зиме сменился почти полностью расчетный отдел фирмы. В моей программе появились и заработали без сбоев все необходимые блоки учета. К этому времени в работу включился мой добрый друг и коллега, которого я попросил выполнять функции моего директора, и психологически это разрулило ситуацию. В декабре я почти не появлялся у клиента, давая возможность работать фирме без моего участия. А 30 декабря 2003 года с нами окончательно рассчитались.

Оценивая сейчас все происшедшее, я могу сказать, что директор тот во многом все-таки был прав. Я действительно проявил безответственность и легкомыслие, взявшись за такую сложную работу и не осознавая, что мой непрофессионализм для фирмы может оказаться достаточно дорогим. Впрочем, почти военные условия, в которых я тогда оказался, как специалиста меня подняли на качественно новый уровень и профессионально, и психологически. И я горжусь, что единственный смог пройти все до конца и завершить начатое.

В этом году меня вновь пригласили сделать для этой фирмы некоторую работу. Я согласился. Оказывается, за эти несколько лет директор несколько раз по разным причинам пытался найти очередную бригаду программистов, чтобы те написали ему новую программу, но все мои коллеги сходили с дистанции почти сразу. Впрочем, я отметил добрые перемены. Фирма разрослась, появились новые сотрудники, и директор как-то сам преобразился, стал более сдержан.

Что ж, в добрый час!


См. также

Подписаться Добавить вознаграждение

Комментарии

1. Доржи Цыденов (support) 28.12.06 11:39
+1. Очень жизненно! Я думаю, многим попадались такие клиенты. Кто поддержит?
2. defini (defini) 29.12.06 00:03
+1 адназначна, Верю каждому слову :-)
3. ЧуЧундер 31.12.06 20:03
Я думаю, то что сделано было в данной программе мало имело отношения к управленческому учету.
Раза два-три на меня выходили через моих клиентов новые люди. одна работа обещалось быть выгодной и крупной.
Управленческий учет в холдинге.
Коммерческий, с которым я встречался пару раз, пытался объяснить мне, что ему надо.. но придти к взаимопониманию не удалось.
Не получилось, даже на уровне квадратов, нарисовать "управленческий учет"...
4. Олег Пономаренко (O-Planet) 01.01.07 00:24
Не, ну я же уже писал, что "простые пацаны" понимают под управленческим учетом! Чтобы кнопку нажать и "выводился простой отчет с тремя колонками: купили, продали и сп... <взяли без спроса>"
6. Michailo Бахтин (lordmb) 07.03.07 10:08
7. kairat primbetov (karat60) 14.05.07 14:27
8. Даниил K (Bylka) 07.12.07 15:13
+1.....
жёстко....
сталкивался.....
10. BaryVetaL (Diversus) 03.08.09 12:51
+1 за жизненную историю.

Вот поэтому в самом начале автоматизации надо делать тех. задание, тогда такие вопросы снимаются автоматически. На крик директора всегда можно показать ТЗ в котором четко написано, что должно быть и что подписывалось им же...
11. Олег Пономаренко (O-Planet) 03.08.09 12:57
(10) Очень наивное суждение. Описанный дир на такие ходы говорил просто: "Ты сейчас эту бумажку возьмешь и засунешь ее себе в ... " Мотивировал так: "А я говорил, как мне надо, вы просто не правильно поняли и не то написали"
12. BaryVetaL (Diversus) 05.08.09 16:57
(11) да, но подпись его стоит? Его. Что подписывал тогда? А написали именно то, что он просил. Если не согласен, или нужно не то, тогда и не подписывай.

По моему субъективному мнению: четко сформулированные цели в ТЗ - это на половину решенная задача.

Просто имел подобные случаи. И любой (на моей практике), даже самый бестолковый дир. или бух. после того, как носом тыкаешь в ТЗ всегда закрывает рот. Если же полученный результат не совпадает с тем, что было нужно - это проблемы организации, а не программиста. Потом пишется дополнение к ТЗ и там указываются дополнительные работы по основному ТЗ.

Если же все таки рот не закрывается и мотивируется "А я говорил, как мне надо, вы просто не правильно поняли и не то написали", то он же не подпишет с закрытыми глазами, сажем, какую-нибудь дарственную? Нет, он прочитает и скажет нет. Потому что он в этом не заинтересован, с ТЗ тоже самое. Именно это и нужно объяснить при подписании ТЗ.

Просто мне кажется нужно занять правильную позицию и гнуть свою линию. Это, при правильном подходе, повышает Вашу оценку в глазах организации, и устраняет всякие "А я говорил...".
13. Семён (wert453) 11.10.12 06:42
Очень знакомо, такие ситуации пока нет опыта помогают выйти на качественно новый уровень. Обязательства задают такой темп, что те вещи которые создал в подобной стрессовой ситуации - в тепличных условиях если бы и сделал, то за куда более длительный срок.
Для написания сообщения необходимо авторизоваться
Прикрепить файл
Дополнительные параметры ответа