gifts2017

Основы финансового учета. Часть 1. Введение

Опубликовал Миклухо Маклай (mikuho) в раздел Управление - Теория учета

Начинаю цикл статей по финансовому учету. Рассмотрим основные составляющие и систематизируем знания.



Введение

 В современной практике учет на предприятии рассматривают с точки зрения его эффективности в достижении результатов. Ведение только бухгалтерского учета не показывает полное представление о финансово-экономическом состоянии деятельности предприятия. Поэтому, как правило, на предприятиях используют несколько видов учета:

  • Бухгалтерский учет
  • Налоговый учет
  • Кадровый учет
  • Управленческий учет
  • Производственный учет
  • Финансовый учет
  • и другие виды учета

Цикл статей посвящен управленческому финансовому учету.

Отметим, что для принятия верных управленческих решений в бизнесе руководителю необходима объективная и оперативная информация о состоянии дел, как по каждой бизнес - единице компании, так и бизнесу в целом. Источником такой информации может быть система управленческого финансового учета и управленческая отчетность.

При этом само понятие «управленческий учет» неоднозначно. Существует много подходов в понимании принципов ведения управленческого учета и подходов к построению системы учета на предприятии.

В наиболее распространенном понимании «управленческий учет» представляет собой вид деятельности в рамках одной организации или группы компаний, который обеспечивает управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.

К  важнейшим целям управленческого учета можно отнести: 

  1. Оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
  2. Контроль, планирование и прогнозирование экономической эффективности деятельности предприятия и его центров ответственности;
  3. Выбор наиболее эффективных путей развития предприятия.

Регламентированный бухгалтерский учет является обязательным и основным видом учета на предприятии и представляет собой систему выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации в стоимостной оценке о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решения.

Организация управленческого учета на предприятии является предметом деятельности администрации и никак не регулируется со стороны государственных органов. Факты хозяйственной деятельности в системах регламентированного бухгалтерского и управленческого учета могут иметь различную интерпретацию и различные аналитические раскрытия.

В  отличие от регламентированного учета для управленческого учета важно:

  1. Скорость получения информации менеджерами важнее ее точности. Точность – это главное свойство регламентированного учета.
  2. Объективность и полезность всей бизнес-информации – т.е. отражение именно реальных фактов и процессов в бизнесе в наиболее понятной для управленческого аппарата форме, а не в соответствии с жесткими стандартами, как в регламентированном учете.
  3. Полнота информации, т.е. учет и контроль всех бизнес-операций, а не только тех, которые компания раскрывает в регламентированном учете.
  4. Анализ всего информационного поле бизнеса, включая прошлое, настоящее и будущее. Т.е. в его составе обязательно должны быть прогнозы, сценарии, анализ рисков, максимально полная информация обо всей внешней среде компании (клиенты, конкуренты, поставщики и т.п.)

В  таблице представлена сравнительная характеристика регламентированного бухгалтерского и управленческого учета: 

Признак

 

Бухгалтерский учет

 

Управленческий учет

 

Обязательность ведения учета

 

Обязательность ведения закреплена законодательно

 

Ведение учета зависит от желания и воли руководства организации

 

Цель ведения  учета

 

Составление регламентированной финансовой отчетности для внешних пользователей

 

Является только средством обеспечения планирования, управления и контроля в данной организации.

 

Пользователи информации

 

Внешние пользователи (акционеры, кредиторы, государственные органы и пр.)

 

Топ-менеджмент компании – ее владельцы, управляющий (генеральный директор), руководитель финансовой службы (финансовый директор), а также руководители линейных подразделений, которые также несут ответственность за результаты деятельности своих департаментов (отделов).

 

Методы ведения учета

 

Счета и двойная запись, документация, инвентаризация

 

Возможно использование специфических методов, запись информации не обязательно ведется по двойной системе.

 

Свобода выбора

 

Основан на общепринятых принципах, которые регулируют запись, оценку и передачу информации

 

Организуется исходя из целей и задач управляющих, никак не регламентируется государством, служит лишь интересам предприятия. В большей степени основан на логике и опыте или на общей преемственности.

 

Используемые измерители

 

Ведется в российской валюте – рублях.

 

Используются как денежные, так и неденежные измерители. Применяются натуральные, условно-натуральные, расчетные показатели.

 

Группировка затрат

 

Затраты группируются по экономическим элементам (материалы, оплата труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления).

 

Предприятие самостоятельно решает вопрос о том, по каким статьям классифицировать затраты (по центрам ответственности, проектам и др.).

 

Основной объект учета

 

Хозяйственная деятельность предприятия воспринимается как единое целое.

 

Деятельность предприятия рассматривается по центрам ответственности (центр затрат, центр выручки, центр прибыли).

 

Периодичность составления отчетности

 

Состав и периодичность составления отчетности устанавливаются законодательными актами. Годовая отчетность составляется за год, промежуточная – за месяц, квартал и т.д.

 

Администрация предприятия самостоятельно устанавливает состав и периодичность представления внутренней отчетности. Отчеты составляются по мере надобности: ежемесячно, еженедельно, ежедневно.

 

Степень надежности информации

 

Учет документально подтвержден, его оценки максимально точные.

 

Информация во многом носит расчетный характер, часто используются приблизительные оценки.

 

Степень открытости информации

 

Отчетность является открытой, публичной.

 

Информация обычно является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер.

 

Базисная структура

 

Учет строится на известном балансовом уравнении: Активы = Капитал + Обязательства

 

Структура информации зависит от запросов пользователей.

 

Ответственность за правильность ведения учета

 

Налоговыми органами могут быть наложены штрафные санкции за неправильное отражение информации в отчетности. Кредиторы или акционеры могут обратиться в суд по причине искажения информации в отчетности.

 

Внутренняя документация не обязательно должна составляться в соответствии с установленными требованиями и нормами, поскольку предназначена только для внутренних пользователей

Связь с другими дисциплинами

 

Основан главным образом на собственном методе.

 

Тесно связан с другими дисциплинами

– микроэкономикой, финансами, экономическом анализом, статистикой.

 

 

В следующей статье мы определимся с целевой аудиторией и целями, стоящими перед финансовым директором

См. также

Подписаться Добавить вознаграждение
Комментарии
1. Артем Артеменко (dock) 18.12.13 05:59
Ждем продолжения...
Хотя пока что много буковок и не видно практического применения данной информации.
2. Саша Безымяный (help1Ckr) 18.12.13 12:52
Спасибо за статью, но слишком общая теория. Хотелось бы более приземленно)
3. Миклухо Маклай (mikuho) 18.12.13 13:15
(1) dock, понимаю, зрители хотят хлеба и зрелищ) в статье я старался больше обобщить, чем показать практику
4. Миклухо Маклай (mikuho) 18.12.13 13:15
5. Артем Артеменко (dock) 18.12.13 14:21
(3) mikuho, это мы все понимаем, потому и ждем продолжения :)
Но картинок можно и при обобщении... графическая информация привлекает!
6. Миклухо Маклай (mikuho) 18.12.13 19:33
(5) dock, учту! спасибо за предложения!
7. Василий Казьмин (awk) 21.12.13 23:37
(0) УУ часть БУ. Ибо:

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;
выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;
контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;
контроль целесообразности хозяйственных операций;
контроль наличия и движения имущества и обязательств;
контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
контроль соответствия деятельности утверждённым нормам, нормативам и сметам.

Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.

Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.
8. Миклухо Маклай (mikuho) 22.12.13 16:53
(7) awk, согласен, одно вытекает из другого и наоборот. Разные источники толкуют по своему, остается в памяти последний вариант
9. Сергей Алферов (SunShinne) 05.01.14 16:53
Хорошая статья, однако я бы добавил, что на практике ЧАСТО лучше вести один финансовый УЧЕТ, из которого уже формировать и регламентированный и управленческий учет.
10. Osiris_ (StaticUnsafe) 31.01.14 10:27
Вот это реально полезная статья. Как раз внедряем отчетность по МСФО, а я ни в зуб ногой в финансовых "заморочках".
11. Миклухо Маклай (mikuho) 10.03.14 18:42
12. mikhailovaew (mikhailovaew) 17.04.14 16:16
2-я и 3-я части лучше, содержательнее
13. vlad kan (truba) 30.07.15 12:07
"Точность – это главное свойство регламентированного учета." - крайне спорное утверждение!
я бы выразился осторожнее - возможность удовлетворения интересов фискальных органов главное свойство регламентированного учета. А уж понятие "точности" они наполнят смыслом сами)) Иногда требования фискальных органов идут как раз в разрез с общепринятыми представлениями о точности. Что, к слову, является одним из оснований выделения регламентированного учет в отдельный вид учета на предприятии.