gifts2017

Основы финансового учета. Часть 2. Целевая аудитория или какие цели стоят перед финансовым директором?

Опубликовал Миклухо Маклай (mikuho) в раздел Управление - Теория учета

Продолжаем цикл статей по финансовому учету. в этой статье рассмотрим цели и задачи фин.учета

Целевая аудитория

Какие цели стоят перед финансовым директором?

Прежде всего, отметим, что финансовый директор является заместителем генерального директора по экономике и финансам, его основная задача сводится к управлению финансово-экономическим состоянием предприятия, разработке финансовой политики и укреплению финансовой устойчивости.

В  реализацию этой задачи, в частности, входит:

  • разработка системы бюджетов (закупок, продаж и накладных расходов);
  • управление финансовыми потоками;
  • анализ финансовой устойчивости на основе баланса движения дохода, имущества и финансовых ресурсов предприятия, построения графика финансовой устойчивости и определение отклонений от требований, предъявляемых банком к заемщику кредитных ресурсов;
  • экономическое обоснование производственной программы и бизнес-планов с целью оптимизации величины платежного ресурса;
  • обоснование потребности в собственных и заемных денежных средствах;
  • управление оборотным капиталом;
  • экономическое прочтение бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, оперативной и управленческой отчетности;
  • контроль за движением материальных, финансовых и документарных потоков;
  • текущее и оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия в реальном режиме времени;
  • координация работы и руководство финансово-экономической службой, ее подразделениями, разработка механизма взаимодействия с другими службами и подразделениями;
  • разработка стандартов на документы внутренней отчетности;
  • разработка методических положений, должностных инструкций и системы премирования;
  • формирование надежной и гибкой организационной структуры управления финансово-экономической службы, а также подбор персонала, его обучение и аттестация.

В  приведенный перечень можно было бы также включить дивидендную и инвестиционную политику, работу с ценными бумагами, учет различных рисков, использование финансовых инструментов и реструктуризацию предприятия (слияние и поглощение). Но эти задачи не являются типичными и касаются больше крупных предприятий, чем средних и мелких.

Отсюда видно, что финансовый директор, как специалист высшего уровня в области экономики и финансов,  на  современном  этапе  должен  достаточно  четко  разбираться  в  работе  бухгалтеров, экономистов,  финансистов,  налоговых  и  статистических  служб.  Именно  ему  отводится  роль «переводчика»  и  связующего  звена  между  отдельными  подразделениями  внутри  финансово-экономической службы, между директором и другими службами внутри предприятия, между предприятием и внешними организациями — банками, налоговыми органами, инвесторами и т.д.

Чем отличаются цели финансового директора и главного бухгалтера?

Должностные обязанности финансового директора и главного бухгалтера очень похожи: и у того и у другого они связаны с финансами организации, с составлением отчетов, отражением расходов. Именно поэтому на предприятиях, особенно небольших, возможно совмещение этих должностей одним специалистом. Какие выгоды может принести такое совмещение и о чем руководителю необходимо помнить, возлагая дополнительные обязанности и полномочия на сотрудника?

Финансовый директор

Для достижения целей бизнеса, поставленных собственниками компании, генеральному директору необходим помощник, которому можно делегировать значительную часть полномочий в финансовой сфере. Так в компании появляется должность директора по финансам.

Рассмотрим основные направления деятельности главного финансиста компании:

  • Бизнес-планирование.
  • Консолидация.
  • Текущее бюджетирование.
  • Денежные потоки.
  • Управленческий учет и отчетность.
  • Отчетность по МСФО или USGAAP.
  • Снижение налоговой нагрузки и налоговых рисков.

 Если улучшаются результаты работы компании, в частности растет ее рентабельность, и увеличивается чистая прибыль, то можно сказать, что финансовый директор работает эффективно.

 Главный бухгалтер

Не менее важна для любого российского предприятия работа, выполняемая главным бухгалтером. Он отвечает за следующие направления:

  • Составление бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, по которой судят о состоянии предприятия заинтересованные пользователи – учредители, налоговые, статистические органы и внебюджетные фонды Российской Федерации и др.
  • Ведение бухгалтерского и налогового учета на предприятии в соответствии с нормами российского бухгалтерского и налогового законодательства.
  • Разработка учетной политики предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета.
  • Начисление заработной платы, учет реализации собственной продукции (товаров, работ, услуг), сверка с поставщиками и покупателями и прочие примерно одинаковые обязанности для предприятий различных видов деятельности.

Итак, отразим главные отличия деятельности финансового директора и главного бухгалтера в таблице.

 

Характеристики

Финансовый директор

Главный бухгалтер

Источники информации для работы

Прогнозные данные, фактические данные, полученные из различных источников

Только законодательно-регламентированные формы первичных учетных документов

Формируемая отчетность

 

Не регламентирована. Сроки регламентированы, отчетные законодательством. Формы и сроки формы законодательно определяются генеральным директором унифицированы компании

Сроки регламентированы, отчетные формы закононом унифицированы

Функции планирования

Один из основных видов выполняемой работы

Отсутствуют

Функции контроля

Устанавливаются внутрифирменным распорядком

Утверждены законодательством

Подчиненность

Генеральному директору компании. Одновременно имеет полномочия управлять другими подразделениями компании

По законодательству только генеральному директору, фактически финансовому директору тоже. Не имеет возможности самостоятельно определять финансовую политику организации

 

Таким образом, деятельность главного бухгалтера  и финансового директора отличается тем, что бухгалтер отражает уже свершившиеся факты хозяйственной деятельности и так, как они записаны в первичных учетных документах, а финансист, обладая большей информацией, составляет отчетность, которая интересует внутренних пользователей – генерального директора, акционеров и собственников бизнеса. Причем толкование некоторых операций финансовым директором отлично от толкования их бухгалтером.

Какие показатели финансового учета наиболее актуальны для генерального директора?

Концепция системы управленческого финансового учета базируется в первую очередь на пожеланиях генерального директора. Именно он определяет, какая информация ему необходима для анализа принимаемых решений.

Если генеральный директор уделяет внимание показателям продаж, его могут заинтересовать:

  • рентабельность каждой позиции товара;
  • сроки оборачиваемости товара;
  • период пребывания товара в пути;
  • сроки нахождения товара на складах;
  • накладные расходы, связанные с территориальным перемещением товара.

Если руководителя больше интересуют финансы, он может потребовать предоставлять ему:

  • данные о финансовой оборачиваемости реализуемых товаров и услуг;
  • размеры выплат по заемным ресурсам;
  • платежные характеристики контрагентов;
  • себестоимость произведенных товаров и услуг;
  • финансовый результат.

Практически по всем показателям (и производственным, и финансовым, и сбытовым) можно проследить полный цикл деятельности предприятия и понять, на каких этапах эффективность его работы высока, а какие процессы требуют доработки.

В целом все финансовые показатели, отражающие финансово-хозяйственную деятельность компании, принято делить на четыре группы: платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности. 

Показатели платежеспособности позволяют оценить способность оплаты денежных обязательств.

Показатели финансовой устойчивости, как правило, демонстрируют уровень привлечения заемного капитала и способности обслуживать этот долг (в частности, уровень кредиторской задолженности).

Показатели деловой активности отражают, насколько эффективно используются средства компании при осуществлении финансовой деятельности.

Показатели рентабельности позволяют оценить экономическую эффективность и прибыльность предприятия. К числу этих показателей относится, например, рентабельность продаж и рентабельность собственного капитала.

 

Среди наиболее важных финансовых показателей выделяются:

Выручка - объем поступивших средств от реализации товаров и услуг за определенный период времени;

Прибыль выручка компании минус себестоимость, то есть разница между доходами и расходами компании;

Чистая прибыль выручка компании минус себестоимость и минус налог на прибыль;

Общая стоимость активов - суммарная стоимость всех активов, принадлежащих компании;

Денежный поток отражает положительную или отрицательную разницу между величинами поступлений и выплат денежных средств компанией за определенный период времени;

Ликвидность - способность активов быть быстро проданными по цене, близкой к рыночной;

Платежеспособность - способность выполнять внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства, используя свои активы;

Рентабельность (прибыльность) - комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых, денежных ресурсов.

 

Возможно ли с помощью уменьшения затрат на 10% увеличить прибыль в несколько раз?

Представим себе, что наша выручка за период составила 50 000, общие затраты составили 49 900, таким образом наша прибыль равна 100. Теперь представим себе, что нам удалось снизить общие затраты на 10%, т.е. на 4 990. Тогда наши затраты составляют 44 910. А куда же делись те самые 10%? Совершенно верно, они стали нашей прибылью, т.е. теперь прибыль равна 5 090!!! Таким образом, ДА, снизив затраты на 10%, мы увеличили прибыль в 50 раз!!!


В следующей статье расмотрим бюджетирование и его предназначение.

См. также

Подписаться Добавить вознаграждение

Комментарии

1. Василий Казьмин (awk) 21.12.13 23:23
(0)

Отсюда видно, что финансовый директор, как специалист высшего уровня в области экономики и финансов, на современном этапе должен достаточно четко разбираться в работе бухгалтеров, экономистов, финансистов, налоговых и статистических служб.


Ну не специалист, а руководитель.

Отчетность по МСФО или USGAAP.

И давно мы в USA?
обладая большей информацией
Не большей информацией, а большей фантазией и меньшей ответственностью. В нормальных фирмах не склонен скрывать информацию фин. отдел от бухгалтерии. Более того фин. отдел опирается на информацию бухгалтерии.

Возможно ли с помощью уменьшения затрат на 10% увеличить прибыль в несколько раз?

Представим себе, что наша выручка за период составила 50 000, общие затраты составили 49 900, таким образом наша прибыль равна 100. Теперь представим себе, что нам удалось снизить общие затраты на 10%, т.е. на 4 990. Тогда наши затраты составляют 44 910. А куда же делись те самые 10%? Совершенно верно, они стали нашей прибылью, т.е. теперь прибыль равна 5 090!!! Таким образом, ДА, снизив затраты на 10%, мы увеличили прибыль в 50 раз!!!
Это к чему написано (вырвано как-то из контекста)? Какие затраты (постоянные или переменные)?
SunShinne; +1 Ответить
2. Евгений Пономаренко (Evgen.Ponomarenko) 23.12.13 19:28
Не смог пройти мимо темы "Финансового учета". Автору однозначно плюс... но с некоторыми замечаниями:

1) Если генеральному директору необходим помощник, то в первую очередь он возьмет то лицо, которому доверяет,
а не которое разбирается в финансах. Так устроен мир, и если зам. будет разбираться в финансах - это не помешает. Вы приводите частный случай.

2) Если масштаб фирмы требует делигированния основных полномочий директора, то здесь следует выделить
четыре основных направления:
Коммерция
Движение ДС (денежная логистика)
Движение ТМЦ (товарная логистика)
Производство.

Те функции финансового директора о которых вы говорите совмещают 2-в-1 "Коммерцию" и "Финансы".
Не всегда и не везде эти функции выполняет один человек. По этому хотелось бы, чтобы статья отражала классические функции финансового директора, а функции коммерческого директора было бы хорошо вынести за скобки данной статьи.

3) Деятельность предприятия в первую очередь определяется миссией компании, уж простите за пафос, то есть той пользой, которая она несет потребителю, используя доступные ресурсы и потенциальные возможности эффективнее, чем конкуренты. Таким образом финансы - это лишь инструмент.
Главная цель - экономика принимаемых решений. Деньги - не цель, точнее ложная цель.

4) Как следствие трех выше перечисленных пунктов у вас цели, задачи и показатели финансового учета не согласованны между собой. Про инструменты финансового учета вы совсем забыли сказать.
Определение предприятия дать забыли. Не даете определения - дайте ссылку в конце концов.

Возможно ли с помощью уменьшения затрат на 10% увеличить прибыль в несколько раз?

5) Сколько раз повторять?! Уменьшая затраты вы садите фирму на голодный паек.
Затраты должны быть обосванны. Их нельзя сокращать до бесконечности без риска сократить деловую активность.

Был 1 доллар прибыли стал 50, была прибыль 100000$ стала 150000$ - есть разница?
В первую очередь нужно увеличивать доходную часть,а расходную поддерживать на экономически обоснованном уровне.

И все же - однозначно плюсую...авансом... жду вашу публикацию на тему бюджетирования.
Только ради бога... контент должен быть качественнее.
SirYozha; SunShinne; +2 Ответить
3. Dima Dima (bayce) 24.12.13 16:59
Можно было бы проще написать:
Финансовый директор отвечает за черную бухгалтерию, а главбух за белую.
4. Петр Ивакин (Petr54-ru) 25.12.13 12:12
(3) bayce,

На самом деле немного не так.

Бухгалтер отвечает за своевременную сдачу отчетности в компетентные органы, правильное исчисление налогов и сборов и своевременное перечисление туда денежных средств. За правильное ведение бухгалтерского учета на предприятии. За начисление "белой" зарплаты. И все.

Финансовый директор управляет финансами компании. И все.
5. Dima Dima (bayce) 25.12.13 16:24
(4) Petr54-ru,
Не совсем согласен с вами.
Все зависит от структуры предприятия.
Есть тип структур, где главбух подчиняется фин. директору.( другими словами за все отвечает фин. директор, как за белое так и за черное).
Но есть и структуры когда фин.директор и главбух друг от друга независимы.
Все зависит от внутренней структуры предприятия.
6. Сергей Алферов (SunShinne) 05.01.14 17:02
спорная статья из цикла, практически к половине текста можно придраться, но в целом интересно. Однако отмечу, что есть и откровенный бред, например это: "Если улучшаются результаты работы компании, в частности растет ее рентабельность, и увеличивается чистая прибыль, то можно сказать, что финансовый директор работает эффективно". Как сказал один умный человек - я вам могу показать любую EBITDA - но только один раз.
7. Osiris_ (StaticUnsafe) 31.01.14 10:28
Вот это реально полезная статья. Как раз внедряем отчетность по МСФО, а я ни в зуб ногой в финансовых "заморочках".
8. tr75 ya (tr75) 22.05.14 09:38
Действительно статья интересная хотя вряд-ли однозначная.Бухгалтерия и шахматы.Белое и черное.
Для написания сообщения необходимо авторизоваться
Прикрепить файл
Дополнительные параметры ответа