gifts2017

Коммуникативные игры для менеджеров

Опубликовал Александр Чавалах (chavalah) в раздел Управление - Управление проектом

Этой предновогодней не обременяющей мозг статьей хочу поздравить Инфостарт и всех читателей с наступающим Новым годом! Речь пойдет о том, как можно в игровой форме развивать навыки передачи информации. Возможно, Вы найдете пару часов в уходящем году и поупражняетесь со своим коллективом в веселой обстановке.  

В интернете сегодня много различного материала по тренингам и  деловым играм на разные темы.  Однако, как ни странно, найти подборку именно интересных игр, направленных  на тему качества передачи информации и  постановки задач, не так просто. Особенно, если это не просто выдуманные тренерами  игры,  часть из которых вообще не применялась на практике. Я это выяснил, когда один знакомый руководитель попросил посоветовать интересные коммуникативные игры на передачу информации.  Они собрались на новогодние праздники всей компанией за город  на целых три дня:  и Новый год встретить, и спортом позаниматься, и команду сплотить. Чтобы было и полезно, и весело. Идея мне понравилась (хотя, признаться, не уверен, что это для Новогоднего корпоратива, все же какой-никакой, а тренинг :)).   Но вполне может и весело получиться. Так вот, покопавшись в интернете,  ничего нового не нашел (удивлен).  Если кто знает, подскажите! В результате решил вспомнить все самое интересное, что приходилось встречать на тренингах по коммуникациям при своем участии и  собрать в одном месте. Раз я проделал такую работу, будет здорово, если кому-то еще поможет.   В большинстве игр я принимал участие сам, за некоторыми наблюдал со стороны. Собрать получилось не так много, но зато испытано на практике.  Некоторые моменты я заодно немного усовершенствовал  и сопроводил комментариями. Итак, начнем!

Я выделил из собранных игр 3 группы:

  1. Игры, направленные на умение передавать информацию
  2. Игры, направленные на постановку задач
  3. Игры, направленные на  организацию командной работы  с задачами

 

    Игры, направленные на качество передачи информации

Это самые простые и распространенные игры, довольно часто применяемые на тренингах по коммуникациям, консалтингу, продажам и другим, где требуются навыки четко передавать информацию от одного человека другому.  Существует множество вариаций игр на данную тему, но  условно можно их сгруппировать в 2 группы: «что-нибудь нарисовать или собрать»  и «передать информацию устно». Собирают обычно либо из бумаги (простых геометрических фигур), либо из прямых линий, например спичек (зубочисток, счетных палочек, что будет под руками). Ну а рисуют как нравится (на бумаге, доске и пр.).

 

  1. Собрать геометрическую  фигуру

Суть игры:  заранее готовится некая фигура, разрезанная на части так, чтобы получилось несколько простых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и т.п). Два человека располагаются таким образом, чтобы не видеть друг друга (например, садятся спиной к спине, или по разные стороны доски). Один человек  видит перед собой собранную фигуру (нарисованную). Второму  дают разрезанные части. Задача заключается в том, чтобы  словами передать информацию так, чтобы собрать нужную фигуру. Результат сравнивается с образцом. Чем сложнее выбранная фигура, тем интереснее (но и сложнее).  Можно засекать время для разных пар, используя при этом одинаковую фигуру. Как показывает практика, лучше всего результат у того, кто умеет понятно излагать информацию (это доказанный факт).  Цвета тоже можно использовать. Для фигур хорошо подходят образцы  детских аппликаций, которые можно найти в интернете в большом количестве. Например, такие:

схемы1

Или менее очевидные и не совсем логичные, как этот слон:

slon

Кому просто, можно порезать на более мелкие части.

Ну а если картинок не оказалось, то можно…

 

 

2.  Собрать фигуру из спичек.

Все аналогично предыдущему варианту с фигурами, но фигура складывается из спичек (или других прямых палочек).  На первый взгляд это проще, но далеко не всегда. Надо стремиться к точному совпадению картинки. Если человек не  имеет терпения или не может последовательно излагать информацию,  задачу выполнить будет сложно. Иногда со стороны странно наблюдать, как люди мучаются с простейшей фигурой. Время также имеет значение. Ведь результативность в подобных упражнениях заключается не только в  «смогут или нет» — смогут. А вот  как быстро – это и есть цель упражнения. Пример возможных схем:

s1

3.  Нарисовать фигуру

Опять все аналогично,  только вместо складывания фигуры, надо ее нарисовать на бумаге.  Это задача более сложная, т.к. фигуры можно переложить, если что-то пошло не так, а рисунок есть рисунок. Рисовать можно все, что угодно. Главное, чтобы это не требовало навыков рисования, т.е. тоже простыми геометрическими фигурами.

 

4.   Испорченный телефон

Испорченный телефон – классическая  всем известная игра еще с детства. Только «по- взрослому» выглядит чуть сложнее. Задача в следующем: необходимо донести по цепочке наиболее значимую информацию, и желательно как можно точнее. Для передаваемой информации  желательно использовать запутанную историю объемом строк на 10. Конечно же, не надо рассказывать друг другу в ухо, чтобы никто не услышал. Процесс организуется  так: все выходят за дверь (кроме ведущего и первого участника. Ведущий читает по бумажке историю первому участнику. Зовут второго. Первый рассказывает ему. И. т.д. Все, кто рассказал, садятся, слушают и записывают свои наблюдения, на каком участке и насколько важная информация потерялась.

Затем делают выводы. В этом упражнении важна не только краткосрочная память, но и умение выделять главное из потока информации. Надо отметить, что когда слушаешь в первый раз, сложно схватить, что именно важно, ведь неизвестно, о чем эта история, и важной может оказаться какая-нибудь единственная мелочь.

В процессе передачи информации можно переспрашивать, уточнять. Но время в этом случае надо лимитировать.

В качестве текста может быть использован какой-нибудь малоизвестный исторический факт,  занимательная история из жизни животных или просто текст делового письма с фактами, цифрами и инструкциями.

Существуют «расширения» игры:

Самым сложным является вариант, когда в качестве текста выбирается логическая задача, которую надо отгадать последнему участнику. Ведь если утеряны важные детали, догадаться будет очень трудно.

Если возникли  трудности с подготовкой текста, существует другой вариант испорченного телефона. Берут картинку, на которой изображено много деталей (любую, хоть произведение искусства, хоть коллаж).  Первый внимательно изучает картинку, затем начинают передавать по цепочке по той же схеме. В конце сравнивают, обмениваются мнениями.

 

Игра на постановку задач

5.    Спешащий руководитель

 Суть игры в следующем. Директор ставит срочную задачу руководителю отдела. Поскольку он спешит (не важно куда: на самолет, экстренное совещание и пр., главное – директор будет недоступен для повторного уточнения информации), задачу передает через своего секретаря. Руководитель в свою очередь перепоручает задачу своему подчиненному. (Т.е. цепочка Директор– секретарь – нач. отдела — сотрудник). При желании можно цепочку сократить на одного человека, но это сильно упростит задачу.

Игру можно проводить в двух вариантах: только устное общение или с фиксацией на бумаге   (это разные задачи и результат будет разный).

Уточнять задачу можно только у того, кто ее передал. Сама задача должна быть сформулирована очень просто и понятно, но содержать множество мелких деталей, важных для ее точного исполнения. Может быть даже в чем-то запутанная.

 Например:

 «Мария, передайте Сергею Викторовичу, руководителю  финансового отдела, чтобы он зашел в бухгалтерию и на стеллаже справа от дверей на третьей сверху полке нашел красную папку. На полке стоит три красных папки, и они не подписаны. Ему нужна только одна, та, которая слева. В папке надо найти отчет об аудите компании Бизнес-финанс. Там рядом будет отчет компании Бизнес-формула, он мне не нужен, нужен только Бизнес-Финанс.  Пусть он этот отчет перечитает, сделает пометки, отсканирует и пришлет мне по электронной почте. Отчет  нужен мне буквально через час, я хочу ознакомиться с ним в самолете».

Это короткий и легкий пример, пофантазируйте!

Эффект более наглядный, если конечному исполнителю передается описание обстановки, которую он наблюдает при выполнении задачи.

В конце делается вывод: смог ли конечный исполнитель выполнить задачу? Что ему помешало?

Игры, направленные на  организацию командной работы  с задачами

 

6.  Собрать  карты

Пожалуй, самая сильная игра на постановку задач, которую мне приходилось встречать в тренингах по коммуникациям.  Если Вам попадались более эффективные, расскажите, пожалуйста.

Задача сама по себе простая и с ней справятся все, вопрос за сколько итераций :)

Данная игра направлена как на четкую постановку задачи руководителем верхнего уровня, так и на способность организовать работу руководителями подразделений, а также навыки коммуникаций между подразделениями. Необходимо достаточно большое количество участников (желательно кратное количеству карт, без учета руководителей, лучше использовать колоду 54 карты). Например, пусть у нас 4 отдела по 3 сотрудника, итого 12 человек. Если раздать им по 4 карты, получится 48, оставшиеся можно раздать как угодно. У руководителей карт нет.

Главное условие – разговаривать нельзя. Никому нельзя. Все общение только письменно. Директор ставит задачу руководителям отдела. Руководители отдела ставят задачу своим сотрудникам.

Для организации коммуникаций потребуется бумага. Я рекомендую использовать  цветную бумагу для записей (которая квадратными блоками). Еще стоит раздать по пачке скрепок.  Удачно, если у каждого отдела свой цвет – потом можно посчитать количеств итераций.

Цель: выполнить задачу, поставленную  директором  наиболее эффективным образом (т.е. за меньшее количество коммуникаций).

Директор ставит задачу руководителям (конечно же, письменно). Задача заключается в сборе одинаковых по некоторому признаку карт. Например, все карты одной масти (все пики), все карты одного значения (все десятки)  и пр. У каждого руководителя отдела своя задача. В простейшем случае задачи не конфликтны, т.е. каждый может выполнить задачу, не нарушая интересов другого отдела. В случае посложнее, задачи могут пересекаться. Например, если одному отделу надо собрать все крести, то второй отдел не сможет собрать всех королей. Комбинации могут быть разными, что делает игру интереснее – можно регулировать сложность. Разнообразить игру  можно и изъятием нужной карты (никто из участников знать не должен).

 Цепочка коммуникаций такая:

  • -Директор общается только с руководителями отделов
  • -Руководители отдела могут общаться только с сотрудниками своего отдела  или руководителями других отделов.  Соответственно, сотрудник может обращаться только к своему  руководителю.  Если ему надо обратиться в другой отдел, делает это через своего  начальника

Все запросы выполняются только на бумаге. Помним, что говорить нельзя. Скрепки используются для скрепления связанных запросов (вопрос-ответ), а также прикрепления карты к запросу.

По результату считается количество итераций, которые пришлось сделать каждому отделу. Но это не все. Стоит  проанализировать и  некоторые способы решения. Например, как поступили руководители, обнаружив, что они не смогут выполнить свои задачи одновременно? Кто-то попытается «потянуть одеяло на себя», кто-то решит помочь другому, а кто-то предложит принять решение директору.

Игра весьма забавная, даже для наблюдающих. Чтобы это прочувствовать, надо попробовать. Особенно интересно, когда интересы отделов пересекаются. Думаю, будет, что обсудить.

7. Пазлы

Новогоднее повествование об играх на коммуникации завершу простой игрой «пазлы». Несмотря на простоту, она тоже интересна. Идея в том, что пазлы должны собираться коллективно, а сама игра направлена на самоорганизацию команды, т.е. руководителя тут нет.

Суть такая: картинку видит только ведущий. Он рассказывает, что видит, отвечает на вопросы, если их задают участники. Команда собирает картинку.

Цель:  собрать как можно быстрее.

Желательно, чтобы элементов пазл было достаточно много, а то коллективно будет неудобно.

Команда должна сама решить, как они будут собирать пазл. Встречаются различные варианты:

  • - Начинает собирать один, все ему только помогают.
  • - Разделяют задачу по объектам картины между разными людьми, потом  быстро состыковывают вместе.
  • - Возможны и другие сценарии, это зависит от команды, наличия лидера в команде и ее слаженности.

Совет: не используйте сильно распространённые известные картинки. Бывают  случаи, когда пазл собирается одним человеком мгновенно просто потому, что он его со своим ребенком уже 50 раз собирал :).  Так просто не интересно получится.

Это все! Всех с наступающим Новым годом, пусть он принесет Вам и Вашим близким больше радости, любви и семейного благополучия!

См. также

Подписаться Добавить вознаграждение
Комментарии
1. Dimon (klel) 18.12.13 12:00
Прикольная статейка =^_^=
2. Иван (SinglCOOLer) 19.12.13 08:28
3. Артем Артеменко (dock) 20.12.13 16:57
Супер! больше полезных и замечательных игр!
В свое время в институте на практике по психологии играли в "испорченный телефон", вариант с картиной. В цепочке из 10-ти человек уже на 5-м группа "лежала под столом". Весело было :)
4. Александр Чавалах (chavalah) 20.12.13 23:05
Спасибо! Да, это действительно интересно. На самом деле, развиваемые навыки реально помогают в работе с Заказчиками. Почему-то модератор разместил статью в разделе "про жизнь", хотя это про работу :)
5. антон_к (a.komratov) 23.12.13 11:35
Спасибо, надо взять на вооружение.

А есть игры на развитие способностей установки эффективной работы с заказчиком?
Например, нужно решить какой-то вопрос, а заказчик всё время занят, скуп на информацию... в итоге получаем: 1) изначально сформулированная задача оказалась уже, чем оказалось по факту, 2) было то, что подразумевал заказчик, но это и в голову не приходило его спросить.

Т.е. есть эффективность внутренней коммуникации (внутри компании / команды), а есть эффективность коммуникации с внешней средой. интересно второе
6. Александр Чавалах (chavalah) 23.12.13 21:26
(5) антон_к, Само по себе умение излагать и слышать, что говорят другие- оно универсально, и полезно как внутри команды, так и вне команды.


А по поводу
А есть игры на развитие способностей установки эффективной работы с заказчиком


думаю что нет, это уже на практике надо вырабатывать, в виде упражнений.

Для решения проблемы
было то, что подразумевал заказчик, но это и в голову не приходило его спросить
существуют методики опроса
7. anry mc (AnryMc) 23.12.13 21:45
А Вы слышали о "семинарах" которые проводили в конце 60-х для ведущих конструкторов (космос, авиация, оборонка, ...) ведухие советские фантасты?
8. Александр Чавалах (chavalah) 24.12.13 00:15
(7) AnryMc, Нет, не слышал. Расскажите, будем знать
9. Татьяна Крестьянкина (oleg212) 03.01.14 00:03
Спасибо! Интересно и познавательно!
Для написания сообщения необходимо авторизоваться
Прикрепить файл
Дополнительные параметры ответа