Технология внедрения ERP. Ключевая роль этапа «Моделирование»

08.09.16

Бизнес-анализ

Большинство внедрений 1С:ERP (Управление торговлей 11, Документооборота) эффективно работают при организации проектирования от возможностей типовой конфигурации. В статье описаны сутьи особенности такого подхода

Исторически заказчиков информационных систем на платформе 1С, и не только, можно поделить на три условных группы:

  • первые не знают, как это будет происходить, их ожидания могут принимать самые разные формы. Начиная от того, что систему им запустят в один день, и кончая отсутствием веры, что запустить её даже теоретически возможно, т.к. "их бизнес уникален".
  • вторые понимают, что доработку системы под их специфику проводить, скорее всего, придется, и ожидают, что проект начнётся с подготовки технического задания (ТЗ).
  • третьи являются наиболее продвинутыми. Или они уже слышали об agile-методологиях, или понимают, что долго писать "большое и светлое" ТЗ – как правило, не самый эффективный путь. Эти люди хотят шаг за шагом, небольшими этапами, внедрять отдельные функции, чтобы быстрее получать полезный результат и контролировать его соответствие своим ожиданиям.

И мало кто из заказчиков, на самом деле, задумывается о таком этапе выполнения проекта, как "моделирование". Или они называют это "предпроектным обследованием", т.е. уничижительно относят это не к полноценной части проекта, а только какой-то малозначительной подготовительной работе.

Что же мы, специалисты-внедренцы, понимаем под этим этапом, и почему считаем его столь важным? Но сначала надо сказать, что правы представители и второй, и третьей групп клиентов. Чтобы успешно внедрить информационную систему, сначала нужно понять, куда мы целимся. Для этого нужно сначала собрать все требования, а затем придумать и описать, как они должны быть реализованы. Именно для этих целей и служит ТЗ. Тут важно отметить, что часто сложным является даже не проектирование, а "просто" сбор требований пользователей. В проектах не всегда явно выделяют отдельный этап сбора требований (т.к. за него не любит платить заказчик), хотя он, на самом деле, является базой для всего и далеко не всегда легко выполним. Существуют даже международные руководства, посвященные тому, как выявить все требования к информационной системе (business analysis body of knowledge, сокр.BABoK). Что же тут сложного? Когда речь идется о внедрении информационной системы для бухгалтерского и налогового учета - значительная часть требований достаточно понятна, они определены законодательством. Хотя даже в этом случае есть немало пространства для творчества: в одних организациях бухгалтерский учет ведётся и для использования во внутренних целях, подробно и аккуратно; в других его ведут максимально простым способом, и только для целей сдачи отчетности государству. Намного сложнее сбор требований становится в случае отхода от строго технических задач в те области, где большой фактор субъективного видения пользователей. Например, коммерческая деятельность. Хотя есть стандартизированные элементы и понятия (например, "воронка продаж" или "ценовая политика"), но в разных компаниях они могут выглядеть почти принципиально по-разному. В этих сферах даже внутри одной компании у разных менеджеров может быть разное видение того, как составлять отчетность и управлять процессами. Хуже того, у разных групп внутри компании могут быть разные интересы. Например, у рядовых продавцов, начальника отдела продаж и фин..директора взгляды и цели могут быть очень разные: продавцам важно удобство работы программы и выполнение личного плана продаж, руководителю отдела продаж важна общая эффективность продаж, а фин..директора могут интересовать прозрачность бюджетов продаж и стабильный денежный поток. Таким образом, сбор требований - это непростой этап проекта, который зачастую ложится на плечи исполнителя, т.к. заказчикам не хватает времени или опыта на то чтобы непротиворечиво и полно описать потребности всех групп своих сотрудников.

Итак, требования собраны. Далее систему нужно спроектировать. Классически об этапе проектирования думают как об этапе составления технического задания для разработки внедряемой системы. Но что, если система уже существует? В этом случае правильным будет не пытаться изобрести велосипед, а использовать уже проверенный практикой функционал. Этот функционал может даже где-то не идеально подходить заказчику, зато его внедрение намного дешевле и перспективнее, т.к. будет шанс бесплатно получать типовые обновления функционала. Таким образом, задача превращается из написания "абстрактного" ТЗ в поиск способа наиболее эффективно решить задачу с помощью уже имеющейся системы. И именно этот процесс мы называем "Моделированием".

Как знают продвинутые заказчики, одной из больших проблем в разработке информационных систем является отсутствие однозначного понимания текстов технических заданий и требований всеми участниками процесса. Есть бессчетное число примеров, когда после очень долгого сбора требования и написания технического задания - итоговая система не особо устраивает заказчиков, чьи требования, формально, были полностью учтены в ТЗ. Причина этого очень проста - не видя итогового результата очень сложно себе представить в голове итоговую систему, и это представление может быть разным у заказчиков и исполнителей. В качестве решения этой проблемы, в мире разработки коммерческого ПО уже давно лучшей практикой признана т.н. "итеративная разработка" или Agile, когда все функции реализуются постепенно, с демонстрацией промежуточного результата заказчику, чтобы он мог на более раннем этапе внести свои корректировки.

Правильное выполнение этапа моделирования базируется именно на итеративном подходе. Сначала собираются  ключевые требования Заказчика, исполнитель продумывает, как их воплотить, и сразу готовит демонстрацию способа их воплощения в информационной системе. Клиент быстро видит обратную связь, понимает, устраивает ли его предложенный подход (часто существует несколько альтернатив) и даёт более детальные требования к нюансам бизнес-процессов. Таким образом, заказчик всё время видит финальный результат, детализация проработки которого будет постепенно увеличиваться. Такой многоэтапный подход к уточнению требований можно сравнить с наведением резкости на фотоаппарате - постепенно картинка становится всё более и более чёткой. В противоположность этому, при подготовке ТЗ без промежуточных демонстраций Заказчик сразу увидит конечную картинку, но, возможно, совсем не с того ракурса, который он хотел бы.

Обобщая написанное выше, этап моделирования - это процесс постепенного сбора требований, демонстрации способов их воплощения Заказчику, и формулирования концепции необходимых доработок системы (путём настройки типовой системы, или разработки дополнительного функционала).  В ходе этапа моделирования также необходимо объяснять ключевым пользователям, как предлагаемая модель настройки типовой системы будет решать их задачи. Для этого проводится объяснение базовых принципов работы системы и происходит постепенное обучение ключевых представителей Заказчика порядку работы с системой.  То есть этап моделирования неизбежно включает в себя и частичное обучение ключевых пользователей Заказчика.

Исходя из приведенного описания, становится видно, что роль этапа моделирования при внедрении информационной системы, базирующейся на типовом продукте, является ключевой. В случаях, когда Заказчику, в итоге, подходит типовая система, выполнение моделирования эквивалентно выполнению большей части всего проекта, т.к. после него остается провести только перенос данных в новую систему и детальное обучение всех пользователей.

На практике, среди ряда последних проектов по внедрению 1С:ERP, выполненных автором данной статьи, общие трудозатраты на проект выглядели примерно следующим образом:

  • 2-5% - предпроектное обследование
  • 40-70% - моделирование
  • 10-20% - доработка функционала (печатные формы, отраслевая специфика)
  • 0-30% - перенос данных из старых систем, очистка от ошибок, унификация и т.п.
  • 1-5% - документация
  • 5-15% - обучение пользователей

Вместо послесловия

В индустрии разработки программного обеспечения есть классический коллаж (см.ниже), иллюстрирующий разработку системы путем подготовки и согласования бумажного ТЗ, вместо постепенного итеративного согласования и улучшения прототипа системы. Моделирование, как пример итеративной методики, не избавляет от указанных проблем, но позволяет быстро сопоставить результат с видением заказчика, и исправить расхождения, если они возникнут.

Что хотел заказчик, и что получил в конце

ERP управление проектами

См. также

Архитектура решений Внедрение изменений 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Управленческий учет Бесплатно (free)

Расчет себестоимости — один из наиболее сложных этапов внедрения 1С:ERP. Фактически его можно считать завершающим шагом успешной автоматизации. Разбираем принципы формирования себестоимости в 1С:ERP, типичные проблемы при внедрении и способы их решения. Вы узнаете, в каких случаях применяются номенклатурные затраты, трудозатраты или постатейные расходы, как организовать учет незавершенного производства и вести раздельный учет по направлениям деятельности, а также какие доработки допустимы, а от каких лучше отказаться. Особое внимание автор уделяет статьям расходов и правильному формированию базы распределения, а также частым ошибкам, которые искажают расчеты.

29.07.2025    2802    0    user1455139    11    

17

Работа с требованиями Работа с заинтересованными сторонами Внедрение изменений Бесплатно (free)

Переход на новую 1С – это не всегда успех. Иногда приходится сталкиваться с ошибками и наступать на грабли. Но именно они становятся источником опыта и практических приемов, которые нужно учесть на каждом из этапов проекта. Расскажем о типовых проблемах, возникающих при планировании перехода, ключевых вопросах заказчику, подходах к переходу и доработке механизмов переноса.

15.07.2025    1403    105    primat    5    

7

Внедрение изменений ITIL, Служба поддержки (HelpDesk) Бесплатно (free)

Рост обращений в техподдержку, очереди, перегруженные сотрудники, задержки в ответах на простые вопросы — знакомые реалии для многих компаний. Традиционные решения (базы знаний, контекстные подсказки) часто не справляются с объемом или слишком дороги в разработке и поддержке. К счастью, современные большие языковые модели предлагают мощный инструмент для автоматизации этого пласта работы. Можно ли применить их к специфике платформы 1С? Давайте разберемся.

02.07.2025    1625    0    Vaslot    2    

9

Внедрение изменений Россия Бесплатно (free)

Недавно появилась новость "SAP дал сбой. "Сегежа Групп" отсудила 430 млн за цифровую трансформацию - Рамблер/личные финансы”. Очень примечательная, поскольку позволяет на реальном примере увидеть изнанку консалтинга в больших бюджетах: только факты, без слухов, без NDA и неофициальной информации. Мне эта тема особенно близка, поскольку я имею опыт работы в двух мирах — 1С и SAP , “ел устриц” и на kick – off и на разных стадиях проекта. Поэтому пристегивайтесь, вас ждет увлекательный разбор судебного решения А40-299276-2022__20250120. Цель статьи не потоптаться на костях SAP в России, а показать сообществу 1С, что влияет на успех проекта на больших масштабах. И заодно ответить на вопрос — светит ли успех 1С в узком, но богатом сегменте больших корпораций.

30.06.2025    3699    0    1CUnlimited    69    

56

Внедрение изменений Бизнес-аналитик Руководитель проекта 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Россия Бесплатно (free)

Даже при хорошем планировании внедрение 1С:ERP часто сопряжено с неожиданными трудностями — прежде всего, из-за перегрузки сотрудников и недооценки организационных рисков. Практические наблюдения о том, что важно предусмотреть заказчику заранее, чтобы проект не зашёл в тупик.

20.06.2025    1386    0    Adapta    16    

7

Внедрение изменений Бесплатно (free)

1С:ERP имеет сложную внутреннюю структуру, но очень слабую «защиту от дурака». Пользователи легко могут совершать ошибки, приводящие к «расползанию» регистров и проводок. Пока проект сопровождают внедренцы, контроль за корректностью ведётся, но как только система передаётся в руки локальной ИТ-службы, начинают появляться проблемы. Новые пользователи могут невнимательно изучать инструкции, некорректно заполнять документы, да и сама программа меняется от версии к версии, что усложняет ситуацию вплоть до того, что количество ошибок и расхождений данных возрастает до уровня «ваша программа вообще не работает». Расскажем о том, как проходит процесс внедрения 1С:ERP, и что происходит после завершения проекта.

19.06.2025    15534    46    VeraPikuren    7    

14

Оптимизация бизнес-процессов Проектирование бизнес-процессов Внедрение изменений 1С v8.3 1С:ERP. Управление холдингом Бесплатно (free)

Как создать систему планирования на реальном производстве с нуля, не используя готовые ERP-решения? В этой статье программист делится опытом внедрения собственной системы планирования в условиях крупного производства очистных сооружений. Рассказано о том, как начать с понимания процессов, спроектировать документ «Планирование производства», реализовать механизм распределения задач между бригадами и интегрировать всё с учётом материалов и выпуском продукции. Статья покажет, что даже в сложных условиях можно сделать простое и рабочее решение — без излишней автоматизации, но с фокусом на реальные потребности пользователей.

10.06.2025    1166    0    KHoroshulinAV    6    

8

Работа с требованиями 1С:ЗУП Бесплатно (free)

В данной статье делюсь своим опытом создания качественного технического задания (ТЗ) для разработчиков 1С. Расскажу, как создать такой документ, который будет понятен и удобен в работе каждому техническому специалисту.

19.05.2025    3715    209    PROSTO-1C    5    

11
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация