Как самим написать техническое задание

Управление - Техническое задание

Как показывает практика, под заветной аббревиатурой «ТЗ» понимаются совершенно разные по сути, содержанию, оформлению и детализации документы. 

Многие компании не готовы привлекать подрядчиков на этап написания технического задания, полагая, что каждый подрядчик будет писать понятный только его сотрудникам документ, фактически гарантируя себе привилегированное положение на конкурсе\тендере.

Отчасти это действительно так, но связано подобное явление во многих случаях не столько с меркантильными интересами подрядчиков, сколько с различиями в подходе к реализации данного документа.

В определении технического задания на Википедии, в частности, говорится, что это «документ, содержащий требования заказчика к объекту закупки, определяющие условия и порядок ее проведения для обеспечения государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым осуществляются поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка».

Кроме того, есть ряд ГОСТов, например, 19.201-78, в которых прописано, что и в каком виде должно содержаться в подобном документе.

Однако, как показывает практика, под заветной аббревиатурой «ТЗ» понимаются совершенно разные по сути, содержанию, оформлению и детализации документы. К сожалению, многие заказчики уверены, что, написав пару страниц требований к будущей системе, они получат от нас точную (максимум с дельтой в 10-20%) оценку с календарным планом работ. Получая в очередной раз на почту «ТЗ, по которому к завтрашнему дню надо дать оценку и выслать КП», я всегда морально готовлюсь увидеть очередное творение в стиле «система должна обмениваться с сайтом всей необходимой информацией».

Одно время в отделе, где я работал, было принято следующее разделение: Техническим заданием назывался документ, описывающий требования к системе на понятном для бизнес-пользователей языке, а Техническим проектом – документ, составленный на основании Технического задания, более подробный, детально описывающий все функции, но уже на языке, понятном в основном разработчикам.

Мне данная характеристика, пусть и не являющаяся верной с формальной точки зрения, видится весьма справедливой для небольших компаний, у которых нет сверх бюджетов, но есть задачи, требующие срочного решения. Основным для них становится составление ТЗ силами своих сотрудников и его рассылка, к примеру, в несколько фирм-франчайзи. И естественно, что писать огромную простыню, содержащую неимоверное количество технической информации никто не будет.

Так как же составить ТЗ, по которому в итоге получится именно то, что было заложено его автором(-ами), а не то, что «умеет типовой функционал конфигурации»?

Я не буду описывать основополагающие требования к структуре документа, такие как: в ТЗ должны быть описаны цели проекта, содержаться функциональные требования, должен присутствовать список сокращений и оглавление, написано все должно быть максимально простыми и короткими фразами и т.д. Считаю, это известно всем, кто хоть несколько раз читал технические задания. 

Документы, с которыми мне приходилось сталкиваться, и на основании которых были получены максимально близкие к задумке результаты, обладали следующими свойствами:

1. ТЗ как инструкция. Документ по своей структуре напоминает инструкцию пользователя, где пошагово написано, в каком случае какие действия нужно выполнить пользователю, чтобы получить требуемый результат. Т.е. это были документы без сплошного перечня требуемых функций, но с логической разбивкой на отдельные процессы с описанием их специфики

2. Больше визуализации. Чем больше в документе содержится макетов\скриншотов\мокапов\блок-схем, тем меньше вероятность получить выполняющую вроде бы нужные функции, но обладающую совершенно иной логикой\оформлением\интерфейсом систему

3. Usability. Из двух предыдущих пунктов есть простое следствие – понятная логика работы и максимальная визуализация будущей системы помогут в итоге заложить в ТЗ нужное количество примечаний\пунктов, касающихся удобства использования системы. Для систем, с которыми работают низкоквалифицированные сотрудники, это может стать решающим фактором успешности проекта (впрочем, этот параметр также крайне важен и для топ-менеджмента, не желающего иметь дела с «этими бухгалтерскими программами»). Например, в ТЗ на систему для розничных продаж не указали, что поиск артикула должен занимать не более трех секунд. Если бы систему реализовали через типовой поиск конфигурации, то это могло привести к критическим ситуациям в реальной эксплуатации, т.к. с учетом количества номенклатуры этот поиск занимал до 30 секунд, что недопустимо при работе с розничными покупателями, где каждая секунда на счету.

4. Ссылки на популярные решения. Зачастую, для всех, к примеру, менеджеров по продажам компании, фраза «функционал ведения сделок» означает примерно одно и то же, но для сотрудников подрядчика эта фраза не значит ровным счетом ничего. Но добавьте пару слов в эту фразу, и из варианта «карточка сделки, аналогичная таковой в Битрикс24(или 1С:CRM)» уже понятно, чего примерно ожидает от этой самой карточки Заказчик.

5. Первичная обратная связь. Еще раз повторюсь - для успешной реализации ТЗ его не обязательно писать по ГОСТу. Не нужно писать документ, предназначенный только техническим специалистам. Техническое задание в первую очередь должно быть понятно коллегам его составителя, а потом и тем, кто будет его реализовывать. Крайне важно получить положительную обратную связь от коллег бизнес-пользователей, прежде чем направлять документ потенциальным подрядчикам или внутреннему отделу разработки. Документ, предельно ясный одному человеку, но не понятный даже ближайшему окружению не имеет шансов на успешную реализацию.

Безусловно, есть различные точки зрения на требования к составлению ТЗ. Однако в ситуации отсутствия должного количества времени, ресурсов и компетенций, именно написанное на максимально понятном для бизнес-пользователей языке техническое задание, обладающее указанными выше свойствами, будет иметь максимальные шансы на успешную реализацию.

См. также

Комментарии
1. Евгений Шерстюк (forseil) 59 21.02.17 14:16 Сейчас в теме
2. Сергей Казаков (copti) 76 21.02.17 15:05 Сейчас в теме
Надо же так запутать простые вещи. Есть ГОСТ 34.602-89. Там все определения уже сделаны. Зачем придумывать новые термины да еще и двусмысленные? ТЗ должно описывать три вещи: что делаем, как будем принимать работу и в какие сроки. А такие фразы: "ТЗ как инструкция" мне напоминают из детского садика "Блям-блямчики побеждают цурипопиков", вроде набор слов есть, а что он означает еще надо истолковывать...
dddxddd; корум; +2 1 Ответить
3. Serg (y9617730766) 22.02.17 12:47 Сейчас в теме
По поводу ГОСТа,совершенно верно, а это уже ТУ)
4. Николай Q (kuzyara) 243 22.02.17 20:11 Сейчас в теме
Как заполнить заявку?
Заявка составляется Заказчиком, в её основе лежат требования, сформулированные на понятном (обычном, привычном) для Заказчика языке. При этом может и должна использоваться отраслевая терминология, понятная Заказчику. Никаких привязок к особенностям технической реализации быть не должно.
Для детальной разработки ТЗ вы всегда можете связаться нашими специалистами отдела технической поддержки.

Не благодари.
Прикрепленные файлы:
Техническое задание по разработке.pdf
5. Сергей Д (dddxddd) 28.02.17 16:44 Сейчас в теме
Интересно, а автор сам понимает о чем пишет?
Так например как связаны понятия ТЗ из цитаты в Википедии и упоминаемого ГОСТ-а и собственно о каком "ТЗ" автор пытался написать сию заметку?
6. Владимир Ильич (vova196) 15 04.04.17 14:16 Сейчас в теме
ТЗ - это описание автоматизируемых бизнес процессов. Обязательно без детального указания способов реализации этой автоматизации. Техническое ЗАДАНИЕ - т.е. что нужно сделать, а не как. Так же в ТЗ может быть описано как будет проходить процесс автоматизации. А на вопрос "как это должно быть запрограммировано" должна отвечать последующая за ТЗ документация. Причем и про реквизиты/процедуры и про интерфейс.

Вот из-за подобных суждений вводящих заказчиков в заблуждение и приходиться потом копья ломать что "они не увидели в ТЗ всего чего хотели"

Еще раз повторюсь - для успешной реализации ТЗ его не обязательно писать по ГОСТу.

а по это вообще даже говорить нечего... Суждение гуманитария, а не технаря. Можно и вообще без ТЗ. Вот у братьев Райт же его не было - но полетели... И вы можете без ТЗ такого же лайнера создать
user721182; +1 Ответить
Оставьте свое сообщение