gifts2017

Аналогия процессов создания информационной системы и дома. Шутка с долей правды. Доля правды - 99%

Опубликовал в раздел Управление - Управление проектом

Для кого эта статья?
o    Для тех, кто планирует внедрение программы или создание информационной системы
o    Заточено под малые и средние организации, а также программы 1С Предприятие с их феноменальной универсальностью и жуткой сложностью для пользователей

Введение

·         Для кого эта статья?

o   Для тех, кто планирует внедрение программы или создание информационной системы

o   Заточено под малые и средние организации, а также программы 1С Предприятие с их феноменальной универсальностью и жуткой сложностью для пользователей

·         Что объединяет понятия «информационная система» и «дом»?

o   Оба эти понятия являются технической системой взаимосвязи различных элементов.

o   Обе эти системы управляются похожими законами и формулами.

·         А в чем различие?

o   Практика создания домов на много старее и опытнее практики создания информационных систем.

o   Этапы и правила у них сходны. Просто в практике создания информационных систем сообщество специалистов из-за отсутствия тысячелетнего опыта допускает такие ошибки, которые при создании домов выглядят очень глупо.

o   Со временем практика наберет опыта, и эти ошибки будут казаться такими же глупыми, как и при строительстве дома.

Сравним

Действия

Дом

ИС

Примечание по ИТ относительно дома

Примечание по ИТ

Закупка материалов

Купили плиты, кирпич, раствор …

Купили программу, компьютеры, сеть…

С этого этапа многие решают, что уже можно жить в доме. Но удивляются, когда пойдет дождь.

Купленная программа и компьютеры это еще не информационная система. Это лишь ее фундамент и материалы для создания.

Найм бригады с самой дешевой ценой

Дом возвели.

Программу внедрили.

Через месяц накрылся водопровод и отпала южная стенка. Бригада давно разбежалась или просто не в силах исправить.

Отчеты не формируются, данные дублируются, пользователи нервничают, сроки сдачи отчетов горят, штрафы, информации о состоянии дел в организации нет. Специалисты давно сбежали, или утверждают, что свое дело они сделали, а то что плохо, это ваши проблемы.

Дополнительные затраты на исправление и поиск опытной бригады

Дом возвели в соответствии со стандартами и нормами. Еще без обоев, но жить уже можно.

Программу настроили, инструкции разработали (по принципам ACM и MECE, схемы можно в нотации BPMNили аналогичной), пользователей обучили, систему (компьютеры, программы, инструкции и пользователей) протестировали.

Не все отчеты такие, какими мы их хотим видеть, но все нормы законов выполняются и базовые отчеты есть.

Главное тут понять, что ставить новую аудио систему и широкоэкранную плазму нет смысла, пока не будет крыши над головой. Иначе или на крышу не хватит денег, или первый ливень убьет плазму.

Да, без плазмы не так весело строить дом, но ведь прожить можно?

Прежде чем вносить изменения в систему, нужно реализовать те возможности, что есть в типовой версии, даже если это не очень удобно. А все улучшения оставить на следующий этап.

Сопровождение

Платим за коммунальные услуги. В построенный дом завезли мебель, через месяц плазму, а через годик сделали пристрой.

Платим за техническую поддержку. Делаем дополнительные отчеты, удобные обработки, а через годик можно сделать дополнительный модуль оптимизирующий операционные затраты администрации или производства.

Мебель завозим, только когда есть крыша над головой.

Исключения сделать можно, но нужно точно оценивать свои ресурсы, и риски, и желательно это запланировать до начала проекта. Чтобы финансов хватило на крышу.

Также нужно понимать, что есть такая статья затрат как техническая поддержка. И она будет тем ниже, чем надежней построен дом. Иначе можно разориться на постоянном ремонте водопровода или штукатурке стен, постоянно облазивших от сырости.

Изменения в систему вносим только после запуска типовой версии.

Исключения сделать можно, если точно оцениваем свои ресурсы и риски, и, желательно, чтобы эти изменения были запланированы до начала проекта. Для этого возможно стоит потратиться на предпроектное исследование.

В малых и средних организациях это маловероятно. А крупным организациям это можно не читать.

Затраты на техническую поддержку будут ниже, если к программе есть понятные для пользователей инструкции (в нотации BPMNили аналогичной) (не путать с книжками и руководствами которые идут в комплекте). Сама программа настроена правильно и используется надежная компьютерная техника.

В противном случае, сбоев будет много и техническая поддержка может обойтись в копеечку.

Группа "Технология внедрения 1С Предприятие"

 

См. также

Подписаться Добавить вознаграждение
Комментарии
1. script Мальчинко (script) 07.07.10 02:26
Отлично. Вот бы моему прошлому заказчику почитать. Но уже поздно ... :cry: Все тоже самое. Крыши нет - завезли мебель ... начали завозить плазму вдруг поняли что она не пройдет через двери.... перекинули через отверстие для крыши ... сейчас разламываем дверной проем, а то мало ли чего еще не пролезет......
sound; wwind; awk; +3 Ответить
2. Александр Рытов (Арчибальд) 07.07.10 13:24
:D
Наконец-то прочел у соседа. Текст - мне на мыло, пожалуйста"
3. Герман (German) 07.07.10 20:42
Bpmn- вот ключ ко многим проблемам
4. A.Y 07.07.10 21:18
(3) увидев суть сообщения в письме, решил зайти и заорать от радости! мол Ураа!!! хоть кто то из 1С это понимает!!! а когда увидел кто это написал афигел, впал в шок и не знаю че сказать )))
5. Ирина Пятакова (Alraune) 07.07.10 21:39
программы 1С Предприятие с их феноменальной универсальностью и жуткой сложностью для пользователей


А в чем такая ЖУТКАЯ сложность? Если, к примеру, кладовщик в 1С работает, так он будет Приходный/Расходный ордер на товары забивать, и все. Научить (и научиться) этому несложно, а знать тонкости ведения партионного учета ему нет необходимости. То же самое – оператор, кассир и многие другие. Понятно, что тот, кто отвечает за ведение учета, должен знать программу на уровне, близком к совершенству, так там и уровень знаний и умений другой.
К тому же, если 1С – жутко сложно, то как главбуху проще вести учет, в екселе?
6. Ирина Пятакова (Alraune) 07.07.10 21:39
Вообще, мне показалось, что основной смысл статьи сведен к ключевому пункту «Найм бригады с самой дешевой ценой». Логический вывод, который напрашивается, - чем дороже услуги специалистов, которые возьмутся за внедрение ИС, тем лучше будет результат?
7. Герман (German) 07.07.10 21:54
(4) к моей персоне столько внимания потому то я когда то влепил Вам минус?

BPMN давно использую, и ощущаю от него реальную пользу, изредка использую схемы в инструкциях.
:!: http://blog.1c-ei.ru/search/label/BPM
8. A.Y 07.07.10 22:32
(5) все относительно и взаимозависимо. к сожалению универсальность имеет прямую зависимость к сложности в большинстве случаев. 1С сложнее других менее универсальных и более простых учетных систем. называть не буду.
1С выгоднее использовать в малом бизнесе, т.к. вся затратность с универсальностью гасится за счет услуги ИТС. и малому бизнесу это выгодно.
но в большом бизнесе эта же универсальность мешает быстро и дешево вносить изменения. одна доработка вызывает шквал ошибок, которые потом долго отлаживать.
хотя это я теоретизирую ) т.к. реальных цифр и фактов под рукой нет. это лишь догадка на основе личного опыта работы с другими системами.
что касается жуткой сложности, то и она есть. к примеру в Навижн, КАС БЛ или ДИРЕКТУМ многие функции интуитивно понятны. в отличие от 1С. где часть функций или не понятна, или названа так что не сразу и поймешь, или тупо отсутствует в документации. а т.к. порядка действий нигде нет, то вникнуть и разобраться в этом пользователям достаточно сложно.
в общем все относительно. 1С самая сложная система из тех, которые мне встречались. и виной тому ее универсальность.
и я не атеист 1С )) просто это ее объективный минус. который обходится как и любой другой минус в этом мире. наши минусы это продолжение наших плюсов. сложность это минус являющийся продолжением плюса - универсальности. и наличие грамотных инструкций это единственное решение по обходу этого минуса.
(6) может и напрашивается, но это мое наблюдение. к нам часто обращаются и отказываются т.к. мы вставляем в смету затраты на все эти этапы. потом ищут еще и видят что по соседству предлагают туже программу по цене горазд ниже (многие этапы исключены). и там говорят да мы вам поставим ее за бесплатно. только купите.
покупают. пол годика помучаются, а потом звонят и просят помочь, т.к. нифига не работает.
кстати п. 3 гласит что нужно искать бригаду с опытом. не обязательно дорогую, но просто опытные ребята редко стоят очень дешево. и да, цена это не показатель качества. и о том что нужно искать дорогих ребят в статье ни слова. т.к. сам так не считаю.
(7) а что ты хотел? ))) у меня тот же подход. но меня удивил твой пример по разжовыванию справочника номенклатуры как идеал инструкции в твоем понимании.
9. Ирина Пятакова (Alraune) 07.07.10 23:22
(8)
1С сложнее других менее универсальных и более простых учетных систем. называть не буду

Если не называть, то это не считается за аргумент. Мне так кажется.

эта же универсальность [1С] мешает быстро и дешево вносить изменения

к нам часто обращаются и отказываются, т.к. мы вставляем в смету затраты на все эти этапы

А в учетной системе (которую не хотите называть) все-таки вносятся изменения дешево или нет?
10. script Мальчинко (script) 08.07.10 01:56
Проблема в том что 1с стремится в крупный бизнес с своим менталитетом.
Сложность появляется когда один человек пытается внедрить что то типа УПП потому что уже 10 и более лет внедряет разные пограммы малому и среднему бизнесу.
Процесс очень простой.... Поставил 1С бух. ... сотрудничаю уже много лет .... клиент покрупнел.... мне доверяет .... нужно что то серьезнее ... может УПП ?.... и вот после этого начинаются проблемы - вот здесь действительно сложно.

Опытному менеджеру проекта и в голову не прийдет идти на крупный проект с 1 программистом в штате, даже если у программиста большой опыт.... это нонсенс.
vkr; programada; Арчибальд; +3 Ответить
11. A.Y 08.07.10 07:50
(9) на самом деле я их назвал ) просто чуть ниже )
тот же Navision, DIRECTUM, КАС БизнесЛюкс. Эти системы понятны. Минимум галочек с кнопочками, без перегрузки интерфейса. КАС БЛ кто то называет русским SAP. Из-за масштаба их проектов. и да, почти во всех этих проектах используется 1С Бухгалтерия как прослойка между управлением и государством. из ИС выгружаются данные в 1С чтобы сформировать регламентированные отчеты.
если говорить об аналогии к 1С, то хорошо подходит АСР Онима, тоже приходилось встречаться, позиционирует себя как 1С для провайдеров массовых услуг. Может считать хоть трафик, хоть звонки, хоть воду с теплом. Ей поборобану, а пользователю это надо освоить ) но это тяжело, особенно без инструкций ) и система как и 1С мне нравилась, отчасти именно своей сложностью, 3 месяца сам голову ломал чтобы понять ее логику и освоить, а потом 1,5 года ломал голову пользователям внедряя ее по филиалам ))
А в учетной системе (которую не хотите называть) все-таки вносятся изменения дешево или нет?

в том то и дело, что это пока что теоретический прогноз. я видел код Navision и код DIRECTUM. там код на много проще и менее путанный чем в 1С. подозреваю что в первые системы вносить измненения быстрее и проще. но коли от разработки отошел уже давно, то подтвердить практикой это не могу, и управленческих цифр для сравнения тоже нет, т.к. сейчас занимаемся только 1С. прочие системы были в прошлом )
12. Дмитрий К. (Dementor) 08.07.10 10:31
(8)
что касается жуткой сложности, то и она есть. к примеру в Навижн, КАС БЛ или ДИРЕКТУМ многие функции интуитивно понятны. в отличие от 1С. где часть функций или не понятна, или названа так что не сразу и поймешь, или тупо отсутствует в документации. а т.к. порядка действий нигде нет, то вникнуть и разобраться в этом пользователям достаточно сложно.


Если продолжить аналогию с домом, то вы сейчас говорите про поклейку обоев и пианино для ребенка. А у разработчиков более приоритетная проблема - как бы по стенам трещины не пошли от новых архитектурных изысканий.

Кстати, ваше замечание уже по немногу теряет актуальность. Посмотрите на рабочие столы БУхи и ЗУПа - в конце-концов все типовые и отраслевые решения будут переписаны в угоду эргономике.
13. Яков Коган (Yashazz) 08.07.10 13:42
У типовых конфигураций 1С с разбором кода всегда было нелегко. Помню комплексную 7.7, ещё второго поколения, 1999 года, так и там в глобальном модуле можно было ногу сломить. Это скорее вопрос соглашений и дисциплинированности разработки, а не самой платформы. На любой системе можно накатать ясный код и чёткие принципы, а можно устроить кастрюлю с лапшой.
14. kittystark kittystark (kittystark) 09.07.10 12:11
чем-то напоминает бородатый юмор "если бы программисты строили дома"
15. kittystark kittystark (kittystark) 09.07.10 12:15
16. Александр Синцов (Sintson) 14.08.10 10:51
Какой смысл в этих аналогиях?
17. A.Y 28.08.10 10:52
(16) смысл - понятие индивидуальное и субъективное.
1. мне эта статья нужна была чтобы донести риски до заказчика. в этом смысл этой статьи для меня.
2. тем кто плюсанул тоже какой то смысл был виден.
3. тебе смысл не виден. такое тоже бывает. значит его просто нет или пока нет. может быть когда нибудь появится, а может и нет.
18. Михаил Ражиков (tango) 21.03.11 09:18
- за отсутствие проекта дома (роль архитектор), без которого не имеет смысла что-либо закупать
Для написания сообщения необходимо авторизоваться
Прикрепить файл
Дополнительные параметры ответа