gifts2017

Автоматизация компании ЖКХ: задачи и решения

Опубликовал Илья Бушин (verybig) в раздел Отраслевые решения - Услуги и сервис

Отрасль жилищно-коммунального хозяйства мы до сих пор видели в двух ипостасях. Это оставшиеся с советских времен, жутко неэффективные МУПы и ДЭЗы и новоиспеченные фирмы, дорвавшиеся к «большим» деньгам ЖКХ, при этом тут же попавшие в шумные скандалы о растратах и неэффективном управлении. Но потихоньку ситуация меняется. Приходят на руководящие должности разумные люди, создаются управляющие компании целью которых становиться не «урвать и сбежать», а нормально работать и зарабатывать.

Вот для таких руководителей и выходит на первый план проблема автоматизации предприятия, потому что эффективное управление без информации невозможно, а достоверную и полноценную информацию, можно получить только правильно выстроив и автоматизировав все процессы компании.

Что можно и нужно автоматизировать на предприятиях ЖКХ?

Направлений для приложения усилий в области автоматизации масса. Здесь и бухгалтерский учет, расчет зарплаты, паспортный учет, расчет квартплаты, планирование и управленческий учет, а также отдельная задача по раскрытию информации о деятельности компании перед жильцами. В общем, практически весь спектр задач без скидок на то, что ваша управляющая компания может управлять всего лишь двумя домами.

Расчет квартплаты: свои квитанции или услуги расчетного центра?

Для принятия решения о том заниматься ли расчетом квартплаты самостоятельно или отдать этот вид деятельности на аутсорсинг достаточно посчитать затраты для каждого из вариантов. И тут же приходим к парадоксальному выводу. Аутсорсинг практически всегда был выгоден из-за того, что работы выполненные профессионалами дешевле или качественнее, а зачастую и то и другое, чем, если бы компания занималась бы этим видом деятельности сама. Но в данном случае данное правило почему-то не работает. Достаточно собрать цены на печать квитанций и умножить цену одной квитанции на количество обслуживаемых лицевых счетов, как тут же приходим к логичному выводу, что инвестиции в собственный расчетный отдел окупятся за срок от полугода до года. На мой взгляд, достаточно веский довод.

Если вы все еще не до конца убеждены в необходимости самостоятельного расчета квартплаты, подумайте над тем, какую информацию и в каких разрезах вы хотите получать в итоге. И поинтересуйтесь у организаций, предоставляющих услуги расчетного центра, смогут ли они выдавать отчеты необходимые вам для ведения деятельности. Может быть, где-то и есть расчетные центры, которые выдадут все, что вам необходимо, но автор данной публикации пока еще такого не встречал.

Какой программный продукт выбрать для автоматизации?

В области ведения бухгалтерского учета и расчета зарплаты уже много лет безусловным лидером считаются программы фирмы «1С». Так что в данном случае выбора нам не оставили - все конкуренты либо прекратили свое существование, либо безбожно отстают в технологиях и уровне поддержки. Тем более что фирма «1С» продолжает совершенствовать свои разработки и с выходом продукта «1С: Предприятие 8» вышла на новый уровень автоматизации.

Теперь попытаемся рассмотреть варианты автоматизации для остальных видов деятельности компании ЖКХ. Поскольку бухгалтерия у нас автоматизируется продуктом «1С» логично было бы подобрать систему, которая как минимум может обмениваться данными с бухгалтерской программой, а еще лучше была бы так же написана на платформе 1С: Предприятие 8. Тогда ряд вопросов о поддержке и обучении пользователей отпадет сам собой, что в свою очередь может сэкономить немало денег.

Комплексная автоматизация: единая программа для всех подразделений или периодический обмен данными?

Дать однозначный ответ на данный вопрос достаточно трудно. Каждый подход имеет ряд как положительных, так и отрицательных черт и нам здесь приходится выбирать из «двух зол» меньшее. В случае варианта с обменом данными, узкое место сразу бросается в глаза, это наличие самого обмена и все связанные с этим проблемы:

  • данные не моментально отражаются в связанных подсистемах, а через какое-то время (после проведения обмена);
  • коллизии возможные при обмене данными, когда недостаточно четко прописаны правила что и в какой подсистеме изменять;

Но все это вполне преодолимые препятствия, часть которых даже может обернуться положительным моментом автоматизации. А вот в случае единой информационной системы минусы с первого взгляда не так заметны, но они есть. И наши специалисты считают, что эти недостатки гораздо серьезнее и имеют более глобальные последствия, чем в случае с раздельными программами для бухгалтерии и расчета квартплаты (управленческого учета):

  • несовпадение циклов управленческого и бухгалтерского учетов, что приводит к проблеме, когда отчетность по бухучету уже сдана, а в управленческом учете изменяются данные «задним числом», в результате чего приходится подавать уточняющие бухгалтерские отчеты;
  • значительный рост базы данных и количества, одновременно работающих пользователей и как результат, снижение быстродействия и увеличение шанса возникновения взаимных блокировок базы данных;
  • сложность администрирования и последующего сопровождения подобной системы, что, безусловно, отразится на совокупной стоимости владения программным продуктом;

Заключение

В данной статье разобраны далеко не все вопросы, возникающие при выборе системы для автоматизации предприятия жилищно-коммунальной сферы. И в то же время я старался не рекламировать программный продукт, выпускаемый нашей компанией, а предоставить читателям наиболее общий алгоритм действий и рассуждений, которого стоит придерживаться при выборе программы.

Надеюсь, что мой опыт будет кому-либо полезен. Готов обсуждать спорные моменты. В последующих статьях я постараюсь осветить другие аспекты, влияющие на выбор программного продукта для компании, работающей в сфере ЖКХ.

Бушин Илья
Директор ООО "Альфа-Софт"
г.Воронеж

См. также

Подписаться Добавить вознаграждение

Комментарии

1. Александр Рытов (Арчибальд) 30.05.11 18:04
Счетам и квитанциям нечего делать в бухгалтерии. И уж тем более бухгалтерским документам не место в программе расчетов с жильцами.
2. Илья Бушин (verybig) 30.05.11 19:33
(1) Ну, есть отдельное мнение, что плохо от объединенного решения быть не может, а недоступность отдельного функционала для отдельных пользователей можно и нужно решать путем прав пользователей. Но как-то так получилось, что мнение это распространено среди теоретиков. А практики, к которым с некоторой самоуверенностью смею относить и себя, начинают тихо стонать, встречая при сопровождении подобных мастодонтов в которых впихнули все чего только можно и нельзя. Причем, данное правило распространяется не только на 1С.
Наверное это имеет какое-то отношение к энтропии. :)
balibas; Арчибальд; +2 Ответить
3. Михаил Ражиков (tango) 30.05.11 19:52
энтропия - моё второе я. поэтому щаз ченьбудь скажу.
4. Михаил Ражиков (tango) 30.05.11 19:54
не, ну блин, в одной фразе (0) "Приходят на руководящие должности разумные люди"
сразу два минуса
ставить ни бу, поскольку к 1снегам это вабще ни ра.
пс: не ну за 1снеговую часть плюса
не ну
5. OBEH (OBEH) 01.06.11 13:36
(0)"Надеюсь, что мой опыт будет кому-либо полезен".
Ошибочное мнение. Тем, кто уже кое что понимает, статья не повредит.
Я в том смысле, что - прочитают и проплюются. Ну, мало ли кто какой бред пишет.
А вот новичкам впаривать такой "опыт", только мозги коверкать.
Да еще мысли по поводу производительности
..."«1С: Предприятие 8» вышла на новый уровень автоматизации" и прочего.
И, в то же время, при ведении все в единой базе, "наши специалисты считают, что эти недостатки гораздо серьезнее и имеют более глобальные последствия".
Что там за специалисты такие "ваши"?
Вообще, нормальные разработки по этому поводу есть у Вас и "ваших специалистов" чтобы так считать?
(1) Неужели приходилось работать в бухгалтерии? Судя по фразе, ответ напрашивается сам собой - теоретик.
6. Александр Рытов (Арчибальд) 01.06.11 15:15
(5)
Валико мне гововорит: "слушай, кто такой этот потерпевший ОВЕН? Я его в первый раз вижу!"
Прежде, чем швыряться дерьмом из-за угла, хоть бы огляделся. Автор дал ссылку на свой сайт. У меня в профиле достаточное количество информации обо мне. А кто же этот пресловутый ОВЕН?
Если ставить диагноз по 5-му посту в этой ветке, вырисовывается картинка малолетнего балбеса, пробежавшегося по верхам восьмерки, и считающего восьмерочные типовухи вершиной автоматизации.
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие небесное...
7. Илья Бушин (verybig) 01.06.11 16:14
(5)Уважаемый, хочу заметить, что ваш комментарий очень далек от конструктивизма и не привносит в тему ничего принципиально нового кроме вашего, безусловно, ценного отрицательного мнения о данной статье. К сожалению, не смог уловить, чем конкретно вы остались недовольны, а приведенные цитаты никак не поспособствовали пониманию.
По поводу наших специалистов. Я лично занимаюсь программами фирмы «1С» с 1996 года и на текущий момент смог сколотить вокруг себя команду серьезных специалистов. Так что я бы не назвал свой опыт теоретическим.
Если вы сможете более внятно описать свои претензии, я готов ответить что-либо более конкретное и продолжить диалог.
8. Артур Аюханов (artbear) 01.06.11 16:24
Подождал несколько дней. Т.к. ничего не изменилось, все-таки минусанул :(
В публикации одна вода, все размыто, не предлагается ни одного конкретного решения, нет подборки/сравнения хотя бы двух/трех продуктов по автоматизации :(
Название статьи "задачи и решения" - где четко поставленные задачи (один мелкий абзац в самом начале публикации) и где их решения? ничего этого не увидел.
ЗЫ в течение полугода занимался автоматизацией ЖКХ города с численностью 65 000 человек.
9. Илья Бушин (verybig) 01.06.11 17:01
(8)Сожалею, что не оправдал ваших ожиданий.
Данная статья задумывалась (и продолжает таковой считаться) как начало цикла статей об автоматизации предприятий отрасли ЖКХ. Но я работающий человек и написание статей не является моей основной деятельностью. Соответственно я не могу гарантировать какие-либо сроки. С вашей стороны я хотел бы видеть вопросы и предложения о том какие нюансы можно затронуть в последующих статьях.
Сравнения продуктов никогда не будет. В первую очередь из-за того что я являюсь лицом заинтересованным (продвигаю собственный продукт для ЖКХ).
10. Игорь Исхаков (Ish_2) 01.06.11 17:48
(9) Если заинтересованное лицо заранее объявляет о своём интересе, то почему бы не послушать его анализ и сравнение сущ. продуктов ?
11. Илья Бушин (verybig) 01.06.11 21:48
(10)Прошу прощения! Неточно выразился. С _моей_ стороны подобного анализа не будет. А читатели могут сравнивать все что им пожелается. Несколько более объективных доводов против сравнения:
1. Для того чтобы квалифицированно сравнивать что-то с чем-то необходимо разбираться в каждом из сравниваемых элементов. А в данном случае у нас (может быть только у меня) недостаточно данных. За пол часа общения с демо-версией ничего толком понять не получится А больше времени ни кто не потратит. Собственно, в том числе из-за этого я и выступаю против демо-версий.
2. Как правило, такие "тяжелые" продукты не могут быть установлены "как есть", требуется провести цикл внедрения. И мое мнение таково, что только после внедрения и можно судить о продукте. А внедрение это не только и не столько продукт, сколько фирма, которая этот продукт внедряла. Приведу пример, внедряли мы конфигурацию одной очень известной питерской фирмы. На 7.7 у них была замечательная конфигурация - просто загляденье! Но время не стоит на месте. Появилась платформа 8. Так вот, конфигурация на новой платформе оказалась просто ужасной. Мы потратили раз в 20 больше усилий, чем при внедрении на 7.7. Но для клиента вся наша суета осталась "за кадром". Мы обещали что оно будет работать - оно заработало. И как после этого можно сравнивать?
3. В конце концов, повторю свой предыдущий тезис - я могу предвзято судить. Поскольку занимаюсь продвижением конкурирующего продукта.
12. Игорь Исхаков (Ish_2) 02.06.11 07:45
(11)
3. В конце концов, повторю свой предыдущий тезис - я могу предвзято судить. Поскольку занимаюсь продвижением конкурирующего продукта.


Если имя твоё ПРОДАВЕЦ , то будь им.
1. Предвзято суди.
2. Занимайся продвижением своего продукта
13. Артур Аюханов (artbear) 02.06.11 15:24
(9) Цитата: "Данная статья задумывалась (и продолжает таковой считаться) как начало цикла статей об автоматизации предприятий отрасли ЖКХ"
и будет длинный сериал? на каждый чих по одной публикации?
Пока что оставляю минус, жду большего :)
ЗЫ Рекомендую дополнять текущую статью, а не публиковать новые.
В противном случае буду лично удалять новые, посвященные сабжевой тематике и не слишком отличающиеся по содержанию :(
Для написания сообщения необходимо авторизоваться
Прикрепить файл
Дополнительные параметры ответа