Теория мотивации Дэвида Макклелланда. Курс по управлению проектами, часть 34

16.05.20

Управление проектом - Компетенции и навыки РП

Мы продолжаем знакомить вас с разными мотивационными теориями. И последняя, про которую я хочу рассказать - это теория про максимум потребностей. 

Предыдущая часть курса: Теория мотивации – пирамида Маслоу. Курс по управлению проектами, часть 33 

Начало курса: Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера

 

Согласно Дэвиду Маклелланду, у разных людей максимум мотивации приходится на одну из трех потребностей:
 

  • достижения;
  • партнерство;
  • власть.

 
Приведу конкретные примеры. Если у человека максимум потребностей в достижениях, то ему важно, чтобы были отмечены его заслуги. На таких людей очень хорошо действуют деньги.  Лучше, чем на всех остальных.  
 
Фразы, которые можно услышать от «достигателей»: «я работаю за деньги», «я никогда не перехожу на другую работу, если там платят меньше». То есть деньги они очень хорошо понимают.
 
Но прелесть этой теории в том, что она отвечает на вопрос, как можно мотивировать человека, если у вас нет денег. Допустим, вам нужно, чтобы человек поработал сверхурочно, но денег у вас на это нет.
 
В таком случае на «достигателей» отлично действуют похвалы. Не всякого человека за «спасибо» можно уговорить на что-то. Этих можно. Если вы начали человека хвалить, то он прямо расцветает. На остальных похвалы могут не подействовать, а таким людям это очень важно – чтобы их усилия, работа были оценены. Более того, они сами часто напрашиваются на комплименты. И этим надо пользоваться.
 
Еще один признак «достигателей» – они любят соревноваться, участвовать в конкурсах, викторинах.
  
Если максимум потребностей в партнёрстве, то такой человек хочет приобщиться к чему-то великому/большому/интересному/перспективному. К примеру, человек мечтает работать в компании Google, потому что она делает мир лучше. Пусть он будет самым последним работником в этой компании, его вклад никто не заметит, но сама компания меняет мир, поэтому человек хочет стать ее частью.
 
В эту группу входят различные волонтеры. Если человек в свободное время вяжет носки и раздает их бедным, для многих людей в этой деятельности нет никакого смысла. Но для этих людей есть – они чувствуют, что приобщаются к чему-то важному. В России, кстати, врачи и учителя по образованию, если это не продолжатели династии,  часто испытывают максимум потребностей именно в партнерстве. Они почти волонтеры.
 
На таких людей прекрасно действуют аргументы о том, что предстоит выполнить очень важное общее дело. В госсекторе, где я работал, когда нужно было поработать 31 декабря до 7 часов вечера, мотивация была такая – если мы проект закона не зарегистрируем в этом году, то в следующем его передадут в другое ведомство, и уже оно его зарегистрирует, а этого допустить нельзя. Такой стимул сильно действует на тех людей, у которых максимум потребностей в партнерстве. Если вы знаете, в США искусственно разделены армия и флот. И между ними всегда возникает соперничество, «священная война». Так и в российском госсекторе, когда речь идет о разработке какого-то законопроекта.
 
Третий тип людей – те, для кого максимум потребностей во власти. На этих людей сильно действуют не только власть, но и ее атрибуты. Это не значит, что они тщеславные или тираны, но их мотивируют атрибуты власти.
 
У меня есть друг, который еще в советское время работал в пионерских лагерях вожатым. Однажды он спросил у мальчика 9 лет, кем тот хочет стать, когда вырастет. Мальчик ответил, что хочет быть вожатым, потому что он хочет управлять людьми. Это представление, что вожатый управляет людьми, свойственно людям, у которых максимум потребности во власти.
 
Другой пример – у меня был коллега Саша (рассказывал про него, как о представителе Х-людей в статье про теорию МакГрегора). Я хотел загрузить его задачей, которую надо было выполнять в течение длительного времени. Но денег на это не было (госсектор), сотрудников (помощников) тоже: люди и так совмещали по несколько ставок. Но были такие ставки, которые нельзя совмещать. Например, ставка начальника отдела. Ее нельзя совмещать ни с чем. Поэтому есть целые отделы с мертвыми душами, потому что работники фактически занимаются другими делами.  У Саши максимум потребностей во власти. Я ему поручаю эту сложную задачу, и чтобы как-то отметить это, я предлагаю ему должность начальника отдела. Никаких подчиненных не будет, но должность начальника будет. Получается, что работать надо больше, должность повыше, но руководить никем не придется. Саша от такого предложения был абсолютно счастлив. Он несколько месяцев радовался. Он власти не получил на самом деле, но у него появился атрибут власти – в его трудовой книжке появилась запись «начальник отдела». У нас были специальные совещания для руководителей отделов, и Саша регулярно на них ходил, он очень гордился своей должностью.
 
Еще один пример – анекдотический. В кабинете директора компании, где я работал, стоял огромный сейф, металлическая глыба с толстенной дверцей. Директора он очень бесил, потому что он занимал много места, но хранилась в нем одна маленькая печать для документов. В компании еще работала девушка – замдиректора, у которой была большая потребность во власти. Однажды гендиректор переставил ей этот сейф. Он занимал четверть ее кабинета, но девушка была невероятно счастлива. Потому что там печать всей организации, потому что сейф раньше стоял у директора, а все это атрибуты, символы власти.
 
 
У каждого человека в большей или меньшей степени проявляется максимум потребностей во власти, в достижениях или в партнерстве. Если вы узнаете, в чем именно потребность, вы сможете уговорить человека сделать то, что вам нужно, без денег.
 

Предыдущая часть курса: Теория мотивации – пирамида Маслоу. Курс по управлению проектами, часть 33 

Следующая часть курса: Управление интеграцией. Курс по управлению проектами, часть 35

Начало курса: Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера

 

Если вас интересует тема "Управления проектами" и вы хотите самостоятельно подготовиться к экзамену на сертификат Project Management Professional, то приглашаем пройти новый видеокурс Ивана Селиховкина "Подготовка к экзамену РМР"

См. также

Как быть эффективным руководителем проекта, а не экскурсоводом для команды стейкхолдеров

Компетенции и навыки РП Бесплатно (free)

Статья о том, как быть эффективным руководителем проектов. Кто такой руководитель проектов, что подразумевает эта роль в проекте, и зачем она нужна?

22.03.2024    429    0    PChizhov    0    

5

Управление проектом Руководителем проекта со стороны Заказчика

Компетенции и навыки РП Взгляд со стороны Заказчика Бесплатно (free)

Самый важный человек на проекте – это РП со стороны заказчика. Он принимает все решения и за эти решения зачастую отвечает головой. О том, кого выбрать руководителем проекта со стороны заказчика, как работать с заинтересованными сторонами, собрать рабочую группу, экономно расходовать бюджет и бороться с саботажем, расскажем в статье.

26.02.2024    781    0    user1270271    0    

11

Нужно ли аналитику 1С знать конфигурирование?

Компетенции и навыки РП Работа с требованиями Бесплатно (free)

Аналитики 1С не всегда хорошо представляют себе, в каких таблицах системы хранятся данные, и из каких объектов состоит конфигурация. Как следствие – технические задания часто получаются непонятными для разработчиков. Расскажем о том, зачем аналитику разбираться в таких темах, как конфигуратор и структура метаданных, регистры, запросы, СКД, интеграция и обмен данными.

02.02.2024    1193    0    otkalo    1    

6

5 основных внутренних ограничений руководителя

Компетенции и навыки РП Бесплатно (free)

В статье поделимся способами, которые помогут руководителям отойти от операционных дел в компании. Расскажем, как начать доверять сотрудникам и делегировать, зачем ставить гипотезы и экспериментировать, и главное – как развивать себя и преодолеть внутренние ограничения, которые мешают эффективности.

22.01.2024    966    0    andmakarov    2    

13

Риски, роли, книги и светлое будущее для ПМов: проектный дайджест #35

Компетенции и навыки РП Обучение и наставничество Инструменты управления проектом Бесплатно (free)

Что интересного писали про управление проектами за прошедшую неделю? Мы прочитали все публикации vc, Хабра, Инфостарта (и не только) и выбрали самые крутые и полезные.

09.10.2023    805    0    Birby    0    

1

Методика оценки задач или Как «не угореть» по срокам

Компетенции и навыки РП Бесплатно (free)

Часто на проекте внедрения нужно понять, сколько времени уйдет на ту или иную задачу. От правильности расчета зависит, успеет ли разработчик сделать задачу в оговоренные часы или будет перерабатывать по ночам, и останется ли заказчик доволен стоимостью и сроками. Расскажем о простой методике расчета трудоемкости задач, которая позволит добиться оптимальных оценок и укрепить лояльность заказчика.

31.08.2023    2253    0    Midzgun    4    

12

Практика построения проектного офиса в ИТ-компании

Компетенции и навыки РП Бесплатно (free)

Процесс построения проектного офиса включает в себя не только организационную структуру, но и автоматизацию процессов, стандарты, KPI и мотивацию руководящего персонала и специалистов. Причем в ходе роста структуру регулярно приходится пересматривать из-за достижения лимита управляемости, внутренних и внешних факторов.

18.08.2023    2240    0    Pryamonosov    2    

6

Национальные особенности управления

Компетенции и навыки РП Бесплатно (free)

Внедрение проектного управления в России и странах СНГ пробуксовывает, и причина этому – национальные особенности, в том числе национальные особенности управления. Перечислим пять основных особенностей, которые мешают системно использовать проектные подходы в России, расскажем о том, как с этим работать и что поможет предотвратить риски.

17.08.2023    1426    0    paalferov    2    

18
Оставьте свое сообщение