- Почему решили переходить? Были ли сомнения? Что окончательно убедило?
Налоговый мониторинг – новая и достаточно молодая форма взаимодействия предприятий с налоговыми органами. Появившись в 2005 году в Нидерландах в качестве эксперимента «Программа горизонтального мониторинга» оказалась весьма успешной и востребованной во многих странах как взаимовыгодный инструмент, основанный на принципиальном изменении в работе налоговых служб – переход от вертикального контроля (т.е. налоговых проверок) к горизонтальному, основанному на взаимном доверии, прозрачности и риск-ориентированном подходе.
В России применение горизонтального мониторинга было начато в 2012 году также в качестве эксперимента, а с 2015 года он получил официальный статус «форма налогового контроля» и под названием «Налоговый мониторинг» стал доступен всем налогоплательщикам, соответствующим суммовым критериям[1], изложенным в п.3 ст. 105.26 Налогового Кодекса РФ.
Однако первоначально большого интереса у российских компаний налоговый мониторинг не вызвал. У нашего предприятия целесообразность перехода на него также достаточно долго вызывала сомнения, поскольку помимо выгод и преимуществ переход на новую форму налогового контроля имел целый ряд сложностей и недостатков:
Преимущества |
Недостатки |
|
|
|
|
Однако по факту часть проверок все равно возможна. Например, сохраняются встречные проверки, налоговый мониторинг не распространяется на трансфертное ценообразование. |
|
|
|
|
|
Дополнительным аргументом против для нас являлась слабая проработка законодательной базы по налоговому мониторингу, так как содержащиеся в ней ограничения и оговорки частично нивелировали преимущества налогового мониторинга (например, сохранялась возможность проведения традиционных налоговых проверок при подаче уточненных деклараций с уменьшением суммы налога), а высокая степень неопределенности требований к ИТ-системам, информационной безопасности, СВК и др. увеличивала риски и трудозатраты предприятия.
Однако по мере развития и совершенствования механизма налогового мониторинга к началу 2019 года наше отношение к нему изменилось. Окончательно в пользу перехода нас убедило следующее:
- Переход налогового мониторинга из стадии эксперимента в долгосрочный тренд и перспективное направление, позволяющее повысить эффективность взаимодействия с налоговыми органами и определяемое ФНС России как стратегическое направление развития налогового контроля для крупнейших налогоплательщиков.
- Системное развитие нормативной базы по налоговому мониторингу, в том числе принятие «Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга» (утв. Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 N 381-р) и Директивы Правительства Российской Федерации от 13.12.2019 N 11528п-П13 о переходе на налоговый мониторинг компаний с госучастием.
- Как выстроили план перехода? Что не учли? Что можно посоветовать тем, кто только начинает этот путь?
Переход на налоговый мониторинг был разделен на четыре этапа, реализация которых происходила последовательно-параллельно. Ниже приведена итоговый график проекта (с учетом переносов сроков):
- этап: Определение параметров участия
Подготовительный этап, на котором были приняты ключевые решения, определившие дальнейший ход проекта:
- Выбрана дата перехода.
- Выбран способ информационного взаимодействия.
- Определен подход к степени соответствия ИТ-систем и СВК требованиям налоговых органов.
Результатом этого этапа стало:
- Формирование рабочей группы проекта, в которую вошли сотрудники бухгалтерии, внутреннего аудита, юридической и ИТ службы, а также привлеченные внешние консультанты.
- Составление Плана мероприятий по подготовке перехода на налоговый мониторинг ("Дорожной карты"), включая сроки и очередность выполнения работ.
- этап: Диагностика ИТ-систем, систем учета, СВК
Этот этап представлял собой продолжение подготовительных мероприятий и включал в себя проведение инвентаризации и оценку на предмет соответствия требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге:
- существующих ИТ-систем и СВК, включая анализ локальных нормативных документов,
- существующей системы ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования отчетности и регистров налогового учета, включая оценку достаточности существующих аналитик и степени автоматизации формирования отчетности и налоговых регистров.
Результатом этого этапа стала:
- разработка перечня мероприятий и рекомендаций по совершенствованию ИТ-систем, СВК, системы ведения учета и формирования отчетности с целью достижения минимально необходимого уровня, соответствующего требованиям ФНС России для участия в налоговом мониторинге.
- этап: Подготовка и согласование РИВ и прочих документов
Действующее российское законодательство предоставляет участникам налогового мониторинга достаточно широкий выбор используемых информационных систем, порядка доступа к ним, защиты передаваемой информации, подходов к организации внутреннего контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и многих других вопросов.
Поэтому данный этап являлся ключевым, т.к. здесь были определены правила и особенности взаимодействия предприятия с налоговыми органами, которых обе стороны обязаны придерживаться в процессе налогового мониторинга.
Результатом этого этапа стали согласованные с налоговыми органами проекты:
- Регламента информационного взаимодействия с налоговыми органами (РИВ),
- Документов об СВК, предоставляемых вместе с Заявлением о проведении налогового мониторинга.
- этап: Настройка и доработка ИТ-систем, учета и СВК
Этот этап являлся завершающим и стал самым продолжительным и затратным. Мероприятия по его реализации были выделены в три отдельных проекта:
- Нормализация налогового учета (проект бухгалтерии):
- доработка учетных процессов,
- автоматизация и доработка учетных систем,
- актуализация внутренних нормативных документов.
- Доработка СВК (проект внутреннего аудита и финансовой службы):
- доработка внутренних нормативных документов,
- доработка контролей и процедур.
- Разработка аналитической Витрины данных для налогового мониторинга (проект ИТ):
- настройка Витрины данных, подключение к ней ИФНС,
- подготовка учетных систем к интеграции с Витриной данных.
Результатом этого этапа стало:
- Предоставление налоговым органам доступа к информационной системе (Витрине данных), содержащей весь объем учетных данных от налоговой декларации до первичного документа, а также документов и отчетности по СВК.
В целом наш план перехода оказался правильным и эффективным, ошибку мы совершили только одну – недооценили масштаб предстоящей работы. В результате уже на подготовительном этапе год перехода на налоговый мониторинг был изменен с 2020 на 2021, а в процессе разработки Витрины данных пришлось дважды корректировать Дорожную карту для переноса на более поздний срок ее демонстрации и подключения налоговых органов.
Предприятиям, которые только задумываются о переходе на налоговый мониторинг, можем посоветовать следующее:
- Трезво оценивать свои силы, ставить реальные сроки и задачи.
- Помнить о том, что налоговый мониторинг базируется на открытости и взаимном диалоге. Поэтому первое, что надо сделать – обсудить свои планы с сотрудниками налоговых органов. Они готовы к общению, могут предоставить всю необходимую информацию и оказать существенную помощь в подготовке к переходу, что может существенно сэкономить ресурсы предприятия.
- Использовали ли консультантов и интеграторов при подготовке к переходу? Почему? Это оказалось правильно?
Нам с самого начало было понятно, что переход на налоговый мониторинг представляет собой достаточно объемный и сложный проект, требующий специальных знаний и существенных трудозатрат. При этом на момент принятия решения о таком переходе собственная экспертиза в нашей компании отсутствовала, а налоговое законодательство содержало лишь очень общий и примерный перечень требований к потенциальным участникам новой формы налогового контроля и информационного взаимодействия.
В результате изложенного на всех этапах проекта мы активно привлекали внешних консультантов для решения целого ряда задач:
Этап проекта |
Задача |
Кого привлекали |
|
|
Консалтинговые фирмы |
|
|
Консалтинговые фирмы |
|
|
Консалтинговые фирмы |
|
|
Разработчики ПО |
По итогам реализации проекта решение о привлечении консультантов себя полностью оправдало, т.к. оно позволило:
- Получить своевременный и качественный результат за счет привлечения экспертных знаний, опыта и готовых наработок (проекты документов, методология СВК, готовое «коробочное решение» для разработки аналитической Витрины данных и др.)
- Провести независимую диагностику и оценку состояния и уровня развития нашей автоматизации, систем учета и внутреннего контроля, выявить зоны их доработки и получить рекомендации по дальнейшему развитию.
- Как происходил переход? Какие ошибки совершили?
Переход на налоговый мониторинг проводился по двум параллельным направлениям. С одной стороны, велось наполнение Витрины данных документами и информацией, связанными с исчислением (уплатой) налогов и с СВК. С другой стороны, выстраивался и регламентировался процесс взаимодействия подразделений и сотрудников с налоговыми органами и между собой.
И здесь обнаружилась одна ошибка, которую мы допустили: в процессе разработки Витрины данных сделали ставку на внешних и внутренних ИТ-разработчков и не включили в состав рабочей группы сотрудников эксплуатационных ИТ-служб предприятия. При переходе на налоговый мониторинг это привело к отдельным сбоям и задержкам в ее работе по причине их слабого знакомства с новой системой. С учетом изложенного можем дать совет изначально вовлекать в проект как можно больше сотрудников и подразделений компании, т.к. при налоговом мониторинге круг прямого или опосредованного общения с ИНФС значительно расширяется – например, у ИТ-служб появятся новые пользователи (налоговые инспекторы, имеющие доступ в учетные системы предприятий), а сотрудники внутреннего контроля начнут участвовать в формировании налоговой отчетности по СВК.
- Первая проверка инспектором – как прошла?
Первые посещения налоговыми инспекторами нашей Витрины данных совершенно не походили на налоговые проверки, т.к. их интересовала форма, а не содержание. Вопросы задавались преимущественно по телефону и сводились к поиску нужных окошек, кнопок и пунктов меню.
В дальнейшем же вопросы стали более традиционными, по содержанию - аналогичными классическим требованиям о предоставлении пояснений/информации, но гораздо более удобными по форме – журнал запросов/ответов в Витрине данных с возможностью дать ссылку на любой документ, учетный регистр или декларацию в этой же Витрине данных.
- Первый год на Налоговом мониторинге – какие выводы? Есть ли польза?
Первый год нашего участия еще не завершен, поэтому делать окончательные выводы рано. Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что польза от проекта однозначно есть - все краткосрочные цели достигнуты и эффект от них очевиден:
|
Цели перехода
|
Результат |
|
Подтверждение статуса добросовестного и ответственного налогоплательщика |
Цель достигнута |
|
Повышение эффективности взаимодействия с налоговыми органами |
Эффективность существенно возросла за счет появления дополнительного канала коммуникаций (Витрина данных) и постоянного диалога с налоговыми органами |
|
Повышение уровня автоматизации |
Цель достигнута |
|
Повышение качества учета и внутреннего контроля |
Качество существенно возросло за счет произведенных по итогам диагностики доработок, а также дополнительных возможностей анализа и контроля, заложенных в Витрину данных. |
|
Освобождение от налоговых проверок, снижение расходов и трудозатрат на их сопровождение |
Текущий эффект отсутствует, т.к. одновременно с высвобождением ресурсов на сопровождение проверок тратится много лишних ресурсов на знакомство сотрудников и налоговых инспекторов с Витриной данных и выстраивание порядка работы. Положительный эффект ожидается в течение второго года участия в налоговом мониторинге. |
|
Снижение налоговых рисков путем получения Мотивированного мнения |
Мотивированного мнения пока не запрашивали и оценить эффект не успели. Но сам факт наличия такой возможности оцениваем безусловно положительно и в дальнейшем рассчитываем ей воспользоваться. |
|
«Быстрое закрытие» налоговых периодов (в сравнении с традиционной формой контроля) – не позднее 9 месяцев после окончания года |
Эффект может быть оценен в течение второго года участия в налоговом мониторинге. |
- Итоги
Сегодня становится все более очевидно, что налоговый мониторинг действительно представляет собой серьезный тренд и в долгосрочной перспективе переход на него предстоит подавляющему большинству крупнейших налогоплательщиков. Поэтому на сегодняшний день мы оцениваем свое решение вступить в налоговый мониторинг как совершенно правильное и своевременное.
[1] За год, предшествующий году подачи заявления о проведении налогового мониторинга, должны одновременно выполняться следующие условия:
- совокупная сумма налогов не менее 300 млн руб. (с 01.07.2021 – не менее 100 млн руб.)
- суммарный объем полученных доходов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)
- совокупная стоимость активов не менее 3 млрд руб. (с 01.07.2021 – не менее 1 млрд руб.)