Немного истории: от Голландии до 1С
Все началось около 2010 года в Голландии. Два десятка крупных налогоплательщиков страны участвовали в пилотном проекте по налоговому мониторингу и по завершении эксперимента отметили уменьшение административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности. В других странах тоже захотели попробовать: Великобритания, США, Германия и др. переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов.
В России пилотный проект стартовал в декабре 2012 года. Соглашения с ФНС заключили «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро», МТС, российское представительство Ernst & Young (EY) и «Северсталь».
Итоги проекта были признаны удачными и в начале ноября 2014 г. Президент России В.R02;В. Путин подписал Федеральный закон № 348-ФЗ, который ввел добровольный превентивный налоговый контроль для крупных организаций — так называемый налоговый мониторинг. Закон вступил в силу с 1.01.2015, а ряд его положений, касающихся консолидированной группы налогоплательщиков, — с 1.01.2016.
Итак, С 2015 г. в НК России введено новое понятие — налоговый мониторинг. Через 2 года, в 2017 году заместитель начальника Управления камерального контроля ФНС России Марина Крашенинникова рассказывала в интервью для Гарант.ру:
«При обращении к нам налогоплательщиков мы практикуем проведение вступительного интервью, в котором часто спрашиваем о том, что вообще мотивирует их на проведение мониторинга. Мы выделили четыре основных причины, которые, как правило, называют организации. Это необходимость оптимизации издержек, связанных с налоговыми проверками, и сокращения объема документов, которые представляются в ответ на требования налогового органа. Также налогоплательщики указывают на необходимость снижения резервов, связанных с неопределенными налоговыми позициями, и еще один мотиватор, достаточно существенный, – быстрое закрытие налогового периода и достижение ранней определенности».
В ноябре 2020 года уже Начальник Управления налогового мониторинга ФНС России Марина Крашенинникова сообщила о темпах перехода на режим налогового мониторинга:
«В целом, я считаю, темп хороший. Уже сейчас новых участников почти в два раза больше, чем в прошлом году. Мы планировали, что в 2021 году будет более 200 участников. Пока все идет по плану. Кроме того, мы видим большой поток желающих и на последующие периоды. У нас есть дорожные карты до 2026 года».
Марина Крашенинникова считает, что условно всех подавших заявление можно поделить на две группы: новые участники и консолидированные группы, которые переводят на налоговый мониторинг своих «дочек». При этом именно во втором случае происходит максимальный синергетический эффект с точки зрения контроля.
«Инспектор видит всю группу в одной системе, не нужно дополнительно запрашивать документы, переключаться: зашел в систему, выбрал нужные компании, формируешь отчет. Это снижает издержки, никаких лишних действий. Все в одном месте, все сконцентрировано. Для участников КГН мы даже убрали суммовые критерии для входа».
Немного законодательства
С 1 июля 2021 года согласно Федеральному закону от 29.12.2020 № 470-ФЗ вступили в силу новые условия перехода на налоговый мониторинг.
В частности, закон содержит поправки в НК РФ, которые смягчают условия перехода, а именно:
- снижается с 300 до 100 млн рублей минимальная совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предшествующий год;
- минимальный суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий год сокращается с 3 до 1 миллиарда рублей;
- минимальная совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности снижается с 3 до 1 миллиарда рублей;
- исключается применение суммовых критериев для перехода на налоговый мониторинг, установленных пунктом 3 статьи 105.26 НК РФ, в отношении участников консолидированных групп налогоплательщиков.
История налогового мониторинга в 1С началась в мае 2019 года с пилотного проекта с предприятием «Россети». По результатам проекта в июле 2019 была выпущена бета-версия продукта, а в декабре – финальная версия.
На текущий момент функционал налогового мониторинга включен в конфигурации:
- Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО
- Управление холдингом
- ЕРП. Управление холдингом
Основные моменты реализации в 1С
Есть некий «базовый» функционал налогового мониторинга, который реализован для всех конфигураций, перечисленных выше.
Базовый функционал включает в себя следующие моменты:
- Публикация данных
- Взаимодействие с МРИ
- Раскрытие налоговых показателей
- Внутренний контроль
Помимо базы, в конфигурациях Управление холдингом и ЕРП. Управление холдингом реализован расширенный функционал управления налоговой функцией группы компаний.
Публикация данных
Налоговый инспектор может работать как непосредственно в рабочей базе предприятия, так и в ее копии. Второй вариант реализуется через публикацию копии рабочей базы.
Для публикации данных используется механизм распределенных информационных баз, для которого реализован специальный план обмена «Налоговый мониторинг», обладающий двумя особенностями:
1. Состав выгружаемых данных задается с точностью до реквизита. Это позволяет, к примеру, передавать в базу налогового мониторинга документы без комментариев.
2. Фильтр по организациям. Позволяет отключить передачу документов, относящихся к юридическим лицам, по которым не ведется налоговый мониторинг.
Взаимодействие с МРИ
Для удобства работы налогового инспектора реализована роль со специальным интерфейсом «Налоговый мониторинг» с избранными функциями для анализа данных информационной базы налогоплательщика в интересах налогового контроля. Внешне рабочий стол налогового инспектора выглядит так:
Конфигурация дает возможность налоговому инспектору вводить запросы на предоставление документов и разъяснений.
Запрос может быть сформирован как независимо, так и из конкретного показателя конкретного отчета или документа. Достаточно из формы отчета нажать на кнопку «Запрос налогового мониторинга». В этом случае происходит автозаполнение формы запроса данными отчета или документа.
В свою очередь налогоплательщик имеет возможность формировать ответы на запросы налогового органа с вложением сканов запрашиваемых первичных документов. Запрос может быть и отклонен, разумеется, при наличии на то оснований.
В конфигурациях предусмотрено несколько отчетов, позволяющих отслеживать процесс взаимодействия с налоговой инспекцией.
Например, отчет о запросной системе налогового мониторинга позволяет контролировать полноту ответов на запросы налогового инспектора, информировать о длительности ответа на запрос, дате и времени предоставления документов.
Кроме того, реализованы отчеты «Журнал взаимодействия налогового органа и налогоплательщика», «Ответы на запросы налогового органа», «Отчет о работе налогового органа».
В модуль «1С-отчетность» добавлены уведомления, которые требуется формировать в рамках подачи заявления на переход в режим налогового мониторинга (в соответствии с приказом ФНС от 11.05.2021 №ЕД-7-23/476).
Раскрытие налоговых показателей
В принципе тех, кто работает с 1С, нельзя удивить возможностью расшифровки отчетных показателей до учетного документа. Однако эта возможность работала не для всех показателей.
Так в бета-версии продукта последовательная расшифровка до учетного документа поддерживалась более чем для 60% показателей декларации по налогу на прибыль, для 100% показателей деклараций по налогам на имущество и добавленную стоимость.
В финальной версии программы реализована расшифровка 100% показателей декларации по налогу на прибыль.
Более того, в конфигурациях есть механизм сравнения первичной и уточненной налоговой деклараций, что позволяет видеть абсолютные и относительные разницы в изменении показателей декларации и расшифровать эти изменения.
По кнопке «Сравнить» система предложит выбрать отчет для сравнения:
И выдаст результат сравнения в отдельном окне:
Внутренний контроль
Теперь рассмотрим вопросы внутреннего контроля. Каковы, собственно, цели системы внутреннего контроля?
- Упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
- Достоверность, полнота и своевременность отражения результатов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности, а также учета таких результатов при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов;
- Правильность исчисления (удержания), полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов и страховых взносов;
- Соблюдение законодательства Российской Федерации, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни по совершенной или планируемой сделке;
- Мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур, направленных на своевременное выявление, исправление и предотвращение ошибок (искажений) в бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности.
Что же есть в 1С для достижения этих целей?
Перечисленные ниже пункты, опять-таки, не удивят опытного 1С-ника, т.к. цели внутреннего контроля не являются чем-то особенным для режима налогового мониторинга, а подразумеваются для любого предприятия, ведущего отражение финансово-хозяйственной деятельности в программе. Поэтому перечислим без подробных расшифровок:
- Проверка контрагентов через сервисы 1С:Контрагент, 1СПарк Риски;
- Интеграция с сервисами 1С:ЭДО и 1С: Директ Банк;
- ЭЦП документов, передаваемых налоговому инспектору;
- Чек-лист закрытия периода;
- Экспресс-проверка ведения учета;
- Контрольные соотношения и расшифровки отчетов;
- Сравнение первичной и уточненной деклараций;
- Общий риск-менеджмент и процессы согласования (вот про это будет подробнее в конце статьи);
- Ручные и шаблонные корректировки;
- Ограничение доступа на уровне записей и ролей;
- Протоколирование действий пользователя.
Управления налоговой функцией группы компаний
В части управления налоговой функцией в конфигурациях реализован следующий функционал:
- Планирование
- Налоговое планирование
- Моделирование M&A
- Отражение сделок приобретения-выбытия долей
- Ввод и согласование документов приобретения-выбытия долей
- Формирование фактической структуры владения
- Подготовка налоговых уведомлений и деклараций
- Формирование уведомлений
- Трансформация данных КИК в сводный аналитический регистр НП
- Подготовка листа 09 декларации по НП и странового отчета
- Анализ
- Факторный анализ НОБ
- Анализ налоговых рисков по индикаторам BEPS
- Анализ эффективности налоговой функции
Еще раз повторим, что управление налоговой функцией реализовано только в конфигурациях Управление холдингом и ЕРП. Управление холдингом. В конфигурации «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» таких возможностей нет.
Подробный рассказ про управление налоговой функцией группы компания – это тема для отдельной большой статьи.
Управление рисками
Хорошая новость!
Фирма 1С выпустила информативное письмо «Информация для пользователей и партнеров №28466 от 08.07.202», в котором сообщается, что для конфигурации "1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО" реализована новая подсистема "Управление рисками", обеспечивающая регистрацию рисков, контрольных процедур, инцидентов реализации рисков, мероприятий по предупреждению рисков и реакций на инциденты, а также подготовку уведомлений согласно приказу ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.
На скрине видны соответствующие разделы меню в конфигурации Бухгалтерия.
Ранее функции управления рисками были доступны только для конфигураций Управление холдингом и ЕРП. Управление холдингом.
Преимущества и итоги
Итак, ради чего же создаются новые конфигурации и дорабатываются существующие? Для чего различные ИТ-компании выпускают витрины данных, а консалтинговые компании предлагают путешествие по дорожной карте налогового мониторинга? Что дает этот режим для предприятия?
Отмечаются следующие преимущества:
- Создание позитивной среды взаимодействия с ФНС России;
- Снижение расходов на налоговое администрирование;
- Повышение качества налоговой функции в Компании;
- Укрепление деловой репутации и престижа Компании;
- Сокращение срока проверки налоговой отчетности с 3 лет до 8 месяцев после отчетного года.
В качестве итогов перехода на режим налогового мониторинга называются следующие пункты:
- Сокращение трудозатрат на сопровождение налоговых проверок;
- Экономия на пенях и штрафах;
- Уменьшение количества уточненных деклараций;
- Уменьшение объема предоставляемых документов.