()
Мобильный клиент = сеанс = лицензия
Ну, такова политика компании 1С - думаю её они будут развивать и впредь (предполагаю, что в гипотетической будущей платформе 1С: Предприятие 9 - останутся только такие лицензии - зато они шибко не вырастут в цене, и, возможно, не будет и лицензий и на базовую серверную платформу, но это не исключает лицензии на какие-то расширения этой платформы; как не будет "файловой" платформы) и к этому нужно привыкнуть.
С другой стороны - что для мобильного клиента это как раз не шибко принципиально. Мне сложно представить - когда с одного мобильного устройства нужно работать с несколькими сеансами 1С одновременно - тем более массово - чтобы перерасход лицензий 1С был существенным.
Мобильный клиент - это отличная альтернатива десктопному клиенту и тем более web-клиенту - где, кстати, лицензии, расходуются по такому же принципу - на сеанс - и вот где это действительно ОЧЕНЬ ПЛОХО - настолько - что в применении такого web-клиента теряется половина смысла! Да так - что компании 1С даже пришлось отказаться от открываемых в отдельных окнах формах (что раньше в ряде случаев было очень удобно) - т.к. на web-клиенте каждое такое окно создавало отдельное соединение - и расходовало отдельную клиентскую лицензию!
А, вот, мобильная платформа имеет свои плюсы и минусы - но минусы тут явно перевешивают:
- Под неё нужно разрабатывать отдельные приложения - с существенными нюансами по разработке (сильно отличающимися от десктопного варианта)
- Просто так взять и подключить готовое десктопное решение вообще нельзя - НИКАК
- Обмен с серверными базами тут вообще отдельная песням и отдельные сложности - готовых фреймворков нет - нужно всё писать с нуля на сервисах (причём как на мобильном приложении, так и на серверной базе)
- Если будете подключаться из мобильного приложения к базе на 1С через сервисы - то это всё-равно будет съедать лицензию, на этот сервис (на причём каждое подключение)
- Сборка мобильных приложений - дело весьма хлопотное, с кучей проблема (ну правда сборка мобильного клиента тоже не простое дело - но тут универсальный клиент как раз поможет этого избежать)
- Вопрос установки мобильных приложений на мобильные устройства не менее простой, чем мобильных клиентов (особенно для эппл, особенно не через апп сторе - тут вообще часто это просто нереально) - и тут ничего не универсализировать в принципе
- Отладка мобильной платформы - тоже задача не простая (ну надеюсь - отладка мобильного клиента, в будущем, будет, всё-таки, проще - хотя бы серверного контекста)
- Вопрос лицензирования мобильных приложений, не распространяемых через публичный маркет, вообще отдельная тема - ведь это требует отдельного лицензирования у 1С для мобильных устройств
У мобильного приложения единственное существенное преимущество - его можно распространять через мобильные маркеты не платя 1С за лицензии - но нужно приобретать разработческую лицензию (годовой абонемент) у Гугла и Эппл (с последним всё очень накладно). Так что не платить совсем тут тоже не получается.
Ну ещё, мобильное приложение изначально оффлайновое - это зачастую удобно в ряде решений - но сейчас и мобильный клиент приобрёл динамическую автономность - так что частично это уже не преимущество - вот только эта динамическая автономность мобильного клиента пока не шибко хорошо работает - но со временем, так или иначе, это решаемо!
И, насколько я понимаю, если мобильный клиент взял клиентскую лицензию с сервера - а потом ушёл в оффлайн (причём тут придётся либо вообще отключать сетевой трафик на мобильно устройстве (что не очень удачная мысль), либо ограничивать только мобильного клиента в доступе к сети (мобильным файрволом - что совсем не удобно) - то клиентская лицензия всё-равно ещё будет занята - и сервер 1С её отпустит далеко не сразу. Но тут я, тонкости, правда, не знаю