В NASA рассказали о новой опасности, связанной с 5G

13.11.2020

Спутники для мобильных сетей 5G могут быть небезопасны, заявили эксперты NASA. Высока вероятность, что они столкнутся друг с другом или с другими космическими телами.

5G-вышки в космосе

Компания AST&Science из Техаса направила в FCC (Федеральную комиссию по связи США) запрос на создание мега-группировки из 243 крупных спутников на высоте 720 км над поверхностью земли. Эти спутники должны были стать своеобразными “вышками мобильной связи в космосе” для 4G- и 5G-сетей.

Проект получил название SpaceMobile. На его запуск компания привлекла 120 млн долларов США.

В NASA впервые публично выразили опасения по поводу таких спутников. Инженер космического агентства Саманта Фондер подчеркнула: организация стремится снизить риски столкновений на орбите, поэтому высказывает свое экспертное мнение накануне общественных обсуждений вопроса.

Фондер добавила, что высота для SpaceMobile находится рядом с A-Train, группой из 10 спутников для мониторинга планеты. Эти спутники используют NASA и Геологическая служба США, а также партнеры из Франции и Японии. Опыт эксплуатации A-Train показал, что столкновения весьма вероятны.

Позиция FCC

В США ответственность за космическую деятельность распределена между несколькими агентствами. Так, FCC контролирует частотные диапазоны, и разрешение на использование определенного сегмента спектра AST&Science получила. Теперь компании нужен еще один документ – для доступа к рынку США и продажи здесь своих услуг. И его также выдает FCC.

Когда на орбиту выходят сотни спутников, FCC нужно понимать, насколько это безопасно и не увеличит ли количество космического мусора. И если в плане выдачи диапазонов частот FCC достаточно лояльна, то в вопросах, связанных с космическим мусором – наоборот. Комиссия требует от коммерческих компаний защищать правительственные спутники от потенциальных столкновений и обеспечивать им пространство для маневра.

NASA впервые раскритиковало подобный проект, и FCC придется учесть мнение космического агентства. Напомним, аналогичную процедуру проходил проект спутникового интернета Starlink от SpaceX Илона Маска, и там всё прошло успешно. Группировка регулярно пополняется новыми спутниками, тестировщики уже получили первые комплекты для доступа к сети и оценили качество связи.

Слишком крупные спутники

Спутники SpaceMobile, которые будут выполнять роль вышек связи, достаточно крупные. На каждом из них установлен массив антенн, суммарная площадь которых достигает 900 кв. м. Эксперты NASA заявили: чтобы избежать столкновения с другими спутниками и обломками на этой орбите, для таких объектов нужно считать «радиус твердого тела» равным 30 метрам. Это в 10 раз больше, чем у других спутников, например, CubeSat.

За счет больших размеров ступников планировать маневры вокруг SpaceMobile будет очень сложно. Ежегодно придется 1500 раз менять траектории, чтобы избежать столкновений, и для каждой успешной попытки около 10 раз готовить нужные условия.

Наконец, AST&Science никогда не строила спутники размером с 1-тонный космический корабль. Статистика свидетельствует о том, что недостаток опыта у компании может привести к выходу из строя не менее 10% объектов. Эти спутники уже не смогут маневрировать, а значит, их риск нахождения на орбите «неприемлемо высок».

Что дальше

В AST&Science не намерены отказываться от запуска проекта SpaceMobile. Эксперты компании в целом были готовы к критике и теперь планируют работать совместно с инженерами NASA, чтобы сократить риски проекта. Реймонд Седвик, старший научный сотрудник направления космических систем компании, также отметил, что AST&Science предоставит агентству разъяснения о структуре группировки спутников и о методах борьбы с космическим мусором.

При этом в США, да и в мире в целом, нет агентства, которое напрямую занималось бы вопросами безопасности на низкой околоземной орбите. И правительствам многих стран предстоит проделать большую работу, чтобы проекты вроде SpaceMobile и 5G по всему миру можно было реализовать.

Ксения Шестакова Обозреватель

Разработчики портируют Linux на Mac с процессором M1

Новость Linux Микроэлектроника

Компания Apple представила первые компьютеры на базе процессоров M1 собственной разработки. Разработчик Гектор Мартин решил создать сборку Linux специально для этих компьютеров.

сегодня в 13:37    418    user1015646    2

10 стартапов в области машинного обучения, за которыми стоит следить в 2021 году

Новость Искусственный интеллект Стартапы

По данным Crunchbase, в 2020 году компании, связанные с искусственным интеллектом и машинным обучением, получили рекордное финансирование – 28 млрд долларов. Представляем список из 10 самых перспективных стартапов в этой области.

сегодня в 09:45    348    SKravchenko    0

Fujifilm и IBM создали ленточный накопитель с рекордным объемом памяти

Новость Дата-центры ИТ-новость Облачные технологии

Fujifilm и IBM повысили емкость ленточных накопителей до рекордных 580 терабайт информации. Это значительно превосходит максимальную емкость SSD – 100 ТБ и жестких дисков – 30 ТБ.

13.01.2021    1084    user-programmist    0

Эксперты назвали 10 навыков для ИТ-специалистов, которые обеспечат прибавку к зарплате

Новость Автоматизация Аналитика Искусственный интеллект ИТ-новость

Зарплаты в ИТ-сфере – одни из самых высоких, и у специалистов здесь существует масса возможностей для роста. Специалисты компании Burning Glass определили, какими навыками должны обладать сотрудники, нацеленные на максимальную прибавку к зарплате.

12.01.2021    1337    user1015646    2

Против монополии: Apple получила патент на поисковый алгоритм

Apple начала активно разрабатывать собственную поисковую систему. Из-за возможных антимонопольных санкций США против Google компания Тима Кука может лишиться возможности пользоваться сервисами поискового гиганта.

11.01.2021    694    VKuser24342747    0

FreeBSD перевела репозиторий на Git

Новость Linux GitHub ИТ-новость

FreeBSD откажется от использования системы контроля версий Subversion (SVN) и перейдет на Git. Об этом в рассылке объявил разработчик Уорнер Лош.

30.12.2020    1325    user1015646    0

Вышла бета-версия Go 1.16

Предстоящее обновление языка программирования Go 1.16 с открытым исходным кодом включает поддержку процессора Apple, улучшения базовой библиотеки и среды выполнения. Релиз стабильной версии намечается на февраль 2021 года.

30.12.2020    1672    SKravchenko    0

Microsoft позволит создавать пользовательские функции в Excel

Новость Infostart Software Partners Маркет

В Excel появилась новая функция – LAMBDA – для превращения пользовательских формул в многоразовые функции. Пользователи смогут создавать правила для управления данными внутри Excel, так же, как и в любом другом языке – Java, PHP или Python.

29.12.2020    1982    SKravchenko    2

Microsoft и МТС планируют совместно развивать российский интернет вещей

Новость ИТ-новость Телекоммуникации Цифровая экономика

МТС и Microsoft договорились совместно развивать российский интернет вещей путем интеграции платформы для разработки решений интернета вещей Microsoft Azure IoT Central и сети интернета вещей NB-IoT МТС.

28.12.2020    1209    user-programmist    1

Bloomberg оценил компанию JetBrains в $7 млрд

По данным Bloomberg Billionaires Index, стартап JetBrains стоит около 7 млрд. долларов. В отличие от технологических компаний, которые продают акции для поддержки развития, руководители JetBrains не полагаются на средства венчурных капиталистов.

28.12.2020    1231    SKravchenko    0

Cloudflare станет хостинг-провайдером для статических сайтов JAMstack

Cloudflare запустила сервис Pages для создания сайтов при помощи подхода JAMstack. Веб-ресурсы, разработанные при помощи платформы, будут опубликованы в существующей сети провайдера CDN.

25.12.2020    1129    VKuser24342747    0

GitHub откажется от аутентификации по логину и паролю

Крупнейший хостинг репозиториев кода GitHub пересмотрит политику аутентификации. Пароли перестанут поддерживать – их полностью заменят токены и SSH-ключи.

24.12.2020    1200    user1015646    2

В Telegram появятся платные функции

Новость ИТ-новость Мессенджеры

Основатель Telegram Павел Дуров рассказал о будущем мессенджера. Команда разработчиков планирует внедрить платные функции, чтобы компенсировать расходы на развитие сервиса.

23.12.2020    1436    user1015646    0

Составлен рейтинг приложений для предустановки на смартфоны и умные ТВ

Минцифры опубликовало рейтинг приложений, которые с большой вероятностью будут рекомендованы для предустановки на смартфоны и Smart TV. Самые популярные варианты в различных категориях отобрали из более чем 100 заявок от разработчиков.

23.12.2020    1359    user1015646    4

Microsoft запатентовала технологию оценки эффективности совещаний

Microsoft реализует системы мониторинга сотрудников для оценки производительности организации. Одно из последних решений компании – вычислительная система Meeting Insight от Microsoft, которая способна создать «оценку качества» проведенного совещания.

22.12.2020    1536    capitan    1

Octoverse 2020: GitHub опубликовал главный отчет года

Крупнейший хостинг репозиториев кода GitHub назвал 2020-й «годом экстраординарных изменений». Переход на удаленку повысил продуктивность работы команд и позволил уделять больше времени проектам с открытым исходным кодом.

22.12.2020    1670    user1015646    0

Автогигант Hyundai купит Boston Dynamics

Новость ИТ-новость Робототехника

Производитель самых известных роботов в мире сменил владельца. Компанию Boston Dynamics приобрел корейский автомобильный концерн Hyundai.

21.12.2020    1608    user1015646    3

Разработчик запустил аналог Tinder для программистов

Приложение для знакомств Tinder привлекает простотой интерфейса: свайп влево – отказ от общения, вправо – намерение познакомиться. Американский разработчик Бен Авад запустил аналогичное приложение для программистов.

18.12.2020    2092    user1015646    2

Крупное обновление: вышел GNU bash 5.1

Новость Windows Linux ИТ-новость

Вышла свежая версия командного интерпретатора – GNU bash 5.1, используемая по умолчанию в большинстве дистрибутивов Linux. Также обновилась библиотека GNU readline 8.1, используемая в bash для консольного интерфейса и редактирования строк.

17.12.2020    2518    user1015646    0

Евросоюз обязал поисковых гигантов раскрыть свои алгоритмы

Новость Google Законодательство Интернет ИТ-новость

Технологические компании вроде Google и Amazon должны открыто сообщать пользователям, каким образом ранжируют поисковую выдачу на своих сайтах. Евросоюз считает, что такая норма поможет в борьбе с монополией ИТ-гигантов.

16.12.2020    2117    VKuser24342747    0

ИТ-дивизион: «Руссофт» посчитал доходы отечественных ИТ-компаний

Некоммерческое объединение ИТ-компаний «Руссофт» представило ежегодный отчет «Рейтинг регионов России по уровню развития индустрии разработки ПО».

15.12.2020    2204    VKuser24342747    1

Microsoft представляет новый способ обновления Windows 10

Новость Windows ИТ-новость

Microsoft начала тестировать новый подход к улучшению отдельных функций Windows 10. Он называется Windows Feature Experience Packs.

15.12.2020    2187    SKravchenko    0

Apple принимает заявки на сниженную комиссию в App Store

Новость iOS ИТ-новость Мобильные приложения

Apple открыла программу снижения комиссий для разработчиков, которые размещают приложения в официальном магазине App Store. Чтобы отчислять 15% вместо 30%, нужно подать заявку на специальной странице.

14.12.2020    2200    user1015646    1

Три компании решили разработать новый протокол DNS

Новость Интернет ИТ-новость Новости компаний

Cloudflare, Apple и Fastly объявили о запуске нового стандарта DNS. Он получил название Oblivious DNS over HTTPS (ODoH) и предназначен для того, чтобы отделять IP-адреса от запросов.

14.12.2020    1767    VKuser24342747    0

В московском метро заработает распознавание лиц для оплаты проезда

Столичное метро внедрит технологию распознавания лиц для оплаты проезда. Система будет распознавать даже людей в медицинских масках.

11.12.2020    2295    user1015646    3