Состав поставки
- Коммерческая версия
Содержит полнофункциональную версию подсистемы для конфигураций на управляемом интерфейсе, а также адаптированную полнофункциональную версию подсистемы для толстого клиента и конфигураций, работающих в режиме совместимости от 8.2.13 (два .cf файла в архиве)
- Бесплатная версия
Содержит выгрузку демонстрационной ИБ (.dt) с ограниченной версией подсистемы. Ограничения: две фиксированные линии обслуживания (справочник линий и вся функциональность, реализованная для него, отсутствует); не используются виды объектов обслуживания и контроль загрузки линий соответственно; нельзя настроить перечень этапов обслуживания для линий – выбор будет осуществляться из всего справочника этапов; записи регистрации не содержат регистратора обслуживания.
Может быть полезна тем, кто хочет попробовать поработать в планировщике и оценить удобство его интерфейса, а также разработчикам, интересующимся реализацией работы с этим элементом и динамическим управлением его настройками. Также можно взять за основу для собственной разработки, если коммерческая версия вас чем-то не устраивает.
Зачем?
В интернете вообще и здесь, на Инфостарте, в частности информации о прикладном использовании и методах работы с объектом Планировщик платформы 1С:Предприятие (начиная с версии 8.3.6, где он появился) совсем немного.
Есть несколько статей со скриншотами и фрагментами программного кода, есть пара разработок, реализующих его функциональность очень ограничено (для определенной конфигурации, например, или в строгих рамках конкретной задачи).
Кроме того, в последнее время сразу несколько партнеров обращались ко мне с вопросами типа «как нам организовать предварительную запись клиентов сразу несколькими операторами?» или «как оценить в конкретный момент времени загрузку ремзоны и(или) персонала?».
Подобные задачи можно решать по-разному. Чаще всего используют табличные редакторы (очевидные проблемы при многопользовательской работе!) или, если говорить об 1С, – диаграммы Ганта или табличный документ (тяжелая разработка, поддержка и модификация решений).
Причем обычно подобные разработки включены в состав уже готовых и зачастую недешевых отраслевых решений (для автосервисов, салонов красоты или коммерческих медицинских учреждений, например).
В итоге на свет была произведена эта небольшая подсистема, как некое универсальное компактное средство, которое можно применять для решения широкого спектра задач в тесной интеграции с данными целевой информационной базы 1С.
Функциональность
- Линии обслуживания
Записи регистрации в диспетчере (основной рабочей форме подсистемы) вводятся в разрезе так называемых Линий обслуживания, структура, состав и вкладываемый в само это понятие смысл которых зависит от вида деятельности и потребностей вашей организации.
Линиями обслуживания могут быть, например, мастера салона красоты, отдельные производственные бригады или же сектора ремзоны автосервиса, а также какие-то вообще абстрактные понятия.
Состав отображаемых Линий обслуживания легко изменяется флажками в соответствующем дереве на форме диспетчера. Для каждой Линии обслуживания может быть настроены параметры отображения в диспетчере: цвет фона, цвет и шрифт заголовка линии.
Можно настроить ограничения на чтение/запись для пользователей на отдельные Линии обслуживания.
Также можно настроить «подчиненность» линий между собой (помимо структуры дерева) и использовать ее для быстрого отображения всех связанных линий.
- Простота интерфейса
Быстрый и удобный ввод новых записей диспетчеризации по разным датам через графический интерфейс сразу на требуемое время и желаемой продолжительности.
Легкий перенос (перетаскивание) или копирование (Ctrl+перетаскивание) записей на другую дату/время или другую линию обслуживания, в том числе группой при выделении нескольких элементов-записей диспетчера (Ctrl+ЛКМ).
Легкая корректировка продолжительности записи (растягиванием/сжатием элемента в диспетчере).
При анализе данных в диспетчере можно выделить в календаре несколько дат сразу (Ctrl+ЛКМ).
Все это (или почти все J), собственно, типовой или несколько скорректированный функционал интерфейсного элемента объекта Планировщик. Но, возможно, некоторым разработчикам будет интересен сам код реализации и взаимодействие с данными.
- Объект обслуживания и Описание
Записи регистрации содержат информацию об Объекте обслуживания, в качестве которого может выступать строка или любой тип метаданных вашей ИБ (партнеры, физические лица, сотрудники и т.д.).
Описание отражает суть самой записи диспетчера (информация о составе ремонтных работ, требуемой клиенту услуге и т.п.).
- Виды объектов обслуживания, контроль загрузки линии
Для линии обслуживания может быть настроен перечень Видов объекта обслуживания. Они могут иметь определенный весовой коэффициент, отражающий какую-то физическую или абстрактную величину, характерную для текущей Линии обслуживания. Запись регистрации в диспетчере при этом будет содержать индикатор(картинку), примерно отражающую загруженность линии данной записью. При пересечениях по времени нескольких записей регистрации будет контролироваться максимальная загрузка текущей линии.
Пример: размещение в одном протяженном ремонтном боксе различных типов транспортных средств, имеющих различную длину.
- Этапы обслуживания
Для каждой Линии обслуживания можно настроить перечень Этапов обслуживания, которые призваны отражать текущее состояние каждой записи регистрации. Для этапов можно настроить параметры отображения записи в диспетчере: цвета фона, рамки и текста, а также шрифт текста. В результате вы получите легко читаемую общую картину происходящего.
- Регистратор обслуживания
Также в записи можно указать, как дополнительную информацию, Регистратор обслуживания. Как пример - документ Реализация товаров и услуг, который является уже результатом процесса оказания услуги. Типы применяемых регистраторов настраиваются для каждой Линии обслуживания через специальный ПВХ подсистемы.
Если регистратор указан в записи, то по двойному щелчку по ней в диспетчере будет открыта его форма. По одному щелчку всегда открывается форма самой записи.
Ввод нового регистратора и автоматическая привязка его к текущей записи также может быть осуществлена прямо из формы записи.
- Настройки отображения планировщика
Для интерфейсного элемента планировщика можно применять различные настройки: отображаемый интервал времени (режим работы организации), положение и детализацию шкалы времени и другие.
Различные варианты настроек можно сохранять в специальном справочнике или менять их и применять «на лету» прямо из формы диспетчера.
- Панель поиска и автообновление
Для упрощения анализа данных в диспетчере реализован поиск записей по периоду, объекту, этапу и регистратору обслуживания. Или по разным комбинациям этих параметров.
Для оперативного отображения вводимых другими пользователями записей регистрации предусмотрена настройка автообновления планировщика.
Применимость
Для любых конфигураций, работающих на платформе 1С:Предприятие версии не ниже 8.3.6.
Включая конфигурации на обычных формах (УТ10, УПП, Бухгалтерия 2.0 и проч. Требует установки свойства конфигурации «Использовать управляемые формы в толстом клиенте в обычном режиме»), в том числе, работающих в режиме совместимости версии от 8.2.13 (отдельная адаптированная версия подсистемы в составе основной поставки).
Адаптивность подсистемы
Подсистема быстро и легко интегрируется в любую конфигурацию. При этом объекты основной конфигурации изменять не потребуется, они могут оставаться на поддержке.
В переопределяемых модулях подсистемы можно реализовывать свои собственные обработки определенных элементов ее функциональности.
Кроме того, код подсистемы открыт для модификации и вы можете самостоятельно доработать или переработать ее под какие-то свои специфические потребности.
Разработка и основное тестирование подсистемы велось на платформе 1С:Предприятие версии 8.3.10.2580.
Есть успешные внедрения: организация работы с клиентами и сотрудниками грузового автосервиса и косметического кабинета с удаленным call-центром.
Вероятные направления развития разработки
Если у вас возникли какие-то идеи по доработке подсистемы с условием сохранения ее универсальности – делитесь ими в комментариях, пожалуйста!
Также делитесь описанием любых собственных доработок, которые вы сделали при адаптации подсистемы под нужды своей организации. Они могут оказаться очень полезными для анализа использования и развития разработки!
Как пример: можно разработать простенький отчет по записям регистрации, предоставляющий сотрудникам расписание их рабочего дня на основании составленных в диспетчере планов или предварительной записи клиентов.
Еще пример. Записи регистрации подсистемы располагаются в простом регистре сведений. Можно организовать самостоятельное заполнение данными этого регистра на основании данных вашей ИБ, а в диспетчере уже проводить анализ и корректировку.