Особенности соединения наборов, или как соединить несоединяемое.
Есть 2 таблицы:
Таблица 1
Товар | Количество |
---|---|
А | 1 |
Б | 1 |
В | 1 |
Таблица 2
Товар | Свойство |
---|---|
А | аа |
А | аб |
Б | бв |
В | вг |
Нам нужно соединить их по товару, разумеется, и вывести корректные итоги. Если соединить их в запросе, то получится такая картина:
Товар |
свойство |
Количество |
---|---|---|
А |
аа |
1 |
А |
аб |
1 |
Б |
бв |
1 |
В |
вг |
1 |
С группировками и итогами будет так
Товар |
Количество | |
---|---|---|
Свойство |
||
А |
2 |
|
аа |
1 |
|
аб |
1 |
|
Б |
1 |
|
бв |
1 |
|
В |
1 |
|
вг |
1 |
|
Итого |
4 |
И видно, что итоги посчитаны неправильно! Товара всего 3 штуки – по одной штуке на товар.
Поместим эти две таблицы в отдельные наборы данных и соединим их средствами СКД:
Товар |
Количество |
|
---|---|---|
Свойство |
||
А |
1 |
|
аа |
1 |
|
аб |
1 |
|
Б |
1 |
|
бв |
1 |
|
В |
1 |
|
вг |
1 |
|
Итого |
3 |
Итоги посчитаны правильно!
Такая вот особенность СКД - при соединении наборов в соотношении "Один ко многим" итоги всё равно не искажаются и нам не нужно об этом беспокоиться. В следующем кейсе поговорим о том, как это можно использовать.
Обороты по месяцам за период, плюс остатки на дату
Часто пользователю требуется вот такая таблица или некое подобие, то есть сальдо на дату и разворот по периоду за период одновременно:
Остаток | 01.01.2019 | 01.02.2019 | 01.04.2019 | 01.06.2019 | Итого | ||
Остаток | Количество | Количество | Количество | Количество | Количество | ||
Айфон | 1 | 100 | 100 | 100 | 300 | ||
Самсунг | 1 | 220 | 220 | 220 | 660 | ||
Хуавей | 1 | 110 | 110 | 110 | 330 | ||
Итого | 3 | 430 | 430 | 210 | 220 | 1 290 |
|
Делай раз, делай два!
Создаем отдельные наборы: один для оборотов, второй -для остатков.
Соединяем их
Далее, (внимательно!) нам понадобиться некое специальное кунг-фу, а именно служебное вычисляемое поле - в него-то мы и выведем наше сальдо:
Настроим ресурсы (поля, по которым нам нужно вычислять итоги)
Настроим настройки (как бы это ни звучало), а точнее вывод:
Далее снова небольшое, но сильное кунг-фу: удалим автополе и оставим только то, что нам надо в выбранных полях для группировок:
По нашей единственной служебной колонке нам не нужны общие итоги - это явно лишнее, выключим их:
Всё! Отчет готов!
Не забудьте поиграться с этой настройкой:
Курсы валют (или что угодно периодичное, например остатки) на каждую дату (или на какие даты вам хочется) без использования бубна в запросах.
Бывает так, что уже есть скелет сложного периодического отчета, он прошел отладку и проверку, но вот к нему нужно нахлабучить еще что-то, что зависит от значений периода, который заранее неизвестен. Итак поехали! Нам понадобится: основной набор, к которому будем приклеивать курсы валют, в данном случае возьмем просто календарь; второй набор - собственно сами курсы валют.
Обратите внимание на поле "ПериодВалюты", в качестве которого выступает параметр виртуальной таблицы СрезПоследних "&ПериодВалюты" - оно нам понадобится для хитрого соединения наборов.
Соединяем наборы:
Вот оно - это поле, выбрано в колонке "Выражение приемник", а в колонке "Параметр" выбран одноименный параметр "&ПериодВалюты", называть их одинаково не обязательно. В данном примере поле и параметр имеют одинаковые имена для удобства восприятия. Теперь компоновщик будет передавать значение источника "ДатаКалендаря" в параметр "&ПериодВалюты" и так для каждой строки основного набора данных (тот, который слева, в данном случае "Календарь"). Таким образом, запрос второго набора данных (в данном случае "КурсыВалют") будет выполняться в цикле (всё, как вы любите) для каждой строки основного набора данных. Следите за производительностью!
PS
На закладке "Связи наборов данных" за колонкой "Параметр" есть еще колонка "Список параметров" (на картинке не видно). На сколько я понял, она нужна для оптимизации подобных задач. Например, в задаче для вывода некоторой информации с собственной иерархией необходимо передавать в параметр ссылочный тип данных. Так вот, чтобы запрос не выполнялся отдельно для каждой строчки можно установить эту галочку - в этом случае система будет компоновать записи порциями по 1000шт. Соответственно набор данных-приемник нужно будет немного переписать: поставить условие вхождения [В (&ссылка)]. В данном примере такой прием вряд ли подойдет.
Отчет с произвольными колонками
Иногда заказчик требует нарисовать в 1С такой же отчет, как у него в табличке EXCEL
Продажи Сайт | Продажи Торговый зал | Оптовые продажи | Продажи Дилеры | Итого | ||
Количество | Количество | Количество | Количество | Количество | ||
Товар 1 | 100 | 300 | 400 | |||
Товар 2 | 200 | 400 | 600 | |||
Итого | 100 | 200 | 300 | 400 | 1 000 |
Причем условия, по которым данные попадают в ту или иную колонку могут быть довольно сложными. Состав колонок так же может быть абсолютно произвольным и ограничен только фантазией заказчика. Порядок следования колонок конечно же не по алфавиту, а в строгом соответствии с неким сферическим ТЗ в вакууме.
Итак, технология:
1) Создаем порождающий запрос для генерации нужных нам столбцов с названиями, плюс добавляем служебное числовое поле для организации порядка следования колонок:
2) Получаем перечень всей возможной Номенклатуры. В вашем случае может быть другая сущность. Она нам понадобится потом для декартова произведения
3) Во вложенном запросе получаем данные из источников данных. В данном примере для облегчения восприятия и воспроизведения вместо источников подставлены некие константные значения: "Товар 1" и тд . Обратите внимание, что во вложенном запросе мы конкретный подзапрос относим к конкретной колонке - за это отвечает поле "Раздел". Как вы понимаете, может так оказаться, что из источника выберется ноль строк и мы получим неполный набор колонок. Для решения этой рпоблемы в последнем (5-м) подзапросе вложенного запроса мы добавляем декартово произведение таблиц "ПереченьНоменклатуры" и "Разделы", показатель (в данном случае "Количество") заполняем нулями.
Далее вложенный запрос соединяем с таблицей "Разделы" исключительно для того, чтобы вытащить служебную числовую колонку "РазделПорядок" - она понадобится нам для нужной нам сортировки колонок в СКД
4) Настраиваем вывод отчета в СКД
Используем числовую колонку для сортировки колонок
Делаем настройки вывода в таблицу
Готово!
Неадекватный отчет с кучей колонок в произвольной последовательности
Маруся
Ну-ко душу мне излей,
Отчаво ты черта злей?
Аль в салате по-милански
Не хватает трюфелей?..
Федот
Я твое, Марусь, меню
Исключительно ценю,
Только жисть мою, Маруся,
Загубили на корню!
Что мне делать? Как мне быть?..
Как беду мою избыть?
Приказал мне царь доставить
То-Чаво-Не-Может-Быть!..
Маруся
Не печалься и не хнычь!
Стоит только кинуть клич!
Ну-ко станьте предо мною,
Тит Кузьмич и Фрол Фомич!
Коли поняли приказ -
Выполняйте сей же час!
Молодцы
Извиняемся, хозяйка,
Энто дело не про нас!
Кабы схемку аль чертеж -
Мы б затеяли вертёж,
Ну а так - ищи сколь хочешь,
Черта лысого найдешь!
Как вы заметили, отчет представляет собой комбинацию предыдущий примеров.
На самом деле схемка проста: просто сваливайте всё в кучу! - СКД сама разберется что, как и куда запиховывать!
Теперь собственно вертёж.
1) Делаем объединение наборов данных и сваливаем туда все наши наборы данных (запросы)
2) Из-за того, что в разных наборах данных существуют данные, которые предназначены для разных колонок, то возникнут значения с типом NULL и соответственно лишние колонки. Избавимся от них этой настроечкой:
3) Настроим внешний вид отчета. Добавляем поля в колонки в той последовательности, в которой нам нужно чтобы они следовали
Остальные подробные настройки приведены в предыдущих примерах.
Маруся
Избегай пустых морок,
Избегай кривых дорог,
Думай больше о здоровье,
Ешь сметану и творог!..
Федот
Ты, Марусь, того, не трусь!
Образуется, Марусь!
Сполню царское заданье --
И целехоньким вернусь!
Отчет, с которым удобно работать в Excel
Наверняка все замечали, что с отчетом, сформированным в 1C очень тяжело потом работать в Excel просто из-за того, что 1С наводя "красоту" объединяет множество ячеек. Но с этим можно побороться, если заказчик слишком дотошный и требует всё "на готовенькое".
Есть такой отчет в исходном виде:
С такими настройками:
Требуется привести его к виду, пригодному для работы в Excel
Для того, чтобы привести его к такому виду необходимо немного перерисовать те его части, которые нас не устраивают. Делается это с помощью макетов. Рассмотрим 2 примера:
1) Перерисуем макет заголовка Номенклатуры и Свойства:
Сделаем его высотой в 3 ячейки.
2) Так же в 3 ячейки перерисуем макет, но теперь уже группировки "Период, ДопАналитика"
Остальные "неровности" перерисовываются аналогично.
Недостатки: отчет перестанет быть гибким после этого и при изменении настроек разъедется и превратится в белиберду. Но часто заказчик не собирается менять настройки и ему важно, чтобы отчет был в строго заданной форме и пригоден к выгрузке в Excel.