Преамбула
На эту тему написано очень много статей, в том числе и на этом форуме. Добавлю свои «5 копеек».
Во вложении решения задач из сборника 2011 года по с 1 по 11 (может кому пригодится).
Самих вопросов по экзамену в архиве нет (только мои собственные решения). Сам текст задач можно купить у 1С http://v8.1c.ru/metod/books/book.jsp?id=171 .
Ни в коем случае я не считаю, что эти решения абсолютно правильные – это всего лишь мои решения (я даже уверен, что в них много ошибок) :).
Подготовка
Теоретическая подготовка заключалась в штудировании всей доступной литературы по 1С, и «шастанью» по интернету. Из тех статей, которые есть на infostart'e на эту тему, мне особенно понравились:
(Авторам отдельное спасибо!)
Кроме того, пошарив «в Контакет» (других соц. сетях), UTube и т.д. нашел видеоролики на тему экзамена (полезная вещ).
Практическая подготовка свелась к решению задач из сборника.
Сначала я их решал по разделам (с 1 по 8). Потом, сообразив, что на экзамене они будут решаться в одной конфигурации и одни и те же объекты используются и в оперативном учете и в бухгалтерском, начал объединять в «Сводные» (с 9 по 11). Причем, поскольку я одновременно «набирался опыта», то считаю что именно задачи с 9 по 11 (т.е. сводные) у меня решены наиболее правильно.
Если будете смотреть конфигурации, то цифры в синониме "сводной" как раз и означают номера задач по разделам (Оперативная, Бухгалтерия, Зарплата, Бизнес-процессы, Управляемые формы).
Все задачи до конца не до решал (времени не хватило), но честно прочел задачник до конца, и прикинул, как бы я решил ту или иную задачу.
Экзамен.
На экзамен разрешено было приносить любую официальную литературу (книги из коробок, официальные издания 1С). Можете попытаться написать шпаргалки – не поможет – не хватит времени ими воспользоваться. Да и на книжки по той же причине надеяться не стоит.
Экзамен сдавал дистанционно. Для подключения нам выдали личные логины и пароли (их обязательно нужно хранить). Несколько раз у нас падала сетка и нервно сидели ждали когда она восстановится. А когда восстанавливалась приходилось вновь вбивать логин и пароль (поэтому и хранить надо).
Билет представлял собой pdf-файл. Это конечно мелочь, но учитывайте, что каждый раз нужно будет переключаться из экрана в экран, что бы уточнить задание и тратить на это время. Никто никаких пояснений по билету давать не будет. Эти пояснения и дать то не кому (Администраторы отвечают только за сетку и то не очень :) ). Если нужно как-то пояснить свою мысль – пишите комментарии в тексте программ.
«Каркасная» конфигурация лежит на удаленном компьютере в виде выгрузки. Ее нужно будет скопировать в свой каталог (на экзамене по этому поводу дадут инструкции). Обычно я копирую просто «перетягиванием» мышкой, но почему-то именно в данном случае это не работало. После 2 минут паники удалось скопировать выгрузку через «Копировать / Вставить».
Главное: в конце нужно сделать выгрузку разработанной конфигурации в тот же каталог где билет. Если выгрузки нет, то значит не сделано. И тут есть один момент: по крайней мере у нас время сеанса подключения к удаленному компьютеру закончилось неожиданно (без всяких предупреждений). Поэтому обязательно время от времени делайте выгрузку (только один файл) – хоть что-то останется!
Правда, мне повезло, оказалось не время кончилось, а в очередной раз упала сетка. Так что несколько раз потыкав удалось вновь подключится к компу и сделать таки выгрузку (Брыкайся до последнего!).
Выводы
1. Ни о каких украшениях в формах и речи не идет (не тратьте время). К примеру, если нужно что-то вывести пользователю просто «Сообщить», без всякого объекта «Сообщение» и т.д. (если конечно иного не сказано в задании), используйте стандартные списки. В запросах не надо стараться писать «красивые» имена таблиц или параметров (две три буквы достаточно, и возможно даже на английском, что бы сэкономить на переключении раскладки после «&” – даже вот так!). Не используйте в запросе ЗНАЧЕНИЕ(..), проще сделать параметр и передать его в запрос. Экономьте время на всем :)
2. Прорешайте (или хотя бы посмотрите) все билеты из задачника. В голове должны быть готовые алгоритмы решений, которые нужно сразу реализовывать. Времени на разработку еще и алгоритма очень мало (только реализация).
3. Задачи билеты поделены на разделы (Оперативный учет, Бухгалтерия и Зарплата). Они между собой слабо связаны, поэтому и решать надо по разделам. Думаю, можно не читать сразу весь билет от корки до корки (не тратить время), а только нужный раздел.
4. Мне кажется, лучше сразу написать все решение (по разделу) от и до (включая отчеты), и уже потом его отлаживать (перезапуск занимает время!). Активно пользуйтесь конструкторами и шаблонами.
5. Учитывайте время. Когда тренировался на задачах, у меня получалось где-то по 50 минут на Оперативный и Бух. Учет, и 1,5 часа на Зарплату (и то на моем «благоустроенном» компьютере с большим монитором, знакомой клавиатурой и мышью :) – там компьютеры хуже). Причем на самом экзамене никто не говорит, сколько времени осталось – просто сеанс закончится и все, а считается начало экзамена от начала подключения к рабочему компьютеру (надо было на телефоне секундомер запустить для контроля :) )
Ну и удачи :)
ЗЫ. Использовался релиз 8.2.13.205