Как выжить, если у тебя в базе 1С 50+ расширений

16.05.22

Разработка - Рефакторинг и качество кода

Расширения – это простой способ делать доработки на лету. Но администрировать большое количество расширений и не допустить бардак – очень сложно. О том, как выжить в такой ситуации, реализовать управление доработками и установкой актуальных версий расширений, на митапе «Путь к идеальному коду» рассказал Юрий Былинкин – архитектор 1С в компании Аскона.

Меня зовут Юрий Былинкин, я работаю архитектором 1С в компании Аскона.

Компания Аскона – это не только магазины, которые есть в каждом торговом центре, но и огромное производство. Я работаю в подразделении, которое обслуживает производство.

 

 

Не так давно мы перешли с УПП на ERP и нам пришлось значительно дорабатывать функциональность конфигурации. Было много задач, которые, помимо наших программистов, выполняли различные подрядчики, их было очень много.

В какой-то момент, когда я заглянул в список расширений в нашей рабочей базе, мне пришлось его долго прокручивать, чтобы дойти до конца. На тот момент у нас было 54 расширения.

 

Расширения – преимущества и недостатки

 

 

Расширения – это вообще хорошо, это все знают. Я до сих пор остаюсь фанатом расширений.

  • Любое действие первоначально нужно реализовать в расширении, потому что это просто – элементарно, обновление расширения занимает доли секунды, а конфигурация, особенно такая большая как ERP, обновляется существенное время.

  • Когда мы дорабатываем расширение, мы просто кидаем файл аналитику или пользователю (в зависимости от того, кто тестирует). Он устанавливает расширение в режиме 1С:Предприятие, перезаходит и все, можно тестировать.

  • На продуктиве разворачивать расширение тоже очень просто – никаких сравнений, объединений не требуется. Все очень быстро.

  • Расширения просто администрировать – в пользовательском режиме ERP есть интерфейс для работы с расширениями, в котором их можно устанавливать, удалять, обновлять.

 

 

Но в то же время, когда расширений стало так много, я лично на себе почувствовал, что это не очень хорошо.

Я тут перечисляю некоторые недостатки:

  • Многие программисты любят перехватывать процедуры с помощью инструкции &Вместо, а потом при обновлении релиза выясняется, что это изменение затерло что-то очень важное, что было в обновлении.

  • Альтернатива инструкции &Вместо – инструкция &ИзменениеИКонтроль. Ее использовать тоже не очень хорошо, потому что &ИзменениеИКонтроль нужно контролировать.

  • Еще один недостаток – отсутствие инструкций препроцессора при захвате процедур и функций.

  • И самое главное, от чего меня просто бомбило – это сложное администрирование. Когда расширений много, их обслуживание превращается в ад. Их нужно вручную искать в списке, тыкать на нужные, обновлять, удалять, если нужно. Сложно понимать, какое из списка доработанных расширений нужно обновлять, готово ли это расширение к продуктиву.

Давайте рассмотрим подробно.

 

&Вместо – зло

 

 

Как я уже сказал, мы сталкивались с ситуациями, когда захват процедур с помощью инструкций &Вместо нам серьезно вредил. У нас выполнялся наш старый код, и мы не знали, что в обновленном релизе все уже совсем по-другому.

Мы пытались с этим бороться следующим образом: на этапе подготовки к релизу просматривали все заимствования «Вместо» и анализировали, правильно ли это, нужно ли это заимствование вообще. Но это увеличивало время подготовки обновления, и в конце концов мы от этого отказались. Мы просто решили, что инструкцию &Вместо мы не будем использовать.

Мы используем плагин для SonarQube от компании «Серебряная пуля» и просто добавили в него свое правило, которое выдает предупреждение, если кто-то в расширении использует инструкцию &Вместо.

Чуть позже мы это правило доработали: поняли, что наиболее частый вариант использования &Вместо – это когда мы проверяем параметры, переданные в процедуру или функцию, и в случае наличия там нужных нам параметров делаем свой вызов. А если это не случается, мы просто делаем «ПродолжитьВызов()».

На экране показано, как мы модифицировали правило. В плагине для SonarQube от «Серебряной пули» есть возможность использовать свои правила проверки, написанные на языке XPath. Пришлось его немного изучить, но результат того стоил. Сейчас если кто-то использует &Вместо и не добавляет в код ПродолжитьВызов() – ему приходит замечание.

 

&ИзменениеИКонтроль – как контролировать, если текст модуля изменился

 

 

Дальше – &ИзменениеИКонтроль нужно контролировать. Когда мы перехватываем функцию с помощью процедуры &ИзменениеИКонтроль, при обновлении релиза конфигурации поставщика, если текст модуля изменился, этот перехват перестает работать. Причем, сообщение пользователю появляется о том, что произошла ошибка применения модуля, но, если это было в фоновом задании, никто ничего не увидит.

Мы сделали парсер журнала регистрации на предмет поиска таких событий. И сейчас с этим справляемся. В перспективе хочется не искать проблему, которая возникла уже на рабочей базе, а просто добавить проверку в АПК, которая передаст результат в Sonar.

Мы АПК используем только для выполнения проверок и передачи результата.

 

Отсутствие инструкций препроцессора при захвате процедур

 

 

Дальше – отсутствие инструкций препроцессора при захвате процедур. Все мы знаем, что в типовых модулях объектов и модулях менеджеров всегда есть в начале модуля загадочные слова

#Если Сервер ИЛИ ТолстыйКлиентОбычноеПриложение ИЛИ ВнешнееСоединение Тогда

Это нужно, чтобы компилятор правильно собрал из исходного текста программу этого модуля. Дело в том, что если мы запустим программу в толстом клиенте режима управляемого приложения или в веб-клиенте, то некоторые конструкции, которые в этих режимах недоступны, не скомпилируются – будет ошибка.

Разработчики типовых обходят это с помощью инструкций препроцессора, но, когда мы захватываем процедуру в расширение, эти инструкции, естественно, не переносятся. А никто из программистов не думает о том, что программа может быть запущена в другом режиме, отличном от обычного тонкого клиента.

Как мы это решили?

Мы написали отчет, который анализирует исходный код расширений на отсутствие таких инструкций, рассылает сообщения, если такие расширения появились, и показывает места, где это наблюдается. Такую проверку мы также планируем добавить в АПК.

 

Сложное администрирование большого количества расширений – бардак

 

 

Почему вообще возникла проблема большого количества расширений?

Это произошло, потому что часто над исходными задачами у нас работали и наши программисты, и подрядчики. Иногда даже одновременно. Поэтому, например, у нас были расширения, которые назывались Аскона_Продажи и Подрядчик_Продажи.

В этих расширениях были захвачены одни и те же документы и справочники, одни и те же процедуры и функции из этих документов и справочников.

Из-за этого у нас возникали необъяснимые проблемы, когда внезапно переставал работать код, который раньше работал. На самом деле, все вполне объяснимо, понятно, куда нужно смотреть, но это было очень неприятно, и не было инструментов, чтобы это отслеживать.

При приеме работы от подрядчиков мы проводили кодревью силами архитекторов, но держать в уме такое огромное количество доработок – очень тяжело. И часто мы пропускали такие вещи.

Что мы сделали?

  • Мы запустили проект объединения расширений с одинаковой функциональностью – для удобства отказались от возможности давать подрядчикам работать в своих расширениях. Если возникает задача, которую должен кто-то решить, мы передаем подрядчику последний вариант этого расширения, и он над ним работает. У нас все расширения хранятся в справочнике «Файлы» программы СППР – «Система проектирования прикладных решений» от фирмы «1С». Там включено версионирование. В справочнике «Файлы» от СППР есть очень удобная фишка – когда человек редактирует файл, он его захватывает. У нас реализовано таким образом, что файлы расширений, над которыми в данный момент ведется работа, захвачены.

  • Дальше – мы опять же написали отчет, показывающий, файлы каких расширений сейчас захвачены.

  • Теперь, если кому-то нужно что-то доработать, то получается, что архитекторы участвуют в процессе разработки не только в стадии постановки и приема задачи, но и еще в серединке, когда решается, какие объекты нужно менять, мы согласовываем по списку этих объектов, какое же расширение нужно затрагивать. В перспективе тут участие человека вообще не нужно – можно запрашивать данные из той же самой СППР.

 

Следующая проблема – разворачивание расширений на продуктиве

 

 

Каждый день мы выпускаем наши внутренние релизы, которые состоят из 2-3-4-6 измененных расширений – у нас очень активно ведется разработка.

  • Раньше у нас были прописанные, утвержденные всеми регламенты разворачивания этих расширений, но они были неудобны и по факту не соблюдались. Регламент был такой: после приема работ аналитик пишет письмо архитектору с просьбой установить расширение в рабочую базу. Но такие письма писали не все и не всегда, и иногда архитекторы теряли эти письма – когда таких писем получается много, с этим действительно тяжело работать.

  • Потом мы придумали следующий регламент – все доработанные расширения, которые должны попасть в рабочую базу, попадают в некую папку, из которой расширение должно автоматически перенестись. Но там мы тоже столкнулись с тем, что расширения перезаписывались, кто-то не клал в эту папку, кто-то не переносил из нее, бардак продолжался.

  • В итоге мы немного доработали СППР. Теперь у нас расширения хранятся в справочнике СППР «Файлы» с историей версий. Кроме этого, мы добавили в СППР несколько регистров и возможность запрашивать установку расширения – на слайде видно, что можно запрашивать установку конкретной версии или просто последней версии.

 

 

На верхней картинке карточка файла с расширением.

На нижней картинке – рабочее место архитектора, из которого он видит те расширения, которые нужно установить.

Еще мы автоматизировали саму установку расширений. Зачем это делать вручную?

Тем более, еще такая особенность – так как у нас очень большая база, и большое количество одновременно работающих пользователей, у нас фактически рабочая база разделена на четыре отдельных базы, между которыми данные реплицируются с помощью сторонней программы. По этой причине мы все расширения должны устанавливать в четыре базы. И желательно, одновременно, чтобы данные были одинаковыми.

На верхней картинке видно, что у нас есть HTTP-сервис, который позволяет получать данные об установленных расширениях. Прямо в карточке расширения видно, какие версии сейчас установлены в каких базах.

И с помощью рабочего места архитектора мы так же нажимаем на одну кнопку, и с помощью HTTP-сервиса расширение устанавливается.

 

Актуальность расширений на продуктиве и в базах разработчиков

 

 

Установка – это одно, но мы как архитекторы не полностью контролируем свою базу. Любой человек с админскими правами (а такие кроме нас должны быть по ряду причин) может в рабочей базе изменить расширение. У нас не принято отлаживать код на рабочих базах, но раньше довольно часто встречалось такое, что программист подключается к рабочей базе в отладке и что-то меняет. И по факту мы видим, что внезапно в середине рабочего дня у нас в базе изменилось расширение.

Мы, опять же, это решили тем же самым HTTP-сервисом.

 

 

С его помощью мы получаем отчет, который показывает:

  • какие расширения у нас в данный момент в СППР в разработке;

  • какие расширения установлены;

  • может быть, в какой-то базе вообще нет расширения – такое тоже допустимо.

 

 

Дальше – актуальность расширений в базах разработчиков. Это тоже была очень большая проблема.

Так как разработчиков много, часто возникала ситуация, что разработчик вчера работал с расширением, а сегодня по нему прилетела очередная задача, и разработчик просто брал и дорабатывал то расширение, которое находится в его тестовой базе.

Но нет, оказывается, ночью с этим расширением работал еще кто-то, и в СППР уже лежит новая версия.

 

 

Мы сделали для разработчиков сервисную обработку, которая в режиме 1С:Предприятие показывает актуальные расширения в рабочих базах и в СППР. С помощью этой же обработки можно скачать из СППР актуальное расширение и установить его к себе.

 

Итоги

 

 

Когда я понял, с какими проблемами мы столкнулись, я не верил, что их можно решить.

Я только верил, что нас спасет объединение расширений, что надо тупо волевым усилием сделать, чтобы их было меньше, и, наверное, все будет хорошо.

В итоге мы не только уменьшили количество, но и реализовали полезные фишки. На них мы затратили совсем немного времени – HTTP-сервис и обработки, с помощью которых СППР работает с расширениями ERP, мы разрабатывали меньше недели.

  • Зато теперь мы значительно упростили себе жизнь – установка расширения для обновления нашего внутреннего релиза занимает пару минут, это очень легко и просто.

  • Аналитикам и программистам мы тоже помогли, потому что у них всегда есть понятная картина – достаточно запросить установку расширения, и его установят. А если не установят, сразу видно, что оно еще не установлено.

  • В целом, уменьшился бардак.

  • И эти все мероприятия в итоге привели к тому, что количество программных и технических ошибок, связанных с расширениями, у нас уменьшилось.

И неудач – наверное, только одно.

  • Проект объединения расширений нарушил принцип «Работает – не трогай!» и разработчики, которые занимались объединением расширений, столкнулись с тем, что причиной любой ошибки в программе все автоматически считали некорректный перенос кода из расширения в расширение. Хотя там ошибиться очень сложно, и всегда причинами ошибок были другие вещи.

 

 

Если эта тема окажется интересной, я планирую опубликовать на Инфостарте

  • отчет для поиска ошибок отсутствия инструкций препроцессора;

  • отчет по составу метаданных в расширениях, который нам помог понять, что где разрабатывать;

  • HTTP-сервис для работы с расширениями и клиент для этого сервиса

 

Вопросы

 

Используете ли хранилище для разработки расширений? Из контекста доклада это было не очень понятно.

Так исторически сложилось, что мы начинали с релиза, который не поддерживал хранилище расширений. И до сих пор мы не используем хранилище, хотя думали об этом. В любом случае, количество расширений у нас в рабочих базах будет 20-25, потому что они разделены по функциональности. Это означает, что разработчик, если они у него все подключены, должен будет 25 раз подключаться к хранилищу при запуске конфигуратора. Я лично пробовал работать с хранилищем расширений, мне не понравилось – именно из-за того, что нужно подключаться. А одно расширение – это опасно. Если кто-то накосячит, а мы это пропустим, расширение не будет работать – это плохо.

А почему не Git?

Git мы используем. Я лично – фанат Git, и все время его использую, даже там, где его официально нет. Моя должность подразумевает, что я должен знать весь код и все изменения, которые происходят у нас. Я всегда на всех работах просто ставлю Git, ставлю выгрузку конфигураций, расширений, если они используются. И просто себе потихоньку в локальном Git каждый день смотрю, кто что напрограммировал. Слежу так за программистами. Но это очень полезно.

У нас Git используется только для выгрузки изменений в исходный код и для анализа его в SonarQube. Классического использования Git у нас нет. У меня только в одной команде разработчики пробовали использовать ветки Git и собирать релиз из исходного кода в Git, а не напрямую в 1С. Почему-то люди пока еще не видят преимуществ этого подхода, а заставлять их я не хочу. И так хорошо.

Как разделяете, что дорабатывать в расширении, а что – в конфигурации? Как обновляете расширение при обновлении конфигурации – например, когда нужно обновить формы?

Это больной вопрос. Все доработки, которые можно сделать в конфигурации, безусловно дорабатываются в конфигурации. Я об этом в докладе не сказал, но отчет, который мы сделали по метаданным расширений, показал, что где-то половина доработок в расширениях связана с нашими же добавленными объектами. Это быстро – сегодня сделал, и завтра утром уже в рабочей базе – но это неправильно. А по поводу родных объектов конфигурации, которые мы дорабатываем в расширении, мы пока только тестированием вылавливаем, если что-то изменилось.

Вы добавляете метаданные в основную конфигурацию или в расширение?

Мы добавляем метаданные исключительно в основную конфигурацию. Наша система репликации не позволяет работать с метаданными, добавленными в расширение. У нас используется система репликации от компании SoftPoint. Наверное, как и другие, она работает на таблицах SQL, и если мы добавим метаданные в расширение, и в одной из реплицированных баз оно применится, а в других по какой-то причине – нет (забыли установить или что-то сломалось), то новые таблицы, связанные с этими метаданными, появятся только в одной базе, и репликация встанет.

А как тестируете? Только ручное тестирование или есть автоматизация?

Автоматизация тестирования у нас в планах – собираемся использовать Vanessa Automation, но пока еще не начали.

Вы говорили про &ИзменениеИКонтроль, что проверяете наличие ошибок по журналу регистрации. А почему не запускаете автоматическую проверку применимости расширений в конфигураторе?

Действительно, вы правы, это можно автоматизировать.

В какое количество баз у вас вносятся расширения? Что вы можете предложить, чтобы транслировать расширения в РИБ – как это организовано у вас?

У нас 4 базы, которые находятся в общем контуре. Все эти базы доступны в одной и той же сети. Эти базы одинаковые, но они независимые. И у нас есть HTTP-сервис, которому мы даем команду поместить расширение в базу №1, в базу №2, в базу №3 и в базу №4.

У нас с помощью репликации подразумевается, что эти базы должны быть одинаковыми.

Зачем 50+ расширений? Я так и не понял.

Я тоже не понял, но так получилось. Так сложилось исторически, потому что расширения – это простой способ делать доработки на лету. Сейчас мы некоторые расширения объединили и у нас стало около 20 расширений. А раньше было расширение «Продажи» от нас и от подрядчиков, расширение «Закупки» от нас и от подрядчиков, два расширения «Зарплата» и т.д. За счет этого получалось так много лишних расширений.

 

*************

Данная статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на онлайн-митапе "Путь к идеальному коду".

См. также

Рефакторинг и качество кода Программист Стажер Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

В последнее время термин «чистый код» стал очень популярным. Появились даже курсы по данной тематике. Так что же это такое?

16.09.2024    14617    markbraer    65    

41

Рефакторинг и качество кода Программист Бесплатно (free)

В статье рассматривается отказ от использования процедур и унификация формата ответа функций. Способ описывается на примере развития абстрактной информационной системы, работающей с PDF файлами.

10.09.2024    972    acces969    4    

6

Рефакторинг и качество кода Бесплатно (free)

Для быстродействия большой базы данных важно не только оптимизировать запросы, но и соблюдать стандарты при разработке подписок на события, обработок для массового изменения данных, в реализации обработчиков обновления, расширений, регламентных заданий и в архитектуре СКД-отчетов. Расскажем о нюансах разработки компонентов большой системы.

28.08.2024    1241    Chernazem    3    

6

Рефакторинг и качество кода Программист Бесплатно (free)

SOLID – принципы проектирования программных структур (модулей). Акроним S.O.L.I.D. образован из первой буквы пяти принципов. Эти принципы делают код более гибким, упрощают разработку. Принято считать, что принципы SOLID применимы только в объектно-ориентированном программировании. Но их можно успешно использовать и в 1С. Расскажем о том, как разобраться в принципах SOLID и начать применять их при работе в 1С.

22.08.2024    10577    alex_sayan    41    

53

Рефакторинг и качество кода Программист Стажер Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

Рассмотрим основные принципы шаблона проектирования "Стратегия" на простом примере.

25.06.2024    4386    MadRave    34    

27

Рефакторинг и качество кода Программист Платформа 1С v8.3 Абонемент ($m)

В статье расскажу и покажу процесс проведения Code-review на примере обработки с GitHub.

1 стартмани

04.06.2024    6392    mrXoxot    55    

42

Рефакторинг и качество кода Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Поделюсь своим опытом аудита кода авторских продуктов с Infostart.ru как одним из элементов применения DevOps-практик внутри Инфостарт. Будет настоящий код, боевые скриншоты, внутренние мемы от команды ИТ-лаборатории Инфостарт и прочее мясо – все, что любят разработчики.

10.04.2024    13580    artbear    85    

108

Рефакторинг и качество кода Программист Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Предлагаю вашему вниманию советы мастеров древности. Программисты прошлого использовали их, чтобы заострить разум тех, кто после них будет поддерживать код. Гуру разработки при найме старательно ищут их применение в тестовых заданиях. Новички иногда используют их ещё лучше, чем матёрые ниндзя. Прочитайте их и решите, кто вы: ниндзя, новичок или, может быть, гуру? (Адаптация статьи "Ниндзя-код" из учебника JavaScript)

01.04.2024    4338    DrAku1a    15    

39
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. tuxik07 16.05.22 18:10 Сейчас в теме
спасибо, доклад - огонь! у самих в базе КА 2.4 30 расширений и 171 элемент в справочнике Дополнительные отчеты и обработки, предстоит переход на 2.5.
artspeed; ardn; +2 Ответить
2. aximo 2099 17.05.22 09:35 Сейчас в теме
"Я тоже не понял, но так получилось" - хороший аргумент от "архитектора" 1с компании....
Dentaky; autosvg; Brawler; itoptimum; +4 Ответить
7. ardn 658 17.05.22 09:59 Сейчас в теме
(2)
аргумент от "архитектора"

Наверное из доклада не понятно, такая штука досталась мне в наследство
9. aximo 2099 17.05.22 10:13 Сейчас в теме
(7) Наоборот, я из доклада понял, что это под вашим руководством создавалось "Не так давно мы перешли с УПП на ERP и нам пришлось значительно дорабатывать функциональность конфигурации. Было много задач, которые, помимо наших программистов, выполняли различные подрядчики, их было очень много."
10. ardn 658 17.05.22 10:18 Сейчас в теме
(9) В данном случае МЫ - это организация.
Странно было бы сначала добавлять проблемы, чтобы потом их мучительно разрешать.
12. s22 22 17.05.22 11:54 Сейчас в теме
(10)
Странно было бы сначала добавлять проблемы, чтобы потом их мучительно разрешать.


Ведь кто то принимал решение внедрять УПП?
3. s22 22 17.05.22 09:41 Сейчас в теме
Предлагал 1с добавить кроме изменитьиконтроль добавить областьизменитьиконтроль. В функциях уже есть области и при изменить и контроль перетаскивается вся функция и проверяется ВСЯ.

Если использовать области, а они уже зачастую разбивают функции в типовых, то размер области изменения уменьшится
itoptimum; +1 Ответить
4. John_d 5893 17.05.22 09:47 Сейчас в теме
Сейчас 54, через 5 лет 250, через 10 лет 500.
Может лучше после успешного тестирования маленького расширения, объединять все расширения в одно большое.
Eillecho; Brawler; maksa2005; ivnik; ardn; ivanov660; +6 Ответить
6. ivanov660 4582 17.05.22 09:52 Сейчас в теме
(4)На сколько я помню, то больше трех расширений на одни метаданные не сделать, т.ч. процесс "схлопывания" должен быть.
А из этого последует - расширенная конфигурация (в расширении).
8. ardn 658 17.05.22 10:00 Сейчас в теме
(6) надо поставить эксперимент
5. s22 22 17.05.22 09:47 Сейчас в теме
для расширений надо добавить папки, так было бы удобнее
13. cdiamond 236 17.05.22 11:59 Сейчас в теме
(5) и чтоб с иерархией, расширение расширений ))
11. sapervodichka 6916 17.05.22 11:06 Сейчас в теме
По расширениям у меня такое мнение - это очень хороший инструмент:
- В расширения запихиваю автономные решения, не зависящие от изменений релизов основной конфы.
- Имею отдельный префикс для объектов и методов каждого расширения.
- А что-то завязанное на конфу делаю в конфе с динамическим выводом на формы и переопределением событий.
корум; user811769; gmw; myoker; json; ivnik; erutan; ardn; +8 Ответить
14. quazare 3814 17.05.22 12:19 Сейчас в теме
(11) молодец! краткость - сестра таланта!
sapervodichka; +1 2 Ответить
26. sapervodichka 6916 19.05.22 11:53 Сейчас в теме
(14) осторожно, у тебя уже хейтеры появились )))
15. vld1973 90 17.05.22 16:19 Сейчас в теме
Спасибо, вы проделали колоссальную работу. Самому предстоит переход на КА25, уже начал "склеивать" лишние расширения, чтобы переход стал возможен в разумные сроки.
16. user1647001 17.05.22 16:34 Сейчас в теме
Юра, Юра... 50 расширений.. а разработчиков сколько - тоже 50?)
привет с завода)))
Eillecho; +1 Ответить
17. Brawler 458 17.05.22 21:39 Сейчас в теме
Скажу так, в ноябре 2021 годя мне досталась база ERP 2.4.13 с 40+ расширений, ну и обработок/отчетов внешних под 300 штук
На сегодняшний день еще живы порядка 180 обработок/отчетов внешних.
Расширений осталось грубо говоря 3 штуки: Основное расширение, Интеграция с ДО, Затычки (исправление косяков 1С)
Да есть и несколько других расширений, но они сервисные, для программистов, а не юзверей.

Тут волевое решение нужно принимать, так как разброд в расширениях не меньше чем во внешних обработках.
Я сразу решил, что все расширения сливаем по максимуму в одно расширение, одна кодовая база вышла, общие модули с общими для всех расширений функциями, общие подходы к программированию.
Все доработки в одном месте, легко искать, легко исправлять, легко дорабатывать.
К сожалению сейчас руки не доходят до переделки внешних обработок/отчетов как внутренних в расширении, но это делается так или иначе постепенно по мере того как возникает необходимость править эти внешние недо обработки/отчеты....

И ваще красота когда расширение подключено к хранилищу конфигураций!!!
Dentaky; John_d; ardn; +3 Ответить
18. user662404_itlexusss 30 18.05.22 07:43 Сейчас в теме
Как вы выполняете отладку этого чуда? Не предскажешь какое расширение накрывает код, который видишь в модуле. Причём одно из расширений может кардинально перестроить результат. Мы даже среди десятка расширений начали теряться и в конце концов перешли на git+edt
TimurD; ardn; +2 Ответить
29. ardn 658 19.05.22 14:04 Сейчас в теме
(18) Да, в этом то и проблема
19. stein13 11 18.05.22 08:09 Сейчас в теме
Мы на проектах, как правило работаем с одним большим расширением. Причем работают несколько программистов одновременно средствами Хранилища.
Правда иногда возникает вопрос, есть ли смысл добавлять в расширения печатные формы, отчеты или лучше их сделать внешними? Как вы делаете, коллеги?
NeLenin; Brawler; +2 Ответить
21. s22 22 18.05.22 11:10 Сейчас в теме
(19)
Правда иногда возникает вопрос, есть ли смысл добавлять в расширения печатные формы, отчеты или лучше их сделать внешними? Как вы делаете, коллеги?


Справочники, реквизиты и т д добавленные в раширения не получится удобно использовать при разработки отчетов
mikl79; Brawler; +2 Ответить
22. ardn 658 18.05.22 11:29 Сейчас в теме
(19)
лучше их сделать
Говорят, и производительность обработок и отчетов в расширениях выше, чем во внешних.
Лучше конечно все делать в расширении. Но внешние обработки используются и будут использоваться, потому что их гораздо проще разрабатывать (создал обработку, кинул в модуль служебный текст, и рисуешь форму или отчет ваяешь), контекст конфигурации доступен в полной мере (а в расширении у тебя есть только контекст расширения), и самое главное - простота деплоя. Изменение расширения вызывает сообщение о перезапуске, а обработки ты можешь менять на лету.
Eillecho; +1 Ответить
23. Brawler 458 18.05.22 23:18 Сейчас в теме
(19) Мы все стараемся добавлять именно в одно расширение.
Реально проще потом искать, где какая функция применяется в наших разработка, и прочее.
И так как используем хранилище конфигурации, то есть и история кто что менял и когда.
Легко сдавать изменения в хранилище и потом легко их оттуда брать в рабочей базе чтобы применить.
Нет тупой возни с обработками, сохрани, измени, верни назад... засираются папки с этими обработками, начинаешь путаться...

Переход с 2.4.13 на 2.5.7 принес страдания, база новая для моей команды, наследство убогое, 300 обработок/отчетов, 40 расширений. Банально даже для теста накатывали 2.5.7, и сразу напрочь отваливались 20 расширений, обработки тоже массово умерли, во всем этом хозяйстве искать все проблемы это было еще то удовольствие, за 2.5 месяца вытянуть тока удалось. Сейчас рефакторинг и еще раз рефакторинг.

Реально лучше, когда все находится в одном месте, а не разбросано по разным файликам/расширениям.

Когда допустим релиз накатываешь и у тебя 40 расширений, ты вынужден 40 раз выполнить процедуру проверки применения расширений, и так от релиза к релизу.

Нужно быть сумасшедшим чтобы так много расширений в базе держать.

Внешние обработки/отчеты хороши при отладке в самом начале разработки отчета/обработки (медленно стартует ERP чтобы сразу все в расширении делать, хотя все от ситуации конечно), но потом все равно в расширение тянешь
Eillecho; ardn; +2 Ответить
20. Azamatex 13 18.05.22 10:22 Сейчас в теме
При обновлении конфигурации "ИзменениеИКонтроль" помогает увидеть какие процедуры изменились поставщиков, поэтому это удобно. Нажимаете Проверить возможность применения, и видите сразу все ошибки (не нужно ждать когда у пользователей выйдет ошибка).
"Вместо" я использую только совместно с "ПродолжитьВызов", тоже удобно, например пишите свое условие, если проходит, то продолжить вызов.
Mizhgan42; gmw; kote; Brawler; triviumfan; +5 Ответить
24. Brawler 458 18.05.22 23:20 Сейчас в теме
(20) то как 1С пишет платформу даже ИзменениеИКонтрольне спасает порой)) еще недавно приходилось в куче мест ИзменениеИКонтрольменять на Вместо, так как платформа ошибочно думала что есть изменения в коде, но их не было... уже починили конечно это, но осадочек остался)) когда сломают в следующий раз?
monkbest; ardn; Azamatex; +3 Ответить
25. kote 537 19.05.22 11:08 Сейчас в теме
(24) в каком релизе починили?
ИзменениеИКонтроль чувствитилен к пустым строкам, переносам и пробелам, кто визуально в конфигураторе не видно. Сравнивать придется во внешнем инструменте (например, WinMerge), только то, что в секциях вставки должно отличаться.
Eillecho; +1 Ответить
32. Brawler 458 19.05.22 20:00 Сейчас в теме
(25) Версию уже не подскажу, в актуальных нет ошибок
Некогда реагировало болезненно на проблемы, но сейчас с этим проще.
Пробелы/табуляторы кстати очень видны если включить отображение непечатаемых символов в конфигураторе.
Я всех своих подчиненных прошу работать с включением этих символов, тогда меньше срача из пробелов и табуляторов.
Чтобы непечатаемые символы не мешали работать, им можно задать приглушенные еле заметные цвета.
39. olja-ljaaa 39 28.06.22 15:39 Сейчас в теме
(25) 8.3.19
Я использую KDIFF3 для сравнения. Пример применения описала в статье: https://infostart.ru/1c/articles/1535974/
27. biimmap 2022 19.05.22 11:55 Сейчас в теме
Ради интереса спрошу: Вы всерьёз про 50+ расширений??? Реально думаете что стоит жить в таких условиях? Мне такая ситуация видится невероятным абсурдом! Даже просто разработка на расширениях это уже абсурд!!!

Расширения хороши только для фикса багов. И да я в курсе, что в последних версиях платформы стало лучше и удобней в расширениях.

Чтоб было понятно насколько эта идея бредовая про кучу расширений:
Недавно коллега рассказал, что у них в организации у каждого разработчика есть СВОЁ расширение. И фишка в том, что объекты в этих расширениях пересекаются. Самое интересное происходит в момент увольнения)))

Что ж делать с таким волшебством? Мне кажется "пристрелить" автора такой идеологии!
Eillecho; LosevI; rybolovlev_ms; ardn; +4 Ответить
28. ardn 658 19.05.22 12:49 Сейчас в теме
(27) так как раз я и говорил о том, что мы постепенно уменьшали их количество. Но это тоже время и ресурсы.
45. LosevI 29.06.23 05:20 Сейчас в теме
(27) Вот прям с языка сняли.
Добавить только хочу вопрос к автору статьи - а вы зачем на компании "архитектором" работаете, чтобы довести базу до такой вот архитектуры от слова ж***? Единственная отмазка принимается, что это сделали до вас.

В жизни не увижу проект, на которым хорошо отработала идеология "а пустим ка мы 10 сторонних подрядчиков в наш код и пусть развлекаются". Это не возможно! Мы лично перевнедряли с нуля проект, в котором использовали подобный аутсорс и все доработки были кто в лес, кто по дрова.

Вас не смущает, что платформа не дает никаких адекватных отчетов по тому, как, чем и в какой последовательностии был расширен объект, когда на него смотришь в коде основной конфигурации? А то что расширения друг друга не видят? Логику общего назначения вы где пишите, в отдельном расширении? Да любой Пупкин может расширить объект в своем расширении, который ему расширять не следовало, сломать его, а потом пойди найди среди 50 расширений кто это сделал! И это вы еще не сталкивались с фантомными багами, когда расширение непрописанного в основной конфигурации обработчика модуля объекта тупо молча не отрабатывает без всяких на то причин? И с ролями доступа вы наверное тоже не работаете, с багами и болью не сталкиваетесь? Да о чем я вообще, у вас хотя бы 1000 методов типовых дописано? А то если доработки реально промышленного масштаба, то я не выкуплю, как вы все еще на этом живете.

В чем смысл "упрощать" обновление релиза поставщика, чтобы затем хапнуть втридорого по времени на проверке всех вместо и изменений и контролей, имея кучу потенциальных шансов ошибиться, так как смотреть все приходится визуальным скроллингом? Когда можно просто все железно проверить в дважды измененных при обновлении конфигурации без расширений?

Расширения – это вообще хорошо, это все знают. Я до сих пор остаюсь фанатом расширений

Компания 1С разработала механизм расширений исключительно для патчинга своих типовых решений, просто потом там у них кто-то слишком умный решил, что отдать это в массы и начать пропагандировать - отличная идея. Подгорает с того, что люди не в курсе. Так и пошли эти все проекты с разработкой "на расширениях".

Как жить? Поменять архитектора, нанять программистов в штат, перевнедриться с нуля по единым стандартам разработки.

P.S. Отдельный котел в аду для тех, кто выпускает продуктовые расширения (да еще и хреновенько работающие). Привет Алексровичу с ютюба.
30. TimurD 6 19.05.22 16:38 Сейчас в теме
А как вы типовой релиз обновляете? Потом руками код мержите в расширениях? Я недавно занимался этим неблагодарным делом. УТ 11.4, все доработки в расширении (только код). Кроме как в ручную сравнивать тексты модулей (по методам), скажем, с помощью KDiff, я не нашел. Тот еще ад. Поэтому расширения - это зло в промышленной разработке. А если контора маленькая и доработок особо нет, то можно меньшими усилиями и в расширении запилить.
monkbest; LosevI; ardn; +3 Ответить
31. ardn 658 19.05.22 16:48 Сейчас в теме
(30)
се доработки в расширении (только код). Кроме как в ручную сравнивать тексты модулей (по методам), скажем, с помощью KDiff, я не нашел. Тот еще ад. Поэтому расширения - это зло в промышленной разработке. А если контора маленькая и доработок особо нет, то можно меньшими усилиями и в расширении запилить.
Как писали раньше, обновляешь - расширения отваливаются, чинишь.
35. TimurD 6 20.05.22 09:33 Сейчас в теме
(31) А если не отвалится? Кто даст гарантии, что все ок?
monkbest; ardn; +2 Ответить
33. Brawler 458 19.05.22 20:04 Сейчас в теме
(30) Не могу согласиться, что расширения ЗЛО.
Если не можете аккуратно вести разработку, то и все прочее будет ЗЛО!
Расширения позволяют изолироваться от типовой конфы и не переживать сильно что заденешь именно типовой код или типовой объект и сломаешь его.
В расширениях платформа предоставляет прекрасный механизм (да не идеал) поиска того что сломалось с последнего обновления.
Конечно никто не отменял сначала прогонять обновления баз на тестовой базе + починка расширений и уже потом на рабочей базе применять.
olja-ljaaa; gmw; ardn; +3 Ответить
34. TimurD 6 20.05.22 09:31 Сейчас в теме
(33) В большей части задач мы затрагиваем типовые механизмы, так или иначе. Согласен, если сбоку напилить какой-нибудь функционал, вряд ли он сломается или сломает что-то при обновлении. НО, когда мы лезем и меняем (дорабатываем типовой кот), случиться может что угодно. Во-первых директива &Вместо: код у поставщика поменялся, а мы забыли его проверить и оставили старый. Может сразу при тесте все упадет, а может и нет. Может когда уже сформируются некорректные данные в базе, тогда мы поймем, что накосячили при обновлении. Во-вторых 1С не умеет сравнивать основную конфу с расширением(ями). Все нужно делать руками, при чем проверять весь перехваченный (как минимум) код. А тезис - если что-то сломается мы тогда посмотрим... Это просто не профессионально. Разработчик ответственен, что обновление встанет корректно (не берем во внимание данные).
Когда появились расширения я откровенно за них топил, спорил и ругался с коллегами. Но поработав с ними пару лет (с расширениями), хапнув Г*, пересмотрел свое мнение, т.к. ошибался.
nano1c; ardn; +2 Ответить
36. Brawler 458 20.05.22 10:08 Сейчас в теме
(34) ИзменениеИКонтроль очень помогает если руки лезут в типовой код и платформа сама сообщит что у вас есть то что нужно исправит.

Контроль на уровне дерева метаданных есть, переименовали реквизит в типовой, вы об этом быстро узнаете.

4 года использовали в расширениях свои обьекты для хранения данных. Свои реквизиты тулили в типовые объекты.

Да бывало в платформе гклюки, но 1С сильно вылизали платформу по этому поводу, сейчас все более менее стабильно пашет.

А новые режимы совместимости несут больше плюшек, жаль типовые выше 8.3.17 пока ведкость
40. olja-ljaaa 39 28.06.22 15:45 Сейчас в теме
(30)Здравствуйте! Раньше тоже с ужасом смотрела на вынос доработок в расширение. Затратно по времени и кропотливо. Но, результат по дальнейшему обновлению конфигурации меня очень порадовал. Время на обновление релизов сократилось значительно! Решила свои действия описать в виде статьи. Может что-то для себя подчерпнёте нового ;) Ссылка https://infostart.ru/1c/articles/1535974/
37. ovasiliev 6 21.05.22 14:42 Сейчас в теме
Статья, как обычно в нашем глубокоэшелонированном мире 1С, несёт и изрядное количество вреда.
Менеджеры средней руки и средних же способностей (которых у нас, увы, большинство), как обычно, ищут абсолютных решений - чтобы применил, и оно работало "само". А таковых нет и быть не может.
Взять ту же директиву "Вместо". Конечно, все соображения относительно неё абсолютно справедливые, но ведь без неё нельзя обойтись совсем. Причём и ПродолжитьВызов() в ряде случаев неприменим. Приходится заимствовать весь код и править его. И при каждом обновлении мониторить все эти заимствования, что там изменилось в типовом коде.
И на это надо обязательно обращать внимание в подобных статьях. Иначе вы вводите в заблуждение подобных "менеджеров".
Award; ardn; +2 Ответить
38. ardn 658 23.05.22 08:50 Сейчас в теме
(37)
Иначе вы вводите в заблуждение подобных "менеджеров".

Да, вы правы, многие пытаются найти абсолютные рецепты, работающие всегда и везде, не понимая, что это невозможно
41. investec 01.07.22 15:06 Сейчас в теме
Почему не использовать ОДНО расширение, подключенное к ХРАНИЛИЩУ?
Зачем создавать проблемы, а потом мужественно и упорно их решать? На дворе 2022 год
Mizhgan42; Salavat; +2 Ответить
42. Salavat 14 04.03.23 07:44 Сейчас в теме
(41)Тоже никогда не понимал тех, кто плодит/размножает расширения - нафига?
Даже Два расширения, вместо Одного - уже в этом ("упрощённом") случае, лишние путаница/разбирательство/...!
43. Salavat 14 04.03.23 07:59 Сейчас в теме
Конкретно к применению расширения (даже одного!) для доработок рабочей конфигурации, лично я против.
Т.к. (минимум!):
1. Сравнить (предметно и просто, а не "абы, кабы, что-то,..") с типовой конфигураций - невозможно в принципе!
(это даже - если избегать "Вместо и ИзмениниеИКонтроль" - с ними, ещё дальше в лес)
2. Производительность снижается - https://its.1c.ru/db/metod8dev/content/5940/hdoc
(больше чем на четверть!)

Единственные "плюс(ы)" применения расширений для доработок, лично я вижу:
Для франчей (сторонних разрабов), которым файл подготовить у себя и подключить на месте.
Так реально - у клиента проще выглядит.

Для разрабов на месте - это лишняя морока, только! (включая и п.1)

Да - для внесения корректировок/исправлений (типовых от 1с!) - расширения - это офигенный/реальный плюс!
Только вот многие забывают о факте - эти расширения, делаются именно для того, чтобы быстрее (не дожидаясь выхода нового релиза) исправить.
Далее это исправление - переносится в конфигурацию поставщика!
44. Salavat 14 04.03.23 08:09 Сейчас в теме
Зато ведь, при этом всём (абсолютно реально!) -
- надо показать, что "я в тренде!".
А излишняя/бестолковая возня, это "всего лишь недостаток, который незаметен на фоне безоговорочных преимуществ!".
(Если чо - я специально в кавычках привёл текст - это не моя т.з.!

Я уже в нескольких конфигурациях (ЕРП, ЗУП - в т.ч.!) доказывал (вполне по факту), что применение расширений - никак не ускоряют обновление типовой конфигурации.

Один франч, прямо мне сказал - нам плевать абсолютно -
- как клиент говорит/пишет, ему надо сделать, мы и делаем.
Что с расширениями - часы/сумма выходит больше (в преобладающем большинстве случаев!) - никто не заикался, даже.
Т.к. среди клиентов - тоже есть - "гикнутые на модных веяниях".
Оставьте свое сообщение