Сначала, по традиции, ссылки и литература которые помогли мне подготовиться:
Материалы с данного ресурса:
//infostart.ru/public/86414/ - советы и рекомендации для успешной сдачи аттестации
//infostart.ru/public/175026/ - пошаговое решение билета (с помощью РАУЗ).
//infostart.ru/public/124145/ - еще один вариант решения билета (также с помощью РАУЗ).
//infostart.ru/public/115590/ - полезные рекомендации и пошаговое решение билета.
Материалы с других ресурсов:
http://www.1c.ru/rus/partners/training/questions.htm - Официальные примеры билетов с официального сайта фирмы «1С».
http://www.1c.ru/rus/partners/training/uc1/course.jsp?id=111 – Описание курса «Управление затратами» проводимого фирмой «1С».
http://www.1c.ru/rus/partners/training/uc1/course.jsp?id=112 – Описание курса «Производственное планирование» проводимого фирмой «1С».
http://www.nasf.ru/ - сайт Насипова Фарита. Есть много полезной информации, а также возможность скачать книгу «5 шагов к себестоимости».
http://chistov.spb.ru/forum/29 -раздел форума посвещенный Аттестации "1С:Специалист по УПП".
Литература:
- Булат Шагжин. «4 сквозных примера по производству и затратам. Подготовка к сдаче экзамена» издание II. Интересная книга, в которой рассматривается пошаговое решение всех задач представленных на сайте 1С. Все задачи по затратам решаются с помощью РАУЗ (расширенная аналитика учета затрат).
- Фирма «1С». Методические материалы по курсам обучения «Управление затратами» и «Производственное планирование в 1С Предприятие 8». Этих книг нет в свободной продаже, их получают только слушатели одноименных курсов.
- Фирма «1С». Описание типовой конфигурации «1С:Управление производственным предприятием 8». Входит в комплект поставки «1С Управление производственным предприятием 8».
Далее следует долгий и нудный процесс подготовки к аттестации, который можно выполнять двумя способами:
Вариант первый:
Съездить на вышеуказанные курсы по управлению затратами и производственному планированию. Затем последовательно решить все задачи с сайта 1С и проанализировать существующие решения с сайта Инфостарт. Вариант хороший, но является продуктивным, только если у Вас есть представления о структуре конфигурации «1С Управление производственным предприятием 8», а также опыт работы с планированием и управлением затратами.
Вариант второй:
Прочитать и проанализировать статьи с сайта Инфостарт, раздобыть книгу Булата Шагжинова и Насипова Фарита. Прорешать все существующие на данный момент билеты (с сайта 1С и Инфостарт). Подробнее прочитать про назначение каждого документа, обработки и отчета, которые используются при решении билетов. После этого съездить на курсы по управлению производством и производственному планированию.
Скажу честно, что до сдачи аттестации я был знаком только с подсистемой бухгалтерского учета в УПП, и у меня совершенно не было опыта работы с подсистемами «управление производством» и «производственное планирование». Для подготовки я выбрал первый вариант. Теперь же, после сдачи, я понимаю, что поступил неверно и потерял много лишнего времени на подготовку.
Для более продуктивной подготовки нужно было выбрать второй вариант: прочитать все доступные ресурсы, прорешать все доступные билеты, овладеть основными навыками работы с объектами подсистем, выписать все возникающие вопросы и неоднозначные ситуации. И только после этого ехать на курсы.
Основные преимущества этого подхода очевидны: на момент приезда на курсы Вы будете иметь представление о том, как работать с УПП, а также список вопросов для преподавателя, на которые они так любят отвечать (имейте в виду, что на один и тот же вопрос в разное время можно получить от преподавателя разные ответы ).
Кроме того, сразу после прохождения курсов все слушатели получают один шанс бесплатной сдачи экзамена в учебном центре 1С. А этой возможностью грех не воспользоваться !!!
Теперь перейдем к рассмотрению некоторых особенностей, которые возникли у меня при подготовке к данной аттестации.
Особенность № 1
Сразу бросается в глаза, что билеты очень похожи друг на друга. Везде рассматривается деятельность производственного предприятия. Во всех билетах есть раздел «Производственное планирование» и «Управление затратами». Думаю, что во всех без исключения билетах выпускается и планируется производство светильников, торшеров и бра, а также брака и полуфабрикатов (например, загогулины гнутой, ну куда же без нее…).
Но эта схожесть кажущаяся! Поэтому при подготовке, а также при сдаче нужно ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО читать билеты от начала до конца, чтобы понять какую схему решения выбрать и какие объекты подсистем для этого использовать.
Кроме того. При решении билетов подсистемы «Управление производством» и «Производственное планирование» выглядят несвязанными между собой. Результаты производственного учета никак не используются в планировании и наоборот. Как оказалось на практике – это не совсем так !
Замечено, что в примерах билетов и на курсах эти подсистемы действительно не связаны. Но в реальных задачах ситуация меняется.
Например: После выполнения всех пунктов задания по подсистеме «Управление производством» следует пункт о составлении плана закупок материалов, в котором нужно учесть существующие остатки материалов или готовой продукции.
По всей видимости, этот пункт является шаблоном проверки для преподавателя. Если результат планирования сходится с ответом преподавателя, значит билет, в целом, решен правильно. Если нет – разговаривать больше не о чем. Тут есть над чем задуматься – правда ?!
Особенность №2
Необходимо во всех местах, где это возможно, использовать цепочки документов. Что это означает - поясню на примере.
Выпуск продукции из давальческого сырья можно оформить двумя способами:
Последовательность действий без цепочки документов. Необходимо отдельно оформить следующие документы:
- Поступление товаров и услуг – отражает получение давальческого сырья;
- Требование-накладная – отражает списание сырья в производство;
- Отчет производства за смену – отражает выпуск продукции из давальческого сырья;
- Передача товаров – отражает передачу готовой продукции заказчику;
- Реализация услуг по переработке – отражает стоимость услуг по выпуску продукции из давальческого сырья.
- Распределение прочих затрат (если необходимо) – для распределения нематериальных затрат на выпуск.
Все эти документы никак не связаны между собой и Вам придется помнить, какие документы относятся к выпуску собственной продукции, а какие к продукции заказчика.
С цепочкой документов:
- Заказ покупателя – отражает данные о том количестве продукции, которое необходимо выпустить, данные о передаваемом сырье, данные о сроках отгрузки и оплаты.
- Поступление товаров и услуг - на основании заказа покупателя;
- Требование накладная – на основании поступления товаров и услуг;
- Отчет производства за смену – вводится самостоятельно, но в нем обязательно указывается заказ;
- Требование накладная (на собственные материалы) – на основании отчета производства за смену;
- Передача товаров – на основании заказа покупателя;
- Реализация услуг по переработке – на основании заказа покупателя;
- Распределение прочих затрат (если необходимо) – вводится самостоятельно, но обязательно заполняется колонка «Заказ».
Теперь все документы связаны между собой и всю схему документов можно увидеть, нажав «Структура подчиненности» в документе «Заказ покупателя».
При проверке решения преподаватель обязательно посмотрит структуру подчиненности (ему так легче проверять). Если структура не обнаружится, могут возникнуть дополнительные вопросы, почему этот механизм не был использован.
Кроме операций по выпуску продукции из давальческого сырья, цепочки документов могут применяться при оформлении следующих документов:
- Отчет производства за смену – Требование накладная;
- Поступление товаров и услуг – Счет фактура полученный;
- Поступление товаров и услуг – Поступление дополнительных расходов;
- Поступление товаров и услуг – Передача материалов в эксплуатацию.
Особенность №3
Во всех документах обязательно нужно заполнять поле «Комментарий».
Это дает возможность легче ориентироваться в списке документов, как при самостоятельной проверке, так и при проверке преподавателем.
Примеры комментариев:
- Поступление товаров и услуг – «Собственные материалы», «Давальческое сырье», «Спецодежда»
- Отчет производства за смену – «Брак 50% спецификации», «Давальческое сырье», «Кроме опилок», «Наработка (стойка)», «Выпуск + Ремонт», «Заказ покупателя».
- Оприходование материалов из производства – «Загогулина гнутая», «Опилки (10 руб.)»,
На данный момент это все особенности, которые удалось вспомнить после сдачи аттестации.
Приводить решенные билеты, по традиции, не буду, т.к. решение основано на материалах данного сайта и литературе 1С.
Если есть вопросы – пишите в комментариях – постараюсь ответить.
Есть что добавить к вышесказанному – тоже пишите – буду пополнять статью Вашими советами.
Надеюсь, что данный материал поможет Вам в подготовке к Аттестации.