Добрый день!
Не так давно в компании, где я работаю, возник вопрос автоматизации отдела качества (технологический отдел) и как следствие ввод учета по сериям в УПП.
Перед запуском данного функционала пытался найти в интернете, как коллеги реализовали подобные задачи, но информации оказалось мало. Поэтому после успешного запуска сам решил написать статью по данной теме.
Немного о самой компании: она занимается производством продуктов питания из давальческого сырья. Технологический отдел разбит на два отдела: отдел главного технолога (они занимаются самим процессом производства) и отдел качества (занимаются контролем входящего сырья и полученной готовой продукции).
Проблемы, которые стояли перед бизнесом:
- Неопределенность на складе – непонятно какое сырье прошло контроль химиками, а какое нет. Вполне возможна ситуация, что товар химики забраковали, а его уже отправили на производство, а возможно и что-то произвели.
- Отделу качества для прослеживаемости необходим некий «Партионный учет». В компании используется система РАУЗ, которая полностью подходит компании (под партионным учетом в своей статье я имею в виду не учетную политику организации, а самое банальное присвоение некого номера каждой накладной при поступление сырья и при выпуске готовой продукции).
- Автоматизация работы отдела качества, до момента запуска данный отдел вообще не был привязан к системе 1с.
- Упрощение поиска по любым претензиям клиентов.
- Обеспечение прозрачности при прохождении проверки технологического отдела.
Далее я опишу, каким типовым функционалом я воспользовался и что я доработал для более удобной работы пользователей.
I. Ввод некой «партионной» прослеживоемости:
Для данной цели в 1с УПП есть типовой функционал «Серийный учет». Чтобы воспользоваться данным учетом необходимо:
- В настройках учетной политики установить галку «Использовать серии номенклатуры».
- В каждой номенклатурной позиции, так же установить галки «Вести учет по сериям» и «Вести партионный учет по сериям».
При каждом поступлении необходимо создавать серию, с указанием номера серии и срока годности. Далее при использовании типовых документов (например перемещение или возврат или др.) есть два способа:
- Руками выбирать нужную серию;
- Либо воспользоваться кнопкой «Заполнить и провести», тогда программа предложит сама нужную серию (если используется партионный учет по сериям, тогда серия будет подбираться согласно сроку годности в ней по методу FiFo). Обращаю внимание, что данная кнопка доступна только в оперативном режиме.
В ходе совещания в компании мы определились, поскольку мы работаем по давальческой схеме, то серия по давальческому сырью равна номеру заказа, а серия по собственному сырью равна номеру каждого поступлению товаров и услуг. С готовой продукцией проще, потому что серия печатается на упаковке и оператор сам её в состоянии набить. Я решил немного доработать типовой функционал:
- Было неудобно каждый при поступлении вбивать серии руками, поэтому я доработал функционал, чтобы серии при поступлении создавались автоматически, либо брались уже существующие, если это давальческое сырьё.
- Для понимания какой конкретно товар лежит на складе, я сделал печатную форму с номером серии (если у Вас введено штрихкодирование для Вас это не актуально, мы к этому только идем).
- При нажатии на кнопку «Заполнить и провести», серии списываются по сроку годности, что для меня в случае с собственным сырьем корректно, а в случае с давальческим нет, ибо товар должен браться конкретно из заказа.
- В отчет производства за смену так же добавил кнопку «Заполнить и провести», по которой определяю серии у материалов и создаю серии у продукции, если это полуфабрикат, если это готовая продукция, серия у меня создается руками.
Переход с учета без серий на учет по сериям осуществляется плавно. Система будет воспринимать весь остаток, как остаток с пустой серией, и сперва брать её при каких-либо манипуляциях с товаром.
Данным функционалом решен вопрос с партионной прослеживаемостью.
II. Автоматизация технологического отдела.
В системе есть типовые документы «Заявка на сертификацию» и «Сертификация номенклатуры». Именно этими документам химики и делают сертификацию.
Эти документы пришлось очень сильно переделать для более удобного заполнения, для добавления информации, доработал печатные формы по ними. Создаются они у меня по кнопке из Поступления товаров и услуг. У номенклатурной позиции должна стоят галочка «требуется внутренняя сертификация».
III. Третья цель стояла следующая: чтобы не сертифицированное сырье не могло уйти в производство и создать прозрачность на складе, чтобы кладовщики физически могли понять какой товар сертифицирован, а какой нет.
Необходимого типового функционала я не нашел, поэтому разработал его сам. Я опишу только поступление товаров и услуг, при выпуске отчетом производства за смену функционал идентичен.
Когда поступает сырье документом ПТУ, есть несколько моментов:
- Я его записываю в резерв «товары в резерве на складах», документом резерва является само поступление.
- Каждые 5 минут запускается регламентная обработка, которая проверяет документы, находящиеся в резерве сами под собой и проверяет есть ли на них сертификация. Если есть, то проводка по регистру «товары в резерве на складах» меняется на типовую и товар можно будет перемещать.
- Я создал подписку, чтобы сообщение при проведении выходило не типовое (не хватает товара), а «не создана сертификация, просьба обращаться в отдел качества».
- ПТУ у меня выделены несколькими цветами, чтобы было удобнее работать (красным – если нет сертификации, желтый – если есть сертификация, но документ ещё не пепепроведен, голубой – если в сертификации отказано, но товар ещё не полностью вернули.
При ПТУ на паллет наклеивается лист с серией товара. После того как химики проведут сертификацию они распечатывают маркировочный ярлык и наклеивают на палет. В итоге те паллеты, на которых нет маркеровочных ярлыков являются не сертифицированными.
Тем саамым я добился не только прослеживаемости по базе, но и реальной физической прослеживаемости на складе и производстве.