Аналоги аналогов и их аналоги
Казалось бы, зачем убийце убивать
убийцу убийцы?!... но Донцову уже
было не остановить..(с) Интернет
Введение
Все мы знаем, что такое аналоги: взаимозаменяемые товары, с похожими ключевыми свойствами. Однако задача учета аналогов не является тривиальной по своей сути. Во-первых, аналоги не всегда являются взаимозаменяемыми. Помните уроки истории: Вассал моего вассала — не мой вассал. Например, есть два вида обшивки – обычная и влагостойкая. Можно сказать, что влагостойкая является аналогом для обычной, но не наоборот! Таким образом, если покупателю потребуется мебель с обычной обшивкой, которой вдруг не окажется на складе, ее можно будет заменить на влагостойкую.
Также бывают случаи, когда аналогом одной позиции является несколько составляющих. Например, ноутбук можно заменить системным блоком, монитором, клавиатурой, мышкой и источником бесперебойного питания :). Иногда несколько позиций может заменяться на несколько других.
Аналоги можно использовать в нескольких целях (в зависимости от требований заказчика):
· при списании (продаже или передаче в производственный цех) автоматически подставлять аналоги при нехватке основных позиций, указанных в документе;
· после заполнения документа предоставлять возможность воспользоваться распределением недостающих позиций по аналогам;
· в момент подбора номенклатуры в документ показывать остатки, как основных позиций, так и их аналогов.
Таким образом, задача учета аналогов должна на каждом предприятии решаться индивидуально.
Именно поэтому в типовых конфигурациях на платформе «1С:Предприятие 8» задача учета аналогов не автоматизирована. Исключением является конфигурация «1С:Управление производственным предприятием 8», где в одном из производственных документов можно вызывать форму подбора аналогов для материалов.
Постановка задачи
В этой статье я бы хотел рассмотреть решение следующего варианта учета аналогов: учет полной взаимозаменяемости номенклатуры. Например, пользователь указывает, что аналогом красного маркера является оранжевый, а аналогом оранжевого – желтый (см. рис. 1).
Рассматриваем максимально абстрактный пример, поскольку, если разбирать задачу на реальных примерах, например, из пищевого производства – для прочих отраслей это подсознательно означает «это все не про нас». Будем развивать абстрактное мышление.
Рис. 1. Аналоги, задаваемые пользователем
Система должна достроить связи: для красного маркера, аналогами являются и оранжевый и желтый (см. рис. 2, синие стрелки).
Рис. 2. Полная взаимозаменяемость номенклатуры
Будем считать, что ограничения на глубину уровней аналогов нет.
Аналоги будем использовать для автоматической подстановки при списании, в случае нехватки выбранных товаров. Например, на складе есть 10 красных, желтых и оранжевых маркеров. При попытке списать (переместить в производство, продать) 25 красных маркеров должно списаться 10 красных, 10 оранжевых и 5 желтых, либо 10 красных, 10 желтых и 5 оранжевых. Последовательность списания аналогов должна определяться приоритетом.
Цель статьи – показать механизмы работы с взаимозаменяемыми аналогами. Данный вариант использования аналогов выбран по причине простоты реализации.
В этой статье не хотелось углубляться математику: теорию графов и так далее. Рассмотрим решение задачи в информационной системе «1С:Предприятие 8».
Варианты решения
Вариант жестокий
Можно заставить пользователя описать все возможные пары аналогов в регистре сведений. Этот вариант рассматривать не будем, так как с учетом неограниченной вложенности аналогов, таких пар может быть много.
Вариант прямолинейный
Первое что приходит в голову – нужно для начала описать основные пары аналогов, а потом их как-то обрабатывать. Например, пары для маркеров – «Красный-Оранжевый» и «Оранжевый-Желтый». Давайте пойдем по этому пути. Аналоги удобно описать в регистре сведений с двумя измерениями «Номенклатура» и «Аналог», и двумя ресурсами: количество исходной номенклатуры и количество аналога. Самое сложное сделать обработку этих данных – достроить все отсутствующие связи. Для этого нужно для каждого товара определить список его аналогов, и для каждого аналога определить список его аналогов и так далее. Налицо рекурсивный процесс. Но самое неприятное, что для каждого аналога нужно вычислять остатки, а это запрос к базе данных. И, как известно, запрос к БД в цикле (а любую рекурсию можно преобразовать в цикл) негативно сказывается на производительности системы.
Кроме этого в данном варианте нужно следить за тем, чтобы не образовалось кольцо аналогов. Например, пары «Красный – Оранжевый», «Оранжевый – Желтый» «Желтый – Красный». Если подобные данные введет пользователь, то этот алгоритм зациклится.
Вариант правильный
На самом деле решение задачи на поверхности. Ведь в постановке задачи все товары можно разделить на непересекающиеся группы (будем называть их кластерами). Каждый товар внутри кластера является взаимозаменяемым с любым товаром из этого же кластера (см. рис. 3).
Рис. 3. Кластеры аналогов
Таким образом, прежде чем браться за решение задачи нужно разработать структуру базы данных.
Приведем шаги по реализации задачи.
1. Прежде всего, потребуется справочник, описывающий кластеры. Реквизитов в этом справочнике не требуется, достаточно наименования. Называть кластеры можно по-разному, «Кластер 1», «Кластер 2» или «One», «Two». Следует учитывать, что кластеры создаются системой автоматически, поэтому осмысленные такие названия, как «Столы офисные», «Мебель плетеная» и т.д. вряд ли возможны. Можно применить интересный ход – в наименовании отображать названия товаров, входящих в кластер. То есть название кластера может выглядеть так «Табуретка на 4х ножках; Табуретка на 3х ножках; Табуретка на любителя (на одной ножке)». Такой подход будет удобен для пользователя: можно сразу представить какая номенклатура входит в кластер. Но следует помнить, что длина наименования в справочнике ограничена 150 символами, поэтому название может содержать лишь некоторые элементы, входящие в кластер.
2. Создать объект, описывающий состав кластера (кластеры не должны пересекаться по товарам). Это, конечно же, регистр сведений. Какова будет его структура? Вспомним замечательное свойство регистра сведений – контроль уникальности записей по всем измерениям и периоду. Поэтому структура должна быть следующей: измерение – номенклатура, ресурс – кластер.
3. Документ, позволяющий определять аналоги. Именно этот документ будет определять (а в случае необходимости и создавать) кластер для пары «номенклатура-аналог». Также нужно учесть, что кластеры могут укрупняться. Например, есть пара аналогов маркеров «Синий - Фиолетовый» они задаются в своем кластере. Также существует кластер маркеров «Красный – Оранжевый – Желтый». Если завести еще одну пару аналогов «Фиолетовый - Оранжевый», то и синий маркер будет аналогом для красного.
4. В документе отгрузке, нужно получать данные об аналогах списываемых позиций. Все выполняется одним запросом. Причем желательно, чтобы запрос возвращал иерархическую структуру данных, где на верхнем уровне представлен исходный товар, а на нижнем – его аналоги.
Действительно, представленный алгоритм может показаться простым для реализации в платформе «1С:Предприятие 8». Но здесь есть подводный камень, который замечают не все разработчики.
Представим, что в документе списываются следующие маркеры:
· красный, 10 шт.
· желтый 10 шт.
На остатках числятся маркеры:
· красный, 5 шт.
· желтый 5 шт.
· оранжевый 9 шт.
В этом случае при обработке первой строки система спишет 5 шт. красных маркеров и 5 шт. оранжевых. И, теперь, главное при обработке второй строки запроса нужно учесть, что оранжевых маркеров осталось всего 4 штуки! То есть, нужно динамически отслеживать уже списанные остатки. Также нужно учитывать, что в приведенном примере желтый маркер является аналогом красного. Значит, может возникнуть ситуация, когда товар, который списывается в текущей строке, уже был списан ранее!
Приоритеты аналогов
Рассмотрим еще один важный вопрос – последовательность списания аналогов. Допустим, что для красного маркера аналогами являются оранжевый и желтый. Какой товар должна взять система при нехватке красного маркера? Можно предположить, что должен быть приоритет, на который должна ориентироваться система. На самом деле, в реальной жизни все обстоит несколько сложнее. Система должна гарантировать, что редкий заменитель уйдет только на ту позицию, где он абсолютно необходим.
Для учета приоритетов необходимо ввести понятие веса.
Вес = Приоритет * К покрытия , где
Приоритет – определяется пользователем
К покрытия – коэффициент, учитывающий остатки аналога. То есть больший приоритет имееют те аналоги, которых достаточно много на складе.
Заключение
После того, как была разобрана схема решения задачи, я рекомендовал бы вам выполнить реализацию на платформе «1С:Предприятие 8.2». Тем самым, вы получите полезный навык решения нетривиальных задач.
Если Вы тоже сталкиваетесь с задачами учета аналогов, например, иерархические аналоги, аналоги без полной взаимозаменяемости, условные аналоги и Вам интересно пообщаться на эту тему – пишите на gilev@spec8.ru.
С уважением к вам, Евгений Гилев.