Outstaff, outsource или все-таки штатные сотрудники — что выбрать в IT?

19.03.24

Функциональные - Управление персоналом (HRM)

Иногда у компаний возникают большие потребности в сфере IT: появляются новые проекты, нужна техническая поддержка, разработка программ или приложений или закупка нового оборудования. Компании-разработчики могут предложить разные формы взаимодействия. Когда специалистов выгодно нанять в формате аутстаффинга, когда — аутсорсинга, а когда лучше принять в штат — разбираем вместе с Андреем Ильичевым, генеральным директором компании IS Group, членом экспертного совета при Минцифры, сертифицированным специалистом 1С, SAP, Microsoft, Атол, RetailCRM.

Бывают ситуации, когда компании поступает заманчивое предложение по разработке, например, бизнес-приложения, сроки не терпят, нет времени на раскачку, обучение собственных сотрудников и долгие поиски новых работников. Перед руководством встает цель — заключить договор с компанией, у которой есть свободная рабочая сила, пул IT-специалистов, которые могут заняться вашим проектом. Разберем преимущества и недостатки аутстаффинга и аутсорсинга в сфере IT, а также законодательные ограничения.

Аутсорсинг — чем хорош в IT

Аутсорсинг (outsourcing в переводе с английского «внешние ресурсы»)— форма взаимодействия двух организаций, когда одна выполняет для другой определенные услуги, как правило, в течение длительного времени. Обычно это непрофильная деятельность для компании, но та, которая должна вестись на постоянной основе.

Чаще всего в российских компаниях на аутсорсинг передаются следующие услуги:

  • бухгалтерский учет,
  • IT,
  • маркетинг, реклама и PR,
  • дизайн и верстка,
  • найм персонала,
  • логистика,
  • юридические услуги,
  • охрана и безопасность.

Еcли говорить упрощенно, то компанией оплачивается выполнение услуги, а не сама работа персонала как такового. Главное — результат, а усилиями каких специалистов он был выполнен, это не так важно (для заказчика). То есть это не аренда персонала, а работа+экспертиза, то есть персонал решает определенные задачи, и их выполнение контролируется сторонней организацией, которая и предоставляет эти услуги.

По договору на IT аутсорсинг компания может оказывать, например, услуги:

  • разработка программного обеспечения,
  • сервисное обслуживание, 
  • техническая поддержка, 
  • UX/UI дизайн, 
  • создание контента и SEO-продвижение,
  • поддержка локальных сетей,
  • ведение сайта и др. 

В законодательстве РФ нет закрепленного понятия «аутсорсинг». С юридической точки зрения аутсорсинг — это гражданско-правовые отношения. Чаще всего оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» Гражданского Кодекса РФ. В соответствии с договором исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Иногда практикуется заключение договора о техническом или абонентском обслуживании заказчика.

Плюсы аутсорсинга для заказчика:

  • заказчик получает результат работы — готовую услугу, а какими усилиями она была получена, не его зона ответственности,
  • не приходится содержать штатную единицу, если объем работы небольшой, 
  • как правило, специализированные компании имеют больше опыта и компетенций в своей сфере, чем один сотрудник в штате.

Минусы аутсорсинга для компании:

  • сложный поиск надежных партнеров,
  • сложность оценки качества работы,
  • высокая стоимость работ.

Аутстаффинг

Понятие «аутстаффинг» (от английских слов out и staf — «вне штата») подразумевает, что компания-заказчик не заказывает услуги у сторонней организации, а получает доступ к внешним специалистам, которые будут работать в рамках компании, выполняя необходимые функции.

Аутстаффер (компания, которая предоставляет специалистов) является, по сути, агентством по подбору персонала, которое оформляет на себя сотрудников, а те на какое-то время занимаются сторонним проектом.

В частности, аутстаффер осуществляет:

  • найм и оформление персонала,
  • ведение кадровой документации, 
  • начисление заработной платы,
  • формирование отчетов в контролирующие органы.

Понятие аутстаффинга не закреплено в законодательстве Российской Федерации. Кроме того, обыденное для Запада понятие «аренда персонала» также не упоминается в отечественном законодательстве, потому что арендовать можно что-то неодушевленное (автомобиль, оборудование, квартиру, помещение и т. д.).

Однако в трудовом законодательстве есть случаи, когда может привлекаться сторонний персонал (ст. 341.2 ТК РФ):

  • для замещения временно отсутствующих специалистов, например — на время декретного отпуска.
  • в период временного (на срок до 9 месяцев) расширения объемов производства или услуг — вот под этот пункт как раз и подходят IT-специалисты.

Но и здесь не все так просто: заниматься предоставлением персонала могут только частные агентства занятости, которые прошли государственную аккредитацию, их перечень можно посмотреть на сайте https://trudvsem.ru/private-employment-agency

Плюсы аутстаффинга для компании:

  • за счет быстрого расширения команды можно получить большую прибыль в сжатые сроки в случае крупных проектов, например, победив в тендере, 
  • можно пригласить команду на определенный проект, специалисты будут выполнять конкретные задачи,
  • вам не нужно будет думать, какую нагрузку искать сотрудникам после окончания проекта — окончен проект, сотрудники уходят из компании,
  • если сотрудник не соответствует заявленной квалификации, нарушает трудовую дисциплину и т.д., то аутстаффер обязан заменить такого сотрудника в срок, предусмотренный договором.

Минусы аутстаффинга для заказчика:

  • аутстаффер не несет ответственности за результат работы IT-команды, потому что организацией работы и контролем за ее исполнением занимается заказчик,
  • заказчик сам организует работу сотрудников, то есть задачи аутстаффера после найма персонала и заключения договора — минимальны,
  • не всегда есть возможность заранее просчитать длительность занятости подрядной организации, если выполнение проекта затягивается, аутстаффер получает выгоду,

По большому счету аутстаффинг подходит для компаний, которые успешно управляют IT-персоналом, имеют зрелые IT-процессы, и внутренние компетенции и крепкий менеджмент, но в определенный момент времени:

  • стартует новый перспективный проект, требующий больших человеческих ресурсов,
  • требуются специалисты (как правило, высокой квалификации), которых трудно быстро найти для выполнения определенной работы.

А, может, принять в штат?

В большинстве случаев принятие в штат технического специалиста оправдано. При современном уровне автоматизации процессов IT-специалисты востребованы во всех сферах экономики. Компании все чаще используют чат-боты, мобильные приложения, ПО для 3D-моделирования, клиентские платформы для упрощенного взаимодействия и оплаты, технологии big data и машинного обучения.

Однако не всегда принятие в штат компании специалиста бывает целесообразно. Например, когда нагрузка минимальна, то есть когда нужно обслужить 10-15 компьютеров в офисе или помочь главному бухгалтеру с настройкой 1С — с этим вполне справится сотрудник на аутсорсинге с занятостью несколько часов в неделю.

Кроме того, содержание в штате любого сотрудника связано со значительной финансовой нагрузкой (налоги, страховые взносы с суммы заработной платы) необходимостью обеспечения множества социальных гарантий (больничные, отпуска и т. д.).

Вместо заключения

Выбрать ли формат аутсорсинга, аутстаффинга или принятия в штат IT-специалистов, зависит от целей и задач, стоящих перед организацией на определенном этапе развития. В любом случае нужно знать, что аутсорсинг позволяет быстро закрыть проблемные аспекты деятельности предприятия и дает возможность не заниматься решением кадровых вопросов, а аутстаффинг решает сложные вопросы с замещением высококвалифицированных специалистов.

IT аутсорсинг аутстаффинг персонал

См. также

1С:Зарплата и Управление Персоналом 8 (ЗУП) - ПРОФ, КОРП, купить, цена

Типовые Управление персоналом (HRM) Платформа 1С v8.3 Бухгалтерский учет Управленческий учет Платные (руб)

«1С:Зарплата и управление персоналом 8» – программа для полной автоматизация учета и управления сотрудниками на предприятии. Базовая, КОРП и ПРОФ версии. Возвращаем до 25% бонусами! Заказывайте 1С:ЗУП в Инфостарте!

9100 руб.

17.02.2016    153126    441    6    

332

Программы для ведения учёта мигрантов в 1С

Управление персоналом (HRM) Платформа 1С v8.3 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Управление производственным предприятием 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Россия Бухгалтерский учет Платные (руб)

Набор актуальных на 2024 год форм бланков для ведения миграционного учёта по иностранным работникам в «1С:Зарплата и Управление Персоналом 8», «1С:Бухгалтерия 8», «1С:ERP 8», «1С:УПП 8» и других конфигураций 1С.

86820 руб.

06.02.2012    123811    70    87    

133

Анкетирование и опросы в программе 1С: Персонал

Управление персоналом (HRM) Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

В данной статье будет описано то, как внутри системы «1С:Предприятие Персонал» можно проводить анкетирование и опросы сотрудников. А именно, будут разобраны все этапы: как готовить вопросы к таким тестированиям, как создавать и редактировать сами анкеты и передавать их опрашиваемым, а также то, как происходит анализ результатов и само тестирование.

23.04.2024    196    Koder_Line    0    

0

HR-аналитика текучести кадров (Datalens для 1С)

Управление персоналом (HRM) Платформа 1С v8.3 Сложные периодические расчеты 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Россия Управленческий учет Абонемент ($m)

Текучесть кадров — это самый сильный сигнал, который получают руководители от своих сотрудников. Смена работы и увольнение работника — важные события в истории предприятия. Дашборд текучести кадров помогает руководителям следить за ходом работы кадровой службы, выявлять взаимовлияние различных показателей, определять тенденции и принимать на этой основе управленческие решения. В статье описан один из вариантов построения такого дашборда в сервисе datalens.yandex.ru.

2 стартмани

08.12.2023    857    0    Novomir    0    

2

Рефакторинг механизма учета причин увольнения в ЗУП КОРП 3.1

Кадровый учет Управление персоналом (HRM) Платформа 1С v8.3 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Россия Бесплатно (free)

Добрый день, коллеги! Хотим рассказать о проблеме, с которой мы столкнулись в типовом решении 1С: ЗУП КОРП 3.1 в части учёта статистики увольнений, и как мы её решили.

06.11.2023    1051    OmegaFuture    1    

6

Как организовать удаленную работу в 1С

Управление персоналом (HRM) Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

Возможность удаленной работы в 1С базах появилась довольно давно. Но, пожалуй, самый пик потребности в ней был в связи с пандемией коронавируса и после нее. Если раньше работодатели, скрепя сердце, отпускали сотрудников на удаленку и требовали работать преимущественно в офисе, то на сегодняшний день – это обычная практика и образовавшийся тренд. Скоро наличие защищенного удаленного соединения перерастет в разряд обязательных требований к организации работы в базах 1С. Фирма 1С, идя в ногу со временем, разработала варианты на любой вкус и кошелек. Давайте разбираться – что же подойдет именно Вам и какой вариант выбрать? Какие есть возможности и сервисы под конкретные задачи предприятия?

22.09.2023    4545    Koder_Line    3    

3

Дополнительные колонки на форме кадровых журналов

Зарплата Управление персоналом (HRM) Платформа 1С v8.3 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Управленческий учет Абонемент ($m)

Для удобства кадровику (расчетчику) добавлена возможность вывода колонок "Подразделение", "Должность" и "Полное ФИО" на форме 11 кадровых журналов. Это может пригодиться для вывода (печати) реестра по таким журналам. Колонки можно произвольно подключать (отключать).

3 стартмани

13.09.2023    739    2    DEG156    0    

2

EmplDocs - Расширение для 1С с личным кабинетом сотрудника

Управление персоналом (HRM) 1С:Зарплата и кадры 7.7 1С:Документооборот 1С:ERP Управление предприятием 2 Государственные, бюджетные структуры Платные (руб)

Решение для 1С с web-интерфейсом для сотрудников, в котором осуществляется кадровый электронный документооборот. Модуль для 1С:ЗУП и 1C:ERP. Поддерживает все виды электронных подписей. Возможность создания и редактирования всех полей, заявок и печатных форм. В модуле сотрудники управляют рабочим статусом, заказывают справки, получают расчетные листы. Поставляется в виде расширения. Интегрируется с 1С:Документооборот для сложных процессов согласования.

252000 руб.

13.06.2023    3949    0    0    

5
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. user1369971 19.03.24 15:12 Сейчас в теме
Интересная статья. Грамотно и по делу. Браво, автор!
2. prog1C1 19.03.24 15:30 Сейчас в теме
Очень полезная статья, особенно в нынешних реалиях. Спасибо автору!!!
Оставьте свое сообщение