gifts2017

Еще раз о Linux и бездисковых терминалах.

Опубликовал Danil Snissarenko (d.snissarenko) в раздел Администрирование - Системное

В последнее время все больше применения в работе торговых организаций  - особенно на складах находят бездисковые, так называемые немые терминалы, вот этой теме я и хотел посвятить статью.
В свое время, около 3х лет назад, когда моя организация только-только начинала свой путь в развитии, возник вопрос о установке компьютеров на складе, к тому времени мы уже использовали сервер терминалов на базе win2k3, однако одно из условий - компьютеры должны были быть как можно дешевле.
Итак листая страницы одного хорошего ресурса - citrix.pp.ru наткнулся на статью про бездисковые терминалы - базирующиеся на проекте thinstation.org, было принято решение о установке на склад бездисковых терминалов.

На роль первого опытного терминала пошел старый компьютер моей жены P166/32Mb Ram.

Я не буду описывать о разворачивании сервера на базе thinstation- поскольку описание процесса выложено вот тут - http://citrix.pp.ru/zetter/thin_cl/thin_cl.html.
Итак я запустил первый бездисковый терминал - который подключался к серверу терминалов, но по прошествии определенного количества времени меня это перестало устраивать - поскольку пользователи сидевшие с немых терминалов использовали сервер терминалов в качестве рабочего стола и тп, соотвественно был выход в интернет, а где есть интернет и машина под управление Windows - там 100% буду зависать вирусы и прочая нечисть ;), как результат слет сервера терминалов.

К этому времени количество бездисковых машин потихоньку росло, все это были разнокалиберные машины от P100/16 до PII400/256, под каждую машину нужно было писать свой conf файл, для видео и прочего, причем периодически падал DHCP сервер на базе windows, и когда количество машин достигло 10 ти штук, мои взгляды упали на использование Linux, как сервера терминалов.


X Window server - сетевой продукт, позволяющий строить сеть Linux по принципу сервера терминальных служб.


Первое что я сделал - зашел на сайт проекта LTSP - ltsp.org - почитал wiki и документацию.
Второе на заслуженный отдых были отпралены машины с объемом оперативной памяти мене 64Мб
Третьим шагом был выбор дистрибутива Linux в качестве платформы для данного сервиса - я выбрал SLES (Suse Linux Enterprise Server) 10.

Железо для сервера терминалов было выбрано вполне банальное - Celeron 2.6/512 MB/80Gb Sata/.

В принципе весь процесс установки и настройки ltsp на русском языке находится вот тут

http://www.opennet.ru/base/X/xdmcp_xterminal.txt.html

Аналогично и со скриншотами и на английском

http://www.novell.com/coolsolutions/feature/1639.html

Подведя итог скажу следующее

Сервер DHCP настроен таким образом, что если к нему обращается сетевая карта с PXE - для нее будет выдан свой образ для загрузки, если-же сетевая карта не поддерживает PXE, то загружается образ nbi

Каждый пользователь имеет свой десктоп, при этом как известно вирусов под X гораздо меньше, да и проблем с поднятием не возникнет поскольку все conf файл сохранены и достаточно их будет просто скопировать в нужные места.

Сервер в данной конфигурации спокойно тянет работу 10ти пользователей в KDE, по моим расчетам если добавить оперативной памяти до 1 Гб , то потянет еще 15-20

При подключении к серверу терминалов Windows используется rdesktop 1.5 - тормозов не замечено

Сканеры работают ps/2 - поскольку организовывать редирект портов от немого к терминал через линукс сервер к серверу терминалов MS - мне не представилось возможным.

Для организации доступа в интернет пользователей X сервера используется локальный сервер squid с авторизацией

Последняя перезагрузка Х сервера - около полугода назад.

Последняя версия LTSP5 - это уже полноценная ОС загружающаяся по сети.

Более подробная информация

http://wiki.ltsp.org/twiki/bin/view/Ltsp/DownLoads#Ltsp_5
и
https://help.ubuntu.com/community/UbuntuLTSP

PS. Установив дистрибутив EdUbuntu - вы получите полноценные средства контроля и мониторинга бездисковых станций основанных на проекте LTSP5

См. также

Подписаться Добавить вознаграждение

Комментарии

1. Drock (d.snissarenko) 24.09.07 12:26
Вопросы приветствуются
2. Mihenius (mihenius) 24.09.07 12:38
А не пробовали ли вы отказаться от Win терминала вообще?
посмотрите http://www.etersoft.ru/
и новый проект у них же http://etersoft.ru/content/view/145/1/
Хотят подружить 7.7 и PostgreSQL
Таким образом можно исключить винду как класс, ну максимум на 1 машине для специфических программ, кот. не работают под линухом принципиально
3. Drock (d.snissarenko) 24.09.07 12:53
фактически я не использую 7ку уже 9 месяцев, использование 8.1 возможно, но с ограниченными возможностями, поэтому было принято решение лицензировать все что связано с 1с
4. Drock (d.snissarenko) 24.09.07 12:54
вопрос стоит об удешевлении стоимости парка машин, вычислительная мощность которых не важна
5. Drock (d.snissarenko) 24.09.07 12:56
в текущий момент ltsp представляется мне как наиболее гибкий и широкий в плане масштабируемости железа
6. Mihenius (mihenius) 24.09.07 15:19
(3) у етерсофта есть и для скуля и для 8
http://www.etersoft.ru/content/view/113/
Так что все возможно ...
7. Сhe Burashka (CheBurator) 24.09.07 16:13
Сделаем закладочку.
Хочется отметить, что в последнее время насущными являются вопросы типа освещенного в статье, т.е. КАК и ЧТО сделать в 1Сине - для многих 1Совцев понятно, а вот чуть в сторону - надо читать, читтать, читать...
Спасибо Даниле.
+1
8. dima (nosferatu20913) 24.09.07 17:29
честно говоря Линуха и 1с не очень то совместимы :( пробовали организовать такой вариант :) и честно говоря хорошего мало.
А что касаеться терминала на базе Win 2003 то 25 пользователей держит с легкостью без всяких там ...
А "сервак" на базе celeron это как то смешно :))
9. Mihenius (mihenius) 24.09.07 17:59
(8) Именно на вайне от етерсофта пробовали? или просто на вайне? Если на просто на вайне тогда конечно ...
А вам известно что на линухе получается работа с диском и кешем диска эффективнее и быстрее?
10. Сhe Burashka (CheBurator) 24.09.07 18:59
11. Mihenius (mihenius) 24.09.07 23:19
Да это все ерундой volk13 занимается ...
И уже не первый раз. Таких баталий на opennet.ru столько ... что мама не горюй
Я же грю про законченный нормальный проект, хотя и не бесплатный )
Единственное на вайне от етерсофта не слышал, что было хоть одно крупное решение ...
Просто крупным фирмам легче заплатить Дяде Билли, чем обучать спеца по линю ... особенно на перефирии
12. Drock (d.snissarenko) 25.09.07 08:52
Да это может показатся смешным сервак на целероне - но начинали с небольшого количества машин маленькая раскладка по софту и железу на 1 рабочее место
PC - 200$
MS Windows Proff - 150$
Office - 350
Итого рабочее место = 700$
10 рабочих мест уже 7000, согласен офис и не обязательно MS тогда 3500,
теперь раскладка по терминалам
1 сервер на 10 машин - в роли выступит обычный средний комп 300$
Терминал - 120$
ОС - 0$
ОС терминала 0$
Итого цена решения - 300+1200 = 1500$
Ну если учесть калы для сервера терминалов от MS то еще 700$ на 10 машин.
Соотвественно при росте парка терминалов сумма экономии будет только расти.
По поводу использования полноценного десктопа на сервере терминалов от MS - то какие-бы жесткие права не стояли - какой-бы супер антивирь не стоял - если есть инет вирусы его убьют месяца за 2-3.
Проверено не только на себе.
13. Drock (d.snissarenko) 25.09.07 08:55
По поводу связки 1с + wine + linux, слишком не стабильно, а в связи с тем что у меня вычислительные мощности - это 3 сервера - 2 сервера терминалов и 1 скл и на компьютерах сотрудников 1с не запускается.
14. Drock (d.snissarenko) 25.09.07 08:57
хотя в тестовом режиме я запускал сервер терминалов под линуксом и 1с работала в режиме seamless, только вот протокол ssh трафик кушает и бесплатных виндовых клиентов поддерживающих компрессию я пока не нашел
Для написания сообщения необходимо авторизоваться
Прикрепить файл
Дополнительные параметры ответа