Технологии мобильной разработки на 1С непрерывно совершенствуются, отдел разработки постоянно выдает какие-то новые функции – например, выпущен вполне работоспособный мобильный клиент.
Количество приложений и успехи, которые сейчас всем заметны, показывают, что технология мобильной разработки на 1С конкурентоспособна, поэтому нет причин этой темой не заниматься.
Есть две модели работы мобильных приложений 1С:
- Мобильное приложение – оно отличается от мобильного клиента тем, что приложение вполне автономное, есть случаи, когда для него нет никакой серверной части, никаких компьютеров, вся жизнь только в мобильном.
- И мобильный клиент – он целиком зависит от серверной части и требует только качественного, нормального интернета.
Мобильные приложения на 1С: для разных нужд и заказчиков
Для себя мы делим мобильные приложения на 3 группы.
- В первую группу входят наши собственные приложения, созданные фирмой 1С. Это некий плацдарм, на котором разработчики пытаются отработать все новинки. Их можно скачать в Маркете, можно показать клиентам, можно самому пользоваться, посмотреть, как и что там работает. В большинстве случаев они никак не монетизируются, исключение – «Миниденьги». Если и монетизируются, то в экспериментальном режиме – там есть встроенные покупки или платная подписка на сервис 1С:Фреш. А четкой и жесткой монетизации нет, поэтому можно экспериментировать.
- Вторая группа – приложения, созданные сторонними разработчиками, которые также распространяются через Маркет. Их не очень много, но среди них есть очень хорошие. Они в свою очередь делятся еще на 2 группы.
- Первые – те, которые распространяются бесплатно, то есть разработчик никак не монетизирует мобильное приложение. Сюда же относятся случаи, когда через приложение, условно, заказывают пиццу или какую-то услугу. В этом случае деньги находятся где-то за мобильным миром, а мобильное приложение – только канал связи заказчика с клиентом. За использование канала денег не берут – вы не берете, и мы с вас не берем никаких денег, вы не зарабатываете, и мы не зарабатываем.
- Вторая группа – это монетизируемые приложения. При какой-либо монетизации, будь то рекламная модель, подписанная модель, встроенные покупки, 1С требует роялти. Как только разработчик заработал первые 60 тысяч рублей, поэкспериментировал с ценой, сделал какую-то функциональность платной, появляемся мы и просим делиться. 10% с того, что зарабатывает разработчик, начиная с 60 001 рубля, он перечисляет в 1С как роялти. Закономерный вопрос – как мы про это узнаем? Самостоятельно мы это никак узнать не можем. Мы узнаем это от самого разработчика, это история про честность. И радует, что еще ни разу не было такого, что наш партнёр бы говорил, что уже десятый год получает только 59 тысяч и не переводил бы нам роялти. Мы же партнеры, и нам надо дружить.
Примеры таких монетизируемых приложений на слайде – это творчество компании 1С-Рарус. Эти приложения входят в топ-10 в 88 странах, имеют широкое географическое распространение, высокие рейтинги в странах, где про 1С никогда не слышали. Там выбирают 1С не сотрудники фирм-франчайзи или заказчики, которым интересно посмотреть, что еще какой-то вендор сделал, а просто потому, что выбирают. То есть там не бренд продвигает, а какие-то другие аргументы.
- Третья категория – это мобильные приложения, созданные для конкретного заказчика, для автоматизации деятельности его сотрудников. Если приложением пользуется сотрудник, который выполняет свои профессиональные задачи, нужно покупать лицензию на мобильные рабочие места. Сразу скажу: там нет никаких шпионов-счетчиков, менеджера лицензии или чего-то такого. У нас все на доверии. Вы покупаете или заказчик покупает, мы изо всех сил друг другом гордимся. Цена невысокая, и партнер заинтересован за счет своей дельты продать как можно больше.
Примеры приложений, сделанных под конкретных заказчиков
Покажу несколько примеров. Чтобы долго не думать, как их классифицировать, я их просто по алфавиту разложила.
В верхнем углу некоторых слайдов с примерами есть баннер «Парад приложений», который говорит о том, что про внедрение представленных на слайде приложений есть видеоролик на YouTube-канале Mobile 1С, если любопытно, можно их подробнее посмотреть, показать заказчикам.
Есть приложение для автосервисов.
Есть масса решений для счетоводов, бухгалтеров, менеджеров.
Не новое, но симпатичное решение для автоматизации выездных бригад обслуживания велопарковок.
Подсчет букв, запятых, тире, знаков препинания. Полезно для тех, кто зарабатывает на написании контента.
На слайде показано решение для дистрибьюторов, которое интересно тем, что оно иностранное – из Монголии. Разработчик – компания 1СForus, у нее довольно много интересных решений.
Есть приложение «Кредитный калькулятор» – для расчета платежей, а также «Долги 1м» – для подсчета собственных «дыр в кармане» или если вы ростовщик.
Komatsu – наш желтый большой брат – автоматизировал несколько своих бизнес-процессов.
Они создали приложение для техосмотров с фиксацией результатов (этим там два человека занимались), и сейчас перевели интерфейс на японский язык – пытаются внедрить его в остальных подразделениях своей компании.
Недавно много лицензий для решения нескольких своих задач купила Группа Компаний ПИК – они про это тоже у нас на мероприятии рассказывали.
Много вариантов для ТОИР, для инженеров.
Еще больше вариантов для склада. На слайде не все поместились.
Есть решение для заправки самолетов.
Уральская горно-металлургическая компания сделала себе приложение для мобильного учета металла. Посмотрите, какие у наших приложений пользователи – работяги, в перчатках, касках. И все они справляются с нашим замечательным интерфейсом, все у них работает.
Есть приложения для сдачи недвижимости в аренду.
Для предприятий с особым доступом – для организации системы охраны.
Есть еще такой интересный кейс – проект Sirius. Если кратко, на 200 дней шестерых людей (двух космонавтов, биолога, психолога и двух инженеров) NASA вместе с Роскосмосом закрыли в бункере, чтобы имитировать полет на Луну.
В бункере есть склад, и на складе нужно учитывать, кто больше расходует шампуня, печенек и прочих продуктов жизнеобеспечения. Чтобы вести этот учет, им дали терминалы с мобильным 1С «на борту». Если все хорошо сложится, потом запустят экспедицию на Марс.
Есть довольно много разных интересных приложений для руководителей – «Пульс Бизнеса», «Монитор ERP» и т.д.
Еще одно интересное внедрение внутри компании клиента Татавтодор – от производства до дорожных работ. Это как раз та отрасль, куда с компьютером никогда не дотянуться.
Большой спектр приложений для торговли.
Все, что я показываю, опубликовано на сайте mobile.1c.ru. Кому интересно, вы можете полистать, посмотреть, может, для себя что-то найдете.
Есть для сельского хозяйства несколько интересных решений. Например, есть приложение, которое отслеживает жизнь коровы или быка от момента, когда его искусственно зачали, до того, как его превратили в колбасу.
Приложение для отелей.
Есть приложение по чек-листам.
Есть приложение для официантов.
Приложение Брадобрей – одно из моих любимых решений. Человек пришел побриться и разговорился с брадобреем. И теперь у этого брадобрея вместо одной точки порядка 40 по городу. И это благодаря автоматизации, благодаря мобильному приложению.
Когда приходит клиент постричься или побриться, работник нажимает на кнопку, а когда заканчивает работу, снова нажимает на кнопочку. В итоге владелец получает на телефон данные о выработке каждого из мастеров, о проходимости точки, о том, сколько времени занимает одна стрижка или бритье, другая полезная информация.
Причем эта компания ездит на фестивали, и даже заняла 1 место на конкурсе лучших брадобреев в мире. Владелец – очень прогрессивный человек, и мы, команда 1С, надеемся, что мы часть этого успеха.
Большой с точки зрения размеров клиент – АтомЭнергоМаш. У него проект похож на проект «Уральской горно-металлургической компании», там такие же терминалы стоят в цеху, и на них приходят задачи.
Много вариантов приложений для курьеров.
Еще больше приложений для простых людей и решения их бытовых задач – от подсчета калорий и накачки мышц до ведения каких-то деловых записей.
Решений на мобильном клиенте пока не очень много, но они тоже есть.
Например, приложение на мобильном клиенте у ESAB Mobile, сделанное силами ИТ-подразделения. У нас на канале есть подробный доклад, где они рассказывают, почему они выбрали именно мобильный клиент, какими аргументами руководствовались.
Создать приложение может даже студент
Мы провели эксперимент – собрали студентов, заперли их на 4 часа.
Через 4 часа они создали работоспособные мобильные приложения. Это был студенческий конкурс, мы его уже несколько раз проводили. И в 2 случаях из 3 почему-то победили девушки. То есть не так уж это сложно – создать приложение на 1С, как может показаться.
В помощь есть мастер-класс, есть учебник. Но есть и одно но. Они не новые, говоря мягко. А ресурса внутри 1С сделать новые учебные пособия пока не находится.
Поэтому мы ищем человека, который нам поможет. Если кто-то из вас чувствует в себе талант преподавателя, видеоблогера и знает предметную область, будем очень рады поддержать ваши курсы, книжки, мастер-классы, все, что вы готовы вещать на эту тему. Обращайтесь ко мне, придумаем, как вам помочь. Нам это тоже очень нужно.
Недавно мы проводили Мобильную среду, в ходе которой состоялся мастер-класс – участникам все понравилось, но они хотели и просили более глубокие, более серьезные знания. Мы тоже этого хотим. Поэтому повторяю свой призыв: если вы готовы нам в этом помочь, мы готовы вас поддержать во всем, в чем вы нуждаетесь.
Зачем это надо?
Для тех, кто пока еще не в теме, кто пока еще ничего мобильного не разрабатывает, напомню, что все больше и больше бизнес-процессов входит в мобайл. Мы все «втыкаем в телефоны», и клиенты наши делают то же самое.
В России очень высокие показатели по количеству продаж приложений, по количеству скачиваний приложений, несмотря на небольшую численность населения.
- Если посмотреть на App Store, Россия в 2017 году занимала 5-ое место по загрузкам, хотя по доходам – далеко не пятое.
- То же самое на Google Play.
- И что самое важное – более 65% загрузок – это не игрушки, это что-то деловое.
Понятно, что растет мобильный трафик, растут расходы на мобильную рекламу – все общение уходит в мобильные мессенджеры (Telegram, Instagram и прочие), у которых десктопные версии появляются вынуждено, а основная аудитория, основная жизнь – в мобайле.
Все поколение находится в мобайле. И если там не будет нас, там будет много других желающих – мы просто потеряем этот рынок. Причем, мы потеряем аудиторию среди молодежи, плюс мы потеряем или не доберем денег с рабочих заводов, фермеров, курьеров – с тех людей, у которых есть зарплата и работа, есть телефон, и надо им помочь поставить туда правильный софт. Иначе они поставят что-то другое, дожидаться нас не будут.
Не проходите мимо денег
Мобайл – это отличный способ продать еще что-нибудь вашим заказчикам. Потому что кроме руководителей, бухгалтеров и кадровиков есть еще много разных сотрудников. Компьютерную программу (коробку) вы им никогда не продадите – она им не очень нужна, но автоматизировать их деятельность, чем бы они ни занимались, вы вполне можете.
Повторюсь, если у человека в руке телефон, есть зарплата, и он в состоянии дойти до работы, значит, он в состоянии нажать на 8 кнопок и решить свои бизнес-задачи. Это не так страшно, как представляется.
Даже среди парикмахеров, про которых я говорила, большая часть людей приехала из Средней Азии, и по-русски говорят не очень хорошо. Но и их за два дня всему обучают, и они прекрасно разбираются, что к чему, как чем пользоваться.
****************
Данная статья написана по итогам доклада (видео), прочитанного на конференции INFOSTART EVENT 2019.