Ошибка номер пять. "Получение расчетных данных не из регистра"

19.02.13

Разработка - Подготовка к аттестации

Это статья про прописные истины, которые, как показывает опыт, иногда полезно повторять самому себе или делиться ими с другими.

Это статья про прописные истины, которые, как показывает опыт, иногда полезно повторять самому себе или делиться ими с другими.

Если открыть описание ошибок при сдаче экзамена на сертификат «Специалист 1С», за которые начисляются штрафные баллы, то можно прочитать следующее: "Получение расчетных данных не из регистра" - 3 штрафных балла. Однако в своей практике мне часто встречаются люди,которые вроде бы имеют большой стаж программирования, продолжают делать отчет по движению товаров, создавая запрос по документам, и  удивляются, когда имговорят, что это не совсем правильно, приводя в ответ универсальную фразу, по которой сразу можно вычислить неквалифицированного программиста: «Но ведь это же работает, чего еще надо?».

На эту фразу у меня всегда есть ответ, что сейчас не последнее десятилетие прошлого века, а уже второе нынешнего,  и программировать, ориентируясь только на  то «чтобы работало», уже давно является признаком непрофессионализма. Программировать необходимо так, чтобы было правильно. А в условиях, когда только 20% процентов времени работы программиста уходит на написание нового кода, а оставшиеся 80% - на поддержание и модернизацию старого, «правильно» - означает гибко, чисто, прозрачно, доходчиво и максимально доступно для внесения изменений.

Так почему необходимо отчеты делать из регистров? Если вдруг на собеседовании вам зададут этот вопрос, то можно привести как минимум три ответа. Кстати,  к вопросу, почему я написал эту коротенькую статью: на собеседованиях, которые я провожу, на этот вопрос правильный ответ дают от силы процентов десять кандидатов.

Итак, ответ первый: Многослойность и  многоуровневость. Это принцип, который, наверное, известен любому, кто знаком со словосочетанием «паттерны программирования»: разделение на слои позволяет вносить необходимые изменения в слой, не затрагивая другие слои. Рассмотрим простейшую схему – документ розничной продажи, регистр, учитывающий  эти продажи, и отчет по продажам. Предположим, что в организации решили торговать еще и по интернету, и операцию продажи фиксировать не стандартным документом, а новым, учитывающим специфику данного вида продаж.  Если бы отчет по продажам брал информацию из документов, то и его бы необходимо было переделать для учета нового документа.  Если же отчет делается из данных регистра, то нам достаточно корректно оформить движения нового документа по регистру – отчету «все равно», кто заполняет регистр. Эта схема очень простая, но представьте себе, что в компании не один, а пятнадцать отчетов – для каждого подразделения свой. Ладно бы просто будет потрачено время на переделку всех этих пятнадцати отчетов, так по известному закону подлости, будет еще шестнадцатый, о котором вспомнишь только после того, как генеральный директор месяц получал информацию по продажам без учета интернет-торговли. 

Относительно приведенной ситуации стоит еще раз упомянуть о особой важности изначально правильной архитектуры регистров учета – в учетной системе это должна быть самая «консервативная»  и самая обдумываемая на этапе проектирования часть.

Ответ второй: Эффективность. В этом аспекте все очень просто – считывая в запросе данные документа, пользователь почти всегда «тащит» в запрос  лишние данные из документа, тогда как при запросе по регистру, из базы делается выборка только по требуемой информации.

Ответ третий: Безопасность и вопросы доступа. Бывает ситуация, когда в документе содержится информация, закрытая для доступа пользователю. Однако, итоговые данные по документам пользователю необходимы. Выход из ситуации – документ заполняет регистр, на который пользователю даются права на чтение. Здесь опять работает принцип многослойности и многоуровневости.

Ответ четвертый: Возможность заполнения регистра расчетными данными. В данном случае трехслойная схема документ-регистр-отчет просто незаменима. Иногда возникает необходимость хранить информацию, которая может быть получена только расчетным путем на момент проведения документа. Если бы отчет по данной информации делался из документа, то было бы необходимо или вызывать внешнюю процедуру расчета из документа при генерации отчета, или, что еще ужаснее, дублировать эту процедуру в отчете – модернизация процедуры расчета в таком случае весьма трудоемка и чревата ошибками.

Обещал три ответа, получилось четыре. Хотя, по правде говоря,  ответов может быть еще больше – каждый может придумать на свой вкус.

Возникает вопрос – а бывают ли исключения? Конечно, бывают. Самый простой вариант исключения – когда просто отсутствует регистр учета. Или данные необходимы в тот момент, пока документ еще не проведен. Хотя, последний вариант, который недавно встретился в моей практике, был успешно решен введением дополнительного регистра учета, в который скидывалась необходимая информация от непроведенного документа и удалялась при его проведении. Через некоторое время, оказалось, что этот временный регистр с успехом можно применить еще в паре разделов учета, упростив его ведение. Это, на мой взгляд, один из признаков удачных и правильных решений – будучи придуманными для решения одних задач, они вдруг помогают и в решении других.

См. также

Подготовка к аттестации Программист Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Платные (руб)

Обучающая программа 1С Online представляет собой интерактивное изучение языка запросов с самого начала: - 50 практических заданий с различным уровнем сложности; - Методические материалы по практике написания запросов; - Описание назначения таблиц и индексов 1С Предприятие 8; - Методика решения реальных задач запросом 1С; - Автоматическая система проверки решений с указанием ошибок; - Инструкции по решению задач с разъяснениями; - Техническая поддержка пользователей. Тренажер запросов подходит для начинающих и действующих разработчиков 1С

1800 руб.

11.02.2014    77034    95    15    

189

Подготовка к аттестации Программист Стажер Бесплатно (free)

Меня зовут Татьяна, в 1С-разработке я уже семь лет, а в этом году официально стала junior-специалистом. Рассказываю, как всё происходило.

10.09.2024    7144    PROSTO-1C    21    

13

Подготовка к аттестации Программист Стажер Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Я Олег, разработчик 1С. Расскажу, как сдавал на сертификат Специалиста, в чём ошибся и что стоит учесть.

11.06.2024    14141    PROSTO-1C    51    

66

Подготовка к аттестации Программист Стажер Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Хочу поделиться своей историей планирования обучения, подготовки к экзамену и сдачи непосредственно экзамена. Надеюсь, что это будет полезно и откинет все вопросы об экзамене.

04.06.2024    9354    anton99    50    

57

Подготовка к аттестации Стажер Конфигурации 1cv8 Фармацевтика, аптеки Россия Управленческий учет Бесплатно (free)

Краткий рассказ о выборе 1С как основного языка программирования для дипломной работы в университете, и само приложение к диплому.

28.05.2024    4345    DmitryOneBit    20    

20

Подготовка к аттестации Программист Стажер Платформа 1С v8.3 Россия Абонемент ($m)

В публикации предоставлено решения 7 билетов из сборника 2022 года . Решения выполнены по пунктам и подробно, каждый БП описан и решен по условиям задач. Благодаря данному решению к экзамену стало подготовиться проще, чем когда-либо.

10 стартмани

07.05.2024    8413    85    user1988637    16    

42

Подготовка к аттестации Платформа 1С v8.3 1С:ERP Управление предприятием 2 Россия Абонемент ($m)

В публикации представлены только решения тех заданий, который попадаются на экзамене 1С:СК управленческого учета ERP. Благодаря данным решениям к экзамену стало подготовиться проще, чем когда-либо.

10 стартмани

08.04.2024    2984    39    user1988637    4    

15

Подготовка к аттестации Программист Стажер Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Готовилась три месяца, сдала с первого раза. Делюсь опытом, лайфхаками и ресурсами, по которым учила материал.

14.03.2024    18220    PROSTO-1C    47    

90
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. glek 120 19.02.13 17:01 Сейчас в теме
1. В целом правильно. ТОлько есть еще один очень критичный вариант написания отчета по документам: решение находится на поддержке и снимать - совсем не хочется. В такой ситуации тоже отчет делается "неправильный".
2. "программировать, ориентируясь только на то «чтобы работало», уже давно является признаком непрофессионализма." Писать решения надо так, чтобы был удовлетворён заказчик. А не собственное эго (мол какой я афегительный программер, как я красиво написал). На заре своей карьеры (97-98 года прошлого века) я тоже считал, что решение должно быть красивым. Сегодня я 100% уверен, что решение должно работать. А как ты там сделал... сугубо твое дело.
Sejix; borrman; +2 Ответить
5. Ivan_Yartsev 60 20.02.13 11:02 Сейчас в теме
(1)
"«правильно» - означает гибко, чисто, прозрачно, доходчиво и максимально доступно для внесения изменений."
Где в этом предложении слово "красиво"?
Ну и пару слов по поводу "Писать решения надо так, чтобы был удовлетворён заказчик". Типичная ситуация - приходит новый заказчик и просит что-то дописать под свои особенности. И Вы, конечно же, быстро справляетесь с этой просьбой - задание выполнено, заказчик заслуженно удовлетворен, Вы получили свои честно заработанные деньги.
А через месяц, а еще интереснее - через три месяца, у заказчика "внезапно" меняется бизнес-логика. Он помнит, что есть такой хороший человек, который быстро сделал так, как надо, и кончено же обращается к Вам с просьбой немножко переделать то, что уже и так работает, не бесплатно, разумеется.
Вы соглашаетесь, открываете модуль - а там одна функция на полторы тысячи строк, в которую засунуто все, что надо было на тот момент: писалось ведь за один день и по поводу "правильности" не замарачивались - "и так ведь все работает, заказчик доволен". И начинается игра в бирюльки - тут потянули, там упало. Здесь добавили в запрос левое соединение, в другом месте внезапно цифры задвоились, и узнал об этом, к сожалению, сам заказчик, когда отчет сделал. Но это, кстати, уже отдельная тема о давно испытываемой мною необходимости фреймвока модульного тестирования от 1С.
Жизнь меняется, бизнес-логика меняется. И программировать необходимо так, чтобы эти изменения в программу можно было вносить с минимальными затратами времени, нервов и денег.
Sibiryak; +1 Ответить
7. glek 120 20.02.13 11:23 Сейчас в теме
(5) Ivan_Yartsev,
Жизнь меняется, бизнес логика меняется. В следующий раз я возьму с клиента еще денег. Я не говорю, что надо писать циклами в 500 строк. Я всего лишь говорю, что красивость кода - не должно быть самоцелью. Получилось - хорошо. Не получилось - сдал работу и идешь дальше. Потребуется - перепишешь полностью код. И возьмешь за это деньги.
2. stagov 11 20.02.13 03:34 Сейчас в теме
Правильно на 100%.
Если в табличном поле добавлен левый (для базовой поставки)реквизит и критично важный для заказчика. Менять типовой регистр и потом вечный головняк при обновлении... Нет уж. Да здравствует нерациональный код.
3. bb1962 993 20.02.13 07:55 Сейчас в теме
Есть еще один очень критичный вариант написания отчета по документам:
в регистрах содержится неверная информация и исправить ее не представляется возможным.
Пример: задолженность по срокам в УТ10.3 и "наследниках".
6. TMV 14 20.02.13 11:21 Сейчас в теме
(3) bb1962, Может стОит сделать так, чтобы в регистре была верная информация? Иначе зачем он вообще нужен с такими-то данными?!
Sibiryak; +1 Ответить
8. bb1962 993 20.02.13 11:42 Сейчас в теме
(6) TMV, сделайте.
Если у Вас это получится, будете первым, кому это удалось.
4. sh_max 20.02.13 10:48 Сейчас в теме
Представим ситуацию: Есть заказчик которому необходим отчет использующий данные из документа. Допустим я и автор статьи предлагаем свои услуги заказчику, час работы у нас стоит одинаково. Я создам отчет за 1 час, автору потребуется ещё дополнительное время на то что-бы создать регистр (ну или доработать типовой) и так же доработать проведение документа (закрываем глаза на то что нужно снять с поддержки конфигурацию). Вопрос: кого выберет заказчик?
Мне кажется не нужно делать только так как предлагает автор и считать всех балбесами кто использует документы. Всё зависит от конкретной ситуации. Для бизнес-пользователе важен только результат, как выполнить задачу вы решаете только для себя.
VZhulanov; +1 Ответить
9. redgoll 20.02.13 12:37 Сейчас в теме
Не сорьтесь, господа, истина, как обычно, где-то посередине.
10. LexSeIch 211 20.02.13 13:52 Сейчас в теме
(9) redgoll,
Точно. В 80-х годах уже прошлого столетия мне как-то папался документ (еще на магнитной ленте) где были сформулированы правила оптимизации систем под общим заголовком Keep It Simple, Stupid! :

1. It’s easier to get a working system efficient then it is to get an efficient system working.

2. Optimaze a system only if it fails a performance test. It is futile to optimaze a system just for the fun of it, if that optimization brings no practical benefit.

3. Simplicity is a virtue that bears its own rewards.

4. Optimize only the parts of the system worth optimizing.
ixijixi; svartemov; +2 Ответить
11. zqzq 25 20.02.13 14:36 Сейчас в теме
Ответ четвертый: Возможность заполнения регистра расчетными данными

Внезапно, есть такое понятие как устойчивость системы при перепроведении документов. Потому такие ситуации почти исключены в типовых, тот же курс валюты в документ записывается. Рачетные данные СНАЧАЛА попадают в документ при заполнении его.

+ В той же УПП 1.3 есть примеры документв без регистров (инвентаризаци, установка счетов учета номенклатуры), получение данных в отчетах из документов (регистратор.Проект).

В целом, конечно, согласен, запросы в циклах тоже не надо делать, но жизнь она разнобразная, та же конвертация данных сплошные запросы в цикле.
12. asved.ru 36 20.02.13 16:28 Сейчас в теме
Помнится, в случае, когда данные были необходимы еще ДО проведения документа, пришлось делать "эмуляцию проведения" - это проще, чем переделать отчет на нерегистровые данные.
13. Eugene_Life 3 20.02.13 17:44 Сейчас в теме
(12) asved.ru, Видимо, подразумевается прием с откатом транзакции?
14. Mell 20.02.13 18:07 Сейчас в теме
У нас из-за этого получилась великая проблема. Не знаю от куда повелось но ряд самописных отчетов, брал данные не из регистра, а из документов (документы тоже самописные) при этом в одном не очень важном отчете, которым пользовался только 1 сотрудник, в колонку которую он не смотрел, падали данные из регистра. В итоге было обнаружено, что данные по документам и регистру расходились на 750 000 000 000 руб. Из-за не правильного алгоритма проведения(. Брали бы в отчетах по регистрам нашли бы сразу.
19. ildarovich 7930 21.02.13 13:41 Сейчас в теме
Обсуждаемое правило напоминает мне заповедь, статья - проповедь, а комментарий (14) - притчу о том, что некто нарушил Заповедь и его ударила молния 750000000000 вольт. Без всякой иронии думаю, что все это нужно, поскольку с 1С работают программисты с очень разным бэкграундом.
А для агностиков могу предложить более приземленное (научное?) объяснения правила выборки отчетной информации не из документов, а из регистров. В основе этого правила лежит (на мой взгляд) единственная причина - достигаемая таким путем экономия вычислительных ресурсов.
Предположим, в конфигурации есть два типа документов, отвечающих за продажи, табличные части которых в точности повторяют колонки единственного отчета. Действуя по "фен-шую", мы решили дублировать информацию из табличных частей в регистре. Наши затраты будут: 1) разовые затраты времени на копирование таблиц при проведении документа; 2) разовые затраты времени на ожидание разрешения блокировки при записи в регистр; 3) постоянные затраты дисковой памяти на хранение дублированной информации. Достигаемым эффектом будет сокращение затрат времени на построения отчета за счет: 1) использования итогов регистра; 2) отсутствия необходимости объединения разных таблиц; 3) наличия подходящих индексов для выборки информации из регистра. Убрав разовые затраты, видим простую и давно известную формулу - размен скорости вычислений на занимаемую память. То есть если мы хотим иметь более простую и компактную структуру данных, получаем медленные отчеты, время выполнения которых будет еще замедляться при росте базы. При размещении базы в облаках (а все идет к тому) экономию легко перевести в деньги, которые берутся (или будут браться) за полезные такты процессора (а в конечном счете за электроэнергию) при удешевлении памяти.
Предлагаемое объяснение исключает всякую магию, а также позволяет время от времени осознанно нарушать обсуждаемое правило, делая отчетные выборки из документов, оперируя не соображениями общего порядка, а конкретными цифрами.
user1109821; Sibiryak; vladir; Puk2; Азбука Морзе; Новиков; hogik; Mell; ixijixi; +9 Ответить
23. Новиков 292 22.02.13 14:11 Сейчас в теме
(19) ildarovich, аплодисменты! :)
15. serega_sun 21.02.13 04:18 Сейчас в теме
Фирма 1С пытается заставить нас программировать "правильно" по ее понятиям,
хотя далеко не всегда сама соблюдает свои правила.
И про принцип "нормализации данных" далеко не всегда вспоминает.
Гелла; philya; Sherlock_kmw; ixijixi; mk1980; ManyakRus; svartemov; yuraos; +8 Ответить
16. yuraos 1003 21.02.13 06:30 Сейчас в теме
(15) serega_sun,
я бы сказал почти всегда забывает.
---
PS: но кроме "получения данных не из регистра"
есть еще одна статья в "уголовном" кодексе 1С:
"регистр (накопления) должен закрываться по измерениям"
и она тоже частенько не соблюдается франчами.
---
18. ManyakRus 489 21.02.13 11:39 Сейчас в теме
(15) serega_sun,
Правильно, "Нормализация данных" это самое важное.
Первое правило нормализации:
"Нельзя одни и те же данные хранить два раза"
т.е. нельзя хранить одни и те же данные и в документе и в регистре.

Конечно данные надо брать из регистров для ускорения,
(а для большей правильности в идеальном случае надо брать из документа).
Например НДС всегда отличается на 1 копейку в документе и в регистре,
бухгалтер забивает все цифры из первичного документа в том числе НДС,
а 1С говорит что дураки вы все и заново пересчитывает и записывает в регистр на 1 копейку меньше :(
17. KroVladS 35 21.02.13 09:48 Сейчас в теме
(0)Для каждой задачи есть свои инструменты.

Иногда правильнее будет стоить запрос по регистру,
иногда по документу.
20. philya 77 21.02.13 21:25 Сейчас в теме
Гхм... на 7.7 в файловом варианте тупой перебор документов в цикле на порядок быстрее запроса бухгалтерских итогов. Беда...
22. Ivan_Yartsev 60 22.02.13 09:17 Сейчас в теме
(20) philya,
У меня на стареньком пентиуме "Сапер" выдает 200 FPS, а на новом компьютере "Баттлфилд" всего 40. Беда... :)
24. yuraos 1003 22.02.13 17:58 Сейчас в теме
(22) Ivan_Yartsev,
как говорит один мой знакомый ОДМИН - болшой приколщик:

ЗАЧОТ !!!
21. Bukaska 140 21.02.13 21:57 Сейчас в теме
Я больше придерживаюсь мнения брать данные для отчета из регистров, а не из документов. Так как если в программу регулярно изо дня в день вносится куча новых документов, то программа будет "вешаться" при отчёте, лучше уж воспользоваться регистром.
Ещё напрашивается вопрос когда делаешь конфигурацию с нуля. Если делать регистр накопления, то ресурсы должны быть только типа число. Чаще всего это например: Цена, Количество, сумма.
Теперь вопрос: Мне заявил местный франч, что ресурс Цена в РН - это медленная и мучительная смерть в вашей базе.
Объясните мне как дурочке -в чём именно косяк? если этот косяк во всех типовых...
25. yuraos 1003 22.02.13 18:02 Сейчас в теме
(21) Bukaska,

Если делать регистр накопления, то ресурсы должны быть только типа число.

обясните мне дураку "классическому" (то есть "древнему")
как ресурс в регистре (который не "сведений")
может быть типа не "число" ???
26. yuraos 1003 22.02.13 19:02 Сейчас в теме
(21)(25) Bukaska, ну а если серьезно,
то, наверное, речь идет не о ресурсе, а о измерении регистра
и именно о измерении регистра остатков (ну может бухгалтерии).
---
И вопрос имеет прямое отношение ко второй "растрельной статье 1С" из поста (16)
за нее кстати вроде даже больше дают :)
суть которой заключается в том, что среднестатистически
регистр должен по любой комбинации значений измерений "закрываться"
или другими словами, за большой период приход всегда должен уравниваться расходом.
---
В противном итоговые таблицы регистра начинают "пухнуть" от незакрытых остатков,
так как они переносятся на каждый следующий месяц,
пока не закроются в "ноль" на конец текущего месяца.
В результате - катастрофический рост размера базы и падение производительности.
---
Особенно критичны в этом отношении измерения примитивных типов - число, строка и дата:
1. Из-за большого количества возможных значений измерения.
Например справочник из 10 000 элементов считается достаточно крупным.
А 100 000 элементов - это уже всяко крупный справочник, если не огромный.
Но по количеству возможных значений соответствует это соответствует всего лишь
не очень "большому" числовому типу - Число(6,0).
2. Из-за того, что пользователи с большей вероятностью могут создать "пересортицу"
значений измерений при вводе данных примитивных типов (особено строкового типа).
По указанным причинам регистр сложнее закрывать по таким измерениям.
Корректное закрытие остатков может потребовать больших ухищрений при проектировании
и как пить дать создаст неудобства для "священных коров" - манаггеров.
27. yuraos 1003 22.02.13 19:14 Сейчас в теме
(26)
PS:
еще можно прочитать целую лекцию о том,
почему нежелательно использовать в регистрах (в принципе любых)
измерения составного типа в состав которых кроме ссылочных типов
входят еще и примитивные типы,
например:
{Строка(100),СправочникСсылка.Организации,СправочникСсылка.Контрагенты}
:)
К стати, за это "растрельной статьи" вроде бы нет.
28. han_kdz 11 23.02.13 19:15 Сейчас в теме
Поверьте, когда я сидел на ставке, тоже все делал правильно и "красиво". От этого сам получаешь удовольствие. К сожалению, работа у франча не предполагает качества. НИКАКОЙ КЛИЕНТ НЕ ГОТОВ ПЛАТИТЬ ЗА КАЧЕСТВО. Т.е. они, конечно, все говорят, что оно им надо, но никто не увеличит бюджет в разы, чтобы программный код был написал правильно, тщательно оттестирован и задокументирован. А еще разных надо привлекать прогов, на конкурентной основе, кто за меньшие деньги. Поэтому и превращаются программы в "лоскутное одеяло".
Статья, конечно, правильная, но отдает академическим образованием, а не жизнью...
29. yuraos 1003 23.02.13 20:17 Сейчас в теме
(28) han_kdz,
Золотые слова! Правда-матка и прямо в точку!!!
Правда не хочется даже думать о том, чем отдает та самая жизнь...
...в которой все мотивации направлены
на извлечение максимально-возможного количества бабла.
-) -) -)
30. lsp71 14.05.13 13:53 Сейчас в теме
Недавно спорил на эту же тему с любителем брать данные из документа. Задача простая: в УТ10.2 (слегка доработанной) получить продажи. Его отчет получал данные неправильно из-за того, что документ РеализацияТоваровУслуг проводится по РН.Продажи не в дату документа, а в ДатуОтгрузки (которая на 1..2 дня позже). И из-за этого возникает отличие со стандартным отчетом Продажи, построенном на РН.Продажи.
Переубедить человека (чтобы он переписал свой отчет) не удалось. Даже несмотря на то, что его отчет выдавал неправильные данные. Пришлось самому переписать этот отчет на данные из РН.
А вообще, я думаю, вопрос как брать данные правильно (из документа или из регистра) не имеет однозначного ответа. Я, как программист на окладе, считаю, что лучше (не всегда, но почти всегда) брать данные из регистра. Из-за того, что в будущем меньше будет проблем (при модификации написанных отчетов, создании/модификации документов, двигающих регистры). А франчи и фрилансеры, наверное, выберут вариант побыстрее решить задачу заказчика, "а дальше хоть трава не расти", будет другая задача, другие сроки и другие деньги.
Согласен с мыслью, что за качество программирования заказчики не платят, т.к. их горизонт планирования в этой области не дальше текущей задачи. А как будут решаться задачи потом (за какие деньги и сроки) их сейчас не интересует.
Оставьте свое сообщение