Практическое программирование: когда скорость важнее совершенства

01.04.24

Разработка - Рефакторинг и качество кода

В новом материале мы анализируем, как в программировании баланс между быстротой разработки и тщательной проработкой кода влияет на конечный продукт. Обсуждаем, почему иногда важнее сосредоточиться на скорости выполнения проекта, и когда можно позволить себе уступить в качестве ради достижения бизнес-целей.

Программирование против перфекционизма

Программирование — это искусство создания кода, который решает конкретные задачи. В идеальном мире каждая строка кода должна быть написана красиво и оптимально, но реальность разработки часто требует компромиссов. В этой статье мы обсудим, почему иногда прагматичный подход к программированию может оказаться более целесообразным, чем стремление к совершенству.

 

Скорость против совершенства

В мире бизнеса время — это деньги, и скорость разработки часто становится ключевым фактором. Когда бизнес-задача требует немедленного решения, длительное стремление к написанию "идеального" кода может стать роскошью, на которую заказчик не может позволить себе тратить время и ресурсы. В таких случаях приоритет отдается быстрой разработке и достижению работоспособного решения.

 

 

Прототипирование: от идеи к реализации

Прототипирование — это процесс создания рабочей модели программы для демонстрации идеи или концепции. Прототипы в программировании помогают разработчикам и заказчикам понять, как будет функционировать конечный продукт. Они не предназначены для совершенства, а скорее служат инструментом для проверки идеи и ее дальнейшего развития. Иногда прототип оказывается достаточно хорош для решения бизнес-задачи и может быть принят заказчиком как окончательное решение.

 

Итеративный подход и совершенствование

Важно понимать, что программирование — это итеративный процесс. Прототип может быть улучшен и оптимизирован в последующих итерациях разработки. Это позволяет постепенно улучшать продукт, совмещая потребности бизнеса и техническое совершенство, но только в том случае, если это действительно необходимо.

Начиная с простого прототипа, каждая последующая итерация добавляет слои оптимальности и эстетики кода. Итеративность не только помогает сделать программу функциональной, но и красивой внутри — с чистым и оптимальным кодом.

На первом этапе, когда программист работает над прототипом, важно быстро проверить основные идеи.

Например, при создании программы для загрузки номенклатуры из Excel, разработчик может написать код, где виды номенклатуры определяются по наименованиям непосредственно в самом коде. Это быстро и просто, но не слишком гибко.

На второй итерации приходит время для оптимизации. Теперь, вместо того чтобы жестко задавать значения в коде, разработчик переносит эти значения в настройки или константы базы данных. Это позволяет легко устанавливать виды номенклатуры без необходимости переписывать код — программа становится более адаптивной и удобной для поддержки.

 

 

Красота кода: комментарии и читаемость

Одним из аспектов "красоты" кода является его читаемость, включая хорошо написанные комментарии. Комментарии в коде помогают другим разработчикам понять, что делает та или иная часть программы, какие задачи решают алгоритмы и почему были приняты те или иные решения. В идеале, код должен сопровождаться подробными комментариями, описывающими алгоритмы и логику работы. Однако написание таких комментариев требует дополнительного времени и усилий, что, в свою очередь, увеличивает трудозатраты и стоимость разработки.

 

 

Когда "достаточно хорошо" — это действительно достаточно

Не всегда необходимо доводить код до идеала. Иногда заказчик полностью удовлетворен прототипом, который эффективно решает поставленные задачи. В этих случаях дальнейшее улучшение кода может не привести к заметному увеличению ценности продукта для бизнеса, и дополнительные затраты на совершенствование могут оказаться неоправданными.

 

Заключение: Гармония скорости и качества в программировании

В мире программировании ключевым навыком является способность находить идеальный баланс между стремлением к совершенству, функциональностью и необходимостью быстроты результата. Итеративный процесс дает возможность создавать не только функциональные, но и внутренне привлекательные программы с оптимальным и легко поддерживаемым кодом. При этом важно понимать, когда важна скорость, а когда — внимание к деталям (дополнительная оптимизация, красота, тщательное комментирование кода). Именно поэтому так важно оценивать каждый шаг разработки с точки зрения ценности для бизнеса и пользователей.

Понимание того, когда стоит идти на компромисс в пользу скорости и когда необходимо уделить время детальной проработке, красоте и оптимизации, является ключевым навыком успешного программиста. В конечном итоге, цель любого проекта — создать продукт, который будет служить бизнесу и приносить пользу пользователям, а не просто удовлетворять эстетическим чувствам разработчика.

 

 

Однако всегда следует помнить, что:

"Любой дурак может написать код, который понятен компьютеру. Хорошие программисты пишут код, который могут понять люди." – Мартин Фаулер

 

Программирование Разработка ПО Скорость кодирования Качество кода Прототипирование Компромиссы в программировании Эффективность разработки

См. также

HighLoad оптимизация Рефакторинг и качество кода Технологический журнал Программист Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Технологии бегут вперёд, но боль производительности 1С остаётся вечной: инфраструктура, код или настройки? Пока ИИ не научился чинить всё «на лету», мы автоматизировали ключевое — диагностику. Читайте статью — показываем, как превратить хаос диагностики в понятные графики и цифры. Спойлер: это работает даже если ваша 1С — «чёрный ящик» на старом железе.

19.03.2025    2103    EFSOL_oblako    2    

5

Рефакторинг и качество кода Программист Стажер Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

В процессе обучения студенты бывает, что по невнимательности или торопливости допускают кучу ошибок. Далеко не у всех  преподавателей есть на это время, но новички допускают поначалу прилично  много ошибок и как всегда идет "крик души" в общем чате обучения. Поэтому я решила  немного рассказать и показать в надежде, что данная статья кому-нибудь  "облегчит страдания" студента.

17.03.2025    2179    Bukaska    5    

7

DevOps и автоматизация разработки Рефакторинг и качество кода Тестирование QA Программист Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Расскажу, почему осознанно не буду внедрять SonarQube в свой рабочий процесс несмотря на то, что инструмент очень понравился. Статей, как его внедрили и используют, много. А почему внедрили, попробовали и отказались, по-моему, еще не было.

12.03.2025    1086    ovetgana    23    

-4

Нейросети Рефакторинг и качество кода Тестирование QA Программист Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Искусственный интеллект в код-ревью – это не фантастика, а реальность, которая уже сегодня помогает разработчикам улучшать свои проекты. Расскажем о том, как ИИ может автоматически находить баги и предлагать улучшения, экономя ваше время и ресурсы.

11.03.2025    3938    mrXoxot    50    

43

Рефакторинг и качество кода Тестирование QA Программист Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

В последней статье по докладу Александра Кириллова, с которым он выступил на конференции INFOSTART TECH EVENT 2024, обсудим особенности тестирования после завершения рефакторинга платформеннозависимого кода

11.03.2025    453    it-expertise    0    

3

Инструментарий разработчика Рефакторинг и качество кода Программист Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Расширяемый форматтер структуры модулей 1С. Умеет автоматически расставлять стандартные области и раскидывать по ним процедуры и функции модуля, оформлять стандартные комментарии к методам с помощью ИИ. Также умеет анализировать модуль - извлекать структуру вызовов, используемые поля и т.д. Реализован в виде расширения (.cfe). Можно использовать как платформу для обработки кода в своих задачах автоматизации разработки.

12.02.2025    6785    440    wonderboy    44    

118

Linux Рефакторинг и качество кода Программист Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

В третьей статье по докладу Александра Кириллова, с которым он выступил на конференции INFOSTART TECH EVENT 2024, обсудим подходы к рефакторингу платформеннозависимого кода

11.02.2025    1039    it-expertise    0    

3

Рефакторинг и качество кода Linux Программист Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Во второй статье по докладу Александра Кириллова, с которым он выступил на конференции INFOSTART TECH EVENT 2024, поговорим об особенностях анализа конфигурации 1С на наличие платформеннозависимого кода.

31.01.2025    1707    it-expertise    1    

8
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. EvgeniyOlxovskiy 76 01.04.24 09:36 Сейчас в теме
Роберт Мартин в 2011 году написал книгу "Clean Code: A Handbook of Agile Software Craftsmanship" (в переводе на Русский называется "Чистый код. Создание, анализ и рефакторинг").
В этой книге тема которую Вы затронули разобрана.
2. unknown181538 160 01.04.24 13:34 Сейчас в теме
Такое впечатление, что вступление прочитал к статье.
3. Prepod2003 256 01.04.24 13:58 Сейчас в теме
(2)
Такое впечатление, что вступление прочитал к статье.

Спасибо за ваш отзыв и внимание к статье. Ценю ваше мнение и признаю, что материал может показаться сжатым. Моя цель была предоставить краткий обзор темы, который служил бы отправной точкой для дальнейшего изучения. Однако я понимаю, что вы ожидали более глубокого погружения в тему. В ближайшее время я планирую расширить статью, включив дополнительные примеры, подробные анализы и т.п., чтобы предоставить более полное и всестороннее понимание вопроса. Ваше замечание напоминает о важности полноты изложения, и я буду рад получить ещё ваши комментарии после обновления статьи.
4. unknown181538 160 01.04.24 14:00 Сейчас в теме
(3) Черт... первое ж апреля... Простите, не уловил.
5. Lyns_owner 356 09.04.24 10:08 Сейчас в теме
Всё по делу, но мне не хватило картинок)
Еще озвучу не только своё мнение:
если код нуждается в комментариях, то это плохой код.
6. Prepod2003 256 09.04.24 22:38 Сейчас в теме
(5) отличная идея, картинки добавлены))
Lyns_owner; +1 Ответить
Оставьте свое сообщение