Практическое программирование: когда скорость важнее совершенства

01.04.24

Разработка - Рефакторинг и качество кода

В новом материале мы анализируем, как в программировании баланс между быстротой разработки и тщательной проработкой кода влияет на конечный продукт. Обсуждаем, почему иногда важнее сосредоточиться на скорости выполнения проекта, и когда можно позволить себе уступить в качестве ради достижения бизнес-целей.

Программирование против перфекционизма

Программирование — это искусство создания кода, который решает конкретные задачи. В идеальном мире каждая строка кода должна быть написана красиво и оптимально, но реальность разработки часто требует компромиссов. В этой статье мы обсудим, почему иногда прагматичный подход к программированию может оказаться более целесообразным, чем стремление к совершенству.

 

Скорость против совершенства

В мире бизнеса время — это деньги, и скорость разработки часто становится ключевым фактором. Когда бизнес-задача требует немедленного решения, длительное стремление к написанию "идеального" кода может стать роскошью, на которую заказчик не может позволить себе тратить время и ресурсы. В таких случаях приоритет отдается быстрой разработке и достижению работоспособного решения.

 

 

Прототипирование: от идеи к реализации

Прототипирование — это процесс создания рабочей модели программы для демонстрации идеи или концепции. Прототипы в программировании помогают разработчикам и заказчикам понять, как будет функционировать конечный продукт. Они не предназначены для совершенства, а скорее служат инструментом для проверки идеи и ее дальнейшего развития. Иногда прототип оказывается достаточно хорош для решения бизнес-задачи и может быть принят заказчиком как окончательное решение.

 

Итеративный подход и совершенствование

Важно понимать, что программирование — это итеративный процесс. Прототип может быть улучшен и оптимизирован в последующих итерациях разработки. Это позволяет постепенно улучшать продукт, совмещая потребности бизнеса и техническое совершенство, но только в том случае, если это действительно необходимо.

Начиная с простого прототипа, каждая последующая итерация добавляет слои оптимальности и эстетики кода. Итеративность не только помогает сделать программу функциональной, но и красивой внутри — с чистым и оптимальным кодом.

На первом этапе, когда программист работает над прототипом, важно быстро проверить основные идеи.

Например, при создании программы для загрузки номенклатуры из Excel, разработчик может написать код, где виды номенклатуры определяются по наименованиям непосредственно в самом коде. Это быстро и просто, но не слишком гибко.

На второй итерации приходит время для оптимизации. Теперь, вместо того чтобы жестко задавать значения в коде, разработчик переносит эти значения в настройки или константы базы данных. Это позволяет легко устанавливать виды номенклатуры без необходимости переписывать код — программа становится более адаптивной и удобной для поддержки.

 

 

Красота кода: комментарии и читаемость

Одним из аспектов "красоты" кода является его читаемость, включая хорошо написанные комментарии. Комментарии в коде помогают другим разработчикам понять, что делает та или иная часть программы, какие задачи решают алгоритмы и почему были приняты те или иные решения. В идеале, код должен сопровождаться подробными комментариями, описывающими алгоритмы и логику работы. Однако написание таких комментариев требует дополнительного времени и усилий, что, в свою очередь, увеличивает трудозатраты и стоимость разработки.

 

 

Когда "достаточно хорошо" — это действительно достаточно

Не всегда необходимо доводить код до идеала. Иногда заказчик полностью удовлетворен прототипом, который эффективно решает поставленные задачи. В этих случаях дальнейшее улучшение кода может не привести к заметному увеличению ценности продукта для бизнеса, и дополнительные затраты на совершенствование могут оказаться неоправданными.

 

Заключение: Гармония скорости и качества в программировании

В мире программировании ключевым навыком является способность находить идеальный баланс между стремлением к совершенству, функциональностью и необходимостью быстроты результата. Итеративный процесс дает возможность создавать не только функциональные, но и внутренне привлекательные программы с оптимальным и легко поддерживаемым кодом. При этом важно понимать, когда важна скорость, а когда — внимание к деталям (дополнительная оптимизация, красота, тщательное комментирование кода). Именно поэтому так важно оценивать каждый шаг разработки с точки зрения ценности для бизнеса и пользователей.

Понимание того, когда стоит идти на компромисс в пользу скорости и когда необходимо уделить время детальной проработке, красоте и оптимизации, является ключевым навыком успешного программиста. В конечном итоге, цель любого проекта — создать продукт, который будет служить бизнесу и приносить пользу пользователям, а не просто удовлетворять эстетическим чувствам разработчика.

 

 

Однако всегда следует помнить, что:

"Любой дурак может написать код, который понятен компьютеру. Хорошие программисты пишут код, который могут понять люди." – Мартин Фаулер

 

Программирование Разработка ПО Скорость кодирования Качество кода Прототипирование Компромиссы в программировании Эффективность разработки

См. также

Рефакторинг и качество кода Программист Стажер Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

В последнее время термин «чистый код» стал очень популярным. Появились даже курсы по данной тематике. Так что же это такое?

16.09.2024    14619    markbraer    65    

41

Рефакторинг и качество кода Программист Бесплатно (free)

В статье рассматривается отказ от использования процедур и унификация формата ответа функций. Способ описывается на примере развития абстрактной информационной системы, работающей с PDF файлами.

10.09.2024    974    acces969    4    

6

Рефакторинг и качество кода Бесплатно (free)

Для быстродействия большой базы данных важно не только оптимизировать запросы, но и соблюдать стандарты при разработке подписок на события, обработок для массового изменения данных, в реализации обработчиков обновления, расширений, регламентных заданий и в архитектуре СКД-отчетов. Расскажем о нюансах разработки компонентов большой системы.

28.08.2024    1241    Chernazem    3    

6

Рефакторинг и качество кода Программист Бесплатно (free)

SOLID – принципы проектирования программных структур (модулей). Акроним S.O.L.I.D. образован из первой буквы пяти принципов. Эти принципы делают код более гибким, упрощают разработку. Принято считать, что принципы SOLID применимы только в объектно-ориентированном программировании. Но их можно успешно использовать и в 1С. Расскажем о том, как разобраться в принципах SOLID и начать применять их при работе в 1С.

22.08.2024    10579    alex_sayan    41    

53

Рефакторинг и качество кода Программист Стажер Платформа 1С v8.3 Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

Рассмотрим основные принципы шаблона проектирования "Стратегия" на простом примере.

25.06.2024    4389    MadRave    34    

27

Рефакторинг и качество кода Программист Платформа 1С v8.3 Абонемент ($m)

В статье расскажу и покажу процесс проведения Code-review на примере обработки с GitHub.

1 стартмани

04.06.2024    6392    mrXoxot    55    

42

Рефакторинг и качество кода Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

Поделюсь своим опытом аудита кода авторских продуктов с Infostart.ru как одним из элементов применения DevOps-практик внутри Инфостарт. Будет настоящий код, боевые скриншоты, внутренние мемы от команды ИТ-лаборатории Инфостарт и прочее мясо – все, что любят разработчики.

10.04.2024    13580    artbear    85    

108

Рефакторинг и качество кода Программист Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Предлагаю вашему вниманию советы мастеров древности. Программисты прошлого использовали их, чтобы заострить разум тех, кто после них будет поддерживать код. Гуру разработки при найме старательно ищут их применение в тестовых заданиях. Новички иногда используют их ещё лучше, чем матёрые ниндзя. Прочитайте их и решите, кто вы: ниндзя, новичок или, может быть, гуру? (Адаптация статьи "Ниндзя-код" из учебника JavaScript)

01.04.2024    4338    DrAku1a    15    

39
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. EvgeniyOlxovskiy 65 01.04.24 09:36 Сейчас в теме
Роберт Мартин в 2011 году написал книгу "Clean Code: A Handbook of Agile Software Craftsmanship" (в переводе на Русский называется "Чистый код. Создание, анализ и рефакторинг").
В этой книге тема которую Вы затронули разобрана.
2. unknown181538 158 01.04.24 13:34 Сейчас в теме
Такое впечатление, что вступление прочитал к статье.
3. Prepod2003 255 01.04.24 13:58 Сейчас в теме
(2)
Такое впечатление, что вступление прочитал к статье.

Спасибо за ваш отзыв и внимание к статье. Ценю ваше мнение и признаю, что материал может показаться сжатым. Моя цель была предоставить краткий обзор темы, который служил бы отправной точкой для дальнейшего изучения. Однако я понимаю, что вы ожидали более глубокого погружения в тему. В ближайшее время я планирую расширить статью, включив дополнительные примеры, подробные анализы и т.п., чтобы предоставить более полное и всестороннее понимание вопроса. Ваше замечание напоминает о важности полноты изложения, и я буду рад получить ещё ваши комментарии после обновления статьи.
4. unknown181538 158 01.04.24 14:00 Сейчас в теме
(3) Черт... первое ж апреля... Простите, не уловил.
5. Lyns_owner 356 09.04.24 10:08 Сейчас в теме
Всё по делу, но мне не хватило картинок)
Еще озвучу не только своё мнение:
если код нуждается в комментариях, то это плохой код.
6. Prepod2003 255 09.04.24 22:38 Сейчас в теме
(5) отличная идея, картинки добавлены))
Lyns_owner; +1 Ответить
Оставьте свое сообщение