Почему УТ 11.5 как "отдельная система для маркировки" - это нормально: итоги 2 лет эксплуатации (2024–2026)

28.01.26

Интеграция - Обмен с ГосИС

За последние два года я прошёл путь от сомнений до полной уверенности в одном нестандартном решении: использовать УТ 11.5 как отдельную систему исключительно для задач маркировки. На старте это выглядело как компромисс и почти гарантированный "костыль", но реальная эксплуатация в условиях постоянно меняющегося Честного знака показала обратное. В статье я сознательно не разбираю код и настройки, а говорю о логике, рисках и последствиях такого архитектурного выбора. Что оказалось мифом, какие ошибки мы допустили и почему обновления перестали быть стрессом для ИТ - всё это проверено двумя годами живой работы. Этот материал для тех, кто устал от методичек и хочет понять, как такие решения ведут себя не на презентациях, а в реальном бизнесе.

Введение. Решение, за которое автору обычно прилетает критика

В профессиональной среде 1С есть негласное правило: если решение нестандартное - значит это скорее всего "костыль". Любая попытка не обновлять базу на последние релизы УТ 11.5 или ERP 2.5, КА 2.5, воспринимается как временная мера, технический долг или некомпетентность специалиста. Особенно остро это чувствуется в вопросах маркировки, где 1С жестко диктует: "Обновляйтесь до актуальных релизов или умрите".

В декабре 2023 года мы приняли решение, которое на словах выглядело сомнительно: использовать УТ 11.5 как отдельную систему исключительно для задач маркировки, оставив основную учетную систему на глубоко кастомизированной УТ 10.3.

В апреле 2024 года мы запустились.

В июне 2025 года я опубликовал техническую часть Древняя УТ 10.3 (10.3.6.8) и маркировка товара: как обойтись без перехода на УТ 11.5 (мой практический опыт), где описывал саму доработку УТ 10.3 и механику обмена.

В январе 2026 года. Позади почти два года реальной нагрузки, десятки обновлений "Честного знака", УТ 11.5 и десятки тысяч промаркированных товаров.

В этой статье я намеренно не буду углубляться в код (см. прошлую статью). Здесь - о здравом смысле, инженерной логике и о том, почему спустя два года эксплуатации я уверен: это был не компромисс, а единственно верное для нас архитектурное решение.


1. Немного о реальности, а не о методичках

Большинство рекомендаций по маркировке строятся на идеальной картине мира: типовая конфигурация, минимальные доработки, "всё обновляется по одной кнопке". На практике же в компаниях, работающих на рынке 10+ лет:

  • Учет живет в системе, которая обросла кастомом на 70%.

  • ИТ-система - это живой организм, адаптированный под уникальные бизнес-процессы, а не демо-стенд.

  • Маркировка - это внешний раздражитель бизнеса, который меняется чаще, чем успевает высохнуть краска на коробках.

Именно в такой реальности приходится принимать решения. Не "как правильно по книжке", а как внедрить систему и при этом не остановить отгрузки на месяц из-за кривого обновления или конфликта метаданных.


2. Почему идея "одна система для всего" перестает работать в 2026 году

Тезис "всё в одной базе" звучит красиво на презентациях, но плохо масштабируется в эпоху агрессивного госрегулирования.

Маркировка - это:

  • Внешний регулятор с непредсказуемым поведением

  • Постоянно меняющиеся API и форматы (JSON, XML, разрешительный режим, Офлайн модуль, ПИоТ)

  • Жесткие сроки исполнения (не успел обновиться - не продал)

Управленческий учет (УТ 10.3) - это:

  • Внутренние процессы и скорость работы

  • Удобство пользователей и стабильность

  • Накопленная база данных и уникальные алгоритмы расчета цен/себестоимости

  • Тесная интеграция с другими информационными системами

Когда эти два мира живут в одной конфигурации, появляется конфликт интересов. Обновление ради маркировки ломает привычный учет, а доработка учета усложняет обновление под "Честный знак". Разделение систем в данном случае - это не слабость, а изоляция рисков.


3. Модель "УТ 11.5 как сервис" (как это выглядит спустя 2 года)

Мы сознательно ограничили роль УТ 11.5. Она не знает ничего о наших деньгах, заказах поставщикам или зарплате сотрудников. Её роль - исключительно высокотехнологичный шлюз.

  • Она делает только то, для чего нам нужно: эмиссия, агрегация, работа с ГИС МТ.

  • Она не хранит финансовую историю - только историю кодов маркировки.

  • Она обновляется в "бесшумном" режиме: зашел, обновил конфигурацию, проверил связь с ЦРПТ, вышел.

Почему это надежно? К январю 2026 года мы прошли через изменений протоколов ЦРПТ. Пока коллеги на кастомизированных базах судорожно портировали код из новых релизов 1С, мы просто ставили типовое обновление на наш "шлюз" (УТ 11.5).


4. Что неожиданно оказалось плюсом (инсайты эксплуатации)

4.1. Обновления перестали быть стрессом

Когда УТ 11.5 не содержит управленческой логики, риск того, что "после обновления отвалится печать счетов", равен нулю. Обновления стали рутинной задачей на 10-15 минут, а не ночным кошмаром.

4.2. Маркировка перестала "мешать жить" в основной базе

Менеджеры в УТ 10.3 не видят лишних реквизитов, бесконечных статусов КМ и сложных форм 11-й редакции. Для них маркировка - это просто статус "Готово к отгрузке". Это колоссально снижает нагрузку на техподдержку и количество ошибок персонала.

4.3. Легкость обучения

Категорийному менеджеру проще объяснить работу в чистой УТ 11.5, чем обучать его работе в перегруженном монстре, где старый интерфейс перемешан с новыми вставками под ГИС МТ.


5. Ошибки, которые мы допустили 

Чтобы статья не выглядела как "история успешного успеха", я обязан рассказать о граблях, на которые мы наступили в самом начале. Главная из них - попытка следовать "традиционным" методам интеграции в условиях, когда вендор активно эти методы уничтожает.

Попытка выжить на "Конвертации данных 2.0"

Когда мы только проектировали систему в декабре 2023-го, мы решили пойти по пути наименьшего сопротивления: взяли типовой механизм обмена на правилах конвертации. Это была стратегическая ошибка.

В чем была ловушка: В последних релизах УТ 11.5 компания 1С начала планомерную "зачистку" старых механизмов обмена. Мы столкнулись с тем, что система буквально боролась против нас:

  • Удаление правил: После каждого обновления конфигурация УТ 11.5 "вычищала" загруженные нами правила обмена. Система считала их устаревшими и принудительно их удаляла.

  • Точка невозврата: В какой-то момент (в релизах конца 2024 - начала 2025 года) возможность использовать формат КД 2.0 в типовой УТ 11.5 фактически исчезла или была настолько глубоко заблокирована, что поддержка этого "костыля" стала отнимать очень много времени. 

Вывод: Мы осознали, что пытаемся строить фундамент на болоте. Именно этот тупик заставил нас выкинуть стандартные механизмы и написать свой легковесный обмен через JSON и HTTP-сервисы.

Ну и, конечно, сыграл роль "синдром 1С-ника": каждый уважающий себя программист просто обязан в какой-то момент жизни написать свой собственный, "самый правильный и стабильный" обмен, потому что типовой - это всегда "не то". В нашем случае эта тяга к велосипедостроению неожиданно стала спасением для бизнеса.

Как только мы ушли от навязываемых правил 1С в сторону простого HTTP-запроса, всё встало на свои места:

  1. Мы перестали зависеть от того, что 1С удалит в следующем релизе.

  2. Обмен стал работать в десятки раз быстрее.

  3. Мы получили полный контроль над данными.

Подробную хронику этой "борьбы" и техническую реализацию нашего обмена я расписал в [первой статье] - это сэкономит вам месяцы жизни, если вы всё еще пытаетесь заставить КД 2.0 работать в 2026 году.
 

6. Почему это решение - не тупик, а подготовка к будущему

Частый аргумент против таких схем: "А потом всё равно придётся переделывать всё под УТ 11.5".

На практике в 2026 году мы видим обратное. Данные не теряются, логика маркировки уже отделена. Когда (если) бизнес решит полностью отказаться от УТ 10.3, миграция пройдет значительно легче, потому что один  блок - маркировка, уже работает на новой платформе и обкатан, часть сотрудников уже работает в новом интерфейсе.

Это не тупик. Это промежуточный, но устойчивый этап развития ИТ-ландшафта.


7. Сводная таблица: Почему мы выбрали этот путь

Параметр Полный переход на УТ 11.5 Гибридная схема (10.3 + 11.5)

Срок
внедрения

 

   8-12 месяцев    3 месяца (с дек 2023 по апр 2024)
Стоимость
(TCO)

 
   Высокая (миграция кастома)    Низкая (поддержка типовой 11.5 - можно не учитывать)
Риск остановки
компании 

 
   Высокий    Практически нулевой
Обновление
под ЧЗ

 
   Сложное
   (требует теста всей базы)
   Простое (типовое обновление "шлюза")
Обучение
персонала
   Всех сотрудников    Только категорийных менеджеров

8. Моя цель: Почему я пишу об этом сейчас?

Я написал эту статью с одной целью: поделиться уверенностью в том, что ранее выбранный вариант был правильным.

В декабре 2023 года я сомневался. В июне 2025 года я видел, что данный механизм работает. В январе 2026 года я уверен, что выбор был правильным.

Я делюсь этим опытом, чтобы усилить мнение тех специалистов, которые думают можно ли идти против "канонов" 1С.
Задумайтесь, ведь ваша задача как инженера - обеспечить непрерывность бизнеса, а не следовать методичкам любой ценой.

Что мы получили на выходе:

  1. Стабильную УТ 10.3, которая не "пухнет" от кода маркировки.

  2. Актуальную УТ 11.5, которая всегда готова к новым прихотям регулятора.

  3. Спокойствие ИТ-отдела и стабильную работу бизнеса.


Кому такой подход подходит, а кому - нет

Подходит, если:

  • УТ 10.3 глубоко доработана под специфику бизнеса.

  • Нет бюджета на "проект века" по миграции на УТ 11.5

  • Маркировку нужно внедрять "вчера" и без рисков.

Не подходит, если:

  • У вас почти типовая база.

  • Бизнес готов к радикальным изменениям и переобучению всех отделов.


Итог спустя два года

Использовать УТ 11.5 как отдельную систему для маркировки - это не "костыль", а осознанное архитектурное решение. Да, оно не универсальное, но в реальных условиях оно:

  1. Работает.

  2. Масштабируется.

  3. Не мешает бизнесу жить и зарабатывать деньги.

Иногда зрелость ИТ-архитектуры определяется не количеством "современных" конфигураций в ландшафте, а умением четко ограничивать ответственность каждой системы.

В следующем материале я планирую подробнее разобрать складскую часть и работу с кодами маркировки через ТСД (приемка/отгрузка) для УТ 10.3
Подпишитесь на меня, чтобы не пропустить.


Вместо послесловия: Если вы находитесь в ситуации выбора - не бойтесь "гибридов". Правильно настроенный обмен делает такую связку монолитной для пользователя и гибкой для администратора. Технические детали и файлы для реализации вы можете найти в моей первой статье.

Коллеги, а как вы встретили 2026 год? Всё еще допиливаете 10.3 для маркировки или сразу ушли на УТ 11.5, ERP2.5, КА 2.5?
Давайте обсудим в комментариях.

 

Другие статьи автора:

Маркировка в "древней" УТ 10.3 (10.3.6.8) и полноценный ТСД (Online) или как обойтись без перехода на УТ 11.5
Как подключить маркировку в древней УТ 10.3 без перехода на УТ 11.5 - все необходимые объекты, модули и доработки
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С - готовое решение для УТ, КА, ERP, УНФ, Розницы и Бухгалтерии, которое избавляет от ручных обновлений и остановки процессов.
Дубликатор кодов маркировки (КИЗ) DataMatrix: Расширение 1С с проверкой в Честном Знаке (копирует ЛЮБЫЕ КИЗы!)
Автоматическое обновление токенов Честного Знака в 1С - готовое решение для УТ, КА, ERP, УНФ, Розницы и Бухгалтерии, которое избавляет от ручных обновлений и остановки процессов.
Маркировка остатков товаров на складе: Как сделать все быстро и без ошибок (мой практический опыт)
Маркировка остатков 10 000+ товаров без ошибок — готовое решение, которое исключает человеческий фактор, автоматизирует процесс и работает напрямую с 1С. Пошаговый опыт и готовое расширение внутри.
Маркировка остатков в распределенной рознице: Как промаркировать более 100 тыс. товаров в нескольких десятках магазинов без хаоса и ошибок
Маркировка остатков 100 000+ товаров в рознице без хаоса и ошибок — клиент-серверное решение, где сканируешь ШК в магазине и сразу получаешь КМ на принтере, независимо от кассового ПО. Практический опыт, регламент и готовый комплект кода внутри.

Вступайте в нашу телеграмм-группу Инфостарт

См. также

Обмен с ГосИС Бюджетный учет Регламентированный учет и отчетность Бухгалтер Пользователь 1С:Предприятие 8 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление холдингом Химическая промышленность Государственные, бюджетные структуры Электротехника и микроэлектроника Машиностроение и приборостроение Металлургическая промышленность Россия Бухгалтерский учет Бюджетный учет Платные (руб)

Автоматизация раздельного учета в 1С:Бухгалтерии по ГОЗ в соответствии с 275-ФЗ. Готовое решение для учета госконтрактов, формирования отчетности и контроля исполнения. Поддержка военной приемки, НИОКР и требований Минпромторга. Профессиональный консалтинг и регулярные обновления продукта

40000 руб.

28.08.2020    517677    3325    142    

1304

Обмен с ГосИС Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Комплексная автоматизация 2.х Россия Бухгалтерский учет Платные (руб)

Обработка для обмена платежными документами в формате xml для системы Федерального казначейства "Электронный бюджет" из конфигураций 1С. Поставляется для БП 3.0 Работа только с контрагентами. Сайт "Электронного Бюджета": https://www.budget.gov.ru/

19520 руб.

14.10.2020    73288    440    108    

370

Оптовая торговля Розничная торговля Обмен с ГосИС Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:Управление торговлей 10 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Розничная и сетевая торговля (FMCG) Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Рестораны, кафе и фаст-фуд Россия Бухгалтерский учет Управленческий учет Акцизы Платные (руб)

Автоматизация учета ЕГАИС в 1С для оптовой торговли, производства и импорта алкогольной продукции. Получение и отправка ТТН, отправка акта о постановке на баланс и акта о списании. Получение остатков. Загрузка и сопоставление номенклатуры и контрагентов. Оправка в ЕГАИС отчетов о производстве и импорте.

15.12.2015    180617    1217    biz-intel    374    

416

Бюджетный учет Обмен с ГосИС Бухгалтер 1С:Предприятие 8 1С:Бухгалтерия 3.0 Государственные, бюджетные структуры Россия Бухгалтерский учет Платные (руб)

Доработка конфигурации 1С:Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0. реализована в виде расширения. Предназначена для ведения раздельного учета и автоматизации заполнения отчетности исполнения контрактов ГОЗ в конфигурациях 1С БП КОРП, ПРОФ, Базовая, БИТ.ФИНАНС.

62220 руб.

16.08.2019    100867    298    93    

172

Обмен с ГосИС Программист 1С:Предприятие 8 1C:Бухгалтерия Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия Управленческий учет Платные (руб)

Универсальная конфигурация ХамелеонЗерно для взаимодействия с системой ФГИС Зерно (тестовый+рабочий контур) может использоваться для интеграции в любую конфигурацию на базе 1С, версии ПРОФ и выше. Работа через API 1.0.7 и на API 1.0.8. Для удобства реализован общий интерфейс в виде обработки, схожей с интерфейсом ФГИС Зерно, но возможностей гораздо больше, т.к. при интеграции в Вашу учетную систему, можно на основании Ваших справочников и документов, создавать соответствующие документы и справочники в системе ФГИС Зерно и наоборот.

25498 руб.

27.06.2023    7763    39    2    

23

Обмен с ГосИС Бухгалтер Пользователь 1С 8.3 1С:Розница 2 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 1С:Розница 3.0 Ювелирная промышленность и торговля Россия Управленческий учет Платные (руб)

Интеграция для работы 1С с ГИИС ДМДК. Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.

72000 руб.

12.04.2022    24680    194    34    

51

ЭДО и ОФД Обмен с ГосИС Программист Бухгалтер Пользователь 1С 8.3 1С:Управление торговлей 10 1С:Розница 2 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление нашей фирмой 1.6 1С:Документооборот 1С:ERP Управление предприятием 2 1С:Бухгалтерия 3.0 1С:Управление торговлей 11 1С:Управление холдингом 1С:Комплексная автоматизация 2.х 1С:Управление нашей фирмой 3.0 Бухгалтерский учет Управленческий учет Платные (руб)

Рабочее место для работы с ЭДО из 1С. Загрузка и отправка УПД, УКД, ТОРГ12, Акта в 1С (сохранение в файл и последующая загрузка через личный кабинет не требуется). Также поддерживается: отправка печатных форм, произвольных файлов, подписание, отклонение, аннулирование документов. Поддержка МЧД. Решение реализовано в виде расширения на управляемых формах. Для обычных форм - внешняя обработка. Поддержка Linux.

5612 руб.

16.12.2020    47244    279    201    

101

Оптовая торговля Розничная торговля Обмен с ГосИС Программист Бухгалтер Пользователь 1С:Предприятие 8 1C:Бухгалтерия Розничная и сетевая торговля (FMCG) Оптовая торговля, дистрибуция, логистика Россия Бухгалтерский учет Управленческий учет Платные (руб)

Решение создано для помощи разработчикам, интеграторам и другим заинтересованным лицам по настройке системы маркировки обуви, одежды, лекарств, табака, фото, молока, духов(парфюма), питьевой воды, велосипедов и шин. Задавайте вопросы по работе с ЦРПТ, GS1, ЭДО, Национальным каталогом, накоплен опыт и знания по данным темам.

5000 руб.

18.03.2019    119093    62    115    

193
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. evn-zorin 35 07.01.26 21:40 Сейчас в теме
Автор! Это ГЕНИАЛЬНО!!! Шедевр! Пробуем обкатывать ваш вариант.
rpgshnik; unknown181538; +2 Ответить
2. rozer 315 07.01.26 21:45 Сейчас в теме
ЭДО у вас тоже в УТ11?
siamagic; +1 Ответить
3. GarriSoft 325 07.01.26 22:38 Сейчас в теме
(2)
Сейчас только маркировка.
Но вы правильно уловили идею - это дорожка для постепенного перехода. Следующим шагом вполне может стать ЭДО, потом что-то ещё. Так можно переезжать на 11.5 не сразу всем скопом, а по кусочкам, без риска для бизнеса.
4. rozer 315 07.01.26 23:29 Сейчас в теме
(3) не, это понятно) у вас в решении вывод марок через розницу и ОФД или оптом и по УПД по ЭДО?
siamagic; +1 Ответить
5. GarriSoft 325 08.01.26 00:03 Сейчас в теме
(4)
и розница (несколько десятков магазинов) и опт по УПД через ЭДО
8. rozer 315 08.01.26 10:41 Сейчас в теме
(5) лад, ответа так и не услышал на "где"...

Что касается мнения: сами сидели на подобной самописке (и b2b и розн. сеть, все как в всехкороче) на обычных формах до 20го года.
Хорошо что спрыгнули на КА2.4 потом на КА2.5 (тоже сильно кастомизировано все). Бывает что приходится отдельно обновлять иногда подсистему ГОСИС ибо перейти на новый релиз это нетривиальная операция. Так что доктрина 1с "если марки и эдо с ккт и егаисом и сатурном то или обновляйся или умри.." в действии. Пока вы там работаете, уверен будет все норм, но после вас этот велосипед поддерживать никто не захочет. Огромные риски для конторы...увы..
9. GarriSoft 325 09.01.26 12:18 Сейчас в теме
(8)
Компания с историей всё равно обрастает своими доработками - будь то расширения или правка конфигурации. Новому специалисту всё равно придётся разбираться в наследии. Уверяю, в нашем случае этот обмен (JSON + HTTP) - самое простое, что там есть. Это 2 обработки и понятная структура данных - не в пример сложной бизнес-логике учёта.

Ваш опыт перехода на КА 2.5 - правильный стратегический путь, если бизнес может его потянуть. Наша схема - тактическое решение для других условий: срочно, без бюджета на миграцию, с глубоким кастомом в 10.3.

Главное отличие: мы локализовали риск. Проблемы с обновлением ГИС МТ теперь не ломают весь учёт, а касаются только изолированного "шлюза" (УТ 11.5). Когда придёт время переезжать на 11.5 полностью, блок маркировки уже будет обкатан на новой платформе.

Вы правы - это управляемый компромисс, а не волшебная пилюля. Но в условиях, когда нужно работать "вчера" и не остановить бизнес, такой "велосипед" с чёткими контурами часто более надёжен, чем попытка встроить маркировку в монолит старой системы или осуществить полный переезд на новую конфигурацию
alexeyvol; EliasShy; unknown181538; +3 Ответить
11. unknown181538 163 09.01.26 17:04 Сейчас в теме
(8) А в чем сложность поддержки простого обмена между базами?
12. rozer 315 09.01.26 20:22 Сейчас в теме
(11) никаких сложностей... для умелых рук конечно)
13. unknown181538 163 09.01.26 20:24 Сейчас в теме
(12) ну тут альтернатива в том, чтобы делать доработанную УТ 11 со сложными расширениями, как минимум. И ее обновление потребует еще большей умелости рук.
14. rozer 315 09.01.26 22:00 Сейчас в теме
(13) зачем столько банальностей и пересказ идеи ТС? Мнение свое я озвучил выше.
39. ovasiliev 7 28.01.26 15:18 Сейчас в теме
(2) Для ЭДО есть клиент 1С: ЭДО
6. muskul 08.01.26 03:39 Сейчас в теме
Непонятно что делает предприятие. Производство или купи продай?
зы.Прочитал в другой статье.
10. GarriSoft 325 09.01.26 12:20 Сейчас в теме
(6)
Производство, опт, сеть розничных магазинов
37. siamagic 14.01.26 21:53 Сейчас в теме
(6) Учитывая 10 000 км - торгует носками через бабушек )))
7. SoftLeon 30 08.01.26 10:23 Сейчас в теме
Мы похожую штуку сделали, только на основе доработанной УТ 11.4 и БУ 3.0. В БУ используются типовые ЭДО и маркировка
unknown181538; GarriSoft; +2 Ответить
15. AseevAndrew 22 12.01.26 03:45 Сейчас в теме
Пришёл, к тому же что всё что связно с маркировкой, лучше делать на типовой отдельной базе. Но у нас есть лицензия только на БП3.0. Начал делать на ней, добавляя через расширения что хочу автоматизировать, формирование упаковок, загрузку выгрузку кодов и т.п.
17. tanya_charm 12.01.26 07:33 Сейчас в теме
(15) Бухгалтерия, только для сдачи регл.отчетов. Все остальное, не в ней.
22. GarriSoft 325 12.01.26 10:43 Сейчас в теме
(17)
Согласен на 100%, что Бухгалтерия и ЗУП в идеале должны быть максимально типовыми для безболезненных обновлений. Это святое.

Однако, если у компании в арсенале только Бухгалтерия, а ей всё равно нужно выполнять обязательства по маркировке, то почему бы и нет? Модуль для работы с ГИС МТ в ней точно такой же, как в УТ, ERP или КА. Создать для этих задач отдельную типовую базу Бухгалтерии с минимальными расширениями или использовать текущую базу - это вполне рабочий и прагматичный путь. Это не про "вести в ней всё", а про разумное использование доступного лицензированного инструмента под конкретную, изолированную задачу.
20. GarriSoft 325 12.01.26 10:37 Сейчас в теме
(15)
Отличный подход, коллега! Вы мыслите абсолютно верно: изоляция маркировки в типовой конфигурации - это уже 90% успеха.

У меня ранее были публикации по поводу маркировки остатков в УТ 11.5, но так как модуль маркировки что в УТ, что БП, что в других конфигурация один и тот же, возможно вам будет интересен мой опыт:

Маркировка остатков в распределенной рознице: Как промаркировать более 100 тыс. товаров в нескольких десятках магазинов без хаоса и ошибок
Маркировка остатков товаров на складе: Как мы сделали все быстро и без ошибок (мой практический опыт)

К слову сказать у нас тоже есть свое расширение для производства, которое оптимизирует работу с маркировкой.

Вы правы на 100% - готовые решения из коробки редко идеально ложатся на реальные процессы. Расширения для тонкой настройки - это не костыль, а профессиональная необходимость.
16. tanya_charm 12.01.26 07:32 Сейчас в теме
Отлично, что у вас все получилось.
18. starik-2005 3211 12.01.26 10:23 Сейчас в теме
Прям мои мысли почти слово в слово.
19. GarriSoft 325 12.01.26 10:28 Сейчас в теме
(18)
Приятно встретить единомышленника.
Особенно ценно, что вы пришли к тем же выводам независимо. Значит, это действительно закономерный и эффективный путь для сложных, "обросших" систем, где стабильность основного контура - высший приоритет.
21. starik-2005 3211 12.01.26 10:39 Сейчас в теме
(19) У "нас" в 12-м году еще была УТ 11.1 сильно перепиленная и энцать баз для УСН и прочего с минимальными допилами, куда все ездило без КД и которое обновлялось в почти автомате. И даже тогда этот принцип был не нов.
GarriSoft; +1 Ответить
23. booksfill 12.01.26 13:01 Сейчас в теме
Было приятно встретить работающий вариант по сути микросервиса на 1С.
Только это не костыль, а как раз самый правильный вариант.
Плюсов всегда будет больше, даже если решение почти типовое.

Хотя бы потому, что столь разные функциональности нуждаются в разном уровне обслуживания и по разному влияют на бизнес.

Если интересно - у нас подобное решение (точнее несколько) также успешно работает, единственная сложность - проверка того, что "микросервис" не упал (редкий случай).
И, да, так намного удобней и легче в поддержке, а кривое обновление мало того, что не ломает все, так еще и часто никак не повлияет на конкретный микросервис.

P.S. А вот сидеть на древних версиях потому как "кастомизировали, кастомизировали да и выкастомизировали", я бы не советовал. По понятным причинам.
androidT1C; +1 Ответить
24. GarriSoft 325 12.01.26 13:08 Сейчас в теме
(23)
Абсолютно согласен - это не костыль, а и есть тот самый архитектурный подход "микросервис" в мире 1С. Разделять систему, которая должна быть стабильной (учёт), и систему, которая должна постоянно меняться под регулятора (маркировка) - это здраво и правильно.

Насчёт вашего P.S. - вы правы. Мы не "сидим на старой версии". Мы перенесли один модуль на новую платформу. Это снижает общий риск и готовит почву для будущего перехода всего учёта, когда бизнес будет к этому готов.

Похоже, мы пришли к одной и той же архитектуре с разных сторон, и это лучший аргумент в пользу её жизнеспособности.

Спасибо за обмен опытом!
25. androidT1C 76 12.01.26 17:37 Сейчас в теме
В целом, всё очевидно. Только странно, что осознание проблем КД 2 пришло к вам не сразу :)

Мой опыт (живем на самописке на обычных формах) аналогичный.
В ГИС МТ у нас объемы небольшие - около 15 млн. кодов на текущий момент.
В качестве шлюза сразу взял УТ 11, ибо самому изучать API СУЗа и полное true api вообще не уперлось.
Сделал обмен через веб-сервис: генерим в УТ 11 документы и получаем обратно результат в свою оперативную базу.

Совершил только 1 ошибку: сначала начал использовать типовые процедуры УТ 11 для получения статусов кодов. После громких матюков в адрес писателей типовой - сам разбираю ответы true api и живу спокойно.

Кстати, планы обмена вообще не использую. Зачем они в данном случае?

ЭДО - строго в своей самописке, т.к. сильная завязка на оперативную деятельность, типовые не подойдут.

p.s. сидеть на самописках бизнесу - это очень дешево и эффективно. Как в 2008 перешли с 7.7, так и сидим.
28. GarriSoft 325 12.01.26 18:54 Сейчас в теме
(25)
Отличный опыт! Спасибо, что поделились. Здорово видеть, как коллеги приходят к похожим решениям с разных сторон. Ваши цифры впечатляют - 15 млн кодов на самописке говорит о серьёзной отказоустойчивости системы.

Насчёт КД 2 - да, признаю, тогда ещё верили в "дружелюбие" платформы к старым механизмам. Жизнь научила.

У нас планы обмена в УТ 10.3 отслеживают номенклатуру, характеристику и штрихкоды в регистре сведений, для передачи в УТ 11.5

P.S. Ваш пост - лучшее доказательство, что "самописка" - это не ругательство, а архитектурный выбор. Главное - система решает задачи бизнеса, а не создаёт их. Поздравляю с устойчивой и живой архитектурой!
31. androidT1C 76 13.01.26 11:41 Сейчас в теме
(28)
15 млн кодов на самописке

Замечу, что основное у нас - МДЛП (а не ГИС МТ), и там уже миллиард кодов (справочник), и вот там "шлюз" на 1С я написал свой, т.к. на порядки выше требования к скорости работы.
GarriSoft; +1 Ответить
26. user664439_707106 12.01.26 18:16 Сейчас в теме
чуваки сделали микросервис для маркировки и выделываются
27. GarriSoft 325 12.01.26 18:37 Сейчас в теме
(26)
Главное - работает, не ломает основную базу и позволяет спать спокойно после обновлений ЦРПТ. А называть это можно как угодно - хоть "микросервис", хоть "выделывание", хоть "разумная изоляция рисков".

Коллега, а ваш опыт какой? Интересно же, как другие "выделываются" - может, у вас решение ещё элегантнее?
С удовольствием почитаю.
29. krylov12 13.01.26 07:23 Сейчас в теме
"Позади почти два года реальной нагрузки, десятки обновлений "Честного знака", УТ 11.5 и десятки тысяч промаркированных товаров." - хахахаха ))) мы стока в час делаем )))

"Маркировка - это внешний раздражитель бизнеса, который меняется чаще, чем успевает высохнуть краска на коробках."
ну дак выпили ещё эдо и кассу из системы склад в всмс

"доработка учета усложняет обновление под "Честный знак"." - документация есть - всё делается на коленке.
У нас вообще часть функций напрямую с апи работам мимо тормознутых модулей 1с

"Обновления перестали быть стрессом" потому что изначально нет понимания как это работает

Попытка выжить на "Конвертации данных 2.0" - лол это вообще мега тормознутая вещь, выкинута лет 10 назад на помойку - свой обмен проще написать чем эксплуатировать это чудовище

"3 месяца (с дек 2023 по апр 2024)" - мы за неделю переходили на новый апи в старой системы - какие месяца?

По итогу статьи стало ясно статью писал администратор или хороший аналитик, для таких людей решение топ, для программиста это смешно.



пока не забыл - там всё без апи будет работать, тестировать на нас апи для того чтоб они писали инструкцию смысла нет ни какого - у нас в нём нет нужды - всё другое оборудование работает через субд. наши коды на коробки, мы высылаем шаблон и км, тестовый контур
30. GarriSoft 325 13.01.26 08:41 Сейчас в теме
(29)
Коллега, спасибо за развёрнутый фидбек. Вижу, у вас большие объёмы и свой взгляд на архитектуру. Это всегда интересно.

Раз уж вы не давно зарегистрировались - поделитесь, пожалуйста, вашим кейсом в отдельной статье, а то цифры "в час" впечатляют, но без контекста (отрасль, типы операций, масштаб бизнеса) они мало о чём говорят. Будет полезно посмотреть, как вы "на коленке" и "мимо тормознутых модулей 1С" обеспечиваете стабильность при таких нагрузках и как устроена работа в вашей базе. Это действительно могло бы быть ценным материалом для сообщества.

А пока что мой опыт - это опыт конкретной компании, где переход за неделю был бы равносилен остановке отгрузок. Мы выбрали путь минимальных рисков, а не максимальных скоростей.и он оказался рабочим, поэтому я и поделился.

И, к слову, на Инфостатре принято делиться опытом, а не сводить обсуждение к сравнению "у кого больше". Ваш первый комментарий на этом ресурсе мог бы быть куда полезнее, если бы содержал не только "ха-ха", а конкретные технические аргументы или вопросы по существу.

Удачи с вашими "десятками тысяч в час". Надеюсь, ваша система так же легко масштабируется на документацию и объяснение коллегам, как и на генерацию кода.
user2101030; pantustesh; MaximSh; +3 Ответить
32. pantustesh 14.01.26 10:33 Сейчас в теме
Спасибо за статью! Попала в нужное время на глаза, спасибо блогу Димы Котова.
Стоим перед таким же выбором сейчас. Независимо пришли к такой же архитектуре, так как оперативный учет ведется в полностью самописной конфигурации.
Сейчас от моделирования переходим к проектированию и хотим строить обмены на ED, т.е. КД 3. Что посоветуете с высоты опыта? Все-таки писать свой обмен или использовать современный развивающийся в КД3? За КД 3 скорость внедрения. Свой обмен придется дольше писать и настраивать, конечно. Но на первый взгляд поддержка все-таки проще на своих обменах. Спасибо автору за статью, содержание и оформления, а так же за умение вести общение в сети)
33. androidT1C 76 14.01.26 11:50 Сейчас в теме
(32) Использовать КД3 для обмена с самопиской - очень специфический способ получения "удовольствия". Кроме матюков, про КД3 другого не слышал.
GarriSoft; +1 Ответить
34. GarriSoft 325 14.01.26 11:59 Сейчас в теме
(32)
Коллега, спасибо за тёплые слова!
Очень рад, что моя статья попала к вам в нужное время и подтвердила ваши архитектурные мысли - это лучшая оценка для любого материала.

Насчёт "с высоты опыта" - ой, давайте без высоты, а то я тут больше на граблях оттачивал мастерство, чем с высотных обзорных площадок взирал )))

Вы затронули самый нервный вопрос для многих: КД 3 или свой обмен?
После печального опыта с КД 2 я, конечно, присматривался к КД 3. Но быстро понял, что для нашей древней УТ 10.3 готовых и простых решений тогда не было, а затягивать внедрение из-за изучения нового фреймворка не хотелось.

Поэтому я пошёл по пути наименьшего сопротивления (для себя):
Выделил в плане обмена только сущности, жизненно необходимые для маркировки: номенклатура, характеристика, штрихкоды.
Написал простой HTTP-сервис в 10.3, который по запросу отдаёт пачку изменений в JSON.
В УТ 11.5 сделал обработку, которая этот JSON забирает и вторым вызовом подтверждает приём.

Получилось что-то вроде "обмен на минималках". КД 3, безусловно, мощнее и современнее, если вы готовы в него погрузиться и у вас есть время на отладку. Мой же подход был рождён из принципа "работает - не трогай" и желания не создавать новых зависимостей от того, что 1С может снова "рефакторить" в следующем релизе.

Так что совет мой будет простым, как грабли: если скорость внедрения критична, а данные для обмена - простые и стабильные, свой лёгкий обмен может стать спасением.
Если же вы планируете со временем переносить в 11.5 всё больше данных и процессов, то инвестиции в изучение и настройку КД 3, вероятно, окупятся.

Главное - лучше сто раз промоделировать, чем потом дважды переписывать.
Удачи вам в проектировании!

Буду рад, если ваш опыт тоже окажется здесь в виде статьи - это бесценно для сообщества.
pantustesh; +1 Ответить
35. maxab72 14.01.26 19:39 Сейчас в теме
Очень своевременная и полезная статья. У нас сейчас тоже УТ 10.3.6.8, переписанная на 95%. Мы в ней даже зп рассчитываем с учетом всех региональных надбавок. Поэтому БП и ЗУП 100% типовые и всегда свежие держим. Маркировка нас еще не касалась, но чувствуем, что радоваться жизни нам осталось не слишком много, и до нас доберутся... Поэтому с ноября начали процесс подготовки перехода на новую версию. Хотим одновременно и типовую УТ для работы с кассой, маркировкой, ЭДО и т.п. иметь и чтоб обновлялось без проблем, и все свои наработки и модули сохранить. Поэтому данное решение для нас отличная идея, чтоб начать продумывать архитектуру нового решения. Пока у нас, после чтения вслух и коллективного обдумывания статьи, вырисовывается схема, что будет две УТ11, одна чистая типовая обновляемая, для регламентных задач (в ней будем печатать расходники, чеки и прочее), и вторая будет необновляемая кастомная УТ11, где будут прикручены все наши наработки и модули, и которую будем курочить далее. Почему не хотим оставить УТ10? Там накопилось с 2009 года столько уже не актуального мусора, что проще заново написать все нужные модули, чем чистить старые. Плюс к кастомной мы хотим прикрутить ДО, СРМ, ВМС и еще кучу всего, что требует УТ11. Короче, искренние респект и уважуха автору! (даже зарегился на инфостарте чтоб морально поддержать автора)
36. GarriSoft 325 14.01.26 21:07 Сейчас в теме
(35)
Большое спасибо за поддержку и за то, что решили зарегистрироваться ради этого комментария!
Для меня это лучшая награда.

Ваша ситуация с УТ 10.3 мне очень близка. У нас расчет зарплаты по продавцам розничной сети (с учетом личных продаж, премий и сложных KPI) тоже реализован внутри 10.3, а в абсолютно типовые и всегда актуальные ЗУП и Бухгалтерию улетают уже итоговые цифры. Это "святое" правило - держать регламентный учет в чистоте и позволяет нам выживать.

По поводу вашей идеи с двумя УТ 11 (типовой "шлюз" и кастомная "голова"):
Очистка от "культурного слоя", полностью согласен.
За 15 лет у нас в системе накопилось столько кода-призрака, который уже никто не помнит зачем нужен и что делает, так, что перенос только актуальной логики в новую УТ 11 - это отличный шанс провести генеральную уборку и детокс всей системы.
Архитектурный маневр, с двумя базами на одной платформе (УТ 11) еще более перспективная идея, так как у них будет единая структура метаданных, это сильно упростит обмен между ними по сравнению с нашей связкой 10.3 <-> 11.5.

Разделение на "стабильное ядро" для госсистем и "гибкую базу" для бизнес-логики - это единственный способ не сойти с ума от обязательных обновлений для госрегулирования в будущем.

Искренне желаю вам удачи в этом непростом проекте!
Переезд с системы, на которой сидели с 2009 года - это почти как переезд в другой город.
Будет здорово, если через какое-то время вы тоже поделитесь результатами своего внедрения.
Опыт построения таких "двухконтурных" систем на базе УТ 11 будет крайне полезен сообществу!

Респект за решительность и успехов в работе!
38. 0ct0ber 15.01.26 13:38 Сейчас в теме
Маркировка - боль Понимаю вас и сочувствую. Древняя самописная конфа с кусками старых БСП, БПО. Реализация и использование вет.препаратов. Маркировку пришлось полностью с нуля реализовывать. Думаешь что закончил и все работает, как приходит ЦРПТ со своими ПИоТ)
40. rozer 315 28.01.26 17:11 Сейчас в теме
(38) а доставка есть ? Если есть - добро пожаловать в "новый чудный мир" ГИС ЭПД )
41. interforum 30.01.26 09:54 Сейчас в теме
Для отправки сообщения требуется регистрация/авторизация