Помощник комиссионера для НДС
Предыстория создания или как всё начиналось…
Есть клиент,- занимается продажей товаров по договору комиссии и есть комитент, который ему сей товар предоставляет. Комитент продает, выписывает счета, ТОРГ-12 и счета - фактуры покупателям, в которых выделяется НДС, сам комиссионер на УСН, НДС потому не платит, комитент раз в квартал выписывает сводный счет-фактуру по реализациям комиссионера, которую включает у себя в книгу продаж. Комиссионер вообще особо по НДС не заморачивается, сделал он пяток отчётиков, в УТ 10.3 формируемых, в общем-то и вся история. Комиссионер даже бух.учет практически на коленке ведёт, а комитент вообще в эмпиреях, то ли Sap-овских, то ли Navision – овских витает.
Жили они долго и счастливо, пока не наступил год 2015 с его новыми правилами… А правилами этими обязали комиссионера вести журнал учета счетов-фактур выданных да полученных, а комитента обязали перевыставлять счета-фактуры выданные покупателям, лишь с одним возможным послаблением – можно мол не на все продажи, а только за каждый день сводные выписывать, но чтоб про каждого покупателя и дату номер счет – фактуры им, покупателем, полученным, а комиссионером соответственно выставленным. Информация в книге продаж комитента быть должна, про контроль ИНН и пр. даже заикаться не будем, в общем счастье как – то поуменьшилось, думки всякие в голову заползать начали, как ни странно бухгалтеру (главному, разумеется) . Готовиться к проблеме 2015 года она начала заранее, запустила БП 3.0 сразу, на 2.0 не размениваясь (благо куплено всё было давно, просто надобности в БП не было, УТ с ЗУП –ом как – то хватало). Обмен опять же настроили, УТ 10.3 с БП 3.0, чутка поднастроить пришлось БП правда, потому как не умеет она с нулевыми суммами по возвратной таре работать, а тут как раз в УТ вели только количество, причём тары как полной, так и пустопорожней, ну, да не суть, допилили БП, после обмена регламент какой – никакой замутили, чтоб после обмена документы мало-мальски автоматом проводились, потому как забыл совсем, что кроме товара комиссионного они ещё услуги оказывают от того же комиссионера, а для УТ в реализации услуга и услуга (или не правда?), а в БП делить надобно, своя услуга, али агентская. Вот регламент по доп.свойству номенклатуры определяет, своя услуга али чужая, да и перекидывает не своё в агентское, в общем, понесло нас не в ту степь – сказ не об этом, об НДС, мать чтоб его, тут речь.
Стала бухгалтер у комитента допытываться, мол, когда счета-фактуры отдашь, чтоб ей журнал сформировать, а то сроки -то у неё на пять дней короче, чем у комитента, к 20 сдать потребно, а у того аж до 25 терпит… И тут началось! Сначала комитент предложил свой, надо сразу заметить, гениальный план решения проблемы – давай, мол, комиссионный договор задним числом на обычный переделаем, тогда нам (комитенту) ничё и делать не надо: будем как раньше реализацию на всю сумму за месяц выписывать, и вся любовь. Резонный вопрос, как комиссионеру быть, коли он на УСН «доходы» сидит, и плательщиком НДС, соответственно, не является, а счетов-фактур с НДС понавыписывал уже тьму (дело в уже марте было), ежели это были его продажи, не комиссионные, то он должен этот НДС бюджету отдать, не имея права на вычеты, декларацию по НСД сдать, и, самое весёлое, с УСН по объему продаж слетает уже в первый месяц, потому как выручка великовата для УСН…
Короче, на это она пойтить не могла, и, посоветывавшись с шефом (ну и со мной, конечно, маненько), радостно сообщила об этом комитенту. Комитент подумал и решил: выписывать счета-фактуры по твоим реализациям мы не будем – хлопотно мол это, да и не предусмотрено как - то в ихней системе, потому стали думу думать, как сию беду победить. Тем надо книгу продаж с перевыставленными счетами-фактурами, как минимум, за каждый день продаж, этим - те самые счета – фактуры от комитента для журнала нужны. В результате появилась мысля – сформируем- ка мы в БП 3.0 отчет, «книга продаж» называется, только прицепим к номеру комиссионера префикс от комитента. Покупатели будет те же, а в графы 9, 10 (Сведения о посреднике (комиссионере, агенте)) выведем комиссионера. В Excel сохраним, да комитенту и отдадим, он там у себя по этим файликам (комиссионер- то там не один и не два) книгу продаж своими методами ваять будет. А дальше формируем в БП документы «Отчет комитенту» с нужной периодичностью, на основании которых можно ввести счета-фактуры, якобы полученные от комитента, и всё это благополучно свалится в журнал учета счетов - фактур выданных и полученных, для дальнейшей сдачи в налоговую. План был одобрен в высоких инстанциях, но одна беда – комитенту работы ручками выше крыши. Счетов- фактур много, и полученные надо для такой схемы выписывать на все свои реализации, книгу - то по ним формировали.
В общем, вот такая сказка, в результате которой и родился этот помощник.
Это скорее beta – версия, написанная в режиме «ошпаренной кошки», что конечно «не есть хорошо», поэтому сразу скажу, что он НЕ ДЕЛАЕТ:
- Не обрабатываются авансы полученные, т.к. пока по этому вопросу нет ясности между комитетом и комиссионером;
- Не обрабатываются возвраты от покупателей (как минимум этот момент не проверялся);
- Не задумывается про валюты и ГТД.
Теперь что он ДЕЛАЕТ:
- Выписывает счета - фактуры полученные по выбранному комитенту, повторяющие счета – фактуры выданные покупателям один в один;
- Формирует книгу продаж от имени комитента, и позволяет сохранить её в Excel или любой другой формат, из поддерживаемых 1С;
- Контролирует суммы и суммы НДС в отчетах комитенту, выданных и полученных счетах – фактурах;
- Можно сформировать отчет «Журнал учета счетов фактур» «не отходя от кассы».
Подробно описывать работу с помощником не буду, вроде все понятно из картинок – заполняем реквизиты по порядку номеров, получаем список отчетов комитенту за период (отчеты комитенту создаются ДО использования обработки) и список выданных счетов фактур по ним:
Уже на этом этапе можно проконтролировать суммы по отчетам комитента и выданных счетов-фактур. Потом выписываем полученные счета-фактуры, получаем
Кнопка «Показать ошибки» сейчас фильтрует только строки с несовпадающими счетами фактурами:
, наверное надо сделать как то по другому, более наглядно…
Если всё совпадает информационная строка фоном не выделяется.
На закладке Отчеты:
Обработка написана с использованием шаблона //infostart.ru/public/303564/, в полной версии префикс документов комитента записывается в дополнительный реквизит договора контрагента с помощью БДРС //infostart.ru/public/288722/, на ИС выложена полнофункциональная на сей момент обработка без БДРС, единственный дополнительный реквизит можно записать и руками (хотя приобретение БДРС приветствуется J) . Для автоматического выбора префикса при выборе договора комитента запишите руками в справочник «Наборы дополнительных реквизитов и сведений» доп. реквизит договора «Префикс счетов-фактур комитента (принципала)» с типом «Строка», длиной 10:
Выкладываю эту поделку в надежде на помощь сообщества - хочется сделать полнофункциональный продукт, вот только так, с налёта не могу придумать эту самую функциональность…. Помогите пожалуйста, кто чем может…