Управление лицензиями.
Сам механизм учета лицензий простой, состоит из справочника с необходимым набором реквизитов для идентификации самой поставки\лицензии\модуля (назовем это "коробкой") и регистра сведений, в котором содержится информация о текущем месте установки или хранения.
В каждой "коробке" необходимо заполнить информацию о ключах защиты, это необходимо для учета количества рабочих мест.
Дополнительно можно указать, у кого и когда была приобретена "коробка" и за какой организацией (например, в холдинге) числится и зарегистрирована.
Признак "Есть бирка" актуален для аппаратных ключей защиты, которые порой трудно различить по внешнему виду, когда они торчат, например, в серверной стойке или в компе под столом у бухгалтера. По данному признаку производится отбор при формировании печатной формы, в которой будут отражены идентифицирующие данные о ключе.
В "Состояние лицензий" указывается текущее место хранения и установки.
Место хранения - иерархический справочник, на начальном этапе подразумевался для указания имен серверов (или, например, складов, сейфов подразделений).
Место установки - реквизит составного типа, можно указать конкретный кластер (сервер) или пользователя.
ВАЖНО: В данной конфигурации не предусмотрено разбиение многопользовательской программной лицензии и установки на разные рабочие места.
Управление сеансами.
Основано на примере с сайта ИТС для версии 2.
Данный функционал позволяет в режиме реального времени отразить текущее состояние сеансов пользователей в разрезе кластеров и баз данных, позволяет запретить подключение указанным видам приложений к базе данных либо разрешить конкретным пользователям, дает возможность ограничить количество одновременных сеансов (с учетом спящих), либо не позволить занять зарезервированную лицензию в кластере.
Справочник "Виды приложений" уже заполнен предопределенными элементами по информации с сайта ИТС. Все остальные данные в этом разделе учета заполняются автоматически при работе сервиса внешнего управления сеансами.
Настройку веб сервиса описывать нет смысла, статей на эту тему предостаточно. Напомню, что если в базе будет создана хоть одна учетная запись, то для подключения модуля расширения веб-сервиса, в настройках файла публикации не забудьте указать пользователя и пароль, от прав которого будет производиться подключение к БД.
Хочу обратить Ваше внимание, что в момент попытки создания сеанса (после авторизации пользователя) менеджер кластера обращается к веб сервису, выполняя метод с передачей параметров, которые используются для заполнения данных.
По задумке разработчиков платформы, работа сервиса внешнего управления сеансами не должна сказываться на скорости запуска, но из-за плохого соединения возможны различные ньюансы, поэтому обращайте внимание на настройки пула соединений для публикации (время ожидания, число попыток и т.п.).
У меня в практике были ситуации, когда на виртуальном сервере происходила потеря части сетевых пакетов, а на одной из версий платформы - имена и описание параметров отличались от документации, т.е. были просто перепутаны.
ВАЖНО: В данной конфигурации не тестировалась ситуация с несколькими рабочими серверами в кластере.
Подготовка к запуску.
Т.к. заполнение данных производится автоматически, мой Вам совет - в консоли администрирования серверов 1С поменяйте имена Ваших кластеров с "Локальный кластер" на понятный Вам (например, имя сервера), это позволит в дальнейшем корректно идентифицировать их в справочнике.
Далее необходимо зайти в настройки конфигурации, активировать и включить сервис в режим сбора статистики. Т.о. все обращения к сервису будут обрабатываться без проверок и сеансы пользователей будут создаваться без ограничений.
В палитре свойств рабочей базы данных признак "Обязательное использование внешнего управления" можно с уверенностью установить только после того как будут определены и устранены все узкие места в работе веб сервиса, т.к. из-за плохой связи, потери пакетов и в т.п. ситуациях пользователи не смогут войти в рабочую базу.
Пока сервис работает в режиме сбора статистики можно приступить к заполнению информации о состоянии "коробки" (лицензии), т.е. путем выбора нужного значения из справочников "Кластеры серверов" и "Пользователи" заполнить "Место установки".
В качестве "пользователя" место установки подразумевается для локальных однопользовательских лицензий.
В справочнике у каждого кластера, в случае необходимости, можно указать резерв количества лицензий, в дальнейшем он может быть использован только пользователями с таким правом, если основное количество будет занято.
При включении свойства "Принудительный контроль сеансов", контроль для этого кластера будет проводиться, при этом режим работы всего сервиса игнорируется.
Для каждой базы данных в справочнике можно указать описание и перечень видов приложений, которым запрещено устанавливать с ней сеанс. Например, указать, что подключиться к базе можно только используя "Тонкий клиент".
У каждого пользователя, в одноименном справочнике, указывается максимальное количество одновременных сеансов, признак учитывать спящие сеансы при подсчете количества уже установленных и разрешение использовать резерв лицензий кластера.
Так же, вопреки запрету в настройках базы данных, можно указать список видов приложений которыми пользователю разрешено устанавливать сеанс. Например в базе всем ограничено "Тонким клиентом", а администратору разрешено "Веб клиентом".
Результат работы в режиме сбора статистики - по каждому сеансу Вы получите всю актуальную информацию:
После дозаполнения всех настроек по Вашему усмотрению, можно переключить работу сервиса из режима сбора статистики в рабочий, изменив настройки.
На момент написания статьи конфигурация работает на версии "1С:Предприятие 8.3 (8.3.6.2449)".
Из возможных проблем на разных версиях платформы, могут наблюдаться периодические сбои при "синхронизации", которые решаются перезапуском менеджера кластера.