Система «Честный ЗНАК» охватит потребительские рынки только в 2019 году, но уже сейчас стимулирует спрос на новые технологии. От прослеживаемости страна идет к созданию рабочих мест в ИТ, прозрачным условиям для бизнеса и росту качества жизни.
Еще летом в правительстве пришли к решению, что пора навести порядок в экспериментальной области цифровой маркировки товаров – и передали функции оператора Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ), организации в структуре «Ростеха». Государственно-частное партнерство представилось неплохим вариантом: ЦРПТ возьмет на себя все коммерческие риски и готов инвестировать более 200 млрд рублей в течение 15 лет. Как заявил председатель совета директоров центра Михаил Дубин, позитивные экономические эффекты от маркировки достигаются благодаря открытости и доступности всех данных товарооборота. Тем не менее, ЦРПТ – не благотворительный фонд, и к большим данным возникают большие вопросы.
Плюс 1,5% к ВВП
Недостатки традиционных способов маркировки понятны. В России распространены, по крайней мере, шесть из девяти общепринятых стандартов штрих-кодирования (EAN, DataBar, Code 128, ITF 14, SSCC, Pharmacode). Но мало проблемы унификации: ни один из них не защищен от подделки, и часто хватает одной царапины, чтобы код стал нечитаемым. Другое дело – QR и Data Matrix: они лучше защищены и позволяют хранить не только артикулы, но и много другой информации, от места и даты выпуска до веса и состава продукта. Кроме того, не исключено, что к «средствам идентификации» добавят RFID-метки, по примеру шуб и драгоценностей, которые могут служить универсальным паспортом товара.
По прогнозам аналитиков ЦРПТ, маркировка и прослеживаемость сократят масштабы теневой экономики больше чем в два раза, увеличат сборы акцизов на 20-40% в ближайшие два года, снизят издержки на логистику, запасы, обмен и возврат товаров на 6-7%. Нельзя назвать эти оценки чересчур амбициозными. Например, исследования Walmart и Metro Cash&Carry демонстрируют даже более заметные эффекты: уменьшение расходов при формировании палет и упаковок на складе на 15% и рост торгового оборота в два раза.
Все это должно обеспечить прибавку 1,5% к ВВП и принести 1 трлн рублей, прежде всего, за счет внутреннего потребления и экспорта. Проект цифровой маркировки также создает возможности для развития других рынков. Так, благодаря сервисам обработки больших данных у товаропроизводителей и торговых организаций появится достоверная аналитика о продажах. А это, в свою очередь, необходимо для настройки производства под потребности – одного из столпов четвертой промышленной революции. Кроме того, B2B2C-сервисы помогут наладить коммуникации с потребителями и стимулировать их лояльность.
Ясно, что не ясно
Самый большой вопрос здесь вызывает, как ни странно, идея открытости, в которой – смысл реформы. Распоряжение Правительства РФ «О модели функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации» декларирует «открытость и доступность информации о маркировке товаров», а также «обеспечение круглосуточного, бесперебойного доступа участников к информационной системе». Понятно, что речь о системе «Честный ЗНАК» ЦРПТ, но не ясно, какая именно информация должна стать общедоступной и, самое главное, на каких условиях.
Сейчас есть лишь возможность присоединиться к предприятиям, которые уже внедряют новую систему идентификации своих товаров в порядке эксперимента. В свою очередь, потребители могут воспользоваться мобильным приложением, которое по QR-коду выдает подробную информацию о покупке – но только если она уже внесена в каталог ЦРПТ. По замыслу Минпромторга и логике госпрограммы «Цифровая экономика», единый каталог товаров российского рынка должен быть сформирован к 2024 году. Как утверждают разработчики, доступ для всех участников товарооборота будет бесплатный и свободный, при этом производители, дистрибьюторы и розничные сети не понесут никаких затрат на управление данными.
Но так или иначе, управлять этими данными кому-то придется, особенно в части извлечения информации для анализа рынков, и если не ЦРПТ, то самим пользователям – производителям и торговым компаниям. Сырые данные, даже большие, никому не нужны, а каталог – лишь справочник по ассортименту, и нет внятной инструкции, как этим пользоваться в реальной бизнес-практике. Поэтому пока подобные вопросы остаются личным делом фабрики и магазина, любые мероприятия регуляторов рискуют ограничиться полями их распоряжений.