Хранить до востребования: что означает новый «антитеррористический пакет» для ИТ-индустрии

27.06.2016      13610
Госдума приняла поправки к законодательству о связи и информации, налагающие ряд обязательств на компании, деятельность которых связана с распространением информации. О чем именно идет речь?

Пресловутый антитеррористический пакет поправок Яровой (у этого депутата есть соавторы, но их обычно пропускают) уже третий месяц будоражит интернет-общественность. Полностью рассматривать эти поправки мы не будем, поскольку не все они имеют отношение собственно к информационным технологиям. Хотя в целом изменения направлены на минимизацию террористической угрозы в сфере распространения информации.

Поправки вносятся к полутора десяткам нормативных актов, включая федеральные законы № 126-ФЗ «О связи» и № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В пятницу 24 июня депутаты приняли их сразу во втором и третьем чтении, несколько смягчив первоначальные требования. В ближайшую среду 29 июня законопроект должен будет одобрить Совет Федерации, и, как заявила его председатель Валентина Матвиенко, никаких проблем с этим не будет, поскольку норм Конституции он не нарушает. Президент тоже, вероятнее, всего, подпишет документ.


Таким образом, интернет-компании будут обязаны хранить данные о фактах приема и передачи звонков, текстовых сообщений, изображений, а также фото- и видеозаписей на территории РФ в течение 1 года. Операторам связи придется делать то же самое в течение 3 лет. Содержание же телефонных или текстовых бесед должно будет храниться 6 месяцев. Изначально предполагалось сделать сроки хранения для интернет-организаций больше. Дольше планировалось хранить и содержание переписок. Более детально порядок, сроки и объемы хранения будут прописаны в правительственных указах.

Кроме того, операторам вменяется в обязанность предоставление сведений о пользователях по требованию правоохранительных органов, а социальные сети и мессенджеры должны будут предоставлять ФСБ ключи для декодирования дополнительного шифрования, если таковое применялось. 

Штрафы за нарушения достаточно суровы: для юрлиц – от 800 тыс. до 1 млн рублей, для должностных лиц и простых граждан – соответственно, 30- 50 тыс. и 3-5 тыс. рублей. 

Основатель соцсети «ВКонтакте» и сервиса для обмена сообщениями и медиафайлами Telegram Павел Дуров уже заявил, что его мессенджер не будет делиться данными или ключами шифрования с третьими лицами, будь это хоть чиновники, хоть правоохранители. Пока не ясно, грозит ли ему (точнее, самому Telegram) что-либо за подобный демарш. 

Проживающий в России экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден тоже раскритиковал эти поправки. По его словам, массовая слежка не работает и будет просто тратой денег и бесполезным ограничением свободы. Помимо этого, хранение таких колоссальных объемов данных является абсурдом, считает Сноуден, написавший об этом в Twitter. 

Представители отрасли вполне солидарны с беглым американцем. Они отмечают, что затраты на дополнительную инфраструктуру исчисляются гигантскими суммами, причем основную часть оборудования придется импортировать из-за рубежа. К примеру, по оценкам «Ростелекома», даже месячный срок хранения подобной информации потребует 1 трлн рублей. Для сравнения, государственный бюджет России на 2016 год составляет менее 14 трлн рублей. 

Как следствие, такой болезненный удар по интернет- и телеком-индустрии приведет к уходу многих игроков, да и вообще негативно скажется на отрасли, считают эксперты Ассоциации электронных коммуникаций.


См. также

Не найдено ни одной записи.
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
Оставьте свое сообщение