Не затихает эхо пятничной новости, оно еще долго будет разноситься по новостным порталам рунета. Конечно же, речь идет о блокировке Telegram. Вспомним прошлое, подумаем о будущем.
Если вдруг пропустили: 13 апреля Таганский суд Москвы удовлетворил требование «Роскомнадзора» по блокировке мессенджера. Сам судебный процесс провели крайне быстро: на рассмотрение иска суду понадобилось всего 20 минут, а еще через 40 минут судья была готова к объявлению решения – удовлетворить иск «Роскомнадзора». Саму блокировку судья разрешила начать незамедлительно.
Блокировка в ретроспективе
Давайте вспомним, с чего началась и как развивалась инициатива по отключению России от данного мессенджера.
Для многих решение суда о немедленной блокировке стартапа Дурова стало неожиданностью. После случая с внесением в реестр, когда «Роскомнадзор» в итоге самостоятельно внес данные о юридическом лице Telegram, многие ожидали, что процесс по выносу решения о блокировке затянется в связи с неявкой представителей обвиняемой стороны. Затем должны были пойти апелляции и в итоге юридические проволочки затянулись бы на месяцы или годы.
А в результате все свершилось молниеносно. И от Дурова не было заявлений об оспаривании решения.
Почему столько шума?
Со стороны, возможно, может показаться, что СМИ преувеличивают сенсационность новости, а сам факт блокировки сервиса не так уж трагичен.
Попробуем оценить популярность платформы по информации из открытых источников.
По данным канала о SMM @aboutSMM за 2016-2017 годы количество аудитории из России утроилось, и на сентябрь 2017 года количество пользователей мессенджером составляло 10 млн.
Кроме того, в Telegram присутствует рынок по продаже рекламы в каналах. Его оборот за месяц составлял около 20 млн рублей в месяц.
Что касается места в рейтингах мессенджеров России, Telegram находится по разным оценкам примерно на третьем месте.
Отдельно хочется отметить, что аудитория мессенджера – по большей части технически продвинутые молодые люди, ИТ-профессионалы, предприниматели. Интернет-индустрия рунета активно использует данную платформу в своих сервисах, процессах и для общения внутри команды.
Офисный коллапс
Автора данной статьи, как участника удаленной, географически распределенной команды довольно сильно затронула данная ситуация. Дело в том, что мы активно используем Telegram для общения между участниками команды в качестве инструмента оповещений. И вообще, множество процессов завязано на него. Можно сказать, что чат-мессенджер это своеобразный виртуальный офис. Asterisk в чат «телефония» присылает уведомления с номером (и именем, если оно есть в адресной книге) звонящего, Zabbix оповещает о предупреждениях или проблемах в инфраструктуре, Helpdesk сообщает о новой задаче или приближающемся дедлайне. Jenkins услужливо рапортует об успешно или не очень выполненных сборках продукта.
Узнав о перспективах выселения из нашего, пусть и виртуального, но очень комфортного офиса мы, мягко говоря, расстроились.
Что делать?
Уверен, что такой вопрос возник у многих коллег, использующих «телегу» в своей работе и общении с контактами. Этим же вопросом задалась моя команда. Заранее расскажу, что мы выбрали несколько решений для различных вариантов дальнейшего развития событий.
Да, известно, что Дуров пообещал встроенный в клиент способ обхода блокировок, но не стоит еще забывать о ботах, которые крутятся на серверах. Тут обязанность по дальнейшей работоспособности возложена на плечи разработчика бота.
Разумеется, первый вариант обхода блокировки – использование VPN серверов и socks-прокси. Уверен, что большинство выберет именно этот вариант. А это в свою очередь, может раскрутить блокирующую машину госаппарата на запрет подобных сервисов (да, да, «Золотой щит»). Поэтому в качестве запасного варианта неплохо бы иметь в наличии аналог, которому не приковано столь пристальное внимание спецслужб.
Идем на рынок. Не стесняемся, подходим, смотрим, выбираем
Что выбрать в качестве площадки для корпоративного общения в условиях недоступности привычной «тележеньки»?
Mail.ru активно пиарит очередной свой мессенджер с названием «ТамТам». Рассматривая блок разработчиков, замечаешь, что вдохновение они получали именно от Telegram. Функционально разработка от mail.ru повторяет продукт Дурова. Компания в своем блоге на habrahabr.ru рассказывает о внутренней кухне разработки мессенджера: об оптимизациях для слабых устройств, для работы в условиях 2G интернета и прочих интересных вещах. Складывается довольно позитивное мнение о данном продукте, несмотря на репутацию компании-разработчика. В продукте вы найдете почти все функции Telegram. «Почти» – потому что у «ТамТам» нет открытого api для реализации ботов. Во всяком случае, внимательно изучив сайт продукта, его упоминания, к сожалению, обнаружить не удалось.
Об остальных продуктах mail.ru для обмена сообщениями (ICQ, mail.ru агент) я думаю, по понятным причинам, не имеет смысла говорить, слишком устарели технологии, на которых они построены, а функционал далек от желаемого.
Неплохо подходит для команды платформа Slack. Данный мессенджер изначально создавался группой удаленных разработчиков для удаленных команд. У него присутствуют все функции «Телеграм», в том числе, возможности интеграции. Из минусов можно отметить возможную абонентскую плату, если вы не впишетесь в лимит бесплатного тарифа (в основном, из-за ограничения по загружаемым файлам) и не особо удобный мобильный клиент (который по своей сути является все той же веб-версией, просто упакованной в пакет операционной системы). Нельзя забывать, что продукт зарубежный, а следовательно, находится в зоне риска.
Если рассматривать зарубежные продукты, обязательно стоит обратить внимание на HipChat от известного разработчика программных решений Atlassian (Jira, Confluence и др.) Он может предложить обширные возможности интеграции, удобный интерфейс и все функции необходимые для командной работы. При покупке лицензии есть возможность перейти на self-hosted решение, то есть установить серверную часть у себя и не зависеть от компании-разработчика в плане работоспособности платформы. Из минусов – довольно высокая цена при количестве пользователей больше 10.
Наконец, еще один вариант для замены «Телеграма» – RocketChat. Opensource, бесплатная и при этом self-hosted платформа для организации чат-платформы. У продукта есть api, так что проблем с интеграцией и оповещениями не возникнет. В наличии версии для Linux, Windows и мобильных платформ. Очень понравилась интеграция с Active Directory, благодаря которой авторизация проходит в прозрачном режиме.
Из минусов: как и у почти любого бесплатного opensource продукта – это баги. В целом, продукт рабочий, но вот плавающие проблемы, которые возникают при работе с ним немного раздражают. Судя по статистике репозитория на гитхабе, разработка продукта ведется довольно активно, что дает надежду на улучшение ситуации.
Понятно, что этот мини-обзор не претендует на полный охват всех платформ и сервисов обмена сообщениями, а является субъективным мнением автора о возможных заменах для Telegram.