Крупнейшего поисковика оштрафовали на 4,34 млрд евро за нарушение антимонопольного законодательства ЕС. Компания в ответ обвиняет еврокомиссаров в политике, направленной против Android.
18 июля европейский комиссар (по сути, министр) по вопросам конкуренции Еврокомиссии Маргрет Вестагер, представитель социал-либералов, выступила с заявлением, в котором Google предъявлены требования возместить ущерб от преднамеренного ограничения конкуренции на еврорынке и остановить монополизацию в трехмесячный срок. В противном случае компании грозят пени в размере до 5% среднего ежедневного оборота всей корпорации Alphabet за каждый день просрочки.
Преступные спекуляции
Суть обвинений в том, что Google зарабатывает порядка 95 млрд долларов в год благодаря контекстной рекламе и львиную долю дохода получает с рынка мобильных устройств с предустановленными сервисами компании. При этом корпорация не оставляет шансов конкурентам. По их признаниям, она требует эксклюзивных условий от производителей смартфонов и планшетов: Google Search – единственная поисковая машина, Chrome – единственный браузер, Google Play – магазин приложений по умолчанию, а также запрет на продажу устройств на базе Android без одобрения компании. За подобную лояльность платят щедро, но в случае нарушения договора производитель лишается права выпускать какие-либо продукты с Google Play или поисковиком – иными словами, убирается с рынка.
В чем, собственно, преступность деяния? Как показало исследование Еврокомиссии, в 2016 году более 95% поисковых запросов с Android-гаджетов были сделаны с помощью предустановленных Google Search и Chrome. В то же время, на устройствах с Windows Mobile, где поисковик по умолчанию – Bing, с Google поиск осуществляют лишь в 25% случаев, остальные 75% приходятся на Bing. «Как говорится, дареному коню в зубы не смотрят», соглашается Вестагер, и действительно, большинство из нас покупают смартфон и пользуются тем, что в нем уже есть. Именно на этой покупательской особенности спекулирует Google на рынке Евросоюза.
Однако, как подчеркивает комиссар, проблема даже не в наполеоновских замашках ИТ-гиганта – европейское правительство приветствует успехи бизнеса и всеми флагами за экономический рост. Гораздо хуже то, что Google, претендуя на лидерство, не желает брать на себя ответственность за сохранение свободной конкуренции – основополагающего условия демократии.
Экосистема – не монополия
В ответ на санкции генеральный директор компании Сундар Пичаи упрекнул Еврокомиссию в антиандроидной риторике, заявив, что операционная система «дала больше возможностей для выбора, а не меньше. Благодаря Android существует свыше 24 тыс. устройств любой ценовой категории от более чем 1 300 производителей». Фактически, он признал, что подавляющее число Android-устройств тесно ассоциировано с корпоративными брендом и сервисами, и, перефразируя Людовика XIV, Google впору утверждать: «Android – это я».
Более того, руководство корпорации считает такую ситуацию исключительно благоприятной для своих партнеров и ИТ-отрасли в целом, ведь если что-то стало промышленным стандартом де-факто, это лишь потому, что это что-то – лучшее в своем роде. Поэтому те производители, кто не желает предустанавливать такой стандарт, скажем, Google Play с его многообразием приложений на любой случай жизни, по мнению Пичаи, ведут экосистему к дисбалансу, так же, как и решение Еврокомиссии. Поисковик настаивает на апелляции, но что хорошего найдут для себя в результате бюрократических тяжб конечные пользователи – вопрос настолько риторический, что «О'кей, Гугл» хочется произнести совсем с другой интонацией.