Продолжение «размышлений» по мотивам конференции «Решения 1С для корпоративных клиентов» (см. предыдущий пост).
Фирма «1С» – это, безусловно, очень интересный объект исследования, имея в виду не только собственно бизнес этой компании, но российский ИТ-рынок в целом. Сейчас этот интерес имеет и растущий практический аспект, поскольку для корпоративных клиенту нужно выстраивать долгосрочные отношения со стратегическим софтверным вендором, для этого нужно понимать такие аспекты, как устойчивость поставщика, его планы развития и пр.
Сейчас эти вопрос имеют свою специфику, учитывая современный этап развитие отечественного ИТ-рынка (спад-стагнация экономики, санкции, импортозамещение – «не кризис, а новая реальность»).
Всю свою историю (уже четверть века) «1С» куда-то росла, расширяя свое присутствие на ИТ-рынке. Расширялась прикладная сфера (от мини-бухгалтерии к комплексной автоматизации управления компанией), повышался статус заказчиков (от индивидуалов и очень малых предприятий к огромным и даже гигантским корпорациям). Разумеется, все это сопровождалось ростом (а потом и иерархической структуризацией) партнерского сообщества, и ростом главного показателя «размера компании» – доходов (объемов продаж).
Я уже более двадцати лет пишу о бизнесе «1С», все эти годы в своих публикациях я говорил об очередных «будущих рубежах» компании. Во второй половине 90-х фирма начала борьбу за небольших средних заказчиков. В первой половине первого десятилетия этого века – за средних клиентов второго эшелона, во второй половине – крупных, потом – очень крупных.
Каковы же новые рубежи? Признаться, я сегодня затрудняюсь ответить на этот вопрос. Кажется, что все, что можно было достичь в плане комплексной автоматизации предприятий, уже достигнуто.
А что дальше? Создается впечатление, что бизнес «1С» выходит на какой-то режим «насыщения» рынка.
В начале своего обзорного доклада на конференции «Решения 1С для корпоративных клиентов» директор «1С» Борис Нуралиев привел такие два слайда:
Должен сказать, они меня несколько озадачили своей некоторой противоречивостью (в достоверности данных, зная точность учета собственного бизнеса «1С», я не сомневаюсь нисколько).
На первом графике видно, что общий объем бизнеса «1С» достаточно динамично растет, хотя с 2014 года наблюдается явное замедление темпов роста, при том, что и рубли сейчас не тот, что четыре года назад.
А удивило меня тут, что этот график как-то совсем не коррелируется со вторым графиком продаж экономического софта «1С:Предприятие».
Так в 2009 и в 2014 году наблюдался спад продаж «1С:Предприятия», но при этом общий оборот фирмы продолжал достаточно уверенно расти. Получается, что у компании в те периоды были еще и другие возможности роста (например, увеличение числа дочерних и совместных предприятий). Но из этих же графиков видно, что факторы роста предыдущих лет сейчас несколько иссякли: рост объема «1С:Предприятие» в 2016 году существенно превысили рост общего объема продаж.
Кстати, на втором графике отчетливо виден и процесс превращения «1С» из продуктовой компании в сервисную: быстро растет объем и доля услуг, а продажи лицензии, скорее, даже снижаются в абсолютном выражении.
И еще один вывод из графиков на втором слайде: продажи «1С:Предприятия» в России растут быстрее, чем по миру в целом, а это означает, что «зарубежные» объемы, скорее всего, сокращаются.
Вот тут и хотелось бы вспомнить про еще один аспект – «импортозамещение». Как влияет эта государственная стратегия поддержки российских разработчиков на динамику бизнеса «1С»?
На этот вопрос трудно ответить однозначно, но складывается впечатление, что не очень позитивно…
Автор: Андрей Колесов
Источник: https://www.itweek.ru