Опрос фонда «Общественное мнение» в мае 2018 года показал, что 64% россиян не одобряют Единый госэкзамен. 73% респондентов заявили, что прежние выпускные экзамены позволяли объективнее оценить знания школьников.
Один из депутатов нашел выход из положения – заменить тестирование блокчейном, изучающим склонности учеников.
Предсказательный блокчейн
Борис Чернышов, заместитель главы комитета Государственной Думы по образованию и науке, выступил с критикой процедуры ЕГЭ. По мнению чиновника, экзамен не позволяет поступающим в вузы полностью проявить свои таланты, потому что требует теоретических, а не практических знаний. Также депутат напомнил, что изначально формат письменного тестирования появился в США для проверки успеваемости детей с отклонениями в развитии.
В качестве альтернативы Чернышов предлагает создать блокчейн-систему, которая будет автоматически отбирать подходящих студентов для зачисления на конкретную специальность. Разработка должна выявлять таланты у детей. Для оценки чиновник предлагает следующие критерии: данные, полученные в результате профориентации, школьные оценки ученика и сведения о его социальной активности, связанной с общественной деятельностью.
По задумке Чернышова, блокчейн-система должна обработать эту информацию и выдать результат анализа, на основании которого будет приниматься решение о зачислении в вуз. По мнению депутата, технология поможет «с математической точностью оценить индивидуальность каждого ребенка, чьи данные были введены в программу электронной школы». Конкретные технические детали предлагаемой разработки чиновник не уточнил.
Свое обращение Чернышов уже направил на рассмотрение министру просвещения России Ольге Васильевой.
Бездумный ЕГЭ
Как и любая другая система тестирования, ЕГЭ вызывает недовольство своей отвлеченностью от проходящего тест ученика, невозможностью оценить уровень логики, эрудиции и креативности поступающего в вуз. Также, по мнению некоторых экспертов, письменный экзамен отучает ребенка думать самостоятельно.
«В качестве главного инструмента ЕГЭ разрушает способность мыслить. Он отучает детей искать причинно-следственные связи, самостоятельно выстраивать логические цепочки, он заставляет их выбирать, искать готовый ответ из уже предложенных», – комментирует ситуацию руководитель «Института проблем глобализации», экономист Михаил Делягин.
По словам эксперта, ЕГЭ абсолютно не подходит для оценки знаний по гуманитарным дисциплинам и может выступать только в качестве вспомогательной системы при контроле обучаемости по техническим наукам. На Западе именно так тестирование и используется – как дополнительный метод проверки успеваемости, но не как основой, уточняет экономист.
Блокчейн – не выход
При этом Делягин не считает предложение Чернышова реалистичным: имеющихся технологий пока недостаточно, чтобы компьютер мог самостоятельно провести всесторонний анализ личности человека и его склонностей. Попытка внедрить подобный механизм в нынешних условиях может привести к катастрофе.
«Если первобытному человеку дать в руки компьютер, скорее всего, получится просто костер. А если тому же самому первобытному человеку дать в руки компьютер, приспособленный к атомной электростанции, то костер будет несколько больше», – привел пример Делягин, отметив, что замена ЕГЭ блокчейном относится ко второй категории.