Хочу поделиться опытом, как я внедрял мобильную торговлю.
Я работаю в компании, которая занимается дистрибьюцией товаров народного потребления (косметика и бытовая химия). Есть несколько торговых отделов (от 5 до 15 сотрудников в каждом), которые работают с клиентами + несколько филиалов со своими торговыми командами. А клиенты это - ритейл, хорека и так называемая «линейная розница» - вот эту линейную розницу я и собрался автоматизировать.
Первый опыт внедрения прошел «мимо» меня - как внедренца. Это был 2000 год и мы решили запустить модный на тот момент вен-селлинг (передвижной склад на колесах, который продает товар непосредственно у клиента). Идея интересная, в итоге оказавшаяся экономически не выгодная, но об этом чуть позже. Технически все это было реализовано с помощью терминалов Psion Workabout MX.
Характеристики покажутся смешными: процессор 27 Mhz, RAM 2Mb, ROM 2Mb, один com-порт, Irda и ч/б экран на 12 строк текста. Сам терминал оказался практически не убиваемым - тряска, падения, зима/лето - все ему нипочем. Батарейки - стандартные «пальчики».
Операционная система - какая-то модификация MS-DOS. В качестве программного обеспечения - Orta Nomadic + парочка внешних обработок для 1С, которые делали обмен через текстовые файлы. Работало все это весьма неплохо и надежно (сбоев практически не бывало), но не долго. Оказалось, что вен-селлинг для нас оказался экономически не выгоден:
- весь ассортимент товаров в необходимом количестве физически не помещался в машине - в результате постоянная нехватка товара
- автомобиль постоянно загружен, что сильно сокращает срок службы автомобиля
- меньшее кол-во обслуживаемых точек, чем при стандартной схеме «заказ/доставка»
Конечно, у данной схемы есть и свои плюсы и во многих случаях она, наверное, выгодна. Но не в моем и нам пришлось отказаться от мобильной торговли.
Но мне постоянно не давала покоя мысль, что «это же удобно и должно быть выгодно» и следующее внедрение я уже проводил сам. Только уже не вен-селлинг, а пре-селлинг (взятие заказов непосредственно у клиента и оперативная их обработка)
Я просмотрел основную массу предлагаемых решений на тот момент (~2005 год), но все они меня чем-то не устраивали. В первую очередь это интерфейс. Такое ощущение, что разработчики пишут свои программы не для торговых агентов, а только для руководства: полно красивых отчетов/графиков и нулевая «юзабельность» в поле. Во-вторых это функционал: ну кто сказал что абсолютно всем жизненонеобходимо иметь в полях красивые отчеты, возможность печати, вен-селлинг и тп. Почему просто не сделать простой удобный инструмент для вбивания заявок? Ну это так - крик души.
После долгого отбора я остановился на двух системах - Агент+ http://www.agentplus.ru/ и решение «ST-Мобильная торговля» от «Системные Технологии» http://www.sys4tec.com
В итоге остановил свой выбор на последнем - хоть оба претендента меня не совсем устраивали, но в моей стране (Украина) у «Системных Технологий» было наиболее «вменяемое» представительство. Понадеявшись на собственные силы, я решил внедрять всё сам, в связи с чем внедрение несколько затянулось по времени и я успел изрядно надоесть ребятам из поддержки «СисТех». Но все же проект пошел - сначала один торговый агент вышел в поля, вооруженный КПК, а затем и остальные.
Теперь немного технических подробностей:
Использовались КПК Asus и PocketLoox с процессорами 300-400 Мгц с операционкой от Microsoft.
Связь с «миром» через кабель, мобильник с блютусом или через офисный блютус-брелок. Практика показала, что все три способа оказались не стабильны: кабель постепенно разбалтывает единственный разъем в КПК (торговые умудрялись за пол-года убить разъем); офисный блютус - маленький радиус действия и невозможность установить более одного соединения одновременно; телефон с блютусом - плохая совместимость и очень нестабильный мобильный интернет (во всяком случае в то время).
Между 1С и КПК стояла «прокладка» в виде сервера, которая слушала TCP-порт, на который «стучались» КПК и отдавали свои заявки. В 1С все это передавалось с помощью файлов собственного формата, для разбора которых была отдельная ВК. Сервер с помощью службы Message Queue отправлял для 1С сообщение содержащее путь к файлам для загрузки, которое с помощью еще одной ВК ловилось 1С-кой в ОбработкаВнешнегоСобытия() .
Весь этот огород худо-бедно работал, но душа жаждала лучшего. И я решил, что все это нужно менять. Очередной обзор софта показал, что программы мобильной торговли за это время стали еще более навороченными и неповоротливыми и я решил заказать написание специализированной программы под свои нужды. Основными требованиями были:
- Максимально удобный интерфейс
- Достаточный функционал (минимум лишнего)
- Простота обмена с учетной системой (1С)
В итоге родился продукт «Имта» http://imta.com.ua, который заменил уже поднадоевшую «ST-Мобильная торговля». К этому же времени были обновлены и КПК - теперь с WiFi, а некоторые даже с GSM.
И все закрутилось заново, но уже гораздо легче.
Изменив интерфейс программы для КПК, я добился того, что такое явление как «взять заказ на бумажку, а в офисе перебить в КПК» полностью исчезло. Заявка в КПК набирается быстрее чем в 1С (про стандартные конфигурации я вообще молчу). Ко всему сильно упростилась схема взаимодействия 1С и КПК - теперь это работает так:
КПК сбрасывают заявки на ftp-сервер, там же забирают обновления.
1С-ка их забирает заявки с помощью COM-объекта всего с парой методов Получить(НомерТорговогоАгента="*")/Отправить(НомерТорговогоАгента). Сам формат обмена - обычные файлы *.csv
Скажете «очень просто»? ДА ! Это очень простое решение. И оно работает. Без сбоев. Три года. И именно такое решение мне было нужно.
У меня сложилось мнение, что все ведущие разработчики софта для мобильной торговли идут по пути "1С" с ее типовыми конфигурациями - решения одновременно для всех и для никого... :(