№ 1 Сплошной текст
Самая часто встречающаяся ошибка при подготовке презентации – это попытка в слайд запихнуть максимум текстовой информации. Выглядит это чаще всего вот так:
Почему это ошибка: среди нас очень мало гениев, которые могут одновременно читать и слушать. При таком изложении материала, как на картинке, зритель выберет что-то одно – он или будет читать текст презентации и тогда Ваша закадровая речь будет его отвлекать и раздражать, или будет слушать Вас и тогда Ваша презентация абсолютно бессмысленна.
Поэтому если Вы решились на публичное выступление, и Вам нужен визуальный ряд, для подтверждения Ваших слов – сделайте его максимально простым для восприятия публики – зритель взглянул на слайд, увидел общую схему и дальше слушает Вас. На нормальное восприятие визуального ряда у зрителя есть пара секунд, пока Вы переводите дух при переходе со слайда на слайд – вот в это время должна поместиться вся информация на новом слайде.
Как бы я сделал это слайд:
Всё – зритель увидел общую концепцию, понял её, потом слушает от меня детали. Иначе зачем я стою у экрана и о чём-то вещаю – проще дать раздатку и пусть люди сами смотрят, а по итогам задают вопросы.
И не нужно думать, что в зале сидят одни блондинки – просто так устроен человек и с этим нужно считаться.
№ 2 Читаем текст, а не рассказываем
Данная ошибка является, чаще всего, следствием ошибки №1. На слайдах много текста и у рассказчика есть соблазн начать его зачитывать. Я сам имею склонность совершать эту ошибку и в этот момент мои выступления превращаются в кошмар – я что-то монотонно пробубнил и стою, не знаю, что делать дальше – даже если на слайд поместить очень много текста, его всё равно не хватит на полноценный интересный рассказ.
Вторая причина этой ошибки – это заучивание текста перед выступлением. Человек очень хочет ничего не забыть, ему страшно запнуться и потеряться в середине рассказа, и он просто зазубривает текст. Потом его также монотонно бубнит на презентации. Зритель на втором-третьем слайде теряют интерес к рассказу и утыкается в телефон или в потолок – презентацию можно заканчивать.
Наилучший вариант – повторите свой рассказ пару раза за пару часов до выступления – и всё, дальше само пойдет. Я это делаю так – нахожу близлежащий парк, пустой коридор, номер в гостинице и сам себе рассказываю вслух свою презентацию, прокручивая в голове слайды. Обязательно вслух – это внушает уверенность что и на выступлении всё будет нормально. Наплевать что запинаюсь, наплевать что путаю слова – просто рассказываю: выступление – это живая речь, а не письмо – в ней могут быть ошибки, зритель через пару секунд о них забудет.
№ 3 Слишком много деталей
Разновидность ошибки №1 – вместо текста человек злоупотребляет графическими элементами.
Если Вам всё-таки критично важно показать на экране детали, разбейте такой слайд на три и добавьте динамики:
- Рассказ о функциональных бюджетах:
- Рассказ об инвест. бюджетах:
- Рассказ о мастер-бюджетах:
Хотя последний слайд я бы разбил еще на три: БДР, ББЛ, БДДС – помните о правиле 2 секунд на восприятие слайда зрителем.
Дополнительный плюс разбиения – так проще запоминать, что Вы хотите рассказать. Во время подготовке к выступлению, когда Вы будете в голове прокручивать свои слайды, это будет проще делать (проще вспомнить) и к слайдам автоматически будет цепляться нужный текст рассказа. Вам будет достаточно запомнить последовательность слайдов и по сути Вы готовы.
Пусть у Вас будет 30 слайдов вместо 5 – зато Ваше выступление будет динамичным и рассказ живым.
Побочный плюс разбиения (хинт) – чем больше слайдов, тем проще дольше рассказывать – если Вам нужно создать впечатление объемного материала, но у Вас пока есть лишь набор тезисов – оформите эти тезисы как отдельные слайды, добавьте картинку по смыслу и у Вас уже есть, что рассказать и показать – минут на пятнадцать-двадцать хватит, а это уже целое выступление.
При этом нужно помнить, что презентация не должна длиться непрерывно более 30 минут – дальше зритель теряет интерес. Его нужно вовлекать в процесс – или какими-то шутками, или байкой по теме или просто секцией вопросов-ответов на понимание материала.
Поэтому, готовясь к выступлению, разбейте Ваше выступление на секции минут по 20-30 и подумайте, как Вы будете оживлять интерес у публики в перерывах.
№ 4 Злоупотребление оформлением
Если Вы не профессиональный дизайнер, не старайтесь делать «чтобы было очень красиво» - чем будет проще, тем лучше для Вас и Вашей презентации.
У людей разные вкусы, требуется художественный талант, чтобы им угодить даже усреднено. А вот добиться того, что Ваша презентация будет вызывать мигрень – можно вполне.
Поэтому: пара шрифтов из типовых шаблонов PowerPoint, два-три цвета там же, белый фон и Ваш логотип в хорошем качестве в одном из углов – это вполне неплохо. Плюс картинки по смыслу и графические элементы SmartArts – вообще отлично.
И не нужно чтобы при переходах между слайдами что-то взрывалось или уносилось ветром – простой слайдер выглядит достаточно прилично.
№ 5 Слишком техническая презентация
Можно ли это считать ошибкой в полной мере – сложно сказать. Если Вы презентуете материалы для своих коллег-технарей, наверное это даже хорошо (при исключении ошибок 1-4). Но вот если Вы выступаете перед менее продвинутой публикой – это серьезная ошибка.
Если Вы рассказываете финансовому директору о том, как будет выглядеть проект автоматизации бюджетирования – не нужно ему рассказывать о том, как будет технически решаться процесс получения фактических данных – все вот эти вот «запрос к регистру продаж» оставьте для программистов. Скажите просто – «по данным текущих продаж» – он поймет и будет вполне счастлив и поддержит Вас.
Итого
Вот, наверное, основные проблемы с которыми я регулярно сталкиваюсь на работе – как итог приходится переделывать работу коллег, они иногда обижаются – но лучше пусть они обидятся на меня, чем обидятся зрители на их выступлении.
Кстати, я заявил доклад на голосование на очередной Infostart Event http://event.infostart.ru/2018/agenda/#item844988 – расскажу о текущем рынке труда, что ценят, за что платят, а за что уже нет. Умение презентовать себя и свои идеи – это одно из тех важных качеств, которые помогают в поиске работы и самой работе.