Что такое СБП?
СБП - Система Быстрых Платежей. Основное назначение системы - это мгновенный перевод денег с одного счета на другой (заявлено, что перевод денег происходит в течение 15 секунд). Схема работает между счетами физлиц и юрлиц, физлиц и физлиц, предполагаю, что схема также будет работать и для b2b (есть информация, что такую возможность будут рассматривать в конце 2020 года).
Основными инструментами в этой схеме являются мобильный телефон и QR-код, и не нужны пластиковые карточки.
Рассмотрим схему СБП от физлица к физлицу
Чтобы перевести деньги физлицу достаточно знать только его номер телефона. В СБП списание денежных средств со счета и на счет (даже если к ним не привязаны карты) происходит мгновенно, сервис работает в круглосуточном режиме круглый год. Заходим в приложение от своего банка и переводим деньги по номеру телефона, вот и вся схема. :) Перечень банков, которые участвуют в СБП можно посмотреть на официальном сайте https://sbp.nspk.ru/participants/
Поговорим о схеме СБП от физлица к юрлицу
Для бизнеса СБП предлагает интересные возможности и новые сценарии, а также новые преимущества.
В данной схеме при взаиморасчетах с покупателем появляется QR-код. Схему можно представить в следующем виде:
1. Подготовительный этап. На этом этапе продавец выбирает с какими QR-кодами (многоразовыми или одноразовыми) он будет работать и как будет выглядеть взаимодействие с покупателем. Когда определились с QR-кодами, необходимо их зарегистрировать в банке, для этого передаем запрос по API банка на регистрацию QR-кода. В ответ на ваш запрос банк отправит вам URL на картинку с QR-кодом, а также его буквенно-цифровую последовательность для его самостоятельного формирования.
2. Распечатываем QR-код (многоразовый или одноразовый) и наклеиваем его для своих товаров или услуг.
3. Покупатель, покупая товар или услугу, с помощью телефона сканирует QR-код в своем банковском приложении и производит оплату.
4. Банк отправляет оповещение в учетную систему бизнеса об оплате.
Преимущества, которые получает бизнес
1. На мой взгляд, самое основное, это мгновенное зачисление денег со счёта покупателя на счёт продавца.
2. Меньший процент комиссии, чем при использовании эквайринга (так заявляет НСПК https://sbp.nspk.ru/business/).
3. Для сферы услуг и микробизнеса возможность принимать деньги от покупателя без терминала.
4. Работает по всей стране.
Виды QR-кодов и способ их применения
СБП предлагает использовать статический QR-код (многоразовый) и динамический QR-код (одноразовый).
Где лучше применять многоразовый QR-код? Многоразовый QR-код подойдет для товаров и услуг с постоянной ценной. Например, парикмахерская, киоск, хостел, ярмарка, торговля на прилавках и т.п.
В парикмахерской может быть распечатан один статический QR-код (многоразовый), при считывании которого покупатель сам вручную в своем приложении введёт сумму, озвученную парикмахером. Это позволит с помощью одного QR-кода производить оплату за любые услуги и товары.
Торговля на прилавках, киосках, ярмарках и т.п., когда есть товар по определенной цене. Например, на прилавке выставлен "Мёд гречишный" - 200 руб., "Мёд цветочный" - 180 руб. и т.п., возле такого товара на ценнике, необходимо распечатать QR-код (статический - многоразовый) для каждой цены. Это позволит клиенту при считывании QR-кода "Мёд гречишный" увидеть сумму в своем приложении банка на 200 руб. и произвести оплату. Такой QR-код может дать продавцу аналитику по проданным товарам, так как мы сделали привязку к товару в QR-коде. Могу предположить, что банки реализуют такие сервисы учёта для микробизнеса или уже реализовали их.
Где лучше применять одноразовый QR-код? Одноразовый QR-код (динамический) подойдет для продажи под заказ или интернет-магазинов. Например, мебель под заказ, услуги автосервиса, торты на заказ и т.п. Например, Вы - продаёте мебель под заказ (кухни), к вам приходит клиент, менеджер работает с клиентом: рисует ему проект, согласовывает материалы, фасады, комплектующие, фурнитуру и т.п., составляет коммерческое предложение на 100 000 руб, затем делает запрос в банке QR-кода (одноразового) с определенной суммой, определенным сроком действия (7 дней - после этого срока QR-код будет недействителен и по нему нельзя будет провести оплату), с зафиксированным номером заказа. Если клиент оплатит в магазине или сидя дома, Вы узнаете, что Вам пришли деньги за этот заказ и можно приступить к выполнению заказа!
Если у вас есть интернет-магазин, то Вам стоит для каждого заказа формировать QR-код и отправлять его клиенту на почту или открывать его на экране, чтобы Ваш клиент мог произвести оплату. Это будет очень удобно!
Интеграция СБП и конфигураций на 1С
В новых версиях программ от фирмы 1С надо ожидать комплексного решения этой задачи. Но что делать компаниям уже автоматизированным с использованием продуктов этой фирмы и у которых нет возможности обновиться до актуальной версии? В данный момент мы ведём разработку для таких конфигураций, как "1С:Комплексная автоматизация 8 ред 1", "1С:Управление торговлей 8 ред 10.3", "1С:Управление торговлей 8 ред 11.4", "1С:Комплексная автоматизация 8 ред 2.4". Готовые решения мы будем выкладывать через пару недель, а пока хотелось бы понять их востребованность и правильность решения. Для технических специалистов суть нашего решения мы приводим ниже, для потенциальных пользователей требования оформлены в виде файла и за символическую плату предлагаем его скачать, в эту оплату входит не только сам документ, но и возможность его обсудить с разработчиком.
Общая схема интеграции
Общая схема интеграции между 1С, интернет-магазином и СБП выглядит следующим образом:
Изображение взято с API Райффайзенбанка.
Со стороны 1С, необходимо будет реализовать работу с API банка, с которым вы планируете работать. API банка - это http-запросы GET/POST. POST-запросы, как правило используются в определенном формате JSON. GET-запросы работают со строками запросов.
Ключевые моменты по интеграции схемы "Продажа под заказ":
Мы разместили в виде файла для скачивания "План работ по доработке "1С:Комплексная автоматизация 8 ред 1"". Этот план работ подойдет и для других конфигураций. В этом плане мы зафиксировали:
- перечень мероприятий, которые необходимо провести бизнесу для подготовки;
- какие документы и печатные формы в конфигурации, необходимо доработать;
- какие кнопки и где необходимо добавить.
Ключевые моменты по интеграции схемы "Киоск, минимаркет и т.п.":
Если вам интересно получить такую программу работ, пишите в комментариях и мы её подготовим.
P.S: Спасибо, что уделили время на прочтение этой статьи!
Оставляйте ваши комментарии, задавайте вопросы, с удовольствием на них ответим.