Думал-думал, и всё-таки перезапустил разработку флакона. Сегодня выходит очередной релиз. Позорище, конечно – спустя два года, при обещанной периодичности раз в месяц, но, надеюсь, с учётом изложенных ниже обстоятельств, вы сможете меня понять и простить.
Почему не было релизов?
Всё просто, как дважды два. Я поменял место работы.
Флакон – и как методика, и как продукт – появился, когда я работал в Окнософте. Это была не поделка на коленке в нерабочее время, а вполне себе продукт из линейки, с понятной стратегией развития, аудиторией, каналами и методами распространения. Ну а раз это был продукт компании, то и производился он в рабочее время.
А тут – бац! – и стал моим личным продуктом, который надо развивать в нерабочее время. И не только развивать, но и продвигать, поддерживать клиентов, ошибки устранять, доработки для решения конкретных задач делать (да, я и так делаю). И всё – вечерами.
Оно бы и ничего – я, как оказалось, в душе-то разработчик. Хлебом не корми, дай ночью посидеть и чего-нибудь сделать, что сам придумал. Но работа, на которую я попал, сжирала меня целиком.
Работа эта – Первый Бит. Но дело, разумеется, не в компании, а во мне. С чьей-то лёгкой руки появился термин «укус Белокаменцева» - так вот, первый укушенный – я сам. Хотелось на практике испытать, показать, масштабировать, улучшить всё то, о чём я вам рассказывал последние пару лет. Ну там, про ускорение 4х, 10х, карьерные стероиды, системное мышление, построение процессов, повышение своей зарплаты и т.д.
Но в первую очередь, конечно, методику ускорения – ту самую, с которой и начинался Flowcon. И, надо сказать, всё получилось. Когда выгонят меня из Первого Бита – расскажу, как что было. Пока поверьте на слово: увеличить и эффективность, и продуктивность группы программистов во франче в 2-4 раза можно за несколько месяцев. И это, пам-парабам, наконец-то, измерено в деньгах.
Честно скажу: ещё на собеседовании я согласовал право развивать и продавать флакон самостоятельно. То есть планы по развитию-то были. Но потом понеслась нелёгкая так, что не остановишь, и на разработку времени не оставалось.
Однако, что-нибудь полезное для флакона делать хотелось. И я подумал: чего время терять? Вокруг меня куча клиентов, в моих руках куча программистов, через мою почту проходят сотни задач. Собрались вместе и потенциальные покупатели флакона, и его будущие внедренцы. Это реальные люди, а не безмолвные логины с аватарками. С ними можно разговаривать, даже вживую.
Дальнейший ход мыслей, думаю, ясен. Я решил прокачаться во внедрении флакона на разных площадках. Чего греха таить – сам лично я его мало где внедрял. Ну и понеслась.
Приключения флакона во франче
Удобный случай не заставил себя ждать – шло внедрение большой конфигурации на большом предприятии и, конечно, возникли сложности с ведением учёта. Не методические, а скорее технические – сейчас такого много. За каким-нибудь регистром надо следить, связанностью документов, правильными значениями реквизитов справочников. Могла бы сама конфигурация следить, но почему-то не пожелала.
Я, конечно, предложил Консилиум. Не ту его часть, которая проверки из интернета скачивает, а ту, в которой эти проверки можно настраивать самостоятельно – написать кучу схем компоновки, которые выведут все ошибки учёта в один красивый отчёт.
Доработку конфигурации сделал сам, проверки посадил писать методиста – он давно хотел «что-нибудь из программирования» освоить. Технически проверки были не сложными, поэтому со схемами компоновки он справлялся весьма неплохо. Тем более, высокой производительности там и не требовалось.
И, надо сказать, всё получилось. А чуваку так понравился флакон, что он сделал его внедрение темой своего диплома. Даже переименовывать ничего не стал – флакон, консилиум. И вроде успешно защитился.
Потом был большой холдинг на УПП, с шибко хитрыми доработками практически во всех документах, в части движений по регистрам (типовым и самописанным). Проблемой было то, что доработки эти делали разные люди и компании, в разное время, по ТЗ разного формата. Но на каждую доработку была согласованная бумажка. Только не было уверенности, что движения формируются всегда так, как надо.
И опять пошёл в дело Консилиум. Применение, конечно, было специфическим – надо было сделать полсотни схем, которые проверяют, соответствуют ли движения шаблону. Поразвлекались мы знатно, но всё получилось. И ошибки в доработках нашли.
Настал черёд «Проверки данных». Шло внедрение УНФ, и руководитель проекта со стороны заказчика захотел очень хитрых проверок при записи документов – ну, знаете, таких, вроде «вот если тут склад такой, то Коле можно, а Серёже – нельзя, но когда номенклатура из этой папки – то и Серёже можно». Понятно, что писать такое кодом – себя не уважать (да и клиента тоже). Намного проще использовать готовый инструмент.
Предложили клиенту, продемонстрировали, он был в восторге. Особенно от того, что видел критерии проверки в понятном ему виде – как отбор в отчёте. В итоге, случился мини-проект по гибкой настройке прав доступа средствами Проверки данных.
Нескольким клиентам я поставил Проверку данных, не спрашивая их мнения – уровень доверия был высокий. Обманывать доверие, и брать за программирование каждой проверки 1-2 часа – нехорошо, поэтому один раз вставил Проверку данных, а дальше только отборы настраивай.
Рабочий стол показал только одному клиенту, ему же и внедрил. Широко внутри клиента не разошлось, потому что они там между собой почти не общаются. Основное внедрение рабочего стола случилось в самом Первом Бите – я на нём автоматизировал практически весь учёт и управление в своём отделе. Процентов 90 времени, которое мы проводим в нашей 1С, приходится на рабочий стол.
Раз пошла такая пьянка, втащил в корпоративную систему почти весь флакон. Подсистему компетенций использую практически в полном объёме, и мои несчастные программисты теперь вынуждены развиваться в 2-3 раза быстрее коллег. Вопросы для контроля неплохо прижились – благо, в типовых конфигурациях (вроде ДО или айтила) подобный функционал так и не реализован в приличном виде.
Ну и, разумеется, автозадачи. Без них приличный руководитель просто не может жить.
Что интересно – занимаясь внутренней автоматизацией в Первом Бите, я снова начал развивать флакон. Написал две новые подсистемы, которые теперь встали в очередь на публикацию. Придумал пару-тройку новых инструментов, которые ещё предстоит реализовать.
Дальше пошли серьёзные дела – внедрение УМП (универсальный механизм планирования). Формально он ещё не включён в состав флакона, это произойдёт в следующем релизе, после обкатки на клиентах. Сейчас их два – на УПП и ERP.
С УПП всё понятно – там УМП прекрасно работает, встраивается в понятные участки процессов, и полезный результат практически гарантирован, его сложно не получить или испортить. Другое дело ERP.
Вообще, до франча я не так много работал с ЕРП – на заводе мы его купили, поковырялись, и оставили до лучших времён. Сейчас же база клиентов с этой замечательной конфигурацией растёт с каждым днём. Большинство ещё возится с основным внедрением, закрытием месяца, продажами и производством, но появляются и те, кто дошёл до планирования.
И тут случилась приятная неожиданность – планирование в ЕРП ещё хуже, чем в УПП. Нет, не так: в УПП планирование было лучше, чем оно есть в ЕРП. Несмотря на то, что в УПП планирование было, по сути, удобненьким экселем.
И это прекрасно. Типовой функционал планирования по-прежнему не покрывает и 10% потребностей клиентов, и чтобы всё стало хорошо, надо кастомизировать. Как и в случае с УПП, предполагаю, что доведение планирования до ума на конкретном проекте оставлено на совесть партнёров и местных. Так что я, как представитель партнёра 1С, реализую Великий Замысел. А заодно и флакон.
Но внедрением флакона занимался не только я и мои сотрудники.
Друзья флакона
Тут как всегда с моими решениями и «методиками». Я сижу и искренне думаю, что они нафиг никому не нужны, кроме меня, а потом – скдыщ! – какой-нибудь человек пишет мне, что давно внедрил несколько подсистем, но столкнулся с такой-то трудностью и просит совета. Таких друзей было несколько. Для многих я дорабатывал подсистемы флакона, чтобы они решали возникшие задачи. Кому-то просто советом помог. Были, разумеется, и те, кому я помочь не смог – реализовывал их пожелания слишком долго, не дождались и решили задачу другими способами.
Проблема (для меня и флакона) в том, что большинство этих людей рассказывают о внедрении флакона только мне. Поэтому всем остальным может казаться, что флакон никто не внедряет. Но это не так.
Из публичного пожалуй, назову только статью Антона Парфенова «Практика применения подсистемы Автозадачи» //infostart.ru/1c/articles/990710/.
А в непубличном пространстве люди внедряют флакон шире и круче, чем я сам. Например, есть человек, который построил на УМП систему планирования производства (я обычно ограничиваюсь планированием снабжения). Он же сделал кучу крутых рабочих столов – я немного дорабатывал для него эту подсистему, и мне есть чему поучиться, сам бы я до такого не додумался.
Есть человек, который перестроил всю процессную работу предприятия с помощью автозадач. Таких людей даже двое. Оба сначала спрашивали, как, имея в наличии автозадачи, выстроить некие процессы в обычном понимании этого слова. Обоим я сказал, что процессы не нужны – задачи должны быть атомарными, и выстраиваться в процессы самостоятельно, так сказать «по законам жизни». Оба человека меня послушали, и потом сказали, что без процессов действительно круче.
Больше всего, конечно, внедряют Проверку данных. Это очень просто, и результат виден сразу. Несколько человек, в разное время, предлагали мне свои доработки этой подсистемы, перевод её в расширение. Друзья, я очень ценю ваши предложения, но у меня принцип – делать флакон без коллаборации. Идеи по доработкам, рождённые в практике использования, приму с радостью – это самые ценные идеи.
Ещё есть люди, которые обогнали меня. Например, есть у меня в планах подсистема Автоинформатор, и есть некий её исходник, пока не изолированный. Не дождавшись меня, люди попросили этот исходник и всё сделали сами, превратив его в работающую, приносящую пользу подсистему.
Предполагаю, что на тёмной стороне ещё кто-то есть – те, кто внедрил части флакона, но молчит. Если поделитесь информацией в комментариях, буду признателен. Для меня, как автора и практика, это действительно важно.
Трудности флакона
Эти два года не прошли даром. Главное – я увидел трудности внедрения и использования, которые раньше только предполагал.
Первая трудность: плохая (местами никакая) изолированность подсистем. Флакон изначально был одной большой конфигурацией со взаимосвязанным функционалом, который сложно разделить на куски. А делить надо – никому, ни единому человеку в этом мире, не нужен весь флакон целиком. Даже мне.
Поэтому дальше флакон будет развиваться, не как большая конфигурация, а как набор изолированных инструментов, которые умеют друг с другом взаимодействовать. Собственно, сегодня сделаю первый шаг в этом направлении.
Вторая трудность: флакон – конфигурация. Жизнь давно изменилась, и я немного от неё отстал, когда разрабатывал флакон. Я, конечно, знал о расширениях и умел их делать, но искренне думал, что большинство клиентов работают на УПП, УТ 10.3 и КА1. Оказалось, что люди вполне себе покупают и внедряют современные конфигурации.
Поэтому дальше флакон будет развиваться, в основном, в виде расширений. Однозначного решения пока не принял – будет зависеть от мнения публики.
Третья трудность: мало документации. Нужно больше инструкций по внедрению и эксплуатации, желательно видео поснимать, кейсы использования, примеры отчётов, настроенных рабочих столов, сценариев планирования и т.д.
Буду делать, что ж теперь. Надо, значит надо.
Четвёртая трудность: низкая цена. Как ни странно, многие люди отказались от автоматизации, например, планирования закупок, когда узнали, что это можно сделать за 1-2 человеко-дня. Думали, что это какое-то шарлатанство. Честно скажу: все, кто видел работающее УМП вживую, или внедрили его сами, говорили – надо повышать цену. Не может такая система стоить копейки.
А трудности с пятой по восемнадцатую предлагаю написать вам, в комментариях. Обязательно всё прочитаю.
Сегодняшний релиз
Итак, отныне флакон становится комплектом решений. Долго думал, с чего начать «разукомплектацию» единой конфигурации, и решил следовать за рынком – выбрал самое популярное, распространённое, простое, понятное, нужное почти всем, работающее с любой конфигурацией решение – Проверку данных.
Теперь Проверка данных доступна в виде расширения и включена в комплект флакона, как отдельный файл. Для того, чтобы расширение можно было использовать, режим совместимости основной конфигурации должен быть не ниже 8.3.9.
Следующие релизы
В следующий релиз, по плану, войдёт УМП (универсальный механизм планирования), также реализованный в виде расширения. Ещё очень хочется побыстрее сделать новый автоинформатор – потребность в этом инструменте очень высока. Даже я без него себя плохо чувствую.
Flowcon по-прежнему находится здесь – //infostart.ru/public/976048/