Пример автоматизированного управления публикацией списка баз

29.11.22

База данных - Администрирование СУБД

Данная публикация в художественном стиле описывает путь нашей команды по решению задачи автоматизации публикаций списка 1С-систем.

 

Сначала была боль…

Однажды в стародавние времена наша команда столкнулась с типовой проблемой публикации ярлыков запуска 1С-систем. Имеющиеся на тот момент механизмы публикации через logon-скрипты обладали существенными недостатками:

  •    При изменении состава списка баз, пользователю требовалось перезагружаться, закрывая все свои любимые программы и мега-эксельки.
  •    Для получения списка баз пользователь должен быть в домене, в противном случае начинались танцы с отправкой ярлыков в письмах.
  •    Непонятная организация групп пользователей для размещения ярлыков. Например, по отделам в домене. Таким образом некоторые пользователи получали базы куда им ходить нельзя, но очень хочется.
  •    При появлении новой базы нужно было отвлекать "очень занятых" системных администраторов.
  •    При смене схемы публикации или сервера сотрудникам технической поддержки нужно было бежать к богам доменов и серверов.
  •    Если вдруг требовалось дать доступ пользователю к системе вне «группового списка», допустим к системе из тестового окружения или к демосистеме, то техподдержка снаряжала самого молодого и удалого в путь дорогу дальнюю.
  •    Бывало звучал звонок, что дескать при запуске появляется сообщение: «не обнаружена система» (переехала в связи с улучшением жилищных условий), тогда техподдержка рекомендовала перезагрузиться, а потом, если не помогало, подключался специалист и менял параметры доступа, судорожно вспоминая: «у кого же еще может быть эта система?!».
  •    Или еще одна забава, игра «прогулка по минному полу» - это когда нужно перевезти базу и попытаться угадать места, где требуется изменить параметры подключения к ней внутри других систем, чтобы ничего не развалилось (одни забывают про ведение документации, другие о том, что её нужно читать).
  •    А при смене версии платформы или переезде на другой сервер приключения техподдержки начинали играть еще более яркими красками.

Этот список можно пополнять еще кучей ситуаций из жизни техподдержки, которые они вспоминают с содроганием. Запутанность, отсутствие контроля за пользователями, непонятный перечень систем и их параметров, сложность понимания и тяготы взаимодействий между подразделениями приводили к состоянию нервного тика у техподдержки, да и у пользователей.
 
Было решено, что так дальше жить нельзя, и морально-психологическое состояние коллектива надо поправлять.

 

Поиск пути к дзену…

Вашему вниманию хочу предоставить один из примеров автоматизации управления списками ярлыков информационных баз.

Первый шаг был сделан к стандартизации названия систем и среды их обитания.

Требовалось разделить 1с-системы на контуры и избавить свои головы от необходимости помнить заковыристые имена баз и их место жительства.

Каждая система была переписана и зарегистрирована в нашей системе управления информационными базами, где ей назначался уникальный код. Также создали и закрепили правила именования при наследовании баз. А сами системы были распределены по зонам: production, testing, development, archive.

Второй шаг заключался в разделении зон ответственности между админами и остальными.

Позвали на чай админов, и после пары чашек у нас родилась мысль о применении возможностей сервера DNS: использовать CNAME-записи, объединяющие зоны сервера и системы.

В итоге мы получили красивые пути к системам. Путь "srv21-prod-1c/UT" превратился в "ut.production/UT". Таким образом, когда админам требуется изменить место жительства системы на серверах после работ по миграции, то они изменяют только CNAME-запись и никто больше от этих переездов не страдает.

После этих двух шагов мы вместо страшных и сложно-запоминающихся названий типа "srv04-1c/UT10_copy_3" уже получали красивое и логичное 'UT_dev2_1.development/UT_dev2_1" («UT» - это родительская система, «dev2» это код разработчика, а «1» это порядковый номер системы у разработчика)

Теперь техподдержке не нужно будет устраивать гадания и демонстрировать скрытые таланты своей памяти при попытках вспомнить актуальное имя сервера или кому принадлежит база. Всё что нужно знать так это код системы и ее зону. А информация о том куда/когда/какая база мигрирует стала абсолютно неинтересной.

Вслед за админами пришли разработчики, в чашках образовалось кофе и мы начали размышлять, что пользователей нужно тоже учитывать, а главное знать с какими системами они работают. После множественного употребления кофе в перерывах на разработку появилась система управления пользователями (СУП). О том, как и что там работает, тема отдельного большого рассказа. А пока представим, что произошел телепорт и система уже существует. Коротко могу сказать: при приеме на работу пользователь автоматически добавляется в этот СУП (да, забавно звучит), где ему на основании должности назначается профиль со списком баз и ролей для каждой системы.

Дело осталось за малым, разработать механизм публикации ярлыков. Да так, чтобы было в ней минимум рабского труда и максимум автоматизации.

Определились окончательные требования и ограничения, я посмотрел по сторонам, заглянул в ИТС, немного покопался на сайте Инфостарта (спасибо автору публикации 1069081), пофантазировал да приправил нотками философии и на выходе получилась концепция сервиса публикации ярлыков. Дальше оставалось только наложить идею на технологии.

В итоге получилась система с неброским именем «Коннект 1С».

 

Что же мы хотели получить от системы…

Требования и ограничения выглядели так:

  •    Работа клиентов с продакт-системой должна осуществляться через https (технологические стандарты компании).
  •    Каждый пользователь должен иметь индивидуальный список баз (пользователей около 2000)
  •    Система добавляется только при наличии прав на работу с ней. (назначение ролей в системах в зависимости от должности)
  •    Возможность формировать списки как автоматически, так и дополнять их в ручном режиме при необходимости.
  •    Формирование индивидуального списка на любом рабочем месте вне зависимости от наличия доменной учетной записи.
  •    Принудительный сброс списка с перезапросом нового.
  •    Изменения списка без потери рабочего пространства (нет перезагрузкам и завершению работы)
  •    Возможность формирования индивидуальных или групповых параметризованных ярлыков системы.
  •    Автоматизация обновления тонкого клиента, если сменилась версия платформы сервера.
  •    Получение списка баз по своим учетным данным.

 

Как система выглядит глобально…

Концепт по автоматизации сервиса управления ярлыками получился таким:
 

Картинка есть… и что дальше?!

А дальше же всё просто. Спроектировать систему «Коннект 1С», разработать, протестировать да запустить :)
После в докере поднять контейнер apache с 1с-модулем на борту и с двумя конфигами default.vrd. Этот контейнер присасывается к системе «Коннект 1С» и начинает транслировать её данные для всех стартеров 1С, которым они потребны.

Ремарка: допускаем, что системы справа от «Коннект 1С» уже существуют и не влияют на вращение шестерёнок остального.

 

Немного технических базовых моментов…

Движок работы стартера с системой «Коннект 1с» базируется на 2-х типовых механизмах платформы 1с:
1.    WebCommonInfoBases
2.    WebDistributiveLocation

 

 

Дабы не плодить еще один вариант описания работы этих механизмов, предлагаю для подробностей почитать здесь:

//infostart.ru/public/1069081/ (пример реализации)

https://its.1c.ru/db/v837doc#bookmark:adm:TI000000422 (самая техническая документация от создателя)

 

Что же в итоге получил обычный пользователь…


Как мы все знаем, начинается жизнь каждого свежего (а иногда и не очень) пользователя со старта окна авторизации в увлекательный желтый мир. Пока новый пользователь изучал маршрут до своего рабочего места, система уже изучила его досье и определила ему место в «пищевой цепочке» компании с назначением полномочий в каждой доступной ему системе. Пользователю всего лишь требуется зайти на сайт и получить пароль себе на телефон.

 

 

Далее ввести свои учетные данные при запуске стартового окна 1С:

 

  


и получить список доступных ему баз на своем рабочем месте:


 
 
 
Доступ к системам предоставлен. Теперь можно приступать к работе и радоваться (или страдать, кому как). Если измениться состав систем или метод доступа, то сервис снова запросит данные у пользователя и сформирует новый список.

 
А что же получила техподдержка…

При входе в систему техподдержка видит рабочую область для работы и контроля:

 

 

В окне ниже техподдержка может управлять публикацией ярлыка базы и параметрами ярлыка через выбранный шаблон:

 

 


 
Так выглядит запись о самой системе:

 

 

А так информация о версии платформы для автоматического обновления тонкого клиента:

 

 

Дальше работа с шаблонами уже настройки для продвинутых специалистов технической поддержки:

 

 
 

 

И самое важное, это конечно же информация о пользователе и его списке баз:

 

 

Здесь отображается список баз с указанием способа добавления:

•    Автоматически (добавлена из системы управления пользователями),
•    Публикация (внутренняя публикация через механизмы самой системы),
•    Вручную (возможность добавить запись вручную для неординарных ситуаций)

У пользователя в списке для каждой системы индивидуально можно переопределить шаблон ярлыка.

В редком случае, но… если вдруг случилась вспышка на солнце и список у пользователя не обновляется, а ершик для прочистки кеша потеряли, то специалист техподдержки может зайти сюда и принудительно сбросить информацию о списке баз, нажав на кнопку «обновить».

 

Послесловие

Архитектура системы управления публикацией получилась простой и в тоже время достаточно эффективной, чтобы забыть обо всех бедах «средневековья».

Специалисты технической поддержки после внедрения испытали полную гамму эмоций: удивление, недоверие, принятие, радость :). После выдохнули и продолжили работать над новыми задачами.

 

Спасибо за внимание!

P.S. Не претендую на оригинальность решений. Если будут интересны технические подробности, пишите, поделюсь деталями.

См. также

Администрирование СУБД Системный администратор Абонемент ($m)

Всегда надо обслуживать индексы SQL. В том числе по рекомендации самой 1С. Но обслуживать все и сразу - долго, тяжело серверу и, главное, бессмысленно. Особенно для больших баз. Данный скрипт выбирает, что надо делать, и делает это автоматически. Готового полного аналога не нашел, поэтому сделал этот. Можно примерять для любых конфигураций и платформ 1С. Проверено на 8.3.25.1501.

1 стартмани

12.02.2025    382    0    GreyCardinal    14    

3

HighLoad оптимизация Администрирование СУБД Программист Платформа 1С v8.3 Бесплатно (free)

В рамках мастер-класса мы запустим нагрузочный тест на 3К пользователей и посмотрим, как будет вести себя PostgreSQL при такой нагрузке.

11.12.2024    1677    Tantor    1    

6

Администрирование СУБД Программист Платформа 1С v8.3 1C:Бухгалтерия Россия Бесплатно (free)

Много вариантов определения номера собственного процесса самого 1С8. В ходе поиска, опираясь на общедоступную информацию, дополнил алгоритм, но с учетом определения ИД запущенного приложения.

09.12.2024    784    artly2000    6    

4

Администрирование СУБД Системный администратор Программист

В крупных компаниях, где много типовых и сильно доработанных баз с режимом работы 24/7, переход с MS SQL на PostgreSQL затягивается. Получается гетерогенная структура – когда прод уже на PostgreSQL, а разработка и тестирование – пока на MS SQL. О том, какие варианты помогут постепенно перевести прод с несколькими базами MS SQL на PostgreSQL, не сломав среду тестирования и разработки, пойдет речь в статье.

21.11.2024    4046    a.doroshkevich    8    

16

HighLoad оптимизация Администрирование СУБД Системный администратор Программист Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Мы исследуем проблему долгого выполнения запросов PostgreSQL при использовании конструкции VALUES: когда она возникает, как на нее можно повлиять, а главное, почему ее продуманная отработка важна для более быстрого функционирования решений на базе 1С

12.11.2024    1556    Tantor    20    

18

HighLoad оптимизация Администрирование СУБД Механизмы платформы 1С Программист Платформа 1С v8.3 ИТ-компания Россия Бесплатно (free)

В данной статье мы рассмотрим, как работает механизм временных таблиц на postgres на платформе 8.3.23 и что изменилось в нем при добавлении новых возможностей в платформе 8.3.25. А также на примере покажу, как понимание работы платформы позволяет оптимизировать СУБД для работы с 1С.

29.10.2024    5067    Tantor    38    

37

Администрирование СУБД Системный администратор Программист Бесплатно (free)

CDC - очень мощный механизм, который можно использовать во многих сценариях, возможность развернуть его в Docker показывает простоту и лёгкость данной технологии.

08.10.2024    1685    AlexSvoykin    2    

7

Администрирование СУБД Системный администратор Программист Платформа 1С v8.3 1C:Бухгалтерия Бесплатно (free)

Анализ и решение ошибок СУБД. Во время реиндексации базы Ошибка СУБД: Microsoft SQL Server Native Client 11.0: Не удалось найти объект "ИмяБазы.dbo._RefSInf21806", так как он не существует, или отсутствуют разрешения. Во время проверки целостности Ошибка СУБД: Microsoft SQL Server Native Client 11.0: Недопустимое имя объекта "dbo._RefSInf21806".

19.09.2024    6687    Xershi    10    

21
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Созинов 29.11.22 15:36 Сейчас в теме
Отличная статья, уже приготовился скачивать решение и …
2. rusmil 262 07.12.22 17:02 Сейчас в теме
3. user1293111 04.05.23 15:42 Сейчас в теме
Я правильно понимаю что это работает только с лицензией сервера 1С уровня КОРП?
4. Elaks 41 30.05.23 16:36 Сейчас в теме
(3) Да, так написано в ИТС, хотя на практике бывает по-разному)
Оставьте свое сообщение