Западные ERP-системы и другие компоненты зарубежных вендоров больше не доступны в России. С этой проблемой столкнулись как крупные предприятия и холдинги, так и компании среднего и малого бизнеса. Возросла востребованность специалистов, работающих с российскими флагманскими решениями, такими как 1С:ERP (УХ), особенно по предметным областям: Производство, РСБУ и МСФО.
Эта тенденция сказывается и на самих специалистах. Перегрузки, переработки, выгорание для них становятся частыми проблемами. Но процесс перехода на альтернативные решения точно не закончится в ближайшие год-два. А значит, нельзя просто напрячься и перетерпеть. Сейчас от управленцев требуется грамотная планомерная работа по распределению сил и сохранению ресурса сотрудников компании.
Меня зовут Чебыкина Кристина. Я Ресурс-менеджер группы консультантов и разработчиков 1С в компании КРОК уже 4 года. Проектами по внедрению 1С занимаюсь с 2015 года, начинала свой карьерный путь с консультанта по финансам.
Сегодня в 1С-команде КРОК работает уже больше 120 человек. Я вовлечена в процессы планирования, запуска проектов и формирования команды. Поэтому все проблемы отрасли, ставшие реальностью в 2023 году, мне знакомы.
К новым условиям нужно адаптироваться, а для этого есть разные методы и подходы. В КРОК мы ведем работу сразу в трех направлениях. Компания помогает сотруднику справиться со стрессовыми ситуациями на уровне: Руководителей направления (РН), Ресурс-менеджеров (PM), Технических менеджеров (ТМ).
Руководитель направления не допускает стрессов
Руководитель направления (РН) несет ответственность за определенную сферу деятельности компании. РН формирует портфель решений согласно запросам рынка, стратегии продаж и производства. Он собирает команду управления проектом, утверждает технологический стек и состав решения, когда у клиента появляется задача.
Теоретически руководитель направления думает только о продажах и о результативности бизнеса, но именно сегодня такой подход опасен. В КРОК мы вывели критерии принятия решений РН, чтобы каждый сотрудник направления чувствовал себя комфортно:
- Осознанно планировать объемы работ, сроки и состав команды.
- Не заходить в нереалистичные проекты с заведомо невыполнимыми задачами.
- Избегать токсичных заказчиков, которые точно вымотают все нервы сотрудникам.
Кто-то может сказать: «Какая удивительная разборчивость, а деньги вы когда зарабатывать будете?». Но практика последнего года показывает, что дефицита в проектах как раз нет, и разборчивость — качество, которое необходимо РН для поддержания команды в ресурсном состоянии.
Ресурс-менеджер думает о том, что нужно сотруднику
Если понятие о функциях руководителя направления достаточно универсально, то Ресурс-менеджеры (РМ), наверное, есть только в КРОК. Это особая роль в компании, мы часто называем их people-менеджеры.
РМ – это руководитель, который управляет группой специалистов с одинаковым техническим профилем (например, консультанты 1С) и отвечает за их развитие в компании. Он подбирает необходимых людей для решения задач, запланированных в проектах компании. Также он всегда находится в непрерывном поиске новых специалистов с компетенциями, которые будут нужны завтра. Кроме этого, РМ стратегически занимается развитием компетенций у сотрудников – подбирает правильные проекты (как говорится, «на вырост»), чтобы на них можно было научиться новому, рекомендует внешнее или внутреннее обучение, делится обратной связью и так далее.
РМ постоянно находится на связи с сотрудниками, и чтобы не допустить их выгорания – использует следующие стратегии:
- Привлекает к участию в проекте сработавшихся людей, чтобы они не тратили время и силы на поиск общего языка.
- Разрешает конфликтные ситуации между сотрудником и руководителем проекта. Это позволяет сотруднику чувствовать поддержку со стороны компании, а не оставаться наедине с проблемой.
- Старается учитывать личные предпочтения каждого специалиста, если они не противоречат текущим задачам (например, сотрудник хочет заниматься автоматизацией производства, тогда не нужно ставить его ответственным в проект по внедрению системы для HR).
- Проводит регулярные синхронизации, чтобы оценивать состояние каждого члена команды.
- А также делает ревью, чтобы контролировать общую картину ресурсного состояния всего направления.
Технический менеджер выстраивает связи внутри команд
Руководителя, который отвечает за оперативное управление командой в проекте, мы называем технический менеджер (ТМ). В других компаниях эту роль может выполнять руководитель проекта или тимлид.
Задача ТМ — работа с командой: поддержка взаимодействия внутри нее, организация четкой, планомерной и прозрачной работы. Мы на своем опыте убедились, что ТМ делает очень важные вещи, чтобы помочь сотрудникам сохранять ресурсное состояние и не выгорать.
Он:
- Занимается ресурсным планированием в проекте и распределяет загрузку адекватно объемам задач.
- Создает благоприятный климат внутри проектного коллектива. В случае возникновения стрессовых ситуаций вырабатывает решения по выходу из них и доводит эти решения до команды.
- Не позволяет заказчику некорректно себя вести по отношению к своей команде.
И это еще не всё
Я считаю, что необходимо создавать атмосферу, в которой сотрудник будет чувствовать поддержку, а не давление. Сейчас на рынке много объемных проектов по 1С с высокой интенсивностью. Тяжелее всего работать в условиях непрерывной загрузки и без какого-либо понимания, когда это закончится.
Поэтому в КРОК мы придерживаемся правила постоянной синхронизации с командой. Помимо всех перечисленных выше задач РН, ТМ и РМ есть еще одна ключевая – все руководители должны ставить четкие цели и сроки, ожидать реалистичных результатов. Это помогает при входе в режим повышенной нагрузки понять, когда и за счет чего он завершится.
Еще важный момент для сотрудника — возможность обсудить проблему загрузки с кем-то, кроме прямого руководителя. Ведь что главное для РП? Получить качественный результат, даже ценой сверхусилий. Это может спровоцировать для сотрудника стрессовую ситуацию, а невозможность разрешения конфликта — и вовсе подтолкнуть к увольнению. Чтобы такого не случилось, в КРОК роль медиаторов выполняют Ресурс-менеджеры. Они могут провести кадровые изменения и повлиять решения на РП.
Что может сделать сам специалист
Так как я – Ресурс-менеджер и в мои обязанности также входит моральная поддержка сотрудников, я выработала свой список рекомендаций. Каждому специалисту самостоятельно следует наблюдать за своим состоянием и не доводить до крайностей.
Если вы чувствуете, что приближается выгорание, то можно попробовать себе помочь следующим образом:
- Давайте обратную связь. Хорошо, если у вас в компании есть аналог Ресурс-менеджера или человек, который может помочь с решением самых разных задач. В любом случае обратную связь можно дать напрямую тимлиду. Если руководители узнают, что вы устали, что вы хотите больше заниматься разработкой или, наоборот, консультированием, шансов на позитивные изменения намного больше. Но допустим, в вашей компании не принято, чтобы сотрудники высказывали свои пожелания, или начальство игнорирует обратную связь. Тогда стоит лично поговорить с руководителем и затем принять решение, готовы ли вы остаться в этой компании.
- Планируйте свою загрузку адекватно имеющимся силам. Эту задачу лучше всего решать как раз с Техменом. Если у вас в компании нет такого специалиста, сами следите, чтобы перегрузка не возникала еще на этапе распределения задач.
- Чередуйте умственную работу и спорт. Сегодня большинство ИТ-компаний поощряют спортивные увлечения своих сотрудников. У наc в КРОК помимо компенсации фитнеса и спортзала, есть сезонные спортивные программы: теннис, яхтинг, плавание и так далее. Такое «что-то новенькое» часто помогает сбросить стресс и вернуться к работе с новыми силами.
- Не уходите в полную удаленку. Даже если у вас нет Техмена, который позаботился о коммуникации, стендапах и синхронах, стоит выделить хотя бы немного времени для очного общения с коллегами. Потеря связи и изоляция от окружения тоже ведут к утомлению и выгоранию.
Вывод
Важно, чтобы работа специалиста по 1С сегодня была комфортной, не приводила к выгоранию, преумножала, а не сокращала личный ресурс. Все руководители должны быть вовлечены в работу с сотрудниками, четко понимать происходящее и стремиться удовлетворить ожидания своих подчиненных. При правильном менеджменте, я уверена, можно выстроить комфортную социальную среду внутри компании и сохранить ресурсное состояния сотрудников.