Конечно, в режиме 1С Предприятие нельзя создавать документы и справочники, зато можно обеспечить иллюзию этого. А ведь, как известно, если что-то выглядит как утка, плавает как утка, крякает как утка, то, должно быть, это и есть утка. Предлагается конфа с конструктором документов такого вида (сверху – как задается, внизу - результат, как это выглядит для пользователя).
Есть справочник, в котором описывается, из чего будет состоять документ и какие он будет делать движения. Создается новый вид операции – это и будет новый «документ». Описываются поля шапки и табличных частей. Для реквизитов задается виртуальный «тип реквизита» «номенклатура», «контрагенты» и т.д. На самом деле это виртуальные справочники, которые создает пользователь, но для пользователя разницы нет. Когда он щелкает по реквизиту «Контрагент», у него открываются контрагенты, по номенклатуре «Номенклатура» и т.д. Можно создать столько «справочников», сколько нужно – на самом деле это просто папки справочника «Ресурсы», но пользователь документа об этом не догадывается.
Также в документе надо прописать заполнение реквизитов при выборе и расчет зависимых реквизитов, например, сумма = цена*количество. У каждого элемента виртуального справочника могут быть произвольные реквизиты – аналогично типовым конфигурациям. В конструкторе можно задать заполнение этого произвольно реквизита в создаваемый документ. Например, я создал в «номенклатуре» реквизит «Цена» и сделал, чтобы он заполнялся при выборе номенклатуры.
И, собственно, для каждого документа нужно описать движения. Каждое движение – это одна строчка. Модуль проведения каждого вида документа намеренно прост. Я считаю, что проведение должно быть максимально простым, а все необходимые данные для движений должны быть подготовлены в табличной части. Например в реализации и перемещении в ТЧ присутствует партия и сразу себестоимость (скрыта в форме) – т.е пользователь выбрал партию, себестоимость зафиксировалась и, сколько документ ни проводи, ничего не поменяется. Движения можно делать по регистру остатков, оборотов и сведений – все как в обычных конфигурациях.
Отдельно стоит упомянуть режим подбора из остатков – его также можно конструировать. Я сделал подбор остатков партий, чтобы считать себестоимость. Его можно использовать для подбора, например, заявок на расходование ДС под платежи, кредитных документов и т.д.
Для примера я сделал в конструкторе несколько характерных документов для УТ – поступление, перемещение, реализация, ПКО. Это заняло меньше 5 минут. Документы двигаются по регистру остатков товаров по складам, в котором сразу себестоимость (кстати себестоимость получается сразу), по взаиморасчетам, вспомогательным для аналитики регисрам Продажи, Закупки, Остатки денежных средств.
Чего тут не хватает для полноценной системы?
Печатные формы, обработки заполнения табличных частей, подбора - пишутся внешние и прицепляются страндартными средствами. Отчеты тоже внешние. В 3х видах регистров (остатки, обороты и сведения) есть достаточно данных, чтобы написать любой отчет. Т.е. констуктор, собственно, создает "документы" и движения к ним, а получение данных в виде печ. форм или отчетов - это задача уже слишком специфическая, чтобы можно было сделать какой-то конструктор - на то есть СКД.
Для чего это нужно?
Как уже было сказано, на этом можно сделать небольшой в несколько документов модуль к имеющейся конфе, либо самостоятельную простенькую конфу. Также можно применить при моделировании техпроекта с заказчиком – быстро набросать документы и показать заказчику, как это будет выглядеть в реале, чтобы обсудить какие-то вопросы.
Продолжение темы :
Группа для вопросов-ответов, пожеланий, обмена опытом: //infostart.ru/community/groups/1183/
UPD 30.07.2015 Добавил базу с демо-примером и правила обмена для переноса настроек
UPD 12.08.2015 Выложил демо базу с новой конфигурацией (убрал отдельно CF т.к. его можно взять из базы):
-добавлена проверка обязательных полей
-обработчики заполнения табличных частей
-названия таб частей
-количество таб частей увеличено до 3-х