Содержание:
- Начальный уровень. Что умел и с чем работал до начала подготовки.
- План-график подготовки и используемые материалы.
- Основные прикладные задачи, рассматриваемые на экзамене и их применимость в работе.
- Навыки и знания, приобретенные в процессе подготовки
- Совершенные ошибки. Разбор.
- Полезные приемы и рекомендации для успешной сдачи.
1. Начальный уровень. Что умел и с чем работал до начала подготовки.
В первый раз увидел конфигуратор 1С:8 примерно за три года до начала подготовки. При этом первые года 1,5 были исключительно ознакомительные и теоретические и занимали совсем небольшую часть времени, основная работа была на платформе 7.7. Следующие 1,5 года уже 100% занятость на 8ке, а именно: написание отчетов, незначительные доработки отдельных подсистем конфигурации 1С:УПП 1.3. Задач, аналогичных тем, которые решаются на экзамене, практически не было, за исключением «пройтись отладчиком, чтобы проанализировать обработку проведения» или сделать подписку на событие, которая будет «дополнять» типовые механизмы. Это все иллюстрирует, что уровень знаний был чуть более, чем минимальный.
Почему принял решение сдавать на сертификат "1С:Профессионал по Платформе":
- Требование руководства.
- Собственное понимание необходимости.
- Желание быть «дипломированным…..».
- Собрать знания в кучу, изучить неизведанные уголки платформы
2. План-график подготовки и используемые материалы
Финансовые затраты на подготовку.
- Приобретение курса Павла Чистова от проекта « ». 8 700 рублей (если повезет, можно попасть на скидку).
- Книга «Сборник задач для подготовки к экзамену 1С:Специалист по платформе». 1 000 рублей
- Сдача экзамена. Удалённо со второй попытки 2 100 (первая попытка) + 800 (вторая) = 2 900.
Итого: 12 600 рублей.
1,5 месяца – плотное изучения материалов курса Павла Чистова (обязательное активное участие в мастер группе, просмотр чужих вопросов и формулировка своих). Я сам задал порядка 10 вопросов по всем разделам.
Следующие 1,5 месяца – самостоятельное решение задач из сборника, а также сравнение своих решений с решениями коллег, опубликованные на форуме Павла Чистова. Полностью прорешал примерно по 10 задач из каждого раздела и еще примерно по столько же – внимательно изучал решения других, анализируя и выбирая наиболее правильные из них (с моей точки зрения). Анализ других решений и чтение обсуждений решений задач заняло очень много времени, но, поверьте, это стоит того.
Основные прикладные задачи, рассматриваемые на экзамене, и их применимость в работе.
Хотелось бы выделить основные направления прикладных задач. Думаю, это будет интересно для тех, кто сомневается, стоит ли готовиться и сдавать, если «это мне вообще в жизни не пригодится».
1. Оперативный учет
Партионный учет во всех его вариациях и совмещениях со списанием по среднему.
Взаиморасчеты с контрагентами (в разрезе проектов, договоров, с учетом авансов).
Комплектация, разузлование номенклатуры.
Характеристики и свойства номенклатуры (контрагентов). Использование плана видов характеристик.
Бюджетирование
Валютный учет взаиморасчетов.
Методика оперативного проведения (может быть применима в разных темах)
2. Бухгалтерский учет. Прикладные задачи аналогичны Оперативному учету. Особенности и отличия в реализации:
Организации, подразделения, валюты – как правило, новое измерения в Регистре Бухгалтерии (для остальных задач достаточно добавление субконто).
Понимание необходимости проставление признаков учета (для счетов) и признаков учета по субконто (для видов субконто).
Понимание необходимости указывать признак «оборотное» для видов субконто.
3. Сложные периодические расчеты.
Определение принадлежности к видам расчетов: Основные начисления, Дополнительные начисления, Удержания.
Установка периода действия для расчетов
Настройка зависимости от базы
Настройка вытеснений
Включение возможности перерасчетов
Учет сторно-записей
Метод отклонений и метод сплошной регистрации
4. Управляемые формы и бизнес-процессы.
Форма подбора + Drag & Drop
Работа с динамическим списком, передача параметров.
Механизм оповещений
Работа с файлами (загрузка, сохранение)
Интерфейсные доработки (сохранение, передача навигационных ссылок, отображение движений в регистрах по документу, доработка функционала бизнес-процессов).
Механизм ролевой адресации задач в бизнес-процессах.
Решение задач по управляемым формам и бизнес-процессам я выделил бы отдельным пунктом.
Управляемые формы – 2-3 дня по пару часов, уже ближе к экзамену. Этого времени будет достаточно, чтобы подготовиться к задачам (их немного).
Бизнес процессы – один день, примерно 3 часа. 1,5 часа – изучение механизмов, следующие 1,5 часа – решение 3-4 задач. Они однотипные. Этого будет достаточно.
Итого: три месяца. В будние дни удавалось уделять времени меньше, из-за занятости на основной работе, в выходные старался компенсировать. В среднем получилось примерно по 1 часу в день.
Временной ориентир на самом экзамене:
Как я уже говорил, сдавал я дважды, т.к. в первый раз провалил. Привожу временную шкалу процесса сдачи экзамена, на что и сколько времени уходит/следует потратить.
5 минут – чтение правил и условий сдачи, выдается на экзамене.
1 час – решение каждой из задач (ОУ, БУ, СПР).
20-30 минут – ввод данных, устранение ошибок, отчет
20-30 минут – Управляемые формы (Бизнес-процессы)
5-10 минут – конструирование командного интерфейса.
Те же цифры в виде диаграммы:
Разбор ошибок
Привожу список ошибок, которые были допущены мной на экзамене, и комментарии к этим ошибкам. Основные причины ошибок – потеря концентрации и невнимательность, а также «изобретение велосипеда». При первой сдаче было 7 ошибок (оценка не проставлена), при повторной – 3 ошибки (оценка «хорошо»).
Первая попытка:
1) ОУ.Лишний регистр накопления.
Попалась задача, очень похожая на задачу 1.3 из сборника. Решил сделать на двух регистрах, используя «новую методику» контроля остатков. Проверяющие посчитали это ошибкой. На форуме П. Чистова находил как отзывы, что моё решение правильное, так и наоборот. В общем, «не повезло». Вывод – не стоит изобретать велосипед.
2) ОУ.Списание по средней выполнено неверно.
В документе поступления при записи движений для измерения «Партия» забыл сделать проверку Если МетодСписания <> ПоСреднему…
Вывод: невнимательность.
3) БУ. Неверно настроены признаки учета.
Очень любопытная ошибка. Налицо глюк платформы. Краткое описание:
Создаю признак учета для счета «Количественный». Пытаюсь выбрать его для ресурса «Количество», но в списке выбора – пусто:
Обращаю внимание: данное поведение встречалось при подготовке, и ОБА РАЗА при сдаче экзамена.
Первый раз описал подробный сценарий этого поведения в текстовом файле, но по факту признак учета проставить не смог. Экзаменатор на мои комментарии и объяснения ответил (цитата):
«Проблема отсутствия признака при настройке решается элементарным закрытием и повторным открытием окна. В крайнем случае, требуется закрыть и открыть заново конфигуратор. Претендент на звание "1С:Специалист" должен владеть данным приёмом, равно как и уметь решать подобного рода проблемы, могущие встретиться в реальной работе.»
При повторной задаче открытие/закрытие окна не помогло. А вот перезапуск конфигуратора помог.
Вывод: необходимо владеть всеми приемами работы в конфигураторе.
1) СПР: Неверно используется период регистрации.
В расчетной задаче было явно сказано «данные в документе начисление могут вводиться за любой период», поэтому решил вывести ПериодРегистрации в табличную часть. Это оказалось ошибкой, комментарий:
Использование периода регистрации в табличной части никак не следует из условия задачи, не требуется для ее решения и противоречит стандартной методологии.
Вывод: не следует использовать приемы, которые противоречат стандартной методологии.
2) Некорректно используется проверка на NULL.
В виртуальных таблицах регистров расчета (ДанныеГрафика, БазовыйПериод) ко всем полям применял функцию isnull. Это посчитали за ошибку, т.к. некоторые поля никогда не могут быть null (например, поле НомерСтроки таблицы ДанныеГрафика).
Вывод: не стоит изобретать велосипед.
3) СПР: Ошибки с неверным расчетом Сторно-Записей и Отработанного времени.
Производил расчет сторно там где его быть не могло, а где мог – наоборот, не производил.
4) СПР: неверно рассчитано отработанное время. Аналогично Сторно: ресурс ОтработаноЧасов рассчитывал там, где его быть не могло.
Вывод: неполное понимание прикладной логики задачи. Необходимо внимательнее читать и анализировать задачу.
Повторна попытка сдачи (успешная):
1) СПР: неверная связь данных графика с регистром.
Забыл привязать в Регистре расчета значения измерений и ресурсов к значениям графика.
2) Нет проверки на NULL.
Ошибка, прямо противоположная ошибке при первой сдаче. Забыл сделать проверку на NULL.
3) Лишняя таблица в запросе.
В задаче по СПР делал предварительную группировку реквизитов табличной части и создавал временную таблицу. Во втором пакете делал соединение с регистром, где хранятся оклады сотрудников. Экзаменаторы посчитали, что временная таблица – лишняя. Наверное потому, что группировать просто нечего и смысла не имеет.
Вывод: не стоит изобретать велосипед.
Навыки и знания, приобретенные в процессе подготовки
- Оперативный учет.
1.1. Методика оперативного проведения («новая» методика контроля остатков). На сайте Павла Чистова есть подробное описание данного механизма:
http://1c.chistov.pro/2013/07/blog-post_25.html
http://1c.chistov.pro/2010/06/1-82.html
Включение «Разрешить разделение итогов» и установка «БлокироватьДляИзменения» при списании. Чтобы ускорить процесс записи движений, не нарваться на Взаимоблокировку и не списать в минус.
Подробное описание от Бурмистрова Андрея: //infostart.ru/public/196565/
1.2 При списании практически всегда необходимо устанавливать БлокироватьДляИзменения и записывать пустой набор. Подробное описание с форума Чистова: http://chistov.spb.ru/forum/16-1999-22182-16-1334812078 После чего уже устанавливается управляемая блокировка на необходимый ресурс.
2. Бухгалтерский учет.
2.1. Необходимость создания признаков учета (счетов и субконто). Не забывать проставлять признаки и следить за признаком «балансовый» для ресурсов (как правило, для ресурса Количество признак «балансовый» снимается).
2.2. Признаки учета по субконто используются достаточно редко. Например, есть три субконто (Товар, Склад, Партия), а себестоимость нужно хранить только в разрезе Товара и Партии. Создается признак учета по субконто (Суммовой), и указывается только для Товара и Партии.
2.3. Увеличение максимального кол-ва субконто приводит к увеличению физических таблиц в БД, поэтому наиболее часто используемые субконто следует переносить в измерение (Валюта, Организация, Подразделение)
2.4. Необходимость данных манипуляций – оптимизация хранения данных в Базе Данных, а также упрощение запросов виртуальных таблиц.
3. Сложные периодические расчеты.
3.1. Принадлежность к видам расчетов различных способов:
Основные начисления - Оклад, Командировка, Отпуск, Больничный, Невыход, Простой . Почти всегда используется период действия (исключения могут быть, если есть документ Табель).
Дополнительные начисления - Компенсация, Премия. Почти всегда не имеет протяженности, но зависит от базы.
Удержания - Алименты, Штраф, Взносы.
3.2. Типовой алгоритм проектирования:
Создание Плана видов расчета
Создание Регистра расчета. В основном структура регистра: 2 измерения (Сотрудник, Подразделение), 2 ресурса (Сумма, ОтработаноДней), 2 реквизита (График, ВременныйПоказатель). Почти всегда периодичность – месяц.
Предварительные записи в регистр в Модуле объекта документа (без отклонений), на основании которых в Общем модуле происходит расчет показателей.
3.3. Если в Регистре Сведений График 2 ресурса (Дни и Часы), то в качестве «Значение графика» необходимо указывать ресурс того ПВР, который будет самый «вытесняемым» (Пример: Оклад - по дням, Больничный – по часам: указывается для Регистра Расчета ресурс Часы)
3.4. Сторно. Везде, где есть фраза «Следует учесть работу задним числом». Метод ПолучитьДополнение(), заполняем полученную этим методом ТЗ с помощью ЗаполнитьЗначениеСвойств() и Дополняем СторноДанными. При расчете: Если Запись.Сторно Тогда…
Рекомендации для тех, кто готовится:
1) В правилах к экзамену есть пункт «оценка может быть пересмотрена в пользу экзаменующегося (завышена), если предложено нестандартное решение». Мой совет – решать всё по шаблону и не пытаться преподнести «нестандартное решение». По крайней мере при удаленной сдаче.
2) Предельная концентрация и внимательность. Большинство моих ошибок были как раз из-за потери внимательности.
3) Кратенькие шпоры. Тут уж на своё усмотрение :-) . Я, например, делал краткое описание последовательности конструирования Планов видов характеристик, последовательность действий при программировании бизнес-процессов. Удаленная сдача снимается на камеру, тем не менее «мертвые зоны» есть и подсмотреть можно. Но не стоит на это сильно уповать – всё-таки теряется время.
4) Внимательное чтение + перечитывание задачи (минимум раза три, в том числе отчет), выписать все важные моменты и по ходу реализации задачи отмечать их выполнение.
5) Разумный минимум пользовательских данных, чтобы не тратить время на введение, но в то же время хватило для проверки функционала.
Удачи всем на экзамене!