Для начала небольшое пояснение тех терминов, которые будут использоваться.
- Программист – любой IT-специалист, который взаимодействует с коллегами и работает с клиентом.
- Психиатр – человек, который окончил мединститут и имеет специализацию по психиатрии.
Что общего между программистом и психиатром?
У психиатра есть пациент, у программиста – клиент. Это уже общее.
Как программист работает с клиентом, и как психиатр работает с пациентом?
Этапы в принципе одинаковые. Первому надо удовлетворить заказы клиента, второму – вернуть пациента в социум, чтобы он мог в нем функционировать.
И то, и другое подпадает под одно определение: у клиентов обоих есть такая черта, как отсутствие критики к своему состоянию. Клиент не знает, чего он хочет. И по большому счету и не должен знать, это задача программиста – выяснить, что же ему нужно, чтобы его бизнес цвел, развивался и имел конкурентные преимущества. В случае с психиатром клиента надо возвращать обратно в социум. Но в принципе и тот, и другой этому сопротивляются. Неосознанно. Поэтому обоих приходится каким-то образом сначала заавтоматизировать, а потом социализировать.
Как это происходит?
Приходит программист в компанию и начинает собирать требования. Что он получает? Классическое требование: клиент хочет семь линий зеленого цвета, красных, прозрачных, чтоб они пересекались, и при этом был котенок. Бывают такие еще требования: хотим зеленую кнопку. Нажимаем, печатаются деньги. Или есть и другие пожелания, но клиенту это надо было еще вчера, поэтому на реализацию дается не месяц, а три дня.
Что происходит, когда доктор общается с пациентом? Он слышит, что человек чувствует себя абсолютно здоровым. Он ругает черную магию соседа и обвиняет его в наведении порчи.
Что делать с тем и с другим? Надо как-то выходить из положения.
И тут процесс объединяется: специалистам надо понять, чего хочет клиент и чего хочет пациент. Так сказать, увидеть картину мира глазами клиента и глазами пациента.
Если над этим немного поработать, то действительно получится, наверное, семь линий, зеленых, прозрачных и в виде котенка.Оценка результата показывает, что контора работает, эффективность достигнута, появилось преимущество у клиента, деньги в кармане, все счастливы.
В принципе, такой же исход и с пациентами – доктор возвращает его обратно в среду обитания, и все довольны.
Так чем же на самом деле занимается программист?
Получается, что он программирует не компьютер, он не код пишет, а тем или иным способом программирует своего клиента. Попутно, если работает целая команда, то происходит программирование своих коллег под свои требования. А коллеги пытаются программировать остальных под себя, и происходит такое взаимодействие, когда все друг друга программируют.
Как программисту представить психику человека и как вообще с ней работать?
Есть теория систем или теория суперсистем. Это совокупность элементов, которые друг с другом взаимодействуют, влияют друг на друга, стремятся достичь цели. Если нет цели, то суперсистема не существует. Кроме всего прочего, эта система адаптивная, сложная, открытая.То есть мы получаем информацию от коллег, от других людей, от клиентов, выдаем информацию в открытую среду и получаем ответ.
Самое интересное у такой системы, что если разбирать ее на запчасти, посмотреть психику, вскрыть черепную коробку, рассмотреть полушария, исходя из структуры этой системы, не получится вывести ее свойства. Будет непонятно, как она работает. Эти свойства возникают только тогда, когда система собрана в целом. И только тогда эти свойства проявляются. А если взаимодействуют несколько суперсистем, несколько человек, несколько психик, то тут образуются новые свойства, которых у системы, которая находится ниже, не наблюдается. То есть разбирать на запчасти, и рассматривать, как это устроено, чтобы понять, как это работает, фактически бесполезно.
Самое интересное – это способность системы адаптироваться. Это значит, что в процессе взаимодействия друг с другом психика приспосабливается и начинает приобретать новые свойства. Есть такая армейская поговорка: «Я прошел славный путь от сперматозоида до командира части». Собственно говоря, на старте у нас сперматозоид, который ничем не обладает, а после рождения появляется система. Полностью практически сложилась, но функционировать еще не может. И с момента появления ребенка до формирования программиста эта система набирает и приобретает новые функции, новые знания, новый опыт.
При этом эта система остается постоянной, иначе это была бы уже другая система. Поддерживается некий гомеостаз, постоянство среды, как в биологическом, так и в психиатрическом смысле. Потому что личность знает, что она личность, начиная с того момента, как осознает себя, и до того момента, как уходит на тот свет.
В процессе развития система упорядочивается, получает знания о мире, они упаковываются, классифицируются, и у человека формируется картина мира. У каждого она своя, и порой они не совсем совпадают.
Все-таки рассмотрим структуру, чтобы понять, как можно заниматься программированием человека. Есть некоторые свойства, это статические способности. Сами по себе они никак не проявляются и могут стать процессами или действиями в результате каких-то внешних раздражителей.То есть в результате того, что есть свойства и их задействовали, у системы возникают разные состояния.
Какие есть свойства?
Воля – способность достигать цели. Сама по себе она никакой ценности не имеет. Если воля будет действовать без остальных, то человек будет стоять в каноническом ступоре и никуда не двигаться. Просто парализован.
У человека есть еще одна способность – это интеллект. Не путайте с разумом или сознанием. Интеллектом может обладать система, у которой нет сознания, например, искусственный интеллект. Кто любит читать научную фантастику, там много ситуаций описано, как можно мыслить, но при этом не быть разумным. То есть сам по себе интеллект – это всего лишь способность.
Память – способность запоминать, воспроизводить то, с чем система в течение своего существования встречается, и сохранять, что позволяет в дальнейшем использовать это все в своей жизнедеятельности.
Процессы – это реализация своих способностей:
- мыслить – это интеллект в действии;
- создавать – способность познать себя, понять, что я есть, я существую;
- основной механизм – рефлексия – это способность обращать внимание на свое состояние, иметь к себе критику, и самое главное – по результатам реагирования в дальнейшем этот опыт менять.
Эмоции – это небольшой по времени процесс, который отражает оценку той ситуации, в которую система, человек попал. Это оценочное действие.
Настроение – это, по сути, тот фон, на котором эти эмоции держатся какое-то время. Его оценивают по какой-то шкале – хорошее, плохое. Отсюда, как фон, оно влияет на остальные процессы – на запоминание, на мышление. Считается, что хорошее настроение усиливает все эти процессы: и запоминание, и мышление. Плохое – наоборот, снижает.
Какие механизмы нужны, чтобы наша система адаптировалась?
Опыт – способность, которая базируется на памяти, то есть способность запоминать, воспроизводить и оценивать позволяет нам иметь опыт. Но опыт может быть воспроизведен как осознанно, так и не осознанно. То есть я хочу пить, иду, набираю стакан воды и пью, это осознанно. Но он может быть воспроизведен и бессознательно. Это может показаться странным, но 90% времени мы спим, работаем на автомате, абсолютно не подключая сознание. Оно не нужно.
Но если бы мы все время жили на автомате, то адаптативные способности были бы подорваны. Произошел бы срыв адаптации. Чтобы этого не происходило, существует рефлексия – способность переосмыслить опыт и прервать автоматическое мышление.
Как же запрограммировать человека?
В прямом смысле запрограммировать его не получится, но в процессе наблюдения можно обратить внимание, какое автоматическое поведение ему свойственно, и создать ему такую ситуацию, чтобы в такой ситуации получить от него то, чего мы хотим.
На примере принятия решения по тому или иному способу: большая часть – 90% решений – происходит на автомате. Например: мы видим большую полосатую кошку, которая на нас бежит. Обращаемся к памяти, что это за большая зубастая полосатая кошка? Из памяти вытаскиваем образ тигра. Вытащили, вспоминаем, а был ли у нас опыт столкновения с тигром? Может, с ним самим не было, но какой-то опыт взаимодействия с опасностью у нас был, и мы знаем, что тигр – это опасно. У нас возникает эмоция– страх (векторная эмоция). И мы начинаем убегать. У нас есть готовая модель – бегство. Зачем включать сознание, что-то осмысливать, проводить интеллектуальную деятельность. Бежать надо!
Убежали, спаслись. Помогло? Помогло! Надо менять модель поведения? Нет, и так бегство спасает. Подтверждена эффективность, так и продолжаем бегать от опасности. Смысл что-то менять?!
Но есть и другая ситуация. Мы увидели какого-то большого зеленого ушастого с большими глазами рядом с большой желтой тарелкой? У кого есть опыт общения с инопланетянами? Наверное, нет ни у кого. Если это не галлюцинация, надо подумать и принять решение: агрессивный он или нет, готов к контакту или нет. Тут такая бурная мозговая деятельность развивается, что приходится включать сознание, мыслить, воспроизводить косвенный опыт и формировать в итоге стереотипную реакцию.
В итоге, когда эти зеленые на желтых тарелках будут прилетать постоянно, у нас сформируется стереотипная реакция, мы будем знать, что с ними делать.
Как надо относиться к эмоциям?
Все говорят, надо их подавлять. Но этого не надо делать. Они автоматизируют нашу жизнь. Другое дело, что к ним надо прислушиваться и понимать, что эта эмоция для вас на данный момент значит. Если эмоция векторная – видим тигра – чувствуем страх – надо убегать – тут особо прислушиваться не к чему. Но аналогичная страху эмоция – тревога – вектора не имеет. Это когда появляется ощущение, что что-то случится (не взлетит проект, не сможем договориться, не переведут деньги), и начинается домысливание. Тогда надо разбираться.
Почему же все-таки существует автоматическое поведение?
Мозг и мысль, как его продукт, очень прожорливый. 25% того, что мы съедаем, съедает мозг. Мы нажимаем кнопки, сидим, а мозг забирает самое лучшее – глюкозу, алкоголь (без него он не работает): гемоэнцефалический барьер ничего туда больше не пропускает. А когда у нас есть готовое решение, у нас целый этап мыслительной деятельности из процесса принятия решений выпадает. Есть готовое решение, поэтому и энергию сохранили, и система остается в покое: весь организм, не только психика.
Как с этим жить?
Если только все время спать и доверять автоматическому поведению, то произойдет срыв адаптации и система погибнет, мы потеряем конкурентное преимущество, нас уволят с работы, не сможем приносить пользу обществу, и в итоге система погибнет.
Что делать? Прислушиваться к своим эмоциям! Если что-то тревожит, надо разбираться. Если меня тревожит, что я не устроюсь на работу, значит, пора повышать компетенцию или получать новую.
Навыки. Чем они могут помочь? Пришли на собеседование, надо смотреть на того, кто принимает нас на работу. Если что-то идет не так, внутренний наблюдатель всегда должен задавать вопрос, а зачем я это делаю, зачем я пришел на это собеседование. Зарплата не устраивает, потенциальный босс не нравится… пора собираться и делать свой бизнес.
Надо обязательно проводить ревизию опыта, а прежде, чем проводить, надо приобретать опыт, расширять кругозор и заниматься тем, чем вы до этого не занимались. Из рекомендаций для поддержания интеллекта – делать привычное действие непривычным способом, начинать писать левой рукой, чистить зубы левой рукой (для левшей – правой).
Что делать, если не получается? Адаптироваться. Как происходит адаптация по-русски? Берем бутылку водки и идем к другу. Это тоже вариант адаптации. Другой вариант – не хотим идти на работу – у нас тут же повышается температура. Любой случай, который происходит перед любым важным событием, - это ваш вариант адаптации к этому событию. Ни что иное.
Данная статья написана по итогам доклада, прочитанного на конференции INFOSTART EVENT 2016 DEVELOPER.