Вы или ваша компания разработали свое решение (или оно у вас “на подходе”). Вложили в него много времени, сил, свои знания и душу. Ваше решение может быть полезно кому-то еще - и вы готовы его тиражировать, развивать и поддерживать.
Почему бы не получить сертификат “1С:Совместимо!”? В этой статье я опишу по шагам, как сертифицировал свое решение. Надеюсь, это позволит вам избежать некоторых “граблей”, а в комментариях участники поделятся своим опытом.
Зачем?
Конечно, ваша разработка может быть успешной и без “1С:Совместимо!”. Но я выделю несколько причин, почему все же стоит сертифицироваться.
1. Решение станет лучше. При подготовке продукта к сертификации придется перепроверить все модули, интерфейс, подготовить документацию, демо-базу и т.д. В общем обеспечить все то, что должно быть у хорошего тиражируемого решения.
2. Повышается статус вашего решения. Сертификат говорит о том, что специалисты из 1С посмотрели и проверили вашу разработку. И она соответствует стандартам 1С (ну или близка к этому). Для кого-то из потенциальных будущих пользователей это может быть существенным фактором в пользу внедрения вашего решения.
3. О вашем решении узнают партнеры 1С. Информация о сертификациях на “1С:Совместимо!” попадает в информационные выпуски 1С. Эти выпуски читают партнеры 1С (не буду утверждать, что все), и возможно как раз сейчас сталкиваются с задачами, которые помогает решать ваша разработка.
С чего начнем?
Начнем с официальной информации на сайте 1С. Там есть общая информация, условия и требования к программным продуктам.
Кратко общая информация по “1С:Совместимо!”:
- Сертификат выдается на 2 года.
- Сертификация проводится бесплатно, если вам достаточно 2-х попыток внесения изменений по замечаниям. За каждые последующие 2 попытки - 6000 р. (на момент публикации).
- Сертифицировать можно не только конфигурации, но и дополнения к конфигурациям (как было в моем случае), комплекты отчетов / обработок, внешние компоненты, сторонние программы, взаимодействующие с 1С.
- Сертификат дает право использовать логотип «Совместимо! Система программ 1С:Предприятие».
Страницу с требованиями предлагаю распечатать, и отмечать или вычеркивать пункты, которые вы “отработали” (т.е. которым ваш продукт удовлетворяет).
Регистрируемся как разработчик конфигураций в 1С
Этот момент трудно заметить при беглом просмотре требований (находится в п. 2.10.1). Я наткнулся на него в самом начале проверки. Без регистрации названия разработчика сертификация на “1С:Совместимо!” не проводится.
Регистрация разработчика не требует наличия готового к сертификации программного продукта - можно выполнить ее заранее. Тем более что это занимает некоторое время (у меня заняло неделю).
В результате регистрации у 1С появится информация о компании разработчике, за которым будет закреплено уникальное имя файлового каталога. При установке шаблона конфигурации в каталоге шаблонов должна создаваться такая структура папок: “<имя каталога разработчика>/<имя каталога конфигурации>/...”.
Для регистрации разработчика отправляем в 1С на адрес v8@1c.ru письмо следующего содержания::
Название разработчика: ________________
Код партнера: _______-___ (не обязательно)
Прошу зарегистрировать название разработчика:
для файловых каталогов: ______
для наименований шаблонов конфигураций: _________
Также приложить к сообщению скан официального письма с подписью руководителя организации и печатью (см. пример в приложенном к статье комплекте документов). Кому: “В отдел разработки методических решений (конфигураций) фирмы «1С»”.
Это же письмо требуется отправить в 1С по факсу (см. здесь первоисточник). Не знаю насколько это требование актуально - сейчас зачастую найти факс не так то просто. Но есть онлайн-сервисы и мобильные приложения для отправки факсов. Некоторые позволяют отправить одну страничку бесплатно (чего в нашем случае вполне достаточно).
Зарегистрировать наименование или сообщить об отказе в регистрации по регламенту должны за одну неделю.
Приводим разработку к стандартам 1С
Требования к программным продуктам для сертификации на Совместимо во многом исходят из “Системы стандартов и методик разработки конфигураций для платформы 1С:Предприятие 8”. В требованиях есть как ссылки на отдельные разделы “системы стандартов”, так и явные заимствования из этого документа.
Выше предлагалось проверять свою разработку на соответствие требованиям “по пунктам”, вычеркивая “отработанные”. В дополнение к этому рекомендую воспользоваться стандартными функциями конфигуратора
- Проверка конфигурации;
- Проверка модулей.
Создаем демо-базу
Если вы сертифицируете свою уникальную конфигурацию или дополнение к конкретной типовой, то вопросов какой должна быть демо-база не возникает. Это будет ваша конфигурация или типовая с вашим дополнением, демонстрирующая возможности решения.
В моем случае сертифицировалось универсальное дополнение, которое можно встраивать в любые конфигурации. Само по себе дополнение, без дополненной конфигурации, практической ценности не имеет. Как быть в таком случае? Я решил разработать небольшую конфигурацию-”демонстрашку” из одного документа и нескольких справочников. Функциональности вполне достаточно, чтобы показать основные возможности решения. Но для практического решения задач автоматизации - конечно мало.
В демо-базе должен содержаться законченный пример, демонстрирующий возможности вашего продукта. При этом не допускаются имена объектов данных типа "Тест", "Товар 1", "Контрагент 3" и подобные.
Разрабатываем руководство
Продукт, передаваемый на сертификацию, должен иметь документацию (руководство пользователя). Кроме того, объекты решения должны иметь пользовательское описание (справочную информацию). Я разрабатывал сначала справочную информацию, а руководство позже - при подготовке к сертификации. Но думаю что было бы эффективнее разрабатывать и первое и второе параллельно.
Руководство должно включать:
- описания взаимодействия с платформой;
- описание установки (доступное пользователю) и системы защиты (если есть);
- концепция конфигурации
- руководство по ведению учета (возможности и порядок использования);
- все основные объекты и механизмы, заимствованные из типовых конфигураций разработки фирмы "1C", со ссылками на соответствующую типовую конфигурацию.
Для дополнений к конфигурациям также должно быть указано:
- для какой конфигурации этот продукт можно применять;
- методика подключения дополнения в конфигурацию и внесения изменений при смене релиза конфигурации (или что разработчик предоставляет пользователю свой продукт с уже внесенными изменениями после выхода релизов конфигураций);
- описание примеров в демонстрационной базе.
Пример руководства для дополнения к конфигурации можно посмотреть в материалах, приложенных к статье. Если какие-то разделы из нее вам подойдут - можете смело заимствовать.
Чаще всего документация сейчас предоставляется в электронном виде. В этом случае необходимо в файле описания состава продукта указать следующую информацию о документации (я ее указал в readme.txt):
- формат (размер печатных листов в оригинал макете) - чаще всего A4;
- с помощью какой программы можно прочитать документацию;
- количество страниц;
- наименование использованных шрифтов;
- список авторов.
Справочная информация должна содержать сведения:
- о назначении объекта;
- о способах его вызова - из меню программы, из других объектов;
- о порядке и особенностях ввода информации;
- описание реквизитов объекта, используемых пользователем;
Предполагаю, что проверяющий ваш продукт эксперт не будет вычитывать справку. Есть она - и хорошо. Но вот конечный пользователь вполне может к ней обратиться. Поэтому предложил бы разрабатывать справку, ориентируясь на то чтобы она прежде всего была полезна пользователю. А точное соответствие требованиям - на мой взгляд вторично.
Создаем поставку
У вашего продукта должна быть программа установки (инсталлятор). Конфигурация и демка должна устанавливаться в каталог шаблонов. В платформе есть функционал создания поставок. Подробно на нем останавливаться не буду, можете посмотреть например вот эту статью.
В каталоге шаблонов должна создаваться такая структура папок: “<имя каталога разработчика>/<имя каталога конфигурации>/...”. Имя каталога разработчика необходимо зарегистрировать в 1С (см. раздел выше об этом). Имя каталога конфигурации согласовывать ни с кем не нужно.
В комплекте поставки должен быть файл “readme”, открывающийся после установки. Примеры “readme” можно увидеть при установке любой типовой конфигурации. Для своего дополнения к конфигурации в “readme” я кратко описал состав поставки, инструкцию по установке в конфигурацию и информацию о документации (см. в материалах к статье).
Также обратите внимание на файл “1cv8.mft”, который создается инсталлятором в каталоге шаблона. Это манифест, к которому тоже предъявляются определенные требования. Пример правильного манифеста:
Vendor=Фирма "1С"
Name=БухгалтерияПредприятия
Version=3.0.54.15
AppVersion=8.3
[Config1]
Catalog=1С:Бухгалтерия предприятия /Бухгалтерия предприятия
Destination=1C\Accounting
Source=1Cv8new.dt
[Config2]
Catalog=1С:Бухгалтерия предприятия /Бухгалтерия предприятия (демо)
Destination=1C\DemoAccounting
Source=1Cv8.dt
Особое внимание нужно обратить на параметры “Catalog” и “Destination”:
Catalog=<Название разработчика>:<Название решения>/<Название решения> {(демо)}
Destination=<Имя каталога разработчика>\{Demo}<Имя решения>
И структура папок в каталоге шаблонов, и содержимое манифеста определяется настройками комплекта поставки. Эти настройки делаются один раз и сохраняются в файл “.edf” (см. настройки моего решения в материалах к статье).
Отправляем заявку на сертификацию
Бланк заявки на сертификацию можно скачать здесь. Она очень простая, трудностей с ее заполнением не должно возникнуть. Заполняем, печатаем, ставим подпись и печать, сканируем. Скан отправляем по адресу hline@1c.ru.
Если заявку принимают, то отправляем продукт на сертификацию. Для этого 1С предлагают запросить выделение ресурса на их FTP-сервере. Если в вашем решении используется аппаратная защита или поставка будет в “настоящей” коробке с бумажным руководством, то придется организовать доставку в отдел технической поддержки 1С.
Отрабатываем замечания
Комментарии здесь, думаю, излишни. Напомню, что после двух попыток внесения исправлений - последующие 2 попытки будут платными.
Пишем текст анонса для информационного выпуска
После успешной проверки информация о получении вашим решением сертификата публикуется в информационном выпуске 1С. Информационные выпуски появляются на сайте 1С здесь, а также попадают в email-рассылку для партнеров 1С.
Текст информационного выпуска должны будете написать вы. Об этом вас попросят после проверки решения. За основу можете взять какой-нибудь подходящий анонс с сайта 1С. Написать текст о своем решении по этому примеру и дополнить следующей “служебной” информацией:
- Название продукта
- Версия 1С:Предприятие
- Разработчик (или партнер 1С, если вы франчайзи)
- Отрасль (список отраслей можно посмотреть на сайте в разделе http://www.1c.ru/rus/partners/solutions/default.jsp)
- Вариант работы (файловый, клиент-серверный)
- Режим запуска (управляемое или обычное приложение)
- Конфигурируемость, используемая защита
См. пример в материалах, приложенных к статье.
Получаем сертификат
После того как текст анонса приняли - ждем публикации информационного письма и оповещения о готовности сертификата. 1С говорят, что обычно подготовка приказа, информационного письма и печать сертификата занимают 10 рабочих дней. Но вообще говоря срок не регламентирован. Я ждал дольше. Возможно в связи с тем, что в это время как раз готовился партнерский семинар.
Сертификат забираем в 1С самостоятельно или просим отправить его вашему дистрибьютору.
Сколько на все это уйдет времени?
Ниже таблица, в которой привожу время, ушедшее у меня на каждый этап. Это время ожидания ответа от 1С, без времени на подготовку материалов, писем и т.д. со стороны разработчика.
№ | Действие | Заняло в моем случае | Регламент |
1 | Регистрация названия разработчика | 1 неделя | 1 неделя |
2 | Подача заявки на сертификацию, предоставление продукта для сертификации | 2 недели | |
3 | Проверка решения | 2 дня | 10 рабочих дней |
4 | Отработка замечаний | 1 день | |
5 | Подготовка анонса | 1 день | |
6 | Публикация информационного выпуска | 3 недели | |
7 | Готовность сертификата | 3 дня после публикации инф. выпуска | |
В общей сложности | 1,5 месяца |
Отмечу, что после 2 недель ожидания ответа на письмо с заявкой на сертификацию, на других шагах стал через неделю напоминать о себе сам.
Заключение
После того как у вас приняли анонс - будьте готовы, что после публикации может быть довольно много обращений от партнеров 1С (это зависит от вашего продукта, конечно). В какой-то момент я отчаялся дождаться публикации и просто забыл про нее. И был застигнут врасплох, когда вдруг пошли обращения.
Если возникли какие-то вопросы - задавайте в комментариях.
Успешной сертификации!