Представляем результаты нашего нового исследования, посвященного теме профессиональной стандартизации и сертификации в сфере ИТ. Одна из главных задач работы – показать, каким образом профстандарты могут быть полезны в практике управления ИТ-персоналом предприятия.
Публикуем краткий обзор аналитического отчета, полная версия которого размещена на портале INFOSTART.RU.
Все профессии нужны
В процессе интеграции отечественной экономики и системы подготовки кадров в мировое сообщество около 10 лет назад была разработана Национальная рамка квалификаций РФ. Она представляет собой общее описание квалификационных уровней, признаваемых на федеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
Национальная рамка квалификаций (НРК) является составной частью и основой разработки так называемой Национальной системы квалификаций РФ (НСК). В нее должны войти отраслевые рамки квалификаций, образовательные стандарты, национальная система аттестации и сертификации, а также профессиональные стандарты, о которых и поговорим.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).
Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности) ведет Минтруда России, он размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» (ВНИИ Труда). На этих же ресурсах публикуется вся сопутствующая информация, в том числе о проектах профстандартов.
Минтруда России: планируется замена действующих Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) профстандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, которые получат силу закона, хотя подобная замена и «будет происходит в течение достаточно длительного периода».
В последнее десятилетие деловое сообщество и государство активно работают над созданием профессиональных стандартов в сфере ИТ. Особую актуальность это направление приобрело на волне цифровизации экономики. В профстандартах перечисляют специальные и общие знания, умения и навыки, которыми должен владеть специалист той или иной ИТ-профессии в зависимости от уровня его квалификации. С одной стороны, стандарты могут быть полезны бизнесу как инструмент оценки компетентности потенциального сотрудника и справочник, с помощью которого можно составить собственные корпоративные программы обучения и аттестации работников. В то же время, их используют образовательные учреждения и сами ИТ-специалисты для того, чтобы понимать, что нужно знать и уметь – и оставаться востребованным на рынке своей профессии.
Согласно официальной позиции Минтруда России, актуализация информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечивать государство. Повышение профессионального уровня существенно влияет на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию сотрудников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность специалистов на рынке. Тем не менее, вопросы, возникающие на практике в связи с внедрением профстандартов, являются сферой ответственности самих работодателей. Профстандарт – не должностная инструкция, он задает лишь планку современных требований и ориентиров для корпоративной кадровой политики.
Вопрос государственной важности
9 декабря 2013 года Владимир Путин провел совещание по вопросам разработки профстандартов, в ходе которого поставил ряд ключевых задач: обеспечить качество и востребованность разрабатываемых документов, ориентацию на перспективные потребности экономики, а также экспертизу профессионального сообщества. Кроме того, президент предложил создать национальный классификатор профессиональной деятельности. По его указанию, система классификаций должна стать ориентиром для профессионального образования, объединив образовательные и профстандарты с отраслевыми квалификационными требованиями.
Следом за этим 12 декабря в ежегодном Послании Федеральному собранию Путин поставил задачу создать Национальный совет профессиональных квалификаций (НСПК) для разработки профстандартов, востребованных экономикой страны. В 2014 году уже по решению НСПК на базе Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) сформирован Совет по профессиональным квалификациям в области информационных технологий (СПК-ИТ) – орган управления, отвечающий за систему профквалификаций ИТ-отрасли.
Сейчас в портфеле СПК-ИТ 27 профессиональных стандартов, цель их разработки – дать ориентиры системе образования на существующие в отрасли квалификационные требования. Экономика опирается на кадры, поэтому подготовка новых квалифицированных специалистов, владеющих необходимыми для работы знаниями и умениями, имеет огромное значение. Требования к фундаментальным знаниям и практическим навыкам ИТ-специалистов, выпускаемых вузами и колледжами, не столь быстро меняются, как сами технологии. Учебные заведения, которые уже адаптировали свои программы к профессиональным стандартам, выпускают более подготовленных к работе «айтишников», которых не придется переучивать на испытательном сроке.
Ольга Позднеева, менеджер проекта оценки квалификаций в области ИТ, СПК-ИТ: «Наличие квалифицированного ИТ-персонала – одно из условий успешного внедрения цифровых технологий. Сегодня существует проблема поиска квалифицированных ИТ-кадров, и она стоит сейчас перед всеми организациями, стремящимися активно функционировать и развиваться. Текучесть кадров наблюдается среди специалистов разного уровня, а подбор новых сотрудников – это большие расходы для компании, как времени, так и денег. Использование профстандартов позволяет правильно формулировать требования для ИТ-вакансий и помогает определять необходимое число сотрудников и компетенции, которыми они должны обладать, чтобы эффективно выполнять свои роли».
Профстандарты – рекомендации по применению
По мнению экспертов факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, авторов методики проектирования квалификационных рамок в области информатики, для того чтобы было легче разобраться, к чему «годен» специалист, работодателю нужно иметь удобный инструмент, позволяющий определить, на какие должности подходят выпускники тех или иных направлений и уровней подготовки. В силу отсутствия такого инструмента мы попытались соотнести ИТ-профстандарты со стандартами среднего и высшего образования в области информационных технологий и действующим справочником профессий Минтруда. Результат сопоставления отражен в таблицах (в полной версии отчета) – с их помощью можно получить представление о требованиях к компетенциям (знаниям, трудовым навыкам и умениям) ИТ-специалиста той или иной квалификации по диплому и узнать, к какой профессии он принадлежит и, соответственно, какую должность в организации мог бы занимать.
Профстандарты в области ИТ пока не входят в число обязательных, поскольку к ИТ-профессиям закон не предъявляет каких-либо квалификационных требований (ст. 195.3 ТК РФ), однако все может измениться. В части учета действующих профстандартов в тексте трудовых договоров и должностных инструкций Минтруда России поясняет, что работодатель определяет их содержание с учетом ст. 57 ТК РФ. При этом профессиональный стандарт можно применять как рекомендательный методический документ. Как правило, организации используют профстандарты для:
- оценки потребности в работниках с определенным уровнем квалификации;
- правильного подбора и расстановки кадров;
- рационального разделения и организации труда;
- разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников;
- определения трудовых обязанностей с учетом особенностей применяемых технологий;
- организации подготовки и дополнительного профобразования работников;
- организации труда в целом;
- установления систем оплаты.
Аттестация ИТ-специалистов
Аттестацией специалистов в форме профессионального экзамена занимаются организации, наделенные Советами по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации (НОК) в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Такие организации называются «центрами оценки квалификации» (ЦОК), и сведения о них в обязательном порядке публикуются в государственном Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации.
На данный момент СПК-ИТ наделил полномочиями ЦОК только одну организацию, она работает в пилотном режиме по ограниченному набору квалификаций. В перспективе подобные центры должны появиться во всех регионах страны.
Процедура НОК заключается в подтверждении соответствия квалификации положениям профстандарта и проводится на основании заявления соискателя и договора, заключенного между ним (либо его работодателем или другим заинтересованным лицом) и ЦОК. Важно отметить, что согласно ст. 196 ТК РФ оплата прохождения НОК осуществляется за счет работодателя, если он сам направил своего сотрудника на независимую аттестацию. Плюсом являются право организации в целях налогового учета включать такие затраты в счет прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и право работника – получать соответствующий налоговый вычет.
Профессиональный экзамен проводится на площадке ЦОК и, в общем случае, содержит теоретическую часть (тест) и практическое задание на выполнение трудовых функций. Успешно прошедшие испытания соискатели получают государственные свидетельства о квалификации установленного образца, остальные – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации по «работе над ошибками». Впрочем, любой соискатель вправе подать апелляцию.
Основное отличие НОК от внутренней аттестации персонала на предприятиях состоит в том, что независимая оценка дает возможность подтвердить квалификацию и получить признание на уровне профессионального сообщества в целом, а не только с точки зрения конкретного работодателя. Предполагается, что в перспективе развитие системы НОК в стране приведет к тому, что свидетельство о квалификации станет преимуществом при трудоустройстве. Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и проведение НОК, размещены на сайте НСПК.
Добавим, что в соответствии с разъяснениями Минтруда России, работодатель может проводить аттестацию работников на соответствие профстандартам самостоятельно. Однако следует учесть, что специалисты, не имеющие подготовки или стажа работы, установленные в разделе «Требования к квалификации» профстандарта, но обладающие опытом и выполняющие свои обязанности качественно и в полном объеме, назначаются или остаются на соответствующей должности в равных правах и на одинаковых условиях с лицами, имеющими необходимые подготовку и стаж.
В перспективе
СПК-ИТ постоянно проводит экспертизу новых «айтишных» ФГОС на соответствие профстандартам, а также профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Так, в 2017 году актуализирован справочник ИТ-профессий Минтруда России, призванный упростить профориентацию и выбор траектории повышения квалификации. Эксперты АПКИТ совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ провели исследование потребностей ИТ-отрасли в кадрах на перспективу до 2024 года. Полученные результаты зафиксированы в целевых показателях госпрограммы «Цифровая экономика».
По направлению развития независимой оценки квалификаций СПК-ИТ организовал разработку оценочных средств для профессиональных экзаменов. Продолжается отбор экспертов и организаций, которые будут проводить аттестацию ИТ-специалистов.
Профильные СПК создаются во многих отраслях, развитие системы профессиональных квалификаций идет разными путями и имеет различные приоритеты. По мнению экспертов, для ИТ-отрасли, в силу дефицита квалифицированных кадров, наиболее важными направлениями пока остаются профессионально-общественная аккредитация и гармонизация ФГОС с профстандартами.
Разрешается любое использование текста или его фрагментов с обязательным указанием первоисточника: «Информационно-аналитический центр «Инфостарт» (infostart.ru/public/918404/).