gifts2017

Кризис и рынок услуг 1С

Опубликовал Виталий Сереженко (serezhenko) в раздел Сообщество - О жизни

Удивлен, что на сайте еще не появилось статей на злобу дня! А может я что-то пропустил? Попробуем собрать во едино разрозненные мысли о рынке услуг 1С в кризисные времена...

Одним из ключевых факторов, который должен изменить лицо рынка услуг 1С, является минимизация затрат нашими клиентами.

Проекты

Сейчас начинают экономить почти на всем, в том числе и на ИТ. Проще всего сэкономить на крупных цифрах, значит инвестиционные проекты по внедрению новой информационной системы клиенты отложат на потом - количество крупных проектов должно сильно сократиться.

Сопровождение

Клиенты находящиеся на сопровождении так же будут пытаться экономить. Отказ от абонентских договоров и переход на разовые вызовы специалистов, вот вероятный сценарий. Прибавьте сюда попытки найти более дешевый час и попытки навязать больше работ за меньшие деньги.

Продажи ПО

Нельзя сказать, что покупать 1С не будут - будут, но значительно меньше. Кроме того придется сильно "прогнуться", что бы продать коробку клиенту. Наверняка многие франчи будут падать в цене, как минимум в виде "включенных бесплатных часов". Как понимаете маржа при этом сильно упадет.

Рынок труда

Наверняка не многие руководители клиентов не устоят против соблазна "оптимизации" численности сотрудников своих ИТ подразделений. Здесь как говорится 3 варианта: увольнение, сокращение рабочего времени или сокращение зарплаты. Видимо и в среде партнеров 1С будут похожие тенденции, например перевод сотрудников с окладов на сдельщину.
Что будет делать в этом случае человек, подвергшийся "репрессиям"? Правильно, пытаться заработать. Искать новую работу, что весьма проблематично. Новые сотрудник не нужны, старые держатся за места. И/или пытаться подработать - вот он, расцвет поры "черных внедренцев"!

Кому не повезет особо

На крупных проектах, например на внедрении УПП, как правило работают несколько "узких" специалистов. Постановщики/консультанты, умеющие хорошо общаться и программисты/"кодеры", для которых перебросится парой слов с клиентом - смерти подобно. Думаю таким людям придется особенно трудно. Ведь найти приработок для них на ниве мелких клиентов будет очень трудно. Менеджерам по продажам к стати, что же придется не сладко.

Итоги

Что имеем в сухом остатке? Рынок услуг 1С становится меньше, клиент "мельчает", растет конкуренция, цены на услуги падают. В этом свете не кажется фантастическим падение цен и на 30% и на 50%. новое лицо франчайзинга - мелкие компании 3-10 человек, может быть даже без офиса или снимающие угол в обшарпанной комнате в 10 квадратов, со старой мебелью, вентилятором и деревянными рамами в окнах, заклепанных бумажными полосочкам на зиму. Востребованным будут "универсальный" специалист, который сами себе и программист и постановщик и методист и менеджер. Но таких людей не много, думаю у них и в трудные времена будут заказы.

Материал не претендует на "монументализм", автору хотелось бы выслушать мнение остальных участников сообщества на эту тему.

См. также

Подписаться Добавить вознаграждение

Комментарии

1. Василий Демидов (Душелов) 29.01.09 15:24
Я уже был сокращен, мне была урезана зарплата...
Сейчас выплата идет частичная.... Это про основное место работы...
А заказы есть... На пиво хватает...
Крупных проектов, правда уже нет, те которые должны были быть - выжидают...
2. Александр Рытов (Арчибальд) 29.01.09 15:30
На самом деле, не всегда все будет так плохо. Будет и хуже...
3. Доржи Цыденов (support) 29.01.09 16:05
Последний абзац мрачноват. Но есть один момент, те кто содержал большие отделы ИТ, после его сокращения, к кому будут обращаться? Скорее всего к франчайзи или фрилансерам. Возможно тогда аутсорсинг и начнет свое победоносное шествие по России. Но пока клиент еще не созрел, пытается переждать.
4. Леонид Попов (popov.leonid) 29.01.09 16:16
Автор подчеркнул общие тенденции достаточно четко. Выскажу свое мнение:
Переносят кризис только организации в которых было умное управление и велась продуманная качественная работа с клиентом на удержание. Если у фирмы есть хорошие заделы в виде большого числа клиентов на постоянном сопровождении, лояльные и материально заинтересованные (смотивированные) сотрудники, и умные технологичные руководители, то трудные кризисные времена это всего лишь больше упорства в поиске и удержании клиента, смена направления усилий (новые предложения для клиентов по сокращению затрат за счет технологий, таких как удаленное сопровождение, настройка, обслуживание). Такие клиенты с большой вероятностью даже не потеряют специалистов. А вот прочие фирмы несомненно ждет развал. Это проявляется в отделении отделов в маленькие фирмы, ИП, которые уведут наработанную клиентскую базу и даже не будут пытаться заключить договора франчайзинга и вырасти в крупную организацию. Наиболее самостоятельные специалисты станут фрилансерами и составят конкуренцию другим фрилансерам и франчайзи уже на рынке страны. Что касается падения цен, то это не совсем так. Продавцы товаров играют на понижение скидками пытаясь объемами спасти положение. На рынке услуг работу игра с ценами на понижение очень опасна и вредна. Будут больше прелагать за ту же стоимость, но о падении цен на услуги говорить не стоит, особенно на фоне обесценивания рубля. Наоборот в узких секторах, малоподвернувшихся воздействию кризиса, фирмы с уникальными программами для них могут поднять цены на услуги. В любом случае говорить более чем о 10% понижении цен на услуги не имеет смысла. такие фирмы просто не выживут. Фирмам франчайзи работающим тольк с крупным клиентом будет очень тяжко, т.к. именно крупные производственные предприятия с длинным производственным циклом наиболее тяжело приходится в кризис и естественно выплата зарплат своим сотрудникам приоритетнее инвестиционным ИТ проектам. Такие фирмы как правило имеют высококлассных специалистов и лучшее решение для них в кризис - это ИТ аутсорсинг с созданием совместного предприятия с поставщиком холдингом. Поможет и перевод клиентов на сопровождение ServiceDesk, HelpDesk т.е. предложения по сокращению затрат на поддержку уже внедренных систем.
5. Александр Венгер (venger) 29.01.09 16:17
(3) > Последний абзац мрачноват.

Но очень уж похож на правду:-)
6. Трактор Трактор (Трактор) 29.01.09 16:50
Ничего! Совсем плохо станет - пойдём работать!
Я умею копать :-)
7. Алексей Коробов (WiseSnake) 29.01.09 17:30
(0) Все верно!!
Но, по моему, сказать что будет дальше не сможет даже самый продвинутый финансист. Экономика находится в стадии перелома.
Казалось бы цены на российские товары должны дешеветь (бензин дешевеет, зарплату урезают, кушать меньше не стали), но нет, товары дорожают! Парадокс!
Но в то же время я знаю что некоторые франчи уже подняли! цены за услуги. Зачем? Да чтобы не остаться без штанов, потому что клиенты уменьшили ЧАСЫ по договору обслуживания. Так что цены на услуги сопровождения пока растут. Парадокс!
Мое мнение по поводу кризиса:
На мой взгляд как минимум на 30% это чистой воды паникерство. Некоторые фирмы, даже если у них доходы незначительно отличались от доходов за этот же месяц в прошлом году начинают сокращать штат. А некоторые НАМЕРЕННО это делают, типа перед людьми есть оправдание. А некоторые вообще молодцы! понавыписывали себе МЕГА_премии когда кризис начинался, ясный-красный у них доход упадет. Многие если заглянут в свои базы 1С легко могут это увидеть )))).
На мой взгляд в этот период выживут фирмы, которые жили за счет собственных средств (то есть с грамотным руководством), а не те, которые жили за счет рефинансирования своих кредитов, а всю прибыль распихивали по карманам.
Что не происходит, все происходит к лучшему. Слабые игроки уйдут. Более сильные, с более грамотным руководством придут и займут освободившуюся нишу. И все устаканиться, главное, чтобы сильные мира сего помогали скорейшему урегулированию экономики, а не рассовывали бабло по карманам на трудные времена, как это в России обычно происходит.
Вот такое вот мнение.
8. Роман Петров (PeRom) 29.01.09 18:28
0. Статья хорошая, настоящее положение описано верно. Что будет дальше?
ИМХО можно провести аналогию с 1928-29 годом, когда начались реформы сверху, а большая часть "элиты" и всякая шушера, типа менял и фарцовщиков все реформы саботировало. Сейчас и идёт примой саботаж - банкам деньги выделены, а в экономике их нет вообще, что только усугубляет последствия реформ. Поправки в УК о гос измене уже внесены, ждём результатов...
А насчёт будущего, в 4. popov.leonid верно говорит, кто умеет и хочет работать - те так и останутся работать, независимо от формы работы(франч, фикси или фри), а кто пытаеется просто кушь сорвать - уйдут в небытиё, будут учиться копать.
dmd; mdzen; +2 Ответить
9. Kom-off (Kom-off) 30.01.09 10:14
Простите великодушно, но мне кажется, что слово "моржа" пишется через букву "а". Исправьте, пожалуйста, а то "глаз режет".
10. konsul_mart.ru (Константин С.) 30.01.09 10:23
Снижение зарпат и увольнение, скорей всего общая тенденция можно сказать за компанию. Работу ИТ службы как и бухгалтерии отменить невозможно.
Счас идет общая эйвория кризиса, а если конкретно спросить из-за чего он случился, на отдельно взятом предприятии, сказать не могут.
А специ по 1С, их раньше нехватало, думаете их больше стало? Наврядли. Сейчас на рынок вывалятся менее квалифицированные, хороших в огранизации будут держать понимая что найти их сложно.
11. Виталий Сереженко (serezhenko) 30.01.09 10:25
(9) Я безмерно польщен вниманием с вашей стороны, но ничего не поделать... Что написано пером, не вырубить топором :) - куда то пропала кнопочка "редактировать"
12. Виталий Сереженко (serezhenko) 30.01.09 10:28
Ой появилась! Исправил...
13. larissa builova (larisab) 30.01.09 11:30
(0) Хорошая статья. Особенно понравилось
>Востребованным будет "универсальный" специалист, который сами себе и программист и постановщик и методист и менеджер. Но таких людей не много, думаю у них и в трудные времена будут заказы.
Прям бальзам на душу. В тяжелые времена связка консультант - кодер становится наиболее уязвимой, т.к. требует больших затрат и окупается на больших внедрениях, у клиентов большие внедрения урезются в первую очередь. Но есть один момент: появились конторы, их, конечно, немного, желающие в целях экономии средств перейти с навижена на 1с, и для франчей в таком случае все только начинается. Так что вполне возможно что в этом секторе как раз начнется рост продаж.
14. Владимир (svsrus) 31.01.09 13:21
Ничего. У нас страна большая, земли много. Домик за городом есть =) Куплю корову, пару хрюшек и поеду пережидать кризис )
15. prog-2008 (progr-2008) 31.01.09 17:12
Да, только-что работали на большом проекте УСО (УПП для строительства), уже и бюджетирование сделали, управленческий учет, сетевое планирование.
А заказчик - строительная организация. Из-за кризиска - у него самого деньги пропали. Проект остановили.
Теперь ищу работу - Санкт-Петербург.
16. Igоr Sаulеviсh (gutentag) 05.02.09 00:47
...Например, моя организация размещает заказы в Сибире, где стоимость услуг программеров в два раза ниже московских.
17. Андрей Ярославцев (black_doctor) 29.05.09 15:11
ну и правильно, сиберс молодцы, у меня там хорошая знакомая работает...
мне кажеться аутсорс все таки приживеться...
в начало кризиса было сложно с заказами, и сейчас "не фантан", но все таки чувствуеться как "подработки" стали появляться, вот эта неделя прошла на 3500(500р/час).
с Ноября первый месяц "удачный", раньше фрилансил, от 35 до 70-80 выходило на мелочях, обменах ,печатных формах, ну иногда и что то по мудренней писалось...
сейчас же заказы усложняються... в итоге получаеться, что если раньше я оценивал работу в 3 часа, то теперь пишу 2(хоть тратишь 3), приходиться снижать цены, потому как "без средств" сидеть не хочеться...
и на основной работе з\п снизили на 30%, ну хоть не уволили, за просматривая вариант с предложениями, нашел более интересные для себя, теперь веду переговоры, итоги будут известны в ближайшее время!
Работа есть, только ее работать нужно !!!
18. Виталий Журавлев (dmd) 11.10.11 20:15
Всегда будет спрос на аутсорс. Вопрос в цене и качестве.
Для написания сообщения необходимо авторизоваться
Прикрепить файл
Дополнительные параметры ответа