Преимущества табличного документа
В свое время, когда компания «1С» выпустила версию 7.7, а потом 8.0, табличный документ просто поражал воображение:
-
Главное его отличие от конкурентов в том, что он интерактивный – с помощью расшифровок и обработки событий можно делать «живые» отчеты.
-
У него очень много интересных возможностей, в частности, различная ширина колонок.
-
Его очень просто использовать и очень просто делать макеты. Это очевидные вещи, прошу прощения, что рассказываю то, что всем известно. Программисты очень быстро осваивают этот инструмент и начинают делать отчеты. Пользователей тоже не нужно учить – бухгалтера, которые никогда не видели компьютер, очень быстро осваивают отчеты, построенные на табличных документах, и очень лихо работают со всякими оборотно-сальдовыми ведомостями, шахматками и прочим. Тыкая в цифры, «проваливаются» и получают расшифровку, откуда эта цифра взялась.
Попытки построить системы, подобные 1С, были очень успешными, пока не возникала необходимость в написании отчетов. Когда же речь заходила про написание отчетов – никто не мог повторить успех.
Оптимизация формирования отчетов. «Кэш областей»
Табличный документ – очень удобный, но о его использовании существует несколько мифов.
-
Считается, что если в отчете используется сложный макет, и нужно использовать «Присоединить», то он формируется очень долго, даже если запросы написаны оптимально, данные подготовлены и заранее посчитаны.
-
В случае, когда заранее непонятно, какая у финального отчета будет структура – она генерируется только в момент его формирования, не используйте «Присоединить». Вместо этого рекомендуется использовать методологию, которую мы у себя в компании назвали «Кэш областей».
Что значит «Кэш областей»? Это – коллекция заранее построенных областей, чтобы не строить их при выводе каждой строки во время формирования отчета. Перед выводом отчета уже понятно, какие области будут использоваться, поэтому мы можем построить их заранее. Важно отметить, что построить нужно сразу все области, которые будут использоваться – это и «Заголовок», и «Шапка», и «Строка», и «Подвал», чтобы они все встали друг над дружкой, и чтобы последующая область не съехала из-за того, что в предыдущей области какие-то ячейки не были выведены (многие знают этот эффект).
Легко сказать, но как же это сделать? Я, кстати, подобного решения не видел даже в типовых конфигурациях и на Инфостарте поискал специально – никто об этом не говорил.
Здесь приведен пример упрощенной процедуры, которая генерирует эти области.
Суть в том, что все эти действия с методом «Присоединить» мы должны сделать заранее при построении только одного экземпляра каждой области – только один раз. При построении этой области мы должны бережно перенести туда все настройки из макета – задать параметры, расшифровки. А потом эти сгенерированные области поместить в какую-нибудь коллекцию – в соответствие или в массив. И во время формирования отчета пользоваться уже заранее построенными областями, заполнять их параметры и выводить.
Это дает профит в виде кратного увеличения скорости при выводе отчета. Например, с 20 минут до нескольких секунд. У нас очень большая база, и некоторые отчеты нам удалось таким образом существенно оптимизировать. Это – реальный факт.
Оптимизация для быстрого сохранения отчета
Еще говорят, что табличный документ с большим количеством строк долго сохраняется – в Excel или в MXL. Чтобы отчет сохранялся быстро, его нужно к этому подготовить – не нужно сохранять тот же отчет, которым пользуются бухгалтеры (с расшифровками, со ссылками, со сложными объектами). Если использовать только примитивы (строки, числа и прочее), отчет сохранится гораздо быстрее (тоже идет кратное увеличение скорости). Это потребует определенной переработки кода, зато даст результат.
Варианты применения табличных документов
Варианты применения.
-
Конечно же, печатные формы и отчеты – но это скучно;
-
Табличные документы используются для хранения настроек в макетах конфигурации – для каких-то предопределенных значений и прочего;
-
Простой и быстрый экспорт/импорт небольшого объема данных – можно очень быстро выгрузить данные, чтобы потом их загрузить в другой базе;
-
Можно также строить интерфейсы.
Пример сложного интерфейса, построенного с использованием табличного документа.
Пожелания и проблемы
Почему я вышел с этим докладом? Для того, чтобы обратить внимание на этот компонент 1С, который, к сожалению, в последние годы перестал развиваться. При всей его замечательности у него существует ряд проблем, которые, почему-то не решаются. Хотелось бы обратить внимание, в том числе компании «1С» на эти проблемы.
Нет интерактивной работы с областями в режиме предприятия
Первое, тривиальное пожелание – добавить интерактивную работу с областями в режиме «1С:Предприятие». Для чего это нужно?
Табличный редактор в режиме конфигуратора сильно отличается от того, который есть в режиме «1С:Предприятие» – в пользовательском режиме мы не можем задавать области, а было бы полезно, чтобы непосредственно пользователи могли создавать по заранее обговоренным соглашениям и инструкциям ценники, бейджики, договоры (некие макеты, которые можно хранить в справочниках, и которые вступают в силу с какого-то определенного числа). Такая задача реально стояла, и она так и осталась в рамках программирования – пользователям было не объяснить, как работать с областями, которых не видно.
Нет разделов для вывода разноформатного документа
Разделы. Хотелось бы, чтобы в табличном документе появились разделы, как, например, в Microsoft Word – когда нужно формировать разноформатный документ, каждая страница которого может иметь свой собственный формат – книжный, альбомный. Это очень важно для бизнеса, например, при групповой печати документов.
Объект 1С «ПакетОтображаемыхДокументов», который добавили с 8.3.6, не годится, потому что для каждого формата формируется отдельное задание на печать. А при той же групповой печати документов, кстати, задание на печать при попадании в очередь принтера печатается рандомно. То есть, невозможно задать очередность печати этих документов, используя только драйвер принтера, не используя какие-то дорогие принтсерверные приложения.
Хотелось бы, чтобы этим можно было управлять со стороны 1С.
Нет возможности программно группировать рисунки
Нет возможности программно группировать рисунки. Их можно группировать только интерактивно по правой кнопке мышки.
Почему это важно? Сгруппированный рисунок занимает гораздо меньше места в памяти – в том же задании на печать или при сохранении, чем если все его составляющие будут по-отдельности.
Нет возможности назначить обработчик расшифровки произвольно открываемому табличному документу
Обработчик расшифровки. Почему-то нет возможности назначить обработчик расшифровки с формы владельца произвольно открываемому табличному документу – для этого приходится содержать специальные формы и назначать для них обработчики. Грубо говоря, если вам нужно открывать различные табличные документы и использовать для них расшифровки, нужно специально подготовить для них какие-то формы и хранить их в конфигураторе – мне кажется, что это лишнее.
Нет генератора штрихкодов
Штрихкоды. В платформе 1С почему-то нет какого-то платформенного средства генерации штрихкодов, хотя бы в формате SVG. Если бы генерировалась XML или готовый SVG – было бы прекрасно. Система «1С:Предприятие» предназначена, в том числе, для автоматизации склада и торговли, где штрихкоды используются повсеместно – но почему-то их обошли стороной, приходится пользоваться чем-то сторонним.
Есть какой-то парк нативных компонент, которые генерируют png, есть какие-то процедуры на том же Инфостарте, я сам писал процедуры. Чаще всего для генерации мы используем компоненту «Печать штрихкодов», которая поставлялась ранее на дисках ИТС. У нее есть существенный недостаток – она работает только в толстом клиенте. Но нам приходится использовать ее и не уходить в управляемый интерфейс, потому что эта компонента не дает эффекта, про который я вам сейчас расскажу.
При печати ТабДока с картинками сильно «пухнет» задание на печать
При печати табличного документа с картинками сильно «пухнет» задание на печать. Проводились тесты – печать 1000 штрихкодов, сам MXL занимает, допустим, 4Мб, а задание на печать в 10 раз больше – 47 Мб. При печати еще большего количества картинок задание может доходить даже до гигабайта и более.
У нас был реальный опыт, когда мы в той же групповой печати документов перешли на новую нативную компоненту, и задание на печать вместо ожидаемых 1-2 минут стало уходить на печать по 20-30 минут и увеличилось до нескольких гигабайт. Это было очень печально.
Поэтому, как это ни печально, нам пришлось вернуться к старой компоненте, с которой таких проблем не наблюдается. И, соответственно, остаться в толстом клиенте.
Данная статья написана по итогам доклада, прочитанного на конференции INFOSTART EVENT 2018 EDUCATION.