Пуля

10.10.19

Сообщество - О жизни

Доля прибыли для сотрудников

Пуля – это такая система оплаты труда. Ничего сверхъестественного, идея лежит на поверхности, результаты не заставляют себя долго ждать. Название придумал не я, а собственник компании, где эта система внедрялась. Вот прям так выслушал аргументы и особенности, и сказал: «Это – Пуля!».

Он, вероятно, имел в виду, что система ему нравится, а не то, что она является мифической серебряной пулей. На самом деле, система весьма ограничена, особенно по области применения, включая собственника и планы развития компании.

Принцип Пули очень прост: платить людям долю от прибыли. Не всем, а только тем, кто стоит в цепочке создания ценности. Банально, просто и скучно. Вся фишка не в самой системе, не в дележе прибыли, а в… Ну, сами узнаете.

На высшую истину не претендую. Название «Пуля» — не претензия на оригинальность или уникальность. Просто так удобнее обсуждать, когда одним словом называется. Внедрение Пули делал сам и видел, как это делают другие. Ничего не продаю. Просто рассказываю. Без программиста во внедрении не обойтись. Поэтому, как говорится, извините, что обращаюсь к вам.
 

Предпосылки


Пуля родилась в борьбе, непрекращающейся и жутко выматывающей. У этой борьбы много имен – развитие бизнеса, повышение эффективности, лояльности и вовлеченности. Борьба эта почти всегда неравная. С одной стороны стоит собственник и, если повезет, директор. С другой – все остальные друзья, работающие в компании.

Собственник хочет развития бизнеса, пытается прикладывать какие-то усилия в этом направлении, и сталкивается с сопротивлением. Поначалу ему кажется, что сопротивление оказывает внешняя среда – клиенты, конкуренты, государство и т.д. Потом он понимает, что главное препятствие находится внутри компании – те самые друзья.

Противоречие понятно и вполне объяснимо. Люди чего-то делают и получают зарплату. Тут приходит собственник и говорит, что работать надо больше, или лучше. Нафига? Чтобы он зарабатывал больше денег. И неважно, что он обещает всю добавочную прибыль пустить на развитие компании, чтобы хорошо было всем. Люди не дураки, и понимают, что он, в лучшем случае, масштабирует бизнес – купит новый цех, или построит магазин. Им, людям, получку не увеличат. Просто друзей станет больше.

Грубо говоря, работающие сегодня должны приложить усилия, чтобы хорошо было работающим завтра. Наши бабушки и дедушки проходили подобное в прошлом веке. В принципе, судя по отзывам, они ничего против не имеют – даже, говорят, было интересно. Но хочется, как-то, что-нибудь для себя, и, желательно, в этой жизни.

Вот, собственно, и противоречие. Работать людей заставлять особо не надо – справляются. А вот что-то изменить, улучшить, ускорить, увеличить, или снизить – хрен добьешься. И никто не виноват, злодеев нет, все действуют строго в рамках собственных интересов.

Однако, из ситуации есть много выходов. Один из них – та самая Пуля. Надо только решить ключевой вопрос.
 

Ключевой вопрос


Ключевой вопрос очень прост: готов ли собственник платить постоянную долю прибыли своим сотрудникам.

Если разобраться, он и так платит сотрудникам долю. За любой период – месяц, квартал или год – фонд оплаты труда составляет определенную долю. Правда, в затратах – туда его принято относить.

Проблема в том, что эта доля постоянно меняется, от периода к периоду. И есть определенная вероятность, что эту долю получится снизить. Например, сделав что-нибудь полезное с эффективностью.

Особенно эффект может быть заметен там, где люди получают оклад. Вот есть у собственника, например, служба снабжения, которая потребляет 1 млн. рублей в месяц, с учетом налогов, амортизации, электричества и кофе с печенюшками. Если вдруг, каким-то волшебным образом, продажи вырастут вдвое, то служба снабжения продолжит потреблять 1 млн. рублей в месяц, и ее доля в прибыли (или затратах, как угодно) снизится.

Весь вопрос заключен в этом самом «волшебным образом». Тут на помощь приходит целый табор инфоцыган, которые и пытаются продать свой вариант «волшебным образом».
Собственник поддастся, послушает это «ай-нанэ-нанэ», организует внедрение чего-нибудь вроде Lean или CRM, а результата не получает. То есть получает, но обратный задуманному – счета от инфоцыган приходят внушительные, и уже явно, без вопросов встают в раздел затрат. А прибыль не растет.

Так может продолжаться довольно долго. Одни инфоцыгане сменяются другими, новые методики, системы, блокчейны и искусственные интеллекты, а собственник всё ждет, что прибыль «волшебным образом» увеличится и доля прибыли, которую он отдает своим сотрудникам, уменьшится.

Собственник не всегда видит, что инфоцыгане еще сильнее усугубляют противоречие, которое он пытается с их помощью преодолеть. У него ведь в чем была проблема: людям было пофиг его желание развить собственный бизнес. Но «пофиг» – это, как вы понимаете, индифферентность, безразличие, ничто и никак. Ноль.

Потому что собственник просил самих людей увеличить эффективность его бизнеса, не платя им за это денег. А тут что получается: раз вы не хотите бесплатно, вот вам орущие красавцы, которым я отвалю миллионы, и они сделают это за вас. Ну и на вас, как на подопытных.

Люди, естественно, сопротивляются. Кому охота быть основой успеха инфоцыган? Опять же, не получая за это никакой прибавки. Ведь есть вероятность, пусть и небольшая, что инфоцыгане дело предлагают. Но сами они это дело внедрить и запустить не могут, им нужна помощь сотрудников. Есть хоть одна причина им помогать? Чтобы они потом начали на тебя ссылаться?

В общем, чем быстрее собственник поймет, что его доля в прибыли «волшебным образом» не вырастет, тем лучше. Нет, конечно, если собственник толковый, или инфоцыгане попались приличные, то никакая Пуля не нужна.

Но если ничего не получается, то собственнику можно сесть и крепко подумать. Собственными силами не получается. С инфоцыганами – тоже. Однако, есть вероятность, что справятся сотрудники, если дать им долю от прибыли.

Вероятность, надо сказать, не очень высокая. Но хуже ведь не будет, раз сам не можешь, и внешние друзья помочь не сумели. Надо только решить для себя, готов ли ты поработать с постоянной долей прибыли для себя и постоянной же долей в прибыли для сотрудников.

В абсолютном выражении доход компании может вырасти. Если доли остаются неизменными, то и доход собственника, и доходы сотрудников в абсолютном выражении вырастут. Т.е. денег станет больше, но ими придется делиться.

Если собственник готов попробовать, то можно начинать внедрять Пулю.
 

Самозащита


Бизнес-программирование учит, что в любую систему надо закладывать самозащиту. Риски должны быть минимальными, и, в случае провала, надо иметь возможность быстро откатиться к исходной точке, не потеряв кучу денег и бизнес.

В Пуле самозащита заложена в самом принципе. Собственник соглашается, что отдает сотрудникам долю прибыли, и эта доля – неизменна. Значит, на старте надо определить, устраивает ли в принципе эта доля собственника.

Бывает ведь, что бизнес уже работает в минус. В таком случае Пулю внедрять нельзя – надо сначала с затратами разобраться.

Если же доля туда-сюда устраивает, можно начинать. Только не забыть с людьми поговорить и объяснить им суть эксперимента.

В данном случае люди являются не объектом, а субъектом эксперимента. Грубо говоря, собственник берет их в долю, и они получают возможность напрямую, и в значительной степени, влиять на происходящее. Они теперь напрямую заинтересованы в том, чтобы компания развивалась. Чем больше продаж и прибыли, тем выше их доход. Ну и наоборот.

А собственник как бы в сторону отходит, почти на равных правах. Теперь, если компания рискует, то прям компания рискует, то есть вся, а не только собственник. Получится – все озолотятся. Не получится – все останутся без штанов.
 

Самозащита сотрудников


Я рекомендую заложить в систему самозащиту сотрудников. С одной стороны, доля в прибыли позволяет заработать больше. С другой стороны, есть большой риск заработать не просто меньше, а сильно меньше.

Рядовой сотрудник, как правило, не очень хорошо себе представляет риски бизнеса, т.к. привык получать оклад. Если случается месяц с плохими продажами, то выкручиваться приходится собственнику, чтобы хоть как-то рассчитаться с сотрудниками. Он, конечно, срежет премии и прекратит действие корпоративной программы по посещению бассейна, но прям до боли не дойдет – все получат свой оклад.

Поэтому просто перевести на чистую долю от прибыли – слишком рискованно. Люди испугаются и, в случае чего, побегут, крича на ходу, что собственник их обманул и оставил без штанов.

Вариант предлагаю простой: неснижаемый оклад. Если по-новому, исходя из доли прибыли, получилось больше, чем оклад, то платить по прибыли. Если же оклад выше, то платить его.
Но не всё так просто – слишком уж удобно получается для сотрудников. Лучше запоминать разницу.

Например, в первый месяц прибыль плохая, и выплатили оклад. Ок, переживем. Только разницу между окладом и долей прибыли запоминаем, и сотрудник будет нам ее должен. В следующем месяце сработали хорошо – отлично, получай по прибыли, но за вычетом разницы, образовавшейся в прошлом месяце.

Ну и границу терпения надо установить. Например, если в течение трех месяцев идет оплата по окладу – эксперимент можно признать неудачным и отменить, вернувшись к точке отсчета. В таком случае риск, в суммовом выражении, известен заранее.

Да, а положительную разницу между суммой по прибыли и по окладу запоминать не нужно. Сотрудники, как и собственник, должны быть в постоянном тонусе, иначе слишком велик будет соблазн в какой-то момент расслабиться и получать оклад без какого-либо чувства вины.
 

Начальные доли


Тут предлагаю не париться. Раз уж собственник на старте решил, что доля ФОТ его устраивает, то ее и принять за отправную точку.

Например, если зарплата снабжения, по факту, составляет 5 % от прибыли, то такой процент и принять в качестве доли. Аналогично поступить с любыми другими должностями, находящимися в цепочке создания ценности.

Проще всего, обычно, с продавцами – там и так платят процент от прибыли, выручки, или оплат. Надо лишь привести к общему показателю – прибыли.

Там, где внедрялась пуля, в цепочку вставали продавцы, снабженцы, кладовщики, конструкторы, производство.

С продавцами понятно, не буду объяснять.

Снабженцы – в общем-то, тоже. От их работы зависят и продажи, и производство, и даже конструкторская разработка – надо вовремя заказывать опытные образцы деталей.

Кладовщики – не сказать, что прям в цепочке ценности стоят, но их до кучи закинули, потому что у них и так была почти сдельная оплата труда.

С производством тоже понятно. Эти парни производят то, что потом продается.

Конструкторов включили, чтобы они хоть на секунду в своей жизни задумались о продажах, деньгах, прибыли и клиентах. А то они, как программисты, предпочитают стоять в стороне. Не забывая, конечно, жаловаться, что мало платят.
 

Хитрость


Вот тут наступает момент для важной хитрой хитрости. Долю надо определять на функцию в целом, а не на сотрудника.

Если 5 % на снабжение, то 5 % на снабжение, а не 0.5 % на снабженца (если их в начале эксперимента было 10 человек).

Ну т.е. не важно, 10 там человек или 50 – получают всегда 5 % от прибыли, на всех.

Во-первых, это – один из элементов самозащиты системы от раздувания штатов. А то начальник снабжения и жену, и тещу трудоустроит к себе, чтобы получать нехилый процент от прибыли.

Во-вторых, это стимул к повышению эффективности путем сокращения персонала. Увы, но красивые девочки, которые только кофе наливают начальнику и протоколы собраний печатают (силами сисадмина) еще встречаются.

Теперь такая девочка будет обузой не для собственника, а для всего отдела снабжения. В том числе – для начальника. Не, если весь отдел снабжения хочет видеть рядом красивую девочку – в рот ногами, они сами решают, куда свой процент от прибыли тратить.
 

Дележка


Важно избежать и другой крайности – тупо отдавать процент на отдел, чтобы делили, как хотят. В принципе, иногда это, наверное, оправдано. Но примеры, которые я видел в жизни, говорят об обратном.

Если долю просто отдавать начальнику отдела, чтобы он ее делил по своему усмотрению, то получится не эффективная функция, а Оверлорд с прихвостнями. Ключевым условием высокого дохода будет не хорошая работа, а хорошие отношения с начальником.

Приличные люди в таких условиях работать не смогут и уйдут, даже несмотря на потенциально высокий доход. Тем более, что мы ведь говорим не только о продавцах, для которых выстраивание отношений с кем угодно – часть профессии, но и о тех же конструкторах.

Поэтому, правила дележки должны быть прозрачными – и внутри функции, и вне ее. И, желательно, автоматизированными. Приведу несколько примеров.
 

Примеры дележки


С продавцами всё просто. Есть заказ покупателя, в нем есть менеджер. По умолчанию это – менеджер, закрепленный за клиентом, но может быть и кто-то другой (на случай отпуска или увольнения основного).

Если продавцы двух типов – активные и сопровождение, то процент по заказу делится в оговоренной пропорции. Активный – тот, кто нашел клиента. Сопровождение – тот, кто оформляет и сопровождает сделку.

Если над сделкой работали двое, то обоих и указать в заказе. Точнее, дать возможность им самим указать.

Снабжение проще поделить по номенклатуре. Там, где это внедрялось, поделили по категориям. Например, все кованные и литые заготовки закупает один, все шестеренки – другой, прокат – третий и т.д.

Доли в прибыли считаются по долям стоимости материалов и деталей, которые снабженцы купили. Грубо говоря, доля снабженца в прибыли равна доли купленных им номенклатур в себестоимости.

Такой способ не всегда подходит, т.к. в стоимости могут быть перекосы – например, если какая-нибудь деталюха возьмет на себя половину себестоимости. Но в том контексте, где это внедрялось, таких перекосов было мало – двух видов.

Первый – здоровенные корпусные детали. Но все собрались и рассудили, что с ними всегда столько геморроя из-за качества литья/поковки, что не стрёмно кучу денег отвалить тому, кто ими занимается. Потому что желающих и так не было.

Второй – мелкие дорогие детали, какие-нибудь штуки повышенной твердости. Настолько повышенной, что хрен где купишь. Тут еще проще: они нужны настолько редко, а трудностей настолько много, что не страшно заплатить много.

С конструкторами поинтереснее – им назначили авторский процент. Грубо говоря, есть доля в прибыли – пусть будет 5 %. Так вот, к каждой позиции номенклатуры приделывается табличка – доли участия каждого конструктора.

Например, нарисовал конструктор деталь, от начала и до конца. В табличке будет единственная запись с его фамилией, и долей 100%. Значит, при продаже этой детали – отдельно или в составе изделия – он будет получать 5% от прибыли.

Потом другой конструктор внес доработку и оформил извещение – в табличке появляется вторая строка с его фамилией и, допустим, долей в 10 %. Соответственно, процент от прибыли поделится в отношении 9 к 1.

Встает вопрос – что делать, если конструктор уволился? Мы решили, что в этом случае его доля «сгорает». Если ему «принадлежало» 90 % авторских на эту деталь, то выплачиваться будет только 10 % — тем, кто еще работает. А когда деталь опять будет доработана, то доли пересчитаются.

У кладовщиков, на тот момент, уже действовала сдельная система в рублях за килограммы деталей, которые они отгрузили/оприходовали/перетаскали. Эту систему и оставили, только рубли за кг теперь означали не абсолютный доход, а долю в прибыли.
 

Автоматизация


Всё это дело надо быстренько автоматизировать. Ничего особо сложного нет – надо лишь добавить соответствующие поля в сущности, вроде заказов покупателей и поставщикам, номенклатуру, автоматизировать извещения и т.д.

Главное – чтобы себестоимость у вас считалась максимально быстро и точно. Ну и прибыль, соответственно. Пока прибыль интересовала только собственника, никого не парило, что расчет себестоимости заканчивается 20-го числа следующего месяца. Теперь эту цифру желательно иметь в первых числах месяца.
 

Первый затык


Первым же затыком, в который упирается запуск Пули, являются должностные обязанности. И это – одно из главных преимуществ пули.

Вернемся чуть назад, в наше темное прошлое. Были какие-то отделы и сотрудники. Они все чего-то делали – целую кучу обязанностей. Часть предписывали делать регламенты, инструкции и процессы. Другую часть люди придумали себе сами. Третью часть составляли всякие поручения от вышестоящих и параллельно расположенных начальников и сотрудников.

Люди чего-то делают, и получается какой-то результат. Связать то, что люди делают, с результатом, т.е. прибылью, было невозможно. Кроме продавцов, разумеется. Но это никого не парило – оклад ведь платили.

Сидел снабженец, и заказывал необходимые детали и материалы. Необходимость этих деталей определялась каким-нибудь планом, отчетом или еще черт знает чем. Кроме этого, он еще составлял какой-нибудь отчет, вроде дефицитной ведомости. Еще его заставляли делать фотографию рабочего дня, иногда. Еще он должен отвечать на письма, ходить на совещания, и т.д.

А теперь – бдымс, и платят за прибыль. Возникает когнитивный диссонанс. Нафига делать децифитную ведомость? Как она помогает больше заработать? Зачем отвечать на письма бухгалтерии, экономистов, программистов и т.д.?

Первые несколько дней люди, по инерции, продолжают работать, как работали всегда. Но потом возникают вопросы – у них самих, у их начальника, у других подразделений: нахера вы это делаете?

И тут начинается самое интересное. Зачастую никто вообще не может вспомнить, зачем выполняется какая-то обязанность, для кого составляется отчет, кто читает письма или следит за каким-нибудь дурацким показателем.

Доходит до смешного. Сидит снабженец, и задает вопрос – а нафига я должен согласовывать с конструкторами каждую закупку какой-нибудь детали? Вопрос этот он задает своему начальнику. Тот возмущается – и правда ведь, нафига? Начинает бегать, орать, спрашивать, кто эту ерунду придумал. Поиски приводят в службу качества, которые ведают процессами, и там находится бумажка – оказывается, сам начальник снабжения придумал эту хрень, чтобы защититься от претензий ОТК при приемке.

Идет жесткая и быстрая ревизия должностных обязанностей, напоминающая итальянский новый год. Тут важно соблюдать баланс. Глупости, которые когда-то придумали сами сотрудники, исполняющие функцию, можно смело выкидывать. А вот обязанности, придуманные «серьезными» службами, вроде бухгалтерии или юристов, так просто выкидывать не стоит – надо, все-таки, присмотреться. Иначе могут резко возрасти риски бизнеса.

А продавцы будут ходить и повторять «мы же вам говорили». Они ведь всегда были на доле, и всегда ныли, отпинывались до последнего от непонятных обязанностей, вменяемых другими службами. Никто их в те времена, конечно, не слушал, потому что не понимал.
 

Право на развитие


Собственник, или директор должен оставить себе право на определение векторов и методов развития компании. Понятно, что это право у него и так есть, но надо это четко проговорить при начале эксперимента.

Иначе у людей может сложиться впечатление, что началось некое самоуправление, и теперь они сами решают, что делать с прибылью. К сожалению, большинство сотрудников никогда не занимались бизнесом, и у них нет понимания важности инвестиций.

Люди, в первую очередь, захотят больше зарабатывать, прикладывая минимум усилий. Им проще эксплуатировать текущую систему, чем вносить в нее изменения любого рода. Они будут вести себя, как плохие собственники (или обычные собственники, как угодно) – стараться забрать из бизнеса максимум денег.

В принципе, их деньги на развитие не нужны, т.е. не надо пытаться забрать часть их доли прибыли на инвестиции. Достаточно права на любые изменения. А люди уже в ловушке.
 

Ловушка


Если помните, мы начали с того, что никто не хочет заниматься развитием компании, внедрением новых методов работы, повышением эффективности. Людям это тупо не надо, потому что платят одинаково – и сейчас, и в случае успеха изменений, и в случае их провала.

После запуска Пули ситуация резко меняется. Если оставить всё, как есть, то больше не заработаешь. Какое-то время можно так посидеть, увеличивая доход лишь тем, что «теперь-то мы нормально работать будем, раз такое дело». Но скоро, и неизбежно, будет достигнут потолок, когда старая система перестанет расти.

Разница в том, что теперь люди видят этот потолок, понимают его и не хотят его. Они ведь долю от прибыли получают, а прибыль не растет. И они примут необходимость изменений. Ну и участвовать придется, может даже – с желанием.

Также, люди теперь не будут индифферентны к результату изменений. Успех изменений увеличит их доход – позитивная мотивация. Провал изменений уменьшит их доход – негативная мотивация. Оба варианта результатов изменений людям небезразличны. Что и требовалось.

Причем, не обязательно даже добиваться согласия людей с теми методами и инструментами, которые составляют суть изменений. Например, захочет директор внедрить CRM (а мы помним, что у него есть право на выбор). Людям придется в этих изменениях не просто участвовать – в их кровных интересах привести эти изменения к успеху. Понятно ведь, что неправильно внедренная CRM – это просто обуза, мертвая система, в которую надо вводить кучу данных без какого-либо выхлопа.
 

Стаханов


После запуска Пули, на первых порах, будет наблюдаться странная картина. Вроде, теперь можно заработать больше, но этого не происходит. Все показывают примерно тот же результат, что был раньше, на окладе. Как будто ждут чего-то.

Ждут они примера. Людям годами вбивали в головы понятия «норма» и «план», и они, сознательно или подсознательно, на них ориентируются. Сейчас, запустив Пулю, мы, вроде бы, убрали понятие нормы – потолка ведь нет. Но люди сами себе найдут норму – «как было раньше».

Можно, конечно, попробовать им объяснить и рассказать, какие у них прекрасные возможности теперь. Но лучше показать на примере.

Например, как это делали в СССР. Взяли человека по фамилии Стаханов, отправили в шахту (предварительно всех оттуда выгнав), дали ему помощников (для выполнения второстепенной работы), и велели установить рекорд. Он и установил – 14 норм за смену сделал, если не ошибаюсь (описание способа реализации этого мероприятия взято из книги «Русская модель управления» Прохорова).

Суть понятна – создается живой, реальный показательный пример. Новая норма. Пусть пока недостижимая, или кажущаяся таковой, но хоть какая-то зацепка для намерения.

Бывает, что стахановец образуется сам собой. Обычно это какой-то новый сотрудник, еще не вжившийся в систему, не успевший к ней привыкнуть и не взращенный старыми правилами. Например, в одной из компаний, где работал прототип Пули, такой стахановец взял и сделал 4 нормы, полностью изменив реальность и отношение к происходящему. Больше никто уже не работал по-старому.

Пожалуй, можно месяцок подождать, и, если стахановец сам не объявится, создать его искусственно. Договориться с хорошим человеком, помочь ему, организовать «подвиг», поддержать. Лучше тайно, разумеется. Ну, мне так кажется.
 

Пробка


В примере, о котором я рассказываю, Пуля была включена сразу для всей цепочки создания ценности. Это и хорошо, и плохо.

Хорошо – потому что иначе никак. Собственно, до запуска Пули на всей цепочке она уже действовала в одном ее звене – продажах. В итоге, одно звено парилось насчет продаж и прибыли, а остальные – нет. Поэтому ничего не получалось, если смотреть в целом, на всю цепочку.

Плохо – потому что из-за сбоев в одном звене вся цепочка ляжет. Исключение – конструкторы, т.к. они стоят не в основном потоке, а в питающем – разрабатывают новую продукцию, т.е. работают, можно сказать, на развитие, или на будущие продажи.

Если при внедрении Пули случается, что все функции поняли и приняли, поменяли режим своей работы, а те же снабженцы – нет, то сразу будет пробка. Тут будет работать классическая теория ограничений систем Голдратта, и общая скорость/производительность цепи будет определяться скоростью/производительностью самого медленного звена.

Раньше было пофигу, потому что производительность каждого звена не особо измерялась. Ну возникла пробка, ну поругались на совещании, ну написали служебную записку «немедленно устранить». Сработали три гвоздя, и все забыли о пробке.

Теперь же пробки становятся реальной проблемой. Особенно, если пробка не разовая, случайная, а систематическая. Сидят какие-нибудь чуваки, и не хотят жить по-новому. Или пассивно, или активно, или активно-пассивно, типа итальянской забастовки.

Тут, конечно, надо бы разобраться. Бывает, что пробку создает один человек – начальник функции. Вот против он, и всё. И людьми своими управляет так, как «я считаю правильным». В принципе, ничего плохого тут нет – человек делает выбор. Только вот он остальным мешает – и коллегам, и бизнесу. Лучше с ним чего-нибудь сделать.

Не обязательно увольнять – можно изолировать. Поставить на его место другого человека, а пробкоделателю устроить дауншифтинг. Ну вроде как, раз ты такой молодец, и знаешь, как правильно работать – садись и работай, хватит управлять.

Пробки проще всего отслеживать по незавершенке – всё в соответствии с ТОС. Где накопилось больше всего задач, там и пробка. И тут уже не обойтись без приличной автоматизации.

Например, смотрим по снабжению дефициты, т.е. неудовлетворенные потребности продаж/производства – это незавершенка. Не забываем про Айсберг, т.е. измерение длительности этой незавершенки (типа «эта позиция номенклатуры в дефицитах уже месяц»).
 

Взрыв мозга


Поначалу у людей будет возникать когнитивный диссонанс из-за применения сути Пули к их работе. Они не будут понимать/принимать, что им платят за то, что продается.

Вот сидит снабженец, который всегда покупал болты и гайки. Ему давали список позиций и количество, он заказывал, отслеживал оплату и доставку, и ждал следующей задачи. Его не особо интересовало, кому, зачем и когда нужны болты и гайки. Работа отдельно, зарплата – отдельно, связи между ними особо нет.

А тут – бац, и оплачивается только то, что продается. Накупил ты болтов, а они не продаются, ни в виде товара, ни в виде комплектующих продукции, и ты денег не получаешь. Вопрос о том, нафига я этих болтов накупил, возникает сам собой, хотя раньше его не было.

При этом, рядом может быть задача по закупу номенклатуры, без которой не может совершиться какая-то продажа. Например, клиент заказал 40 позиций, и не хочет получать их по частям – только всё сразу. Одной позиции в наличии нет, и весь заказ лежит в коробке, дожидаясь пружины. Или для сборки готовой продукции не хватает ленты ФУМ, закупку которой кто-то профакапил.

Теперь, с внедрением Пули, приходится думать. Желательно, конечно, чтобы думал начальник – по крайней мере, его подчиненным. Просто так привычнее. Но иногда придется думать и самим.
Принцип простой: надо делать то, что помогает продажам. Звучит банально, но раньше никто так не делал. Оттого и возникает взрыв мозга.

Еще сложнее этот принцип понять конструкторам. Они всегда сидели в стороне от продаж, причем сознательно. Ну, типа, мы не торгаши, а инженеры. А тут какая-то Пуля, и теперь твоя зарплата зависит от того, как продается то, что ты начертил/разработал/доработал.

У конструкторов мозг просто закипает. Они никогда не размышляли такими категориями, не работали на такую цель. Всё, что их интересовало в продажах – сломается железяка у клиента или нет. Причем, интерес-то был не инженерный, а шкурный – ругать ведь будут.

Никто из них больше не будет дорабатывать детали, которые всё равно не покупают. А раньше дорабатывали, потому что была такая задача в составленном кем-то год назад плане.

Я к чему – надо быть готовым к взрыву мозга, сопровождать его, выводить в позитивное русло. Иначе уйдет в негативное – саботаж, увольнения, открытое сопротивление.
 

Идеи развития


Иногда кажется, что у людей полно прекрасных идей по развитию компании, и при нормальной мотивации они эти идеи не только выскажут, но и будут внедрять. Особенно часто это кажется самим людям.

Скорее всего, после перехода на Пулю идей и предложений, действительно, станет больше. Но есть одно «но»: чем меньше времени прошло с момента перехода, тем хуже идеи.

Тут работает примерно так же, как вода в кране после ремонта водовода – сначала течет какая-то муть. Первые идеи, высказанные сотрудниками, будут относиться к предыдущей реальности, другому уровню мышления. Как там Эйнштейн говорил – нельзя решить проблемы, находясь на том же уровне, на котором они были созданы.

Просто надо понимать: человек всю жизнь сидел на окладе. Он мыслит окладом, небольшими премиями, задачами от начальника, планами и безответственностью. После перехода на Пулю он, по инерции, будет мыслить точно так же. Просто переформулирует свои идеи в новых терминах.

Особенно надо опасаться идей, которые начинаются со слов «Я вот давно предлагал, …» или «Весь мир делает так: …». Если предлагал давно, то идея относилась к другому контексту. Если весь мир так делает, то идея будет вообще из другой оперы, потому что весь мир сидит на окладе.

Дайте людям привыкнуть к новой реальности, притереться, присмотреться, увидеть настоящие проблемы – те, которые раньше никак не показывались. Муть старых идей сольётся, и откроется нормальный, чистый поток полезных предложений.
 

Математика


У вас, наверное, возник вопрос – а какую прибыль брать за основу? Маржинальную? EBITDA? Чистую?

Точного ответа нет, надо смотреть по ситуации. Лично мне кажется, что надо брать формулу, в которой учтен максимум затрат. Кроме дивидендов собственника, разумеется – если они есть, как сущность.

Если брать, например, маржинальную прибыль, то можно остаться без штанов – доход сотрудников не будет зависеть от «тяжелых» затрат, вроде кап.вложений, амортизации или приобретения основных средств. Тогда вопрос о покупке нового станка станет головной болью только для собственника.
 

Ответственность собственника


Нечасто, но бывает так, что внедрение Пули приводит к неожиданному эффекту – собственник сливается. Не вообще из бизнеса, а из внедрения Пули.

Пока все получали оклад, собственник, или директор, мог делать вид, что он тут один заботится о развитии бизнеса, чего-то делает, а остальные – лодыри. Он предлагал, заставлял, просил что-нибудь изменить, но ничего не получалось. Ну и он очень гордился этой своей ролью обиженки.

После внедрения Пули ситуация может поменяться. Например, всем становится очевидно, какие изменения нужно сделать. И, увы, часть ответственности за реализацию изменений ложится на этого собственника/директора.

Картина принципиально меняется. Раньше он всем говорил, что надо делать. А тут ему начинают говорить, что делать. Вот прям делать, а не идеи выдвигать. Тут собственник и сливается.

Есть такой эффект, не знаю, как он называется: люди предлагают кучу идей по развитию, но лишь потому, что знают – никто не будет их реализовывать. Директоры ведут себя точно так же – они ведь просто люди.

Пока собственник знал, что никто не будет, не сможет, не хочет реализовывать его идеи, он этими идеями фонтанировал. Как только среда становится гибкой и податливой, готовой к изменениям, ему становится страшно – вдруг фигню предложил? И он умолкает.

А когда среда приходит к нему с предложениями – сливается. И внедрение Пули останавливается по инициативе собственника. Он, грубо говоря, становится пробкой, даже не будучи звеном цепочки создания ценности.

Пулю дружно выкидывают, все забывают об эксперименте, всем платят оклады, все как-то работают, а директор продолжает ныть, что никому ничего не надо, кроме него.
 

Резюме


Еще много чего хочется написать, но и так уже почти 30 тыс.букв получилось. Тема слишком обширная для одной статьи, наверное.

Система оплаты Пуля – штука действенная, но сложная. В первую очередь – ментально, т.к. базируется на принципах, не близких большинству людей. Поэтому внедрять ее нужно осторожно, максимально пристально сопровождая процесс и своевременно реагируя на возникающие проблемы.

См. также

О жизни Россия Бесплатно (free)

Данная статья сугубо для раздела «О жизни», но может оказаться полезна многим членам сообщества. Все описанное ниже соответствует актуальному российскому законодательству на момент публикации статьи. У вас нет и в ближайшее время не предвидится детей возрастом до 1.5 лет? Вспомните о родственниках / друзьях / коллегах / знакомых, у которых они есть, и отправьте ссылку на эту статью — она может быть им чрезвычайно полезна. Распространите среди жильцов вашего ЖЭКа, как говорилось в одном классическом произведении. Помните, что, ставя плюсы к статье, вы поддерживаете её автора!

01.07.2024    5214    madonov    47    

51

О жизни Linux Системный администратор Программист Платформа 1С v8.3 Россия Бесплатно (free)

Использование Linux в качестве основной ОС для программиста 1С, возможно ли это? Решил поделиться личным опытом работы перехода на эту систему. В статье моя история без технических деталей максимально простым языком. И, спойлер, да, жизнь на Линуксе для разработчика 1С возможна и с каждым годом становится всё комфортней. Статья рассчитана на людей, с Линуксом не знакомых, специалистов прошу не кидаться помидорами.

16.05.2024    5583    soulner    33    

45

О жизни Россия Бесплатно (free)

Подводим итоги работы в 1С за 2023 год. Все о вас: 4 подробных раздела с цифрами, графиками и ужасными цветами диаграмм (должна же где-то быть стабильность).

08.02.2024    27776    Neti    85    

121

О жизни Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

22.01.2024    5449    biimmap    67    

76

О жизни Конфигурации 1cv8 Бесплатно (free)

В процессе написания статей на тему Идеальное место работы ЗУПера нужен аргументированный текст про адекватного работодателя. Информации получилось много, поэтому выделю в отдельные 2 статьи. Рассмотрим все недостатки работодателей от момента собеседования до момента увольнения. Все этапы, как всегда, подкреплены реальными случаями из моего опыта.

16.01.2024    7075    biimmap    100    

79

О жизни Платформа 1С v8.3 Сложные периодические расчеты 1С:Зарплата и Управление Персоналом 3.x Бесплатно (free)

Импортозамещение увеличило потребность в архитекторах, аналитиках, разработчиках 1С, в т.ч. по ЗУП. Все их ищут всеми возможными способами, но не могут найти и не знают, чем же их завлечь к себе!? Давайте разберёмся в этом вопросе!

27.11.2023    5681    biimmap    52    

74

О жизни Сообщество Бесплатно (free)

Прочитав название публикации, мысль возникает о свадьбе... Но речь не об этом!

25.08.2023    3165    biimmap    24    

51
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. Synoecium 786 10.10.19 09:06 Сейчас в теме
класс. Прямо руководство к действию :)
2. rusmil 262 10.10.19 09:36 Сейчас в теме
1. Я так и не понят Пуля все таки заработала на предприятии или собственник слился? Или в статье описаны разные предприятия?

2. ИТ отдел получил какую-то долю от продаж на предприятиях где внедрялась Пуля или нет?
3. 1c-intelligence 12849 10.10.19 09:40 Сейчас в теме
(2)
1. описан опыт разных предприятий. Были разные результаты - и успех, и слив собственника, и остановка по причине отсутствия изменений.
2. Да. Только там в ИТ-отделе сидели бизнес-программисты. Так что, скорее, ответ на вопрос - нет.
4. IssakN 45 10.10.19 09:40 Сейчас в теме
Спасибо Иван. Читаю все Ваши статьи. Некоторые весьма интересны, некоторые весьма посредственны (истории в частности). Эта на мой взгляд довольно хорошо получилась - довольно лаконичный слог и смысл интересный. Успехов в творчестве.
5. motorkuzbassa.it 100 10.10.19 09:55 Сейчас в теме
бяда, с этими звездами, просто за труд , звязду, не поставить, надо обязательно в избранное себе зафигачить?
frkbvfnjh; t278; +2 Ответить
6. 1c-intelligence 12849 10.10.19 10:08 Сейчас в теме
(5) в избранном можно создавать папки. Одна там есть по умолчанию - она пусть будет избранным. Вторую сделать для "просто за труд".
t278; acanta; +2 Ответить
7. user1166203 10.10.19 10:22 Сейчас в теме
Как в этом случае объяснять сотрудникам, что нам нужен лизинг на такой-то станок, чтобы успеть за рынком на горизонте в 5 лет? Через 5 лет бОльшая часть сотрудников поменяется. Таким образом, им этот станок вообще не уперся, а прибыль им вы можете срезать лизингом глобально.
PS Станок тут скорее как образ. Можно подставить "сервер", "лицензии на ПО" и т.п.
vener2004; fancy; user983047; rusmil; +4 Ответить
39. Synoecium 786 14.10.19 14:48 Сейчас в теме
(7) хороший вопрос, который автор почему то оставил без ответа. Видимо это работает в бизнесе с краткосрочным горизонтом планирования, который в России преобладает
8. vasvl123 119 10.10.19 11:06 Сейчас в теме
отличный троллинг эффективного менеджмента. автору +
user983047; +1 Ответить
9. acanta 10.10.19 13:08 Сейчас в теме
И в каждый отдел нужен собственный программист 1с.
10. 1c-intelligence 12849 10.10.19 13:11 Сейчас в теме
(9) потребность в быстрой и качественной автоматизации резко возрастает. И это вроде неплохо.
Не уверен, что нужен в каждый отдел. Думаю, достаточно перестать грузить программистов всякой ерундой.
Igorro82IT; +1 Ответить
11. Evil Beaver 8244 10.10.19 13:12 Сейчас в теме
Кажется у меня возник "синдром Белокаменцева". Возможно, это синдром посттравматический.

Дело в чем - интересная статья, а дальше введения не читаю. Вдруг там "то же что было у него раньше"? Я ведь знаю, что Иван знает много интересных вещей в управлении, и идеи интересных у него много и практики. Молодец ведь. А читать не берусь, т.к. поначалу я читал все подряд и было интересно. Но когда пошли тонны постов в виде "диалогов васи и пети" по инерции пытался читать, ища пользу себе лично, и не находил. А теперь вроде и стиль поменялся и польза есть, а вижу автора, читаю первый абзац и "дану нахер". А ведь не виновата статья, хорошая статья и работа хорошая проделана. Чем лечить сей синдром?
ander_; CyberCerber; RustIG; +3 Ответить
13. 1c-intelligence 12849 10.10.19 13:30 Сейчас в теме
(11) Болью. Когда возникнет боль, вылечить которую сам не сможешь, тогда плюнешь на синдромы и будешь искать решение везде. В том числе - в моих статьях.
Например, если к тебе придет собственник и скажет - давай внедрим систему оплаты по доли в прибыли. Или давай избавимся от дефицитов.
Ну или "Красную таблетку" Курпатова почитай, там много про нейронные связи написано.

Или просто перестань придумывать названия несуществующим болезням, и прими меня и мои статьи "как есть", не создавая ожиданий.
14. acanta 10.10.19 13:35 Сейчас в теме
(13) 7 красных линий? К собственнику приходит отдел продаж и спрашивает мы же можем избавиться от дефицитов?
На что эксперт программист 1с отвечает - я сейчас объясню, это просто..
15. 1c-intelligence 12849 10.10.19 13:44 Сейчас в теме
20. genayo 10.10.19 14:46 Сейчас в теме
(11) Вот на хабре, например, тамошней публике диалоги Пети и Васи очень нравятся, а статьи, вроде этой как-то не особо :)) Значит, проблема не в Иване, а в публике. Теперь - что делать - самому писать статьи на темы, которые тебе самому интересны.
23. RustIG 1747 10.10.19 17:50 Сейчас в теме
(11) :)))))))))))))))))))))))))))) я тоже не дочитал, хотя Ивана уважаю и иногда дочитываю и что-то ценное вычитываю.
30. 1c-intelligence 12849 11.10.19 11:07 Сейчас в теме
(11) Я придумал! Придумал!
Я буду в каждой статье писать аннотацию - краткую выжимку информации! Ты будешь быстро читать аннотацию, и решать, стоит статью читать, или нет!
С худлитом - точно так же!
Vyacheslide; ander_; AgentNiCho; Synoecium; RustIG; +5 Ответить
12. acanta 10.10.19 13:22 Сейчас в теме
Заводы - рабочим, земля - крестьянам, дома - таджикам, школы - учащимся, больницы - больным и тд.?
16. Liogon 8 10.10.19 14:09 Сейчас в теме
Система интересная но при такой системе, люди начнут работать над увеличением прибыли в текущий момент. Что не всегда благоприятно сказывается на здоровье компании. Например, купил снабженец партию деталей - подешевле, а они бракованные или по некоторым параметрам не соответствуют. Обратная связь может придти не сразу, а снабженец получил ЗП и ушёл в закат. Ищем нового, и хорошо если новый не решит сделать так же.
Другой пример. Знаю компанию, в которой прибыль за месяц считается по прибыли от проведённых реализаций. Зарплата менеджеров зависит от этого. Отгрузка мало кого волнует. На каждом стыке месяцев начинается цирк. Но и собственнику цифры красивые показываются и менеджеры без ЗП не сидят.
17. acanta 10.10.19 14:18 Сейчас в теме
После чего склад и транспорт выделяются в логистического оператора и сначала выставляют счета на стоимость своих услуг, затем растет до складов консигнации и торговой сети. И находит несколько других производителей в более удобных регионах с более удобным ассортиментом, потому что отечественный автопром закончился на Елабуге, а американский вырос в Детройте.
18. MikhailDr 10.10.19 14:24 Сейчас в теме
Интересно как такие взаимоотношения будут оформляться. Тут ведь на словах не пообещаешь. В трудовом договоре прописывать? А инспекция потом не докопается? Не будет ли налоговая доказывать, что вся эта схема попытка уйти от налогов и прочее.
19. acanta 10.10.19 14:39 Сейчас в теме
Приличное общество - это другой круг общения. Рататуй прикольный мульт в целом, но если повар завел милого крысеныша - это не повод для него садиться обедать на званом ужине.
А вот почему именно в Елабуге понадобилось строить новый завод, а не рядом с АЗЛК?
21. acanta 10.10.19 14:56 Сейчас в теме
Диалоги изобрели философы Древней Греции. Чтобы они превратились в Faq понадобилось изобрести компьютеры.
22. DoReMi 10.10.19 15:41 Сейчас в теме
Вот прямо-таки годная статья. Название "пуля" только оставляет желать. Пуля - она дура ©
24. RustIG 1747 10.10.19 17:56 Сейчас в теме
управление ресурсами - оно же с людей начинается, а не с долей.... буквы "л" и "д" местами надо поменять....
есть процессники и результатники - все сотрудники должны стремиться к результату для всей компании....
а то зачастую многие приходят на работу и превращаются в процессников...
25. acanta 10.10.19 23:29 Сейчас в теме
После этого шоу Аткинсон стал мистером Бином?
https://youtu.be/pQkqCVdXVKM
27. AlexCherdakov 21 11.10.19 07:30 Сейчас в теме
А еще можно спрогнозировать интересный финал. Люди прям все молодцы, особенно ключевые, горбатятся, решают, расширяют... зп вырастает в два-десять раз собственник потирает руки и прекращает эксперимент, а сотрудники либо возвращаются к окладу (в два-десять раз ниже текущего) либо идут на улицу а вместо них берут на оклад не хуже и собственник только прекращением эксперимента увеличивает свою прибыль еще в десять раз
)))) красота
master555; +1 Ответить
28. acanta 11.10.19 09:30 Сейчас в теме
(27) не знаю как это сейчас делается, но раньше этот эксперимент назывался внедрением с участием франчайзи или любой другой проект с внешним исполнителем. Исполнительская дисциплина не равно ответственность.
Автор плавно ведёт к мысли что фикси, которым скучно на поддержке теоретически могут затеять большой проект, всей командой организовать франч/дилера и при этом перевести работодателя в клиента с улучшением качества обслуживания.
Главное это договориться с бывшими собратьями по несчастью коллегами о том, чтобы они продолжали работать ещё лучше потому что они это могут, за меньшие деньги потому что теперь ФОТ будет получать юр.лицо а не отдел.
Есть работодатели, которые на такое идут. Но их немного и работодателю действительно выгоднее найти другого исполнителя (коде ревью и все такое), чем сотрудничать со старым.
Максимум что работодатель может предложить это повышенный тариф на время поиска адекватной замены и одновременно оплачивать две штатные единицы вместо одной на время передачи дел (это принято у глав.бухов было, как сейчас - не знаю).
Раньше поддержка преемника (даже бесплатно) была нормой профессиональной этики, для этого и существуют всякие профессиональные ассоциации и федерации. Сейчас работодатель может быть против.
29. vener2004 24 11.10.19 10:57 Сейчас в теме
Может быть, чем городить огород со сложной системой учета, просто сделать акционерное общество и раздать акции, многие задачи по мотивации развития были бы решены. Было бы интересно если бы Иван изучил опыт ЗАОр «НП НЧ КБК им.С.П.Титова» и рассказал о таком подходе со всеми плюсами и минусами.
31. acanta 11.10.19 11:15 Сейчас в теме
С худлитом сложнее. Был такой товарищ Морис Дрюон. И мне в детстве попалась не первая книга, а пятая. Скучища невозможная. Видимо это был его стилистический эксперимент и читать его было еще рано.
Интернет даёт возможность начинать с любой точки.
Предлагаю рейтинг 0+,3+,18+ и т.д. от стажа работы с 1с.
Наверное гениальность классической литературы в том, что человек в любом возрасте открывая книгу начинает читать и взрослеет вместе с ней.
Хотя детская литература тоже имеет свою нишу, но вот Джоан Роулинг, она тоже писала учётом естественного взросления. А Кир Булычёв это уже рейтинг -18. После 18 лет читать только вслух и только детям до 12.
32. zavbak 11.10.19 12:20 Сейчас в теме
Видел я такого с пулей. Сам у него работал.
Он хотел, что бы все от юриста до уборщицы получали от прибыли.
Получилось г..но. Начиная, от того, что считать прибылью.
Заканчивая, тем, что прибыль можно подкрутить в меньшую сторону.
Кто то принимал неверные управленческие решения, с которыми я не согласен, а страдал за них я.
Как то пахали, открывали на новый год 3-и магазина. Домой приходил не ранее 12 ночи. А ЗП получил меньше.
33. zavbak 11.10.19 12:21 Сейчас в теме
А он себе после этого новый авто купил.
34. profiprog1c 250 11.10.19 12:40 Сейчас в теме
Наивный "бизнес-программист" все пытается изобрести велосипед. Ведь о чем статья? Я ее прочитал по диагонали. А статья о том, что "бизнес-программист" предлагает собственнику отказаться от своих денег добровольно. Тут ключевая особенность в том, что в статье "бизнес-программисты "делят чужие деньги, потому их делить легко и приятно. Но вот ключевой вопрос, так бы легко делил свои деньги автор статьи, этот горе "бизнес-программист"??? Думаю нет. Поэтому, как говорил кто-то там, брать в долг и тратить эти деньги легко, потому что тратишь не свои, а отдавать долг потом сложно, потому что отдаешь свои.
master555; KapasMordorov; TODD22; +3 Ответить
35. 1c-intelligence 12849 11.10.19 12:44 Сейчас в теме
(34) вам вроде сделали механизм "Черный список". Пользуйтесь.
36. 1c-intelligence 12849 11.10.19 12:46 Сейчас в теме
(34)
Тут ключевая особенность в том, что в статье "бизнес-программисты "делят чужие деньги, потому их делить легко и приятно


Зря по диагонали-то читаете. Ключевая особенность в том, что бизнес-программисты делят чужие деньги, потому что их об этом попросили - те самые собственники.
Когда дойдете до уровня "собственник просит меня поделить его деньги", тогда читайте эту статью.
37. profiprog1c 250 11.10.19 13:02 Сейчас в теме
(36) Потому я вас и назвал "наивным". Вы все витаете в облаках. Вы вот задумайтесь, и представьте у вас есть работающий, процветающий бизнес, приносящий вам как собственнику хорошую прибыль, и вдруг вы себе на работу нанимаете "бизнес-программиста" (такого же мечтателя обо всем хорошем и ни о чем конкретном). Он поработал полгода, выполнял свои обязанности (то месяц мечтал и у него не было настроения, то еще что-то). Одним словом вы к этому "бизнес-программисту" относитесь как к обычному среднему работнику. И вдруг в один прекрасный день он приходит к вам в кабинет и говорит, а давайте вы свои деньги будете тут всем отдавать от прибыли, посмотрите как я здоров придумал! Ну исход такого разговора понятен всем адекватным людям. А если уж вас так интересуют работающие системы оплаты труда частью прибыли, то это обычно системы опционов, практикуется в стартапах. При этом работнику в стартапе зарплату платят меньше чем обычно, но есть шанс "взлететь" и цена опционов станет золотой и акции можно будет потом продать, но в реальности взлетают очень мало стартапов, по сути это лотерея для работников. Есть еще другие варианты с акциями, впрочем это все не для "бизнес-программистов", продолжайте лепить Пулю.
master555; +1 Ответить
38. 1c-intelligence 12849 11.10.19 13:09 Сейчас в теме
(37) погодите, вы не поняли. В статье - не предложение и не предположения, а изложение опыта.
Ситуации, которые вы описываете (прийти к собственнику, предложить) уже произошли. И закончились не "исход такого разговора понятен всем адекватным людям", а внедрением Пули.
40. ILM 241 15.10.19 06:09 Сейчас в теме
Повторюсь:
"Скорость генерации дохода — это скорость с которой система генерирует деньги посредством продаж.
Связанный капитал — это все деньги, вложенные системой в закупленные вещи, которые могут быть проданы.
Операционные расходы — это все деньги, которые система тратит на то, чтобы превратить связанный капитал в генерацию дохода."

Э.Голдратт, "Цель"
41. nata_11 16.10.19 09:52 Сейчас в теме
42. herfis 513 16.10.19 10:47 Сейчас в теме
Шок. Сенсация. Никогда такого не было и вот опять!
Изобретена система мотивации, завязанная на KPI. Невероятно!
Ах да, ФОТ подразделений (его премиальная часть) теперь формируется исходя из чистой прибыли предприятия. Типа в этом новизна.
Что это дает? Да ничего это, нафиг, хорошего не дает.
Для подразделений с простыми и эффективными KPI легко выстраивается адекватная система мотивации и так,. Завязка ФОТ этих подразделений на чистую прибыль предприятия сделает только хуже, так как их система оплаты перестанет быть прозрачной и зависящей непосредственно от их усилий.
А для обслуживающих подразделений с невнятными KPI вообще ничего не поменяется. Просто премиальная часть примет случайную форму.
ЗЫ. Из личного опыта (я сталкивался с похожей системой оплаты) - это как-то работает только для очень небольших и эффективных компаний, с минимальной составляющей "обслуживающего" персонала.
smirnov0ser; Dragonim; +2 Ответить
43. Dragonim 142 17.10.19 09:00 Сейчас в теме
Небольшая фирма на 50 человек. Небольшое производство. Работаю я обычным бухгалтером. Приходящие документы проверяю, в 1С вбиваю, в папочку по порядку складываю. В конце месяца все счета проверяю и отчеты делаю. Получаю свои 20 т.р., что не плохо для моего региона. Сижу на окладе, иногда премию подкинут на новый год, или ДР фирмы. В общем всё у меня нормально, не сказать чтобы хорошо, но нормально. Тут приходит эффективный менеджер и говорит: "со следующего месяца твой оклад 5 т.р., а остальное зависит от прибыли компании."

Как я должен воспринимать такую прекрасную новость?
Что мне ему сказать?
Какое рациональное предложение об увеличении прибыльности компании мне предложить начальству?
Как вообще я могу на своём рабочем месте повлиять на прибыльность компании?
Как мне жить на 5 т.р. плюс что-то непонятное от меня не зависящие?

Автор. Ответь на вопросы пожалуйста, а то это не шутка и не пример. Реально пришёл начальник и сказал что с ноября так и работаем. Возможно твою статью прочитал.
44. 1c-intelligence 12849 17.10.19 09:03 Сейчас в теме
(43) бухгалтер не стоит в цепочке создания ценности, поэтому к нему Пулю применять не стоит.
Так и передайте начальнику. Если он подсаживает бухгалтера на прибыль компании, то варианта два:
1. Либо компания оказывает услуги по бух. учету, т.е. бухгалтер впрямую приносит деньги (не ваш случай);
2. Либо менеджер не эффективный, а "эффективный".
45. Dragonim 142 17.10.19 09:18 Сейчас в теме
(44) Я думал вы бредите, а вы просто про KPI не знаете. Ну ОК. Не буду более отвлекать от гениальных мыслей.
master555; +1 Ответить
46. 1c-intelligence 12849 17.10.19 09:44 Сейчас в теме
(45) а вы что-то про KPI спрашивали?

Я вот такие вопросы увидел:
Как я должен воспринимать такую прекрасную новость?
Что мне ему сказать?
Какое рациональное предложение об увеличении прибыльности компании мне предложить начальству?
Как вообще я могу на своём рабочем месте повлиять на прибыльность компании?
Как мне жить на 5 т.р. плюс что-то непонятное от меня не зависящие?
51. Dragonim 142 17.10.19 10:31 Сейчас в теме
(46) Я могу и конкретно спросить: чем описанное вами отличается от KPI?
52. 1c-intelligence 12849 17.10.19 11:16 Сейчас в теме
(51) ничем, это ежу понятно.
KPI - это очень общее понятие, типа "цифра, за которую мы платим зарплату".
47. herfis 513 17.10.19 09:44 Сейчас в теме
(46) Ок. Не бухгалтер. Производственный работник. Для которого главная задача - молотьба и хлебосдача. Стоит он в цепочке создания ценностей? Несомненно. Выплачивать ему дивиденды с целью повышения его эффективности?
Э... What?
48. 1c-intelligence 12849 17.10.19 09:46 Сейчас в теме
(47) вам мой ответ нужен? Просто вы уже сами себе ответили.
49. herfis 513 17.10.19 09:48 Сейчас в теме
(48) Конечно нужен. Себе то я ответил. Я пытаюсь понять ход ВАШИХ мыслей. Мог же я что-то упустить или не понять?
53. 1c-intelligence 12849 17.10.19 11:19 Сейчас в теме
(49) отвечаю на вопрос "Выплачивать ему дивиденды с целью повышения его эффективности?".
Ответ: попробовать стоит, с учетом ограничений эксперимента, перечисленных в статье. В частности - прекратить эксперимент, если толку нет.
54. herfis 513 17.10.19 11:49 Сейчас в теме
(53) Что ж, ваш ответ понятен. Мое мнение - даже пробовать не стоит.
Если предприятие может себе позволить ФОТ выше среднерыночного, тогда можно использовать прибыль предприятия как базу для расчета квартальных премий, скажем. Но как тот инструмент мотивации, на который возлагаются надежды в статье (якобы достаточно широкого применения даже с учетом описанных в статье ограничений), это работать все равно не будет.
Повторюсь, что прибыль как KPI ближе всего к продажникам - но для продажников есть и более эффективные KPI.
А для остальных сотрудников эффективность прибыли как KPI еще ниже.
master555; +1 Ответить
55. 1c-intelligence 12849 17.10.19 13:15 Сейчас в теме
(54) ну, у нас с вами разница в принципиальном подходе: пробовать или нет.
Я предпочитаю попробовать, а потом судить. А вы наоборот - судить, потом пробовать.
Вы выносите суждение "А для остальных сотрудников эффективность прибыли как KPI еще ниже". Если вы попробовали и пришли к такому выводу - ок, чего тут рассуждать. Если вы не пробовали, но пришли к такому выводу - тогда интересно, как именно. На основе чужого опыта, или путем умозаключений.
Вот у меня был опыт применения прибыли как KPI для таких сотрудников, потому что попробовал. Был и позитивный, и негативный. Соответственно, умозаключения, рекомендации и советы основаны на этом опыте, при всех его недостатках.
58. herfis 513 17.10.19 17:02 Сейчас в теме
Не знаю, какую принципиальную разницу вы углядели. У меня принцип простой - если есть надежда на успех, можно пробовать. Надежды на успех мало а эксперимент небесплатен - лучше попробовать что-то более перспективное. Опыт частично имеется свой (я работал в компании, где одно время такое практиковалось), частично наблюдал в других компаниях. Выводы на основании этого опыта полностью совпадают с умозаключениями.
(55)
Вот у меня был опыт применения прибыли как KPI для таких сотрудников, потому что попробовал. Был и позитивный, и негативный. Соответственно, умозаключения, рекомендации и советы основаны на этом опыте, при всех его недостатках.

Так расскажите, пожалуйста, о позитивном опыте. Это ценнее статьи, как по мне. Для кого этот опыт оказался позитивным и в какой ситуации?
master555; +1 Ответить
59. 1c-intelligence 12849 17.10.19 17:04 Сейчас в теме
(58) всё, что мог рассказать о примерах, рассказал в статье. Увы, больше не могу. Они, к сожалению, тоже мои статьи читают. И не очень любят, когда я рассказываю слишком много подробностей.
62. herfis 513 18.10.19 09:19 Сейчас в теме
(59) Я просто работал в небольшой фирме, где это работало потому что условия были просто идеальными. Оказание услуг (отсутствие больших кап-вложений), высокая маржинальность, небольшое количество сотрудников каждый из которых оказывал существенное влияние на прибыль, прозрачная для всех структура прибыли. В итоге и владелец компенсировал риски и сотрудники были довольны, потому что на круг зарабатывали существенно выше среднерыночной и каждый момент имели представление как идут дела и почему. Фактически это была относительно небольшая спаянная команда с тесными горизонтальными связями и очень короткой вертикалью.
Но как только фирма выросла, заматерела, а маржинальность снизилась (по целому ряду причин), тема ожидаемо протухла.
master555; +1 Ответить
50. Dragonim 142 17.10.19 10:29 Сейчас в теме
(47) Читайте книги по сдельной оплате труда. В крайне суровых условиях можно сдельную оплату привязать к прибыльности по данной позиции, или прибыльность по компании в целом. Намолол ты тонну и за неё тебе полагается 10$, но мировые цены упали и вместо денег ты получаешь кукиш без масла. Зато честно. По рыночному.
master555; +1 Ответить
56. acanta 17.10.19 13:32 Сейчас в теме
Дивиденды без права продажи акций этакое индуистские отношения к родному заводу как к священной корове?
Есть здание завода недостроенное, уже в самом центре города, потому что на сегодняшний день город растет быстрее чем строятся "градообразующие" предприятия. А все почему? Качество жизни..
57. Alistan007 17.10.19 13:58 Сейчас в теме
Знаете, у нас в менталитете по моему зашиты двойные стандарты. Наверное, по этому у нас до сих пор пародия на судебную систему и страсть к поиску справедливости. Я со стороны наблюдал ни одного собственника, кто под веянием западной моды долей в бизнесе и прочих опционов брался внедрять такую пулю. Но двойные стандарты брали свое. "Что-то очень много им выходит!" "А почему я должен делится, ведь бизнес мой?" "А они риски со мной делят на равных, налоги платят?" и т.д. Причем вопросы эти встают не до принятия решения, а после, когда нужно как говорится платить по счетам. В итоге все заканчивалось плохо. Как в одной из ваших статей, где менялся директор по производству не потому что он плохой, а потому что окружение такое. Ждем изменений в среде. )
master555; +1 1 Ответить
60. Sevt_RND 17.10.19 20:21 Сейчас в теме
(57) Полностью согласен, прям тоже самое о чем я хотел написать. Видел не один раз, когда вводили такие Пули, сотрудники горбатились, развивали свои направления в надежде получить свою долю, но когда размер их доли достигал какого-то порога, начинались движения в сторону пересмотра схемы пули) В итоге предприятие получило развитие, а сотрудники остались примерно на том же уровне дохода. Естественно, мотивированность сотрудников после таких движений резко снижалась.
master555; +1 Ответить
61. СергейК 51 17.10.19 22:36 Сейчас в теме
(60) Мне кажется ваш случай можно подвести под раздел "Ответственность собственника" - успешные сотрудники обогнали его в возможности вести компанию вперед. И оказалось что ЧСВ для собственника важнее чем деньги.
63. user1081668 21.10.19 11:34 Сейчас в теме
ИМХО, пули отливают в тех случаях, когда уровень управленцев стремится к уровню болота. Хозяин и топы должны знать и ПОНИМАТЬ куда они двигаются хотя бы в пределах года-трех. И при этом топы должны составлять подробный план для своего направления (ах, они не умеют!!!). Начальники отделов и прочих бюро должны четко знать и следовать планам по направлениям...И так далее вниз до уборщиц и грузчиков.
Ах, да, - самое главное - все должны быть людьми, а не хищниками или паразитами - но эта главная проблема не решается на уровне бизнеса.
64. ander_ 22.10.19 15:44 Сейчас в теме
Интересная книга: Дэниел Пинк. Драйв. Что на самом деле нас мотивирует. Можно использовать в качестве отправной точки в определении к кому и при каких обстоятельствах применима такая система оплаты.
Оставьте свое сообщение