Почти все торговые предприятия, с которыми мне довелось поработать за многие лета, используют в своей работе 100%-ю скидку или продажу по нулевой цене. В основном это маркетинговые мероприятия, типа акций, бонусов, подарков, рекламной продукции и это в порядке вещей. Но "настала новая эра", появилась новая линейка программ (КА-2, УТ-11...), и 1С привела этот аспект в соответствие с налоговым кодексом, поля цена и сумма стали обязательными.
Учет бонусных товаров с нулевой ценой в соответствии с НК
Организации часто получают от поставщиков бонусные товары за выполнение определенных условий контракта. Причем цена таких товаров нулевая. Возникает вопрос: учитывать ли стоимость таких товаров в доходах при расчете базы по налогу на прибыль? Минфин в комментируемом письме отвечает на этот вопрос так. Бонусный товар с нулевой ценой включается в доходы, облагаемые налогом на прибыль.
Как оценивать товары
Стороны сделки могут договориться, что в ответ на выполнение определенных условий контракта поставщик безвозмездно передаст покупателю товары дополнительно к уже поставленным. Покупатель за них ничего не заплатит. На первый взгляд, раз нет расходов, то и база по налогу на прибыль должна оставаться неизменной.
Но, по мнению Минфина, это не так. Чиновники пришли к выводу, что организация должна учесть безвозмездно полученное имущество в доходах по рыночной стоимости (п. 8 ст. 250НК РФ). И неважно, что товары передаются в рамках возмездного договора поставки. Получается, что в целях налога на прибыль получать от поставщиков бонусные товары невыгодно. Остается вопрос, какая стоимость признается рыночной. Налоговики уже давно (с 2012 года) не вправе проверять рыночность цен сделок, если компании не являются взаимозависимыми (ст. 40 НК РФ). Поэтому если компании не взаимозависимы, рыночную цену можно поставить любую, хоть один рубль. Это следует из пункта 1 статьи 105.3 НК РФ. Так компания избежит учета лишних доходов. Правда, мы считаем, что занижать стоимость бонусных товаров надо в разумных пределах. Например, если небонусный товар стоит 1000 рублей, учесть его надежнее по стоимости 200–300 рублей. Иначе не исключены претензии со стороны инспекции насчет необоснованной налоговой выгоды. Ведь Минфин фактически разрешает налоговикам проверять цены любых сделок в поисках необоснованной выгоды (письмо Минфина России от 26.10.2012 № 03-01-18/8-149). Но есть и способы совсем не учитывать доходы. Правда, для этого необходимо договориться с поставщиком.
...
НДС тоже надо платить
Безвозмездная передача права собственности на товары — реализация, которая облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Поэтому у компании появляется обязанность не только учесть в доходах стоимость бонусных товаров, но и заплатить НДС с них.
Налоговую базу по НДС надо определять исходя из цен в первичных документах (письмо Минфина России от 04.10.2012 № 03-07-11/ 402). Как мы уже говорили, цены можно поставить заниженные, но в разумных пределах. Все равно такие действия не избавят компанию от уплаты обоих налогов.
Единственный способ избежать дополнительного НДС — отказаться от бонусных товаров, одновременно снизив стоимость поставки.
Бонусные товары, конечно, являются стимулом для развития деятельности покупателя. Но, как видно, из-за них приходится завышать налоговую базу и по налогу на прибыль, и по НДС. Если для компании это критично, надо стараться договориться с поставщиком о замене бонусных товаров на скидки. Если же нет, то надо платить налог на прибыль и НДС, правда, оба налога можно законно занизить.
Источник: © Бухгалтерия.ру
Это, конечно, замечательно, но на практике этот вопрос требуется решать лишь в управленческом учёте и не имеет никакого отражения в бухгалтерском. Такая необходимость возникает для учёта количества безвозмездно переданного товара с возможностью отслеживания кому, когда и в каком количестве этот товар был передан. Для бухгалтерии такой учёт если и требуется, то на забалансовых счетах. Но кому это нужно считать в двух местах?!
Итак, необходимо обеспечить возможность реализации товаров по нулевой цене и/или с нулевой суммой (в случае 100% скидки). Вторая задача, не потерять возможность обновлений или сделать такие обновления максимально простыми.
На просторах данного сайта я встречал решение этой задачи (Например), но на мой взгляд решение выбрано не совсем верно. Основная задача, безусловно, решена, но вот вторая...
В современных движках 1С имеется возможность создавать расширения, через которые в конфигурацию можно вносить изменения, не снимая с поддержки основную конфигурацию. Но в указанном выше примере внесены изменения в процедуру, которая весьма объемна, и даже если выносить её в расширение, то при обновлении придётся сверять её и вносить изменения или копировать содержимое и снова вносить нужные изменения. Повторюсь, процедура великовата. Поэтому меня такое решение не устроило.
Что ж реализуем это более удобным способом.
Первое, если у вас ещё нет расширения, куда вы вносите все дополнения и исправления, то создайте его. У меня это КАДоработки. Я не буду описывать как это делается в рамках этой статьи, таких материалов много на просторах интернета.
Теперь заходим в общий модуль ПродажиСервер и находим процедуру СообщитьОбОшибкахКонтрольЗаполненияЦен. Это маленькая процедура, которая проверяет результат ранее выполненного запроса на наличие нулевых цен и/или сумм в документе, формирует и выводит сообщение об ошибке(ах) и устанавливает Отказ=Истина (в случае "ошибки"). Как можно увидеть из текста процедуры, она чрезвычайно проста, коротка и достаточно универсальна, чтоб у программистов компании 1С ещё очень долго не появилось необходимости туда что-либо вносить или изменять, но даже когда это произойдёт, это можно будет скорректировать по щелчку. Далее, щёлкнув по заголовку процедуры ПКМ, выбираем пункт "Добавить в расширение", выбираем тип вызова "Вызывать вместо" и копируем содержимое исходной процедуры в неё. После этого вносим нужные изменения в условия. Я, например, добавил к условию проверки суммы
И ДокументПродажи.Метаданные().Имя<>"РеализацияТоваровУслуг"
Чтобы проигнорировать эту "ошибку" только для документа РеализацияТоваровУслуг. Кстати, доступность реквизита доступа к документу это причина, по которой я не стал использовать процедуру СформироватьЗапросКонтрольЗаполненияЦен. Ведь мне нужно было разрешить нули только в реализациях.
Здесь же можно вставить какие-то проверки на наличие ролей или ещё какие-то проверки.
Документ проводится нормально, печатные формы открываются, расчёт себестоимости при закрытии месяца адекватный.
Так же как и в вышеприведённой статье не проверял стандартный обмен с бухгалтерией, подозреваю, что бухгалтерия при проведении выругается аналогично не правленому варианту КА или УТ. Не смотрел, но что-то мне подсказывает, что в бухгалтерии 3.0 это исправляется идентичным образом. Так же на 99.5% уверен, что и в УТ 11.4, и в ERP 2.2 алгоритм решения вопроса будет абсолютно таким же.
Проверено на 1С:Комплексная автоматизация 2 (2.4.11.63).
Таким образом решены обе задачи: программа разрешает проводить нулевые цены и суммы по произвольным дополнительным условиям; программа не снята с поддержки и обновление модуля не потребует значительных вмешательств в исправленный код, если вообще когда-нибудь это потребуется.
Отсечем высказываемые возражения по необходимости сего улучшения
Использую комментарии из выше приведённой статьи.
НЕ рекомендую делать так, если финансы заказчика позволяют сделать всё по человечески, с подсистемами, с настройками и т.д. НО, когда нужно примитивно включить возможность, то вэлком. Я сделал сие за 5 минут с перекурами, после того, как разобрался как это работает, поэтому вот готовое решение на такой случай.
Зачем Вы учите начинающих такому? Одно дело сделать подсистему, где пользователь сам опционально выбирает тип документа и отключить/включить возможность проведения документа с "нулевой" ценой. А тут так и хочется сказать: "опять костыли"...
эти решения примитивны и должны быть доведены до ума.
Обычно, подобные решения, помогают небольшим организациям сберечь время и деньги - всё равно на колхозят.
Относительно законности применения таких "продаж" написал во врезке выше. Решайте сами. Есть масса задач в управленческом учёте, когда так проще организовать работу, вместо всякого рода списаний, комиссий и т.д.
эта задача решается скидками. Если вы продаете 1 бутылку и 1 отдаете бесплатно в качестве бонуса, то это то же самое что вы продаете 2 бутылки с 50% скидкой на каждую.
А теперь представьте, что это должен делать не специалист по 1С, а девочка фактуровщик. А теперь добавьте туда ещё и два десятка позиций и пару-тройку бонусных позиций, да ещё и эти позиции не являются такими же, что отгружаются (т.е. не 2+1, а купи холодильник и сосну в подарок). И усложните это дело даже лёгкой текучкой среди фактуровщиков...
Или в кафе/ресторане/баре недовольный клиент. Вычеркнуть блюдо нельзя, оно произведено, ингредиенты списались, блюдо списалось, но за него клиент не платит, более того, для заглаживания вины, ему ещё и комплимент выдадут (комплимент могут и довольному клиенту выдать). Предлагаете бармену стоять выкручивать скидки чтоб сохранить сумму чека для выравнивания нулевых позиций? А обслуживать то тогда кто будет? Или для решения таких вопросов поставить дополнительного человека за бар, платить ему ЗП, пихаться опами в стеснённых условиях... Нет уж!
А передача рекламных материалов. Где экспедитору/торговому агенту/мерчендайзеру/... нужно будет за них отчитаться и в последующем видеть кому, когда и сколько было передано.
Использую комментарии из выше приведённой статьи.
НЕ рекомендую делать так, если финансы сделать всё по человечески с подсистемами, с настройками и т.д. НО, когда нужно примитивно включить возможность, то вэлком. Я сделал сие за 5 минут с перекурами, после того, как разобрался как это работает, поэтому вот готовое решение на такой случай.
Зачем Вы учите начинающих такому? Одно дело сделать подсистему, где пользователь сам опционально выбирает тип документа и отключить/включить возможность проведения документа с "нулевой" ценой. А тут так и хочется сказать: "опять костыли"...
эти решения примитивны и должны быть доведены до ума.
Обычно, подобные решения, помогают небольшим организациям сберечь время и деньги - всё равно на колхозят.
Относительно законности применения таких "продаж" написал во врезке выше. Решайте сами. Есть масса задач в управленческом учёте, когда так проще организовать работу, вместо всякого рода списаний, комиссий и т.д.
эта задача решается скидками. Если вы продаете 1 бутылку и 1 отдаете бесплатно в качестве бонуса, то это то же самое что вы продаете 2 бутылки с 50% скидкой на каждую.
А теперь представьте, что это должен делать не специалист по 1С, а девочка фактуровщик. А теперь добавьте туда ещё и два десятка позиций и пару-тройку бонусных позиций, да ещё и эти позиции не являются такими же, что отгружаются (т.е. не 2+1, а купи холодильник и сосну в подарок). И усложните это дело даже лёгкой текучкой среди фактуровщиков...
Или в кафе/ресторане/баре недовольный клиент. Вычеркнуть блюдо нельзя, оно произведено, ингредиенты списались, блюдо списалось, но за него клиент не платит, более того, для заглаживания вины, ему ещё и комплимент выдадут (комплимент могут и довольному клиенту выдать). Предлагаете бармену стоять выкручивать скидки чтоб сохранить сумму чека для выравнивания нулевых позиций? А обслуживать то тогда кто будет? Или для решения таких вопросов поставить дополнительного человека за бар, платить ему ЗП, пихаться опами в стеснённых условиях... Нет уж!
А передача рекламных материалов. Где экспедитору/торговому агенту/мерчендайзеру/... нужно будет за них отчитаться и в последующем видеть кому, когда и сколько было передано.