Натуральный интеллект

17.08.20

Саморазвитие

Много слов сказано об Искусственном Интеллекте, как будут взаимодействовать новое и совсем не забытое старое.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть.

А.С. Пушкин

Введение

Интеллект – как много в этом слове! Каждому человеку в большей или меньшей степени присуще это проявление высшей разумной деятельности.

Определения

В чем заключается эта деятельность?

Интеллект – это умение выбирать и умение отличать.

Наша жизнь постоянно дает нам варианты, например, пройти в дверь или сквозь стену. Каждый сам для себя делает выбор и какой лучше судить трудно.

Иногда нестандартное мышление приносит великолепные результаты, но нередко бывает, что лучше двигаться по проторенному пути. Программисты знают, что ошибка в написанном коде может принести много бессонных ночей, но изредка приносит ошеломительный результат, который потом приносит хорошие дивиденды.

Отличить один результат от другого тоже работа интеллекта.

Тест IQ

Интеллект решили измерять, придумали тесты для определения уровня. «Нормальные» люди укладываются при измерении в результаты от 80 до 180 единиц. Большинство имеют показатели от 110 до 140.

После прохождения теста нельзя сказать человек гениален или умен. Высокий или низкий уровень, набранных баллов, говорит только о количестве правильных ответов на вопросы теста. Существует байка, что у Эйнштейна количество набранных баллов было меньше 80.

Самые распространенные тесты IQ имеют десять вопросов трех типов, с ограничением времени на ответы.

Первый тип вопросов построен на поиске закономерностей в числовых рядах, например: 1, 4, 9, 16, … продолжите ряд.

Второй тип вопросов предлагает работу со словами, например: «ваниемиропрограм», нужно узнать слово составленное из этих букв.

Третий тип вопросов на графический анализ фигур, например, найдите лишнюю фигуру:

Максимальный результат покажет тот тестируемый, который легко, а время как правило ограничено, справится со всеми тремя видами заданий.

Соответственно получается, что средние результаты у тех, кто владеет двумя типами вопросов, низкий результат у тех, кто владеет одним типом вопросов.

Командная работа

Разделение на физиков и лириков заметно у учеников еще с начальных классов школы. Девочки чаще проявляют себя как лирики, мальчики как физики.

Обучение не должно быть однобоким, но если есть склонность к лирике, то будут получаться ответы на тип вопросов со словами.

Мы с женой ярко выраженные представители физиков и лириков, с весьма однобоким развитием. Нетрудно догадаться, кто из нас физик, кто лирик. Прошли тест IQ независимо друг от друга, показали средние результаты. У нее результат выше моего, что вызвало в моей второй половине прилив радости и хорошее настроение.

Когда мы вместе проходили тест, то показали наивысший результат. Получилась хорошая команда, в которой ее участники дополняют друг друга.

Типы знаний

Теоретически знания разделяются на четыре типа:

  1. Неосознанное незнание
  2. Осознанное незнание
  3. Осознанное знание
  4. Неосознанное знание

С первым проще всего, просто человек не знает и даже не подозревает, о чем он не знает. Как вроде говорил Платон: «Я знаю только то, что ничего не знаю».

Во втором случае мы знаем о каких-либо умственных дисциплинах, например, о квантовой физике, но при этом не имеем понятий и знаний в этой «науке».

В третьем случае затрачено время на изучение знания, имеется понятийный аппарат, заметно владение терминологией. Например, карате. Знаем, как называются удары, видели, как они исполняются, но на ринг лучше не ходить. Одним наименованием удара соперника с ног не сбить.

Четвертый случай полное овладение знанием. Решения и действия находятся незаметно, на подсознательном уровне, быстро и почти без раздумий.

Навыки, интуиция

Неосознанное знание еще называется навык. Данной формой знания овладевают, это то к чему стоит стремиться.

Также в процессе жизни мы нехотя овладеваем множеством побочных навыков, например, курить. Привычка – это одна из разновидностей навыков.

Поэтому нужно тщательно следить за выработкой навыков, потому что избавиться от приобретенных неосознанных знаний довольно трудно.

Человек после переезда на другое место жительства, не контролируя себя осознанно, может снова прийти к своему старому дому.

Мгновенные интуитивные решения, на мой взгляд, не мистическое озарение, а опыт приобретенных обширных неосознанных знаний. В процессе применений знаний накапливается багаж удачных решений, некая база знаний. Из этой базы и рождается интуиция.   

Обучение

Освоение знаний делятся как минимум на две категории: мыслительные и механические. К примеру, получение водительских прав требует изучения правил дорожного движения, что является мыслительным процессом и вождению автомобиля, что является механическим процессом.

Теория и практика. Для полного освоения знания нужно совместить и то, и другое, причем как в мыслительной, так и в механической деятельности.

Например, изучая математику мы изучаем лекции, осваивая математический аппарат, потом решаем примеры, применяя полученные на лекциях знания. Изучая бойцовские дисциплины, мы сначала изучаем анатомию человека, способы избежать повреждений, а потом практикуемся, выполняя упражнения и проводя бои.

Разница с зарубежным образованием

Имеется в виду не общее образование, а специализированное. Как правило учебники написаны по принципу: теория, вопросы. Немногие авторы утруждают себя интересным изложением материала и юмором в лекциях. Гораздо интереснее читать учебник с «легким» изложением материала, с шутками, красивыми картинками. Читать такое увлекательно, иногда это может принести пользу.

Интересная история запомнится, иногда можно ее рассказать, есть одна проблема, книга не принесла практических навыков работы.

В такой сложной ВУЗовской дисциплине как электроника попали ко мне два учебника. Первый из далекой Англии известного города Оксфорда, изданный в 1985 году, второй из России не менее известного города Ижевск, изданный в 2000 году.

Речь в учебниках шла об одних и тех же вещах, с небольшими отличиями маркировки полупроводниковых элементов и микросхем.

С удивлением отметил, что развитие электроники идет одним и тем же путем или точнее Российская электроника догоняет зарубежную, но дело не только в этом. В зарубежном учебнике даны несколько советов, один из которых значительно продвинул мое инженерное мышление.

Задачи после лекций в учебниках сильно различались, надо признать в Оксфорде задачи очень заковыристые и если студент не проникся миром электроники, то на шару экзамен с такими задачами не сдаст.

Мне показалось, что в Ижевске вполне можно не понимать принципы электрических схем, достаточно зазубрить информацию и стать очередным инженером, который не работает по специальности.

В чем был совет? Не уверен, что цитирую учебник, он кстати был на русском языке, усвоил я примерно так: «Выработайте в себе навык мгновенно оценивать сечение проводника для передачи по нему определенной силы тока».

При проектировании шкафов управления мне это очень пригодилось. Освободилась часть мыслительного процесса, которая отвлекалась на очень важную вещь как зависимость силы тока и сечения, сразу скажу, что длину проводника я тоже учитываю.

В результате мыслить стало немного легче и продуктивнее, появился подсознательный контур расчета, который работал легко и без моих усилий.

Емкость мозга

В продолжении разговора о навыках, а я хочу сказать, что наш интеллект проявляется совокупностью этих мыслительных процессов, возникает вопрос, можем ли мы усвоить их бесконечное количество или есть ограничения.

Никакие физиологические теории не дали мне ответа на этот вопрос. Пришлось делать наблюдение самому.

Так как навыки бесследно не исчезают и явно занимают место у нас в головном мозге, а физические навыки и спинном мозге, с течением времени человек приобретает все больше и больше сложных рефлексов.

Есть такие сложные как человеческая речь, которая и мыслительный процесс и физическое действие. Если к этому прибавить пение, то испытываешь ошеломление от емкости информационной системы, которая обучается и управляет человеком.

Огромное количество возможностей попроще, такие как ходить, дышать, пищу переваривать, играть на музыкальном инструменте, вести половую жизнь и так далее, я прервусь в перечислениях, но очевидно, что это очень длинный список.

Из этого следует гипотеза, что лишних знаний не бывает, в смысле емкость не закончится. Не будет такого состояния, что человек слишком много усвоил и больше не может.

«Учиться никогда не поздно». Смелое утверждение, но как сложно учиться после 30 лет и в тоже время просто. Я думаю, что все дело в мотивации.

Зрелый человек уже добился некоторого благополучия в жизни и вроде ничего особо не надо, но, если появилась цель, индивидуум вышел из зоны равновесия и комфорта, тогда учится новым навыкам даже легче чем в детстве.

Влияние компьютеров на IQ

Конечно влияние есть и очень заметное. В начале развития компьютерной техники людям занимающимся ее эксплуатацией приходилось проявлять высокий уровень изобретательности и вероятнее всего их IQ был намного выше среднего. Только эта деятельность не была продуктивной для общего развития человечества и служила только развитию информационных технологий.

По мере развития, компьютеры стали более дружественными, их эксплуатация стала доступна не только кибернетикам, но и специалистам в других областях. К примеру экономист с помощью электронных таблиц может составить бизнес план и посмотреть на результаты деятельности изменяя параметры.

Если на листочке и карандашом такое моделирование может занять много времени и усилий, то с помощью компьютера такое сделать намного проще.

В этом случае вроде на лицо деградация человека, но составить электронную таблицу требует и знаний, и усилий, потом легко и быстро представить несколько моделей.

В конце двадцатого века компьютеры соединили в сеть и стала доступна сокровищница знаний. Нет смысла придумывать самому, проще воспользоваться плодами чужих мыслей. Ведет ли это к деградации? Ответ на этот вопрос пока неясен, а новый век дает новые вызовы.

ИИ против НИ

Когда человек хорошо играет в шахматы, то как правило получает уважение окружающих и легко прослыть умным человеком. Для людей шахматы — это сложная задача, для компьютера просто рутина.

Чемпион мира по шахматам – компьютер. Используя продвинутые алгоритмы игры в шахматы, скорость просчета значительно увеличилась и даже в быстрые шахматы с компьютером играть бесполезно.

Искусственный интеллект есть, но я так понимаю мы не к этому стремимся. Мы хотим Искусственный Разум.

Нейросети демонстрируют неплохой результат в обучаемости и распознавании того, что хорошо распознают люди. Усовершенствование теории, накопление знаний в форматах нейросетей позволят приблизить, а точнее создать иллюзию, что компьютер стал человеком.

Такие обобщенные понятия как эмоции для компьютера чужды, социальный заказ от общества на это есть. На мой взгляд это направление служит для развлечения.

Настоящая работа Искусственного Разума (интеллекта) заключается в помощи людям составлять достоверные прогнозы на будущее, просчитывать большие экосистемы, четко предсказывать погоду и проектировать электронику, механизмы, программное обеспечение нового поколения.

Как в этой ситуации будет вести себя Натуральный Интеллект? Если с развитием сетей мы начали меньше думать, то могу предположить из-за Искусственного Разума будем меньше общаться с себе подобными.

Выводы:

  1. Технический прогресс оказывает влияние на человека, но новые достижения оказывают все большее и большее влияние на наше мышление, телесное развитие, окружающую среду и общение.
  2. Утрата определенных навыков в результате изобретения некоторых приспособлений не несет в себе катастрофы, но для владения определенными профессиями нужно в себе развивать мыслительные средства обходясь без приспособлений.

Организованные навыком мысли складываются намного быстрее, порождая озарение и пробуждая интуицию.

 

Другие публикации:

Ну, программист, погоди! Руководство по выживанию в офисных джунглях.

Нейро-лингвистическое программирование для программиста

Искусственный интеллект IQ навык интуиция

См. также

5 идей, как еще аналитик может развивать себя

Личная эффективность Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

В статье рассказывается о 5 способах развития аналитика уровня мидл, мидл + и выше.

вчера в 08:00    530    0    TanyaRi    1    

7

Профессиональное мировоззрение учетного специалиста (ч.2). Хозяйственная и бухгалтерская (виртуальная) реальности

Личная эффективность Бесплатно (free)

В этой части статьи предложен вариант профессиональной мировоззренческой модели на основе пары взаимосвязанных реальностей – хозяйственной реальности и бухгалтерской (виртуальной) реальности.

09.04.2024    415    0    Polav62    0    

4

Радио "Аналитик", 16 выпуск 2 сезона. Про метанавыки с Никитой Меньшовым

Личная эффективность Презентации и публичные выступления Бесплатно (free)

В шестнадцатом выпуске второго сезона подкаста Радио “Аналитик“ обсудили, что такое матанавыки, в чем их ценность, чем они отличаются от soft skills и как их развивать.

01.04.2024    351    0    Radio_Analyst    0    

4

Профессиональное мировоззрение учетного специалиста (ч.1). Наука или не наука?

Личная эффективность Бесплатно (free)

Данная статья является пилотной в цикле публикаций на тему «Профессиональное мировоззрение учетного специалиста», в котором предполагается рассмотреть основные идеи, важные для профессиональной деятельности любого учетного специалиста в области бухгалтерского, налогового, управленческого и любого другого вида учета. В статье рассмотрены критерии научности профессионального мировоззрения, предложен вариант модели бухгалтерского научного знания. Если данная тема вызовет интерес у читателей, то в последующих статьях будет предложена профессиональная мировоззренческая модель на основе пары взаимосвязанных реальностей – хозяйственной и бухгалтерской (виртуальной) реальностей, а также будут рассмотрены принципы построения научных бухгалтерских моделей.

01.04.2024    495    0    Polav62    4    

5

Радио "Аналитик", 15 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Ильёй Никитиным. Переход от технической поддержки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

18.03.2024    340    0    Radio_Analyst    0    

5

Радио "Аналитик", 14 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Натальей Лосевой. Переход от разработки к анализу

Личная эффективность Обучение и наставничество Бесплатно (free)

В серии “Путь аналитика” мы говорим о том, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

04.03.2024    390    0    Radio_Analyst    0    

5

Измерение и развитие потенциала сотрудников

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Тема измерения и развития потенциала сотрудников является ведущей последние два года в компании Proaction. Елена Дуюн, руководитель направления «Развитие корпоративной культуры», поделится с нами откровением, которое возникло в процессе исследовательского проекта на платформе Proaction. Елена расскажет о текущей кадровой ситуации, о видах потенциала сотрудников, о том, как оценивать этот потенциал и как мотивировать персонал на саморазвитие.

01.03.2024    416    0    DuyunElena    0    

3

Радио "Аналитик", 13 выпуск 2 сезона. "Путь аналитика" с Анастасией Лощиловой. От финансового директора на заводе до функционального архитектора

Обучение и наставничество Бесплатно (free)

Что отличает аналитика от самурая? Аналитик не прокладывает путь, пока не поставит цель. В серии “Путь аналитика” поговорим, как аналитики приходят в профессию, с какими задачами работают, с какими трудностями сталкиваются и как их преодолевают.

20.02.2024    549    0    Radio_Analyst    0    

1
Комментарии
Подписаться на ответы Инфостарт бот Сортировка: Древо развёрнутое
Свернуть все
1. kosmo0 108 20.08.20 10:56 Сейчас в теме
Искусственный интеллект - это на сегодняшний день поле изучения философов. Нейросети - все хоть как-то имеют представление о них называют данную область "машинное обучение". Это всего лишь часть ИИ. (что будет в перспективе совсем не ясно - хотя бы потому что программе не нужно выживать, не нужно думать как получить энергию, не нужно думать как оставить свои гены в будущее).

"могу предположить из-за Искусственного Разума будем меньше общаться с себе подобными." - никогда. Есть такие люди, экстраверты называются, им общение также необходимо как покушать (вот они на стены лезли во время карантина). Или имелось в виду личное общение? Потому как сейчас по интернету куча способов общения (даже с незнакомыми - типа чатрулетки).
Оставьте свое сообщение